Действующий

Об областной целевой программе "Развитие и поддержка семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (2007-2009 годы)" (с изменениями на 5 ноября 2008 года)


1. Содержание проблемы и необходимость ее решения программным методом


Одним из приоритетов социально-экономического развития Калужской области в последние годы является развитие института приемной семьи как совокупности всех форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан.

В настоящее время в Калужской области проживают 4700 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. К сожалению, число детей-сирот в последние годы не уменьшается. В 2003 году в области было выявлено 805 детей, оставшихся без попечения родителей, в 2004 году - 879, в 2005 году - 981.

Наиболее распространенной, традиционной формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Калужской области остается опека (попечительство). В 2005 году более 40% от числа выявленных детей устроено в семьи опекунов и попечителей. В настоящее время количество опекаемых детей в области составляет 2327 человек.

Вместе с тем в Калужской области получила широкое распространение практика создания приемных семей. В 2005 году 195 детей-сирот обрели своих приемных родителей. На 01.04.2006 в 365 приемных семьях Калужской области, созданных теперь уже во всех муниципальных образованиях области, воспитываются 612 приемных детей (в детских домах воспитываются 520 детей). Этот результат был достигнут благодаря успешной реализации на территории Калужской области областной целевой программы "Приемная семья Калужской области (2003-2006 гг.)". В 2005 году особое внимание уделялось социально-экономической поддержке приемных семей, на которую направлено около 70 % средств данной программы. 1264 тысячи рублей было выделено в рамках реализации программы на улучшение жилищных и материально-бытовых условий приемным семьям. В первую очередь поддержка оказывалась многодетным семьям и семьям, воспитывающим детей - инвалидов, а также новым приемным семьям, берущим на воспитание сразу нескольких детей.

Действие данной программы закончилось в 2006 году и для дальнейшего развития семейных форм устройства детей-сирот необходима новая программа, охватывающая более широкий контингент детей, лишенных родительского попечения.

Приоритетной формой устройства детей в семью остается усыновление. В течение нескольких последних лет Калужская область остается в числе трех регионов Центрального федерального округа, где число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усыновленных гражданами России, превышает число детей, усыновленных иностранцами. За 2005 год граждане других государств усыновили всего 24 ребенка из нашей области (в 2004 г. - 52). Российскими гражданами усыновлены 73 ребенка из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в 2004 году - 66 детей).

Государственная поддержка всех форм семейного устройства детей, оставшихся без родительского попечения, представляется необходимой задачей в течение среднесрочной перспективы социально-экономического развития региона.

Решению этой задачи отвечает принятый Закон Калужской области от 15.07.05 № 106-ОЗ "О патронатном воспитании". Он определяет 3 вида патроната и при его успешной реализации позволит обеспечить защиту прав детей, проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении, расширить круг воспитанников интернатных учреждений, передаваемых в патронатные семьи, организовать профессиональное сопровождение выпускников интернатных учреждений. Однако сделать это без четко построенной стратегии конкретных мер поддержки новой формы устройства детей в семьи граждан будет практически невозможно, так как эта работа связана с необходимостью межведомственной координации усилий целого ряда ведомств и структур, а также финансированием мер по реализации закона.

В Калужской области очень острой остается проблема обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из 4700 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечены жилыми помещениями, пригодными для проживания, не более 20%. На 01.04.2006 г. в очереди на получение субсидии на приобретение жилого помещения стоят более 300 детей-сирот (от 14 лет и старше). На средства, выделяемые из областного бюджета, приобретается ежегодно не более 15 квартир. В муниципальных образованиях недостаточно средств для ремонта закрепленных за детьми жилых помещений, и они постепенно переходят в разряд непригодных для проживания, в связи с чем очередь на получение субсидии ежегодно увеличивается более чем на 50 человек (в 2005 году - на 85 человек).

Применение программно-целевого метода в решении проблемы семейного устройства детей, имеющих статус ребенка-сироты, позволит развивать институт приемной семьи на территории области теми темпами, которые сложились до 2006 года, придаст необходимый импульс для развития патронатного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Проблемы, связанные с решением жилищных вопросов детей, оставшихся без родительского попечения, из года в год усугубляются и усложняются. При отсутствии государственной поддержки к 2010 году 40% жилых помещений, требующих ремонта и принадлежащих детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, превратятся в непригодные для проживания. Дети-сироты не в полной мере смогут реализовать свое право на образование из-за отсутствия у ряда образовательных учреждений возможности предоставить временное жилье для обучающихся. Требует развития и практика усыновления приемных детей.

Комплексное решение проблем социального сиротства, дальнейшее развитие всех форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, обеспечение межведомственного подхода к решению острых проблем обеспечения социальной адаптации детей и их постинтернатного сопровождения возможно программно-целевым методом - путем реализации межведомственной областной целевой программы "Развитие и поддержка семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (2007-2009 годы)".