ГУБЕРНАТОР ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 апреля 2009 года N 276
О финансировании расходов на укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания и оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам в рамках Социальной программы Владимирской области на 2009 год
(Изменения:
постановление Губернатора Владимирской области от 03.07.2009 N 514, НГР: ru33000200900267;
постановление Губернатора Владимирской области от 28.10.2009 N 884, НГР: ru33000200900497;
постановление Губернатора Владимирской области от 20.11.2009 N 974, НГР: ru33000200900495)
1. Утвердить Социальную программу Владимирской области на 2009 год согласно приложению N 1.
2. Утвердить состав и положение о комиссии по контролю за расходованием средств Пенсионного фонда Российской Федерации, выделенных на реализацию Социальной программы Владимирской области на 2009 год, согласно приложениям N 2,3.
3. Определить департамент социальной защиты населения администрации области (Л.Е.Кукушкина) уполномоченным органом, ответственным за реализацию Социальной программы Владимирской области на 2009 год.
4. Департаменту социальной защиты населения администрации области (Л.Е.Кукушкина) обеспечить предоставление:
4.1. В Пенсионный фонд Российской Федерации документов, указанных в пункте 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2007 N 936, в I квартале 2009 года.
4.2. В отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Владимирской области отчета о расходах бюджета субъекта Российской Федерации на реализацию социальных программ и на оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (по форме и в сроки, установленные Пенсионным фондом Российской Федерации).
5. Рекомендовать главам муниципальных образований, имеющих статус городских округов и муниципальных районов, создать комиссии по контролю за целевым использованием средств Пенсионного фонда Российской Федерации, выделенных на оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам Владимирской области с участием представителей территориальных отделов (управления) социальной защиты населения департамента социальной защиты населения администрации области и управлений (отдела) Пенсионного фонда Российской Федерации городов и районов области, общественных организаций.
6. Считать утратившими силу постановления Губернатора области:
7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора области С.А.Мартынова.
8. Настоящее постановление вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.
Губернатор области | Н.В. Виноградов |
I. Общие положения
Социальная программа Владимирской области на 2009 год (далее- Программа) разработана во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2007 N 936"Об утверждении Правил предоставления в 2008-2010 годах из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на социальные программы субъектов Российской Федерации, связанные с укреплением материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, а также на оказание адресной социальной помощи указанной категории неработающих пенсионеров, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий".
II. Характеристика проблем, решение которых осуществляется путем реализации Программы
Одним из основных направлений социальной политики государства на период до 2012 года в распоряжении Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1663-р определено улучшение качества жизни социально незащищенного населения. При этом предлагается реализовать комплекс мер по модернизации реабилитационной индустрии и реабилитационных учреждений.
Во Владимирской области функционирует развитая сеть стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста, представленная психоневрологическими интернатами, домами-интернатами для престарелых и инвалидов общего типа, геронтологическими центрами, одним специальным домом-интернатом для престарелых и инвалидов, одним детским домом-интернатом для умственно-отсталых детей, одним специальным домом для ветеранов, домами милосердия, отделениями временного проживания и отделениями милосердия при центрах социального обслуживания. Численность пожилых людей и инвалидов, проживающих в вышеназванных учреждениях, составляет 4074 чел.
В последние годы, в целях исполнения принятых государственных стандартов социального обслуживания, в области проделана существенная работа по приведению помещений подведомственных учреждений в соответствие с предъявляемыми требованиями. На их оснащение необходимым оборудованием, мебелью, мягким инвентарем и предметами длительного пользования в 2008 году из областного бюджета направлено свыше 14500,0 тыс.рублей. В 2009 планируется направить 13062,2 тыс.руб. на капитальный ремонт жилых помещений и мест общего пользования и приобретение оборудования, мебели и предметов длительного пользования.
Проведенный в ноябре 2008 года мониторинг качества и доступности оказания социальных услуг в стационарных учреждениях, показал достаточно высокую степень удовлетворенности инвалидов и людей пожилого возраста улучшенными условиями проживания.
Вместе с тем, по-прежнему сохраняется необходимость в поддержании материальной базы стационарных учреждений, несущих высокую эксплуатационную нагрузку в части использования жилых помещений и мест общего пользования (число проживающих в них граждан от 100 до 610 чел.).
Так в ОГСУ "Хольковский психоневрологический интернат" в 2008 году за счет средств областного бюджета начат ремонт жилого корпуса для ослабленных больных на 40 коек (затрачено 2,5 млн.руб.), который требует завершения; вновь отремонтированный корпус планируется укомплектовать современным и удобным инвентарем и оборудованием.
Для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов ОГСУ "Болотский психоневрологический интернат" необходим капитальный ремонт жилых помещений и мест общего пользования.
ОГСУ "Жереховский психоневрологический интернат" рассчитан на 205 мест (5 спальных корпусов, один из которых для лиц страдающих туберкулезом). В жилых помещениях учреждения требуется проведение капитального ремонта.
Из общего числа жилых комнат в 2008 году в ОГСУ "Ковровский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов" отремонтировано 23, в ОГСУ "Собинский геронтологический центр" - 42 комнаты. Включение указанных учреждений в программу на 2009 год позволит завершить модернизацию жилых помещений на 80-100%.
ОГСУ "Суздальский дом-интернат для престарелых и инвалидов" и "Гусевской психоневрологический интернат" расположены в зданиях 1917 г. и 1895 г. постройки соответственно, при этом ремонт спальных корпусов, где высота потолков достигает 4,5 метров, предполагает значительные финансовые вложения.
Дополнительное привлечение инвестиций позволит за счет проведения ремонтных работ и замены устаревшего оборудования модернизировать материально-техническую базу учреждений, поддерживать объекты недвижимости в удовлетворительном состоянии.
В текущем году за счет средств субсидий из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ПФР) планируется выполнить мероприятия по капитальному ремонту жилых корпусов 7 областных государственных стационарных учреждений социального обслуживания и оснащению отремонтированных помещений оборудованием, мебелью, предметами длительного пользования. На указанные цели требуются средства в сумме 13062,2 тыс.руб.
Во Владимирской области проживают 446 тыс. пенсионеров, из них 322 тысячи (72%) в настоящее время не осуществляют трудовую деятельность. Единственным источником дохода неработающих пенсионеров является пенсия. При этом около 105 тысяч человек получают пенсию в размере ниже величины прожиточного минимума пенсионера, установленного на территории области, и нуждаются в оказании адресной социальной помощи. В условиях финансово-экономического кризиса численность неработающих пенсионеров увеличивается, и они также становятся потенциальными претендентами на получение материальной поддержки.
В целях улучшения социально-бытовых условий жизни неработающих пенсионеров в 2009 году планируется:
- не допускать сужения круга сложившихся социальных гарантий;
- оказать финансовую помощь большему числу жителей области, при этом обеспечить равные возможности при реализации ими прав на социальную поддержку;
- сократить долю личных расходов граждан при газификации ими домовладений.
За счет средств областного бюджета на заявительной основе планируется оказать материальную помощь 7613 чел. на 9092 тыс. руб. (для сравнения в 2008 году - 6140 чел. на 7336 тыс. руб.)
Согласно Указу Губернатора области от 02.09.2008 N 16 в 2009 году размер денежной выплаты составляет:
- малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам, установленной во Владимирской области - 1100 рублей;
- гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (понесшим в результате пожара или стихийных бедствий материальный ущерб, а также гражданам, нуждающимся в необходимости оплаты неотложных медицинских услуг и иных подобных случаях) - до 5500 руб.
Различные виды адресной социальной помощи оказывают гражданам областные государственные учреждения социального обслуживания населения - центры социального обслуживания городских округов и муниципальных районов. На учете в центрах состоят около 80 тысяч малообеспеченных пенсионеров и инвалидов, из которых в 2008 году помощь (материальную и натуральную) получили 33,3 тыс. человек на сумму 26,0 млн. руб. Помощь оказана из средств различных источников (местных бюджетов, спонсорских средств), в том числе ПФР выделил Владимирской области 3,2 млн. руб. на оказание помощи пенсионерам и инвалидам в рамках празднования Дня Победы, Международного дня пожилых людей, Международного дня инвалидов, а также единовременной материальной помощи неработающим пенсионерам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Значимой для пенсионеров и инвалидов является помощь, оказанная при газификации жилья. В 2008 году выплаты получили 2638 человек на общую сумму 36,8 млн. рублей, в том числе:
- за счет средств ПФР 1234 чел. на сумму 15,1 млн. руб.
- за счет областного бюджета 1404 чел. на - 21,7 млн. руб.
Средний размер выплаты исходя из фактически произведенных затрат и доли жилого помещения, принадлежащей на праве личной собственности заявителю, составил 13950 рублей.
В текущем году во всех муниципальных районах и городских округах области, за исключением ЗАТО г. Радужный, работа по газификации жилых помещений продолжается. К газораспределительным сетям будет подключено свыше 2 тысяч жилых домов, находящихся в собственности неработающих пенсионеров. На сокращение доли личных расходов пенсионеров при газификации жилья (1318 чел.) в областном бюджете предусмотрено 23540 тыс.рублей, выделено из бюджета ПФР - 4000 тыс.руб. (297 чел.)
Вместе с тем, имеется потребность в предоставлении указанных мер социальной поддержки неработающим пенсионерам, осуществившим газификацию жилья в 2008 году.
Как показывает практика предыдущих лет, подключение жилых помещений осуществлялось, как правило, в ноябре-декабре. При этом, учитывая механизм прохождения финансовых средств и порядок завершения финансового года, прием обращений прекращался во второй декаде декабря.
В результате часть граждан по объективным причинам не смогли обратиться за помощью в 2008 году, в котором осуществлена газификация, т.к. после пуска газа требуется время для дооформления соответствующих документов.
В целях обеспечения равных возможностей при реализации гражданами права на социальную поддержку Социальной программой на 2009 год предусматриваются нормы, согласно которым единовременная материальная помощь может быть предоставлена неработающим пенсионерам, осуществившим газификацию жилья в 2008 году (ориентировочно -50 чел.).
III. Цели и задачи Программы
Цель программы - повышение качества обслуживания пожилых граждан и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, сокращение очередности граждан, страдающих психическими расстройствами, на помещение в психоневрологические интернаты, улучшение материального положения пенсионеров, а также социально-бытовых условий их жизни, в том числе за счет газификации жилья.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:
- укрепление материально-технической базы областных государственных стационарных учреждений социального обслуживания путем проведения ремонтных работ, приобретения мебели, оборудования и предметов длительного пользования;
- осуществление единовременной материальной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, а также к праздничным датам (День Победы, День пожилого человека, День инвалида);
- частичное возмещение расходов пенсионерам в связи с газификацией жилья (жилых помещений).
IV. Источники финансирования Программы
Реализация мероприятий программы осуществляется в пределах средств, выделенных на указанные цели ПФР и предусмотренных в областном бюджете.
За счет средств ПФР планируются расходы на:
а) укрепление материально-технической базы областных государственных стационарных учреждений социального обслуживания населения;
б) оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, включая:
- предоставление единовременной материальной помощи, в том числе в связи с частичной оплатой газификации жилья (жилых помещений) неработающих пенсионеров, принадлежащего им на праве собственности и являющегося местом их жительства;
- оказание материальной помощи в связи с празднованием Дня Победы, проведением Дня пожилого человека и Дня инвалида.
Областным бюджетом предусмотрены расходы на:
а) укрепление материально-технической базы стационарных учреждений социального обслуживания, включая мероприятия по повышению уровня пожарной безопасности учреждений социального обслуживания с круглосуточным пребыванием людей;
б) оказание адресной социальной помощи, включая:
- осуществление денежной выплаты малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
- предоставление денежной компенсации части расходов, связанных со строительством газовых сетей, отдельным категориям граждан постоянно проживающих в населенных пунктах области, подлежащих газификации в соответствии с перечнем объектов газификации на очередной год.