Рентабельность продукции | Рентабельность актива | |||||||||
1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | |
Всего | 11,6 | 7,5 | 8,8 | 4,9 | 4,6 | 3,7 | 2,8 | 4,2 | 0,8 | 0,8 |
Строительство | 6,5 | 4,6 | 7,9 | 4,6 | 2,2 | 2,0 | 2,3 | 5,3 | 3,3 | 0,8 |
По данным бухгалтерской отчётности организаций, без учёта малых предприятий, банков, страховых и бюджетных организаций |
К числу экономических закономерностей развития строительного комплекса относится опережающее развитие отраслей материально-технической базы строительства, проектирования и НИОКР в строительстве по отношению к темпам прироста объёма строительно-монтажных работ. Особенно это относится к темпам роста производства прогрессивных строительных материалов. Введение повышенных требований к уровню теплозащитных функций ограждающих конструкций зданий вызвало необходимость использования эффективных теплоизоляционных материалов. В 2003 г. для теплоизоляции ограждающих конструкций зданий в области использовано 180 тыс.куб.м. теплоизоляционных материалов, а произведено только 70 тыс. куб.м. Доставка теплоизоляционных материалов из других областей увеличивает их стоимость на 5% вследствие повышения транспортных издержек. Потребление цемента в области постоянно растёт и достигло 250 тыс.т.
Минерально-сырьевая база Владимирской области имеет широкий ассортимент сырья для производства строительных материалов: глин - кирпичных, керамзитовых и для цементов, песков строительных, силикатных для стекольной и металлургической промышленности, песчано-гравийных материалов, карбонатных пород, извести, флюса и известковой муки.
По состоянию на 01.01.2004 г. балансом запасов песков для строительных работ и производства силикатных изделий в области учтено 36 месторождений с суммарными запасами 140 млн куб.м. Обеспеченность запасами строительных песков составляет 80 лет. Стеклозаводы, выпускающие сортовое и техническое стекло, обеспечиваются привозным сырьём. Альтернативой может стать месторождение \"Великодворье-2\", числящееся в госрезерве с разведанными и предварительно оцененными запасами свыше 60 млн. т. На его базе возможно создание горнообогатительного комбината по выпуску сырья для стекольной промышленности.
Камни строительные - известняки и доломиты. В области разведаны и учтены балансом на 01.01.2004 г. запасы известняков и доломитов семи месторождений в количестве 300,519 млн.куб.м. Разрабатывается 3 месторождения. Суммарные запасы госрезерва составляют 102,925 млн.куб.м. Область не только обеспечена данным сырьём, но поставляет организациям соседних областей.
Балансом области на 01.01.2004 г. учтены промышленные запасы десяти месторождений песчано-гравийного материала в количестве - 63,661 млн. куб.м (пять из них разрабатываются), четыре месторождения керамзитового сырья с запасами 49,529 млн. куб.м (из которых разрабатывается два месторождения) и 29 месторождений легкоплавких глин и суглинков для производства кирпича с запасами 58,079 млн. куб.м (в группе разрабатываемых числятся восемь месторождений).
Имеющиеся промышленные запасы разведанных месторождений глинистого сырья могут обеспечить работу кирпичных заводов с годовой производительностью от 2 до 200 млн. шт кирпича в год. Кроме того, на территории области выделено 38 прогнозных площадей глинистого сырья с общими ресурсами 127,8 млн. куб.м.
Профессиональное образование Владимирской области, готовящее специалистов для отрасли, представлено тремя уровнями подготовки: начальным, средним и высшим. В 2003 году учреждениями начального профессионального образования области выпущено около 1580 специалистов по 11 специальностям. Учреждениями среднего профессионального образования было выпущено около 2800 специалистов по 10 специальностям. Учреждениями высшего профессионального образования государственного и негосударственного сектора в 2003 году было выпущено около 1130 специалистов, в том числе по основным группам направлений подготовки: экономика и управление - 594; информатика и вычислительная техника -241; строительство и архитектура -169; безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды - 130.
Деятельность отраслей, производств, финансово-банковских структур и управления, осуществляющих долгосрочные вложения во Владимирской области, изменила строительный комплекс, он стал инвестиционно-строительным. Основным источником капитальных вложений являются собственные средства организаций, на долю которых приходится около 60 % инвестиций в основной капитал, остальное составляют привлечённые средства, из них до 20% из федерального и областного бюджетов. Организациями негосударственного сектора вкладывается около 70% общего объёма инвестиций. Средства частных лиц в инвестициях продолжают расти и составляют более 40 % от общего объёма инвестиций в основной капитал.
Владимирская область имеет численность населения 1 млн 503 тыс. чел., из них 80 % проживает в городах и 20 % на селе. Размер жилищного фонда области 33,6 млн кв. м, а средняя обеспеченность жильём на 1 человека - 22,4 кв. м. Значительная часть жилищного фонда области не удовлетворяет потребностям населения не только своими размерами, но и качественными характеристиками, так не весь жилищный фонд оборудован различными видами благоустройства, например, водопроводом - только на 87 % в городской местности и на 44 % - в сельской, канализацией, соответственно - 84 % и 32 %, центральным отоплением - 88 % и 30 %, горячим водоснабжением - 68 % и 15 %. Наибольшая доля неблагоустроенного жилья приходится на ветхое и аварийное. Общая площадь ветхого и аварийного жилищного фонда составила 788,2 тыс. кв. м или 2,4 % в общем объёме жилищного фонда. На балансе муниципальных образований числится около 550 тыс. кв. м ветхого и аварийного жилищного фонда или 3,1% от общей площади муниципального жилья в области (17769,1 тыс. кв. м).
Остро стоит вопрос капитального ремонта и реконструкции районов, застроенных домами первых массовых серий в 50-60 годах прошлого века. Проблема реконструкции этих домов усложняется не только их моральным и физическим износом, но и состоянием внутренних инженерных сетей, нормативные сроки эксплуатации которых исчерпаны.
Анализ состояния инвестиционно-строительного комплекса области и материалы выполненных в последние годы исследований (Владимирский государственный университет, Владимирское региональное отделение МАИЭС) позволяют определить круг проблем, решение которых обеспечит повышение уровня благосостояния населения области, удовлетворит потребности как областного, так и республиканского рынка, рост эффективности производства и производительных сил, увеличение объёмов строительной продукции.
Одним из основных препятствий на пути к экономическому росту является медленный процесс преобразований на уровне организаций. Причиной, препятствующей эффективному функционированию организаций в условиях рыночных отношений, является неэффективная система управления организацией, обусловленная: отсутствием взвешенной стратегии в деятельности и ориентацией на краткосрочные текущие результаты в ущерб среднесрочным и долгосрочным; недостаточные знания менеджеров и персонала; неэффективность финансового менеджмента и управления издержками производства. Резкое снижение объёмов инвестиций существенно осложнило положение дел и привело к ликвидации большой группы организаций и органов управления, попытки воспрепятствовать в ходе приватизации распаду единых технологических комплексов часто были безуспешны. Главные территориальные строительные управления преобразовались в акционерные общества и ассоциации.
Сформировались новые региональные ведомства: центры по лицензированию, контролю, ценообразованию, экспертизе. Проблема развития рассматривается как проблема активизации инвестиционного процесса. Модернизация методов управления и перестройка организационных структур особенно актуальна в управлении инвестиционно-строительным процессом. Основные организационно-экономические механизмы по быстрому вводу объектов в эксплуатацию, освоению мощностей, выпуску продукции и получению прибыли: совмещение отдельных фаз инвестиционно-строительного процесса, поэтапный ввод объекта в эксплуатацию, формирование механизма взаимодействия заказчик - инвестор - проектировщик - генподрядчик - поставщик материалов, изделий, оборудования; создание организационных структур, экономических механизмов взаимоотношений.
Основными факторами, сдерживающими развитие регионального рынка строительных материалов и привлечения инвестиций, являются низкий уровень качества материалов и недостаток передовых инновационных разработок, малая мощность части производителей и потребителей, несовершенство организационных форм производства и потребления. Для повышения эффективности функционирования областного рынка необходимо создание единого информационного пространства, создание единой торгово-сбытовой сети, уменьшающей число посредников.
Остаются актуальными и требуют решения следующие проблемы:
1. Недостатки обеспечения жильём населения. В настоящее время в области на получение жилья состоит в очереди 55196 семей. Ветхий и аварийный фонд насчитывает 788,2 тыс. кв. м, где проживает около 15 тыс. семей.
2. Свыше 900 тыс. кв. м. жилья в домах первых массовых серий требует реконструкции.
3. Наличие административных барьеров на пути развития предпринимательства в области строительной деятельности. Остаются сложности при получении исходно-разрешительной документации, предоставление площадок на строительство объектов не всегда соответствует критериям эффективности и общедоступности.
4. Недостаточная инвестиционная активность. Строительная отрасль утратила роль \"локомотива\" инвестиционного развития и мультипликатора роста из-за недостатка внимания органов управления к созданию благоприятных условий для деятельности организаций всех форм собственности в отраслях строительного комплекса и стимулирования роста объёмов производства.
5. Неэффективная система природопользования. В области сохраняется низкая степень освоения значительного числа разведанных месторождений общераспространённых полезных ископаемых. Освоение месторождений глины, опоки, трепела может стать мультипликаторами роста отдельных районов области, а также расширения лесосеки для строительства из дерева.
6. Требуются новые подходы к развитию газификации, дорожного строительства, систем связи, обслуживания туризма.
Администрацией области в целях решения важнейших социально-экономических задач, для активизации инвестиционно-строительной деятельности принят ряд мер, призванных способствовать созданию необходимых юридических и финансовых условий, направленных на повышение эффективности инвестиционного процесса.
Основу законодательной базы, регулирующей инвестиционно-строительную сферу региона, составляет Закон "О государственной поддержке инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений на территории Владимирской области" от 09.12.2002 N 123-03.
Для реализации населением области конституционного права на жильё, а также в целях стимулирования и развития жилищного строительства в области разработана "Концепция жилищной политики Владимирской области на период с 2002 по 2010 г.г.", утверждённая постановлением Губернатора области N 530 от 25.10.2002 . Концепция включает цель, анализ жилищной сферы области, системы жилищного финансирования с участием бюджетных и внебюджетных средств, развитие индивидуального строительства, переселение граждан из ветхого и аварийного жилья, реконструкции домов первых массовых серий, инженерное обеспечение жилой застройки, снижение стоимости строительства - как фактор доступности жилья, стимулирование инвестиционной активности в строительном комплексе области, архитектурно-технические и градостроительные аспекты в жилищной сфере, подготовку кадров для жилищной сферы, оценку социально-экономических последствий реализации концепции.
Постановлением Губернатора области N 570 от 21.11.2003 рекомендовано органам местного самоуправления округов, городов и районов области при решении вопросов предоставления земельных участков под строительство руководствоваться разработанным "Положением по предоставлению земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной (до разграничения государственной собственности на землю) или муниципальной собственности на территории поселений Владимирской области". Положение позволяет определить порядок участия и взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций в осуществлении мероприятий по приобретению гражданами и юридическими лицами прав на земельные участки на территориях муниципальных образований Владимирской области. Положение распространяется на земельные участки, предоставляемые под строительство объектов различного назначения. Органы местного самоуправления разрабатывают программы комплексной реконструкции и развития инженерной инфраструктуры территорий, порядок привлечения средств на развитие инженерных сетей. Формируется целевой бюджетный фонд из средств на реализацию требований при получении технических условий.