Недействующий

ЗАКОН

ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

от 10 августа 2004 года N 129-ОЗ

Об областной целевой программе "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства Владимирской области на 2004-2010 годы"

Принят Законодательным Собранием области 28 июля 2004 года

(Утратил силу:
Закон владимирской области от 31.05.2006 N 60-ОЗ, НГР: ru33000200600251)

(Изменения:
Закон Владимирской области от 12.07.2005 N 95-ОЗ, НГР: ru33000200500275;
Закон Владимирской области от 15.03.2006 N 26-ОЗ, НГР: ru33000200600103)

(Действие Закона приостановлено с 1 января до 1 апреля 2005 года в части финансирования из областного бюджета:
Закон Владимирской области от 30.12.2004 N 260-ОЗ, НГР: ru33000200400544)

Статья 1


Утвердить областную целевую программу "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства Владимирской области на 2004-2010 годы" (прилагается).

Статья 2


Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор
 Владимирской области

Н.В. Виноградов

Владимир

10 августа 2004 г.

N 129-ОЗ

Утверждена

Законом Владимирской области

от 10.08.2004 N 129-ОЗ

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РЕФОРМИРОВАНИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2004-2010 ГОДЫ"


Наименование Программы:

Областная целевая программа "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства Владимирской области на 2004-2010 годы".

Законодательная база для разработки Программы:

Постановление Прав ительства Российской Федерации c:\content\ngr\RU0000R200102088.doc "О подпрограмме "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы".
 Решение Межведомственной комиссии по подготовке жилищно-коммунального комплекса и объектов энергетики к работе в осенне-зимних условиях 2003/2004 годов в соответствии с протоколом выездного заседания от 11 ноября 2003 года N 6.

Заказчик Программы:

Администрация Владимирской области.

Контроль за исполнением Программы

Администрация Владимирской области;

 Законодательное Собрание Владимирской области

Основные разработчики программы:

Управление жизнеобеспечения и развития инфраструктуры администрации области;

 Департамент государственного регулирования топливно-энергетического комплекса;

 Департамент социальной защиты населения администрации области;

 ГУП Владимирской области "Владоблжилкомхоз" (по согласованию);

 Владимирский областной комитет государственной статистики (по согласованию).

Исполнители:

Органы местного самоуправления (по согласованию);

 Управление жизнеобеспечения и развития инфраструктуры администрации области;

 Департамент государственного регулирования топливно-энергетического комплекса администрации области;

 Департамент социальной защиты населения администрации области;

 Владимирский областной комитет государственной статистики (по согласованию);

 ГУП Владимирской области "Владоблжилкомхоз" (по согласованию);

 Организации, предоставляющие жилищно-коммунальные услуги населению, в том числе муниципальные унитарные предприятия
 - МУП ЖКХ (по согласованию).

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:


Стратегическая цель программы:

Совершенствование системы управления и системы правоотношений в ЖКХ, ценовой и тарифной политики;
повышение эффективности функционирования жилищно-коммунального хозяйства, обеспечение надежности жилищно-коммунальных систем жизнео беспечения населения;

 улучшение качества жилищно-коммунальных услуг.

Задачи Программы

Задача N 1

Обеспечение финансовой стабилизации жилищно-коммунального хозяйства.

Задача N 2

Задача N 3

Задача N 4

Задача N 5

Ожидаемые результаты от реализации Программы

Общий объем и источники финансирования Программы

Модернизация жилищно-коммунального хозяйства области в 2004-2010 годах потребует финансовых средств в сумме 4550 млн. рублей.
 Источниками финансирования Программы являются

Сроки реализации Программы

2004-2010 гг.

Настоящая Программа разработана в целях реализации во Владимирской области подпрограммы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2001 года N 797, совершенствования системы управления в жилищно-коммунальном хозяйстве, перехода на полноценные договорные отношения, развития конкурентной среды, оптимизации текущих затрат и капитальных вложений, обеспечения эффективности и надежности работы систем энерго-, тепло-, водоснабжения и канализации, внедрения ресурсосберегающих технологий, снижения затрат предприятий на производство жилищно-коммунальных услуг и повышения их качества, путем обеспечения финансирования ее мероприятий за счет средств федерального и областного бюджетов, местных бюджетов в согласованных с ними объемах и привлекаемых средств организаций на договорной основе, а также в связи с тем, что закончен срок действия областной и муниципальных программ реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 1997-2003 годы.

В соответствии с областной и муниципальными программами реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 1997-2003 годы работа по реформированию жилищно-коммунального хозяйства проходила одновременно с приемом-передачей жилья, объектов коммунального и социально-бытового назначения в муниципальную собственность.

В муниципальную собственность передано около 95% жилищного фонда, более 80% коммунальных объектов, подлежащих передаче. Изменилась структура жилищного фонда по формам собственности. В муниципальной собственности находится 25% жилищного фонда области, в частной - 70%, государственной - 4%, общественной и смешанной формах - 1%.

В целях проведения основных принципов и направлений реформирования жилищно-коммунального хозяйства за период с 1997 года по настоящее время на региональном и муниципальном уровнях сформирована необходимая нормативно-правовая база.

Продолжается поэтапный переход на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, предусматривающий снижение объема бюджетных дотаций в жилищно-коммунальное хозяйство, с одновременным развитием системы социальной защиты малообеспеченных слоев населения в виде предоставления субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг.

Для осуществления мер социальной защиты населения в городах и районах области создано 72 службы по предоставлению малообеспеченным гражданам жилищных субсидий. Доля семей, обратившихся за субсидиями, выросла в 2003 году до 9% от общего количества семей, проживающих на территории области.

В целях разделения функций по управлению, хозяйственному ведению и развитию договорных отношений в отрасли в 17 муниципальных образованиях области созданы службы заказчика.

Осуществляется переход на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг. Законом Владимирской области установлена социальная норма площади жилья в размере 18 кв. м общей площади на каждого члена семьи из трех и более человек, 42 кв. м. - на семью из 2-х человек, 33 кв. м. на одиноко проживающих граждан. Постановлением Губернатора области на 2004 год утвержден региональный стандарт стоимости предоставления жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. м. общей площади жилья в размере 23,9 руб./кв. м. Постановлением Губернатора области органам местного самоуправления рекомендовано максимально допустимую долю собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг установить в размере 18 процентов.

Получили дальнейшее развитие договорные отношения между потребителями и предприятиями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги. Договорами найма охвачено 34% нанимателей жилых помещений и договорами на техническое обслуживание собственников жилья - 56,3% от общего количества собственников. Проводятся конкурсные отборы подрядных организаций на выполнение работ по капитальному ремонту и обслуживанию жилья.

Продолжается процесс создания товариществ собственников жилья, на 1 января 2004 года в области их зарегистрировано 134 с общей площадью жилья 526,2 тыс. кв. метров (1,5% от общей площади жилого фонда области).

Несмотря на положительные изменения, произошедшие за эти годы, процесс реформирования ЖКХ идет медленнее, чем предусматривалось, не все намеченные программы удалось реализовать в полном объеме. Положение дел в области остается сложным.

Вначале предполагалось, что в течение достаточно короткого периода будет завершен переход к бездотационному функционированию жилищно-коммунальной сферы, однако социально-экономическая ситуация как в целом по стране, так и во Владимирской области не позволила завершить этот переход.

Уровень платежей населения к стоимости жилищно-коммунальных услуг, хотя постепенно и увеличивался, но не достиг величины, предусмотренной Концепцией реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, областной и муниципальной программами реформирования.

Продолжает нарастать комплекс нерешенных проблем, основным из которых являются: высокая зависимость производителей жилищно-коммунальных услуг от бюджетных дотаций, значительный объем недофинансирования отрасли.

Имеют место неудовлетворительное финансовое положение предприятий; в ряде случаев высокая затратность и отсутствие экономических стимулов снижения издержек; перекрестное субсидирование, когда промышленные предприятия компенсируют существенную часть стоимости услуг, не покрываемых платежами населения; старение производственных мощностей, интенсивный износ и выбытие инфраструктуры; большие потери энергии, воды и других ресурсов.

Действующая система дотирования жилищно-коммунальных предприятий приводит к ситуации, в которой дотации и льготы получают не только малоимущие граждане, но и группы граждан с высокими и средними доходами.

Ресурс оборудования в жилищно-коммунальном хозяйстве уже практически исчерпан, особенно это проявилось во время осенне-зимнего отопительного сезона 2002-2003 годов. По причине недостаточного финансирования и физического износа основных средств большинство предприятий ЖКХ области работает не в эксплуатационном, а в аварийно-восстановительном режиме.

В системе теплоснабжения физический износ в среднем по области составляет: котельных и котлоагрегатов - 52,3%, коммунальных тепловых сетей - 70,2%. В системах централизованного водоснабжения износ в водопроводных сетях 69,7%, имеющиеся сети не обеспечивают полной потребности в хозяйственном водоснабжении по качеству и количеству воды.

Требует срочной модернизации 50,2% мощностей коммунальных очистных сооружений, физический износ коммунальных сетей предприятий ЖКХ возрос до 66,7%.

В жилищной сфере не удалось в полной мере воспользоваться преимуществом конкурентных отношений в сфере управления и эксплуатации жилья, поскольку в условиях нестабильного и недостаточного финансирования оказалось невозможным добиться полноценных договорных отношений. Недофинансирование коммунальной сферы обуславливает и отсутствие экономического интереса в создании товариществ собственников жилья, что еще в большей степени снижает перспективы развития конкуренции.

Сохраняющаяся практика бюджетного финансирования отрасли и слабые рычаги влияния получателей услуг на их количество и качество, отсутствие конкурентных отношений являются основными причинами существующих проблем ЖКХ: хронического дефицита финансирования, высокой затратности и отсутствия экономических стимулов снижения издержек, неэффективной и бесприбыльной работы предприятий ЖКХ, высокого уровня потерь ресурсов.

Одна из важнейших проблем отрасли - большой объем кредиторской задолженности, которая достигла к 1 октября 2003 года 3,26 млрд. рублей и превышает в 1,6 раза дебиторскую задолженность.

Существование кредиторской задолженности резко искажает систему экономических стимулов в отрасли и тормозит проведение преобразований в ЖКХ.

В целях решения накопившихся в отрасли проблем, разработки комплекса мер по выводу жилищно-коммунального хозяйства из сложившегося состояния и обеспечения его перехода к новой модели устойчивого функционирования и разработана настоящая Программа.

Отличительной особенностью Программы является то, что она, прежде всего, базируется на муниципальных программах реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса на 2003-2010 годы.

Конечной целью Программы должно стать повышение эффективности, качества жилищно-коммунального обслуживания, надежность инженерных систем жизнеобеспечения, комфортность и безопасность условий проживания, социальная защита населения при оплате жилищно-коммунальных услуг.

Цели 1 этапа реализации программы

Цель N 1

Осуществить инвентаризацию и переоценку основных фондов в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Цель N 2

Осуществлять обновление основных фондов в жилищно-коммунальном хозяйстве области

Цель N 3

Обеспечить финансовое оздоровление организаций жилищно-коммунального комплекса.

Цель N 4

Создать необходимую нормативную правовую базу для реализации программы.

Цель N 5

Повысить квалификацию персонала предприятий жилищно-коммунального хозяйства.

Задача N 1

Задача N 2

Задача N 3

Обеспечение формирования муниципальных заказов (коммунального бюджета) с определением соответствия источников его финансирования средствам, предусмотренным в соответствующих бюджетах, и платежам населения исходя из установленного уровня.

Задача N 4

Задача N 5

Осуществление демонополизации управления и содержания жилищного фонда, путем обеспечения равных конкурентных условий для всех субъектов хозяйствования при предоставлении жилищных услуг.

Задача N 6

Организация контроля за применением тарифов на коммунальные услуги.

Задача N 7

Организация контроля со стороны органов Госэнергонадзора за технической эксплуатацией объектов электро-, тепло- и газоснабжения в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Задача N 8

Ликвидация системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению и водоотведению.

Задача N 9

Проведение эксперимента по внедрению механизма адресной социальной поддержки семей с низкими доходами в отдельных органах местного самоуправления

Задача N 10

Организация теоретического обучения и практических занятий административно-управленческого, инженерно-технического и оперативного персонала предприятий жилищно-коммунального хозяйства.

Цели 2 и 3 этапов реализации программы (2007-2010 гг.)

Цель N 1

Создать условия для снижения издержек и повышения качества предоставления жилищно-коммунальных услуг.

Цель N 2

Осуществить демонополизацию управления и содержания жилищного фонда.

Цель N 3

Обеспечить равные конкурентные условия для всех субъектов хозяйствования при предоставлении жилищных услуг.

Цель N 4

Обеспечить эксплуатацию основных фондов в жилищно-коммунальном хозяйстве области в соответствии с действующими нормативами и правилами.

Цель N 5

Обеспечить инвестиционную привлекательность жилищно-коммунального хозяйства области.

2007-2008

Задача N 1

Обновление основных фондов организаций жилищно-коммунального хозяйства области на 10-15%.

Задача N 2

Реструктуризация и ликвидация кредиторской и дебиторской задолженности организаций жилищно-коммунального хозяйства области.

Задача N 3

Снижение издержек и повышение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг.

Задача N 4

Развитие конкурентных отношений при предоставлении жилищных услуг.

Задача N 5

Ликвидация дотационности жилищно-коммунального хозяйства.

2009-2010

Задача N 1

Эксплуатация основных фондов предприятий жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с требованиями нормативных документов.

Задача N 2

Переход на конкурсные управление и содержание жилищного фонда, эксплуатацию инженерной инфраструктуры.

Задача N 3

Обеспечение инвестиционной привлекательности жилищно-коммунального хозяйства.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»