ЗАКОН
ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
от 10 августа 2004 года N 129-ОЗ
Об областной целевой программе "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства Владимирской области на 2004-2010 годы"
Принят Законодательным Собранием области 28 июля 2004 года
(Утратил силу:
Закон владимирской области от 31.05.2006 N 60-ОЗ, НГР: ru33000200600251)
(Изменения:
Закон Владимирской области от 12.07.2005 N 95-ОЗ, НГР: ru33000200500275;
Закон Владимирской области от 15.03.2006 N 26-ОЗ, НГР: ru33000200600103)
(Действие Закона приостановлено с 1 января до 1 апреля 2005 года в части финансирования из областного бюджета:
Закон Владимирской области от 30.12.2004 N 260-ОЗ, НГР: ru33000200400544)
Утвердить областную целевую программу "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства Владимирской области на 2004-2010 годы" (прилагается).
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор | Н.В. Виноградов |
Владимир
10 августа 2004 г.
N 129-ОЗ
Утверждена
Законом Владимирской области
от 10.08.2004 N 129-ОЗ
Наименование Программы: | Областная целевая программа "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства Владимирской области на 2004-2010 годы". |
Законодательная база для разработки Программы: | Постановление Прав ительства Российской Федерации c:\content\ngr\RU0000R200102088.doc "О подпрограмме "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы". |
Заказчик Программы: | Администрация Владимирской области. |
Контроль за исполнением Программы | Администрация Владимирской области; |
Основные разработчики программы: | Управление жизнеобеспечения и развития инфраструктуры администрации области; |
Исполнители: | Органы местного самоуправления (по согласованию); |
Стратегическая цель программы: | Совершенствование системы управления и системы правоотношений в ЖКХ, ценовой и тарифной политики; |
Задачи Программы | |
Задача N 1 | Обеспечение финансовой стабилизации жилищно-коммунального хозяйства. |
Задача N 2 | |
Задача N 3 | |
Задача N 4 | |
Задача N 5 | |
Ожидаемые результаты от реализации Программы | |
Общий объем и источники финансирования Программы | Модернизация жилищно-коммунального хозяйства области в 2004-2010 годах потребует финансовых средств в сумме 4550 млн. рублей. |
Сроки реализации Программы | 2004-2010 гг. |
Настоящая Программа разработана в целях реализации во Владимирской области подпрограммы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2001 года N 797, совершенствования системы управления в жилищно-коммунальном хозяйстве, перехода на полноценные договорные отношения, развития конкурентной среды, оптимизации текущих затрат и капитальных вложений, обеспечения эффективности и надежности работы систем энерго-, тепло-, водоснабжения и канализации, внедрения ресурсосберегающих технологий, снижения затрат предприятий на производство жилищно-коммунальных услуг и повышения их качества, путем обеспечения финансирования ее мероприятий за счет средств федерального и областного бюджетов, местных бюджетов в согласованных с ними объемах и привлекаемых средств организаций на договорной основе, а также в связи с тем, что закончен срок действия областной и муниципальных программ реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 1997-2003 годы.
В соответствии с областной и муниципальными программами реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 1997-2003 годы работа по реформированию жилищно-коммунального хозяйства проходила одновременно с приемом-передачей жилья, объектов коммунального и социально-бытового назначения в муниципальную собственность.
В муниципальную собственность передано около 95% жилищного фонда, более 80% коммунальных объектов, подлежащих передаче. Изменилась структура жилищного фонда по формам собственности. В муниципальной собственности находится 25% жилищного фонда области, в частной - 70%, государственной - 4%, общественной и смешанной формах - 1%.
В целях проведения основных принципов и направлений реформирования жилищно-коммунального хозяйства за период с 1997 года по настоящее время на региональном и муниципальном уровнях сформирована необходимая нормативно-правовая база.
Продолжается поэтапный переход на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, предусматривающий снижение объема бюджетных дотаций в жилищно-коммунальное хозяйство, с одновременным развитием системы социальной защиты малообеспеченных слоев населения в виде предоставления субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Для осуществления мер социальной защиты населения в городах и районах области создано 72 службы по предоставлению малообеспеченным гражданам жилищных субсидий. Доля семей, обратившихся за субсидиями, выросла в 2003 году до 9% от общего количества семей, проживающих на территории области.
В целях разделения функций по управлению, хозяйственному ведению и развитию договорных отношений в отрасли в 17 муниципальных образованиях области созданы службы заказчика.
Осуществляется переход на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг. Законом Владимирской области установлена социальная норма площади жилья в размере 18 кв. м общей площади на каждого члена семьи из трех и более человек, 42 кв. м. - на семью из 2-х человек, 33 кв. м. на одиноко проживающих граждан. Постановлением Губернатора области на 2004 год утвержден региональный стандарт стоимости предоставления жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. м. общей площади жилья в размере 23,9 руб./кв. м. Постановлением Губернатора области органам местного самоуправления рекомендовано максимально допустимую долю собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг установить в размере 18 процентов.
Получили дальнейшее развитие договорные отношения между потребителями и предприятиями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги. Договорами найма охвачено 34% нанимателей жилых помещений и договорами на техническое обслуживание собственников жилья - 56,3% от общего количества собственников. Проводятся конкурсные отборы подрядных организаций на выполнение работ по капитальному ремонту и обслуживанию жилья.
Продолжается процесс создания товариществ собственников жилья, на 1 января 2004 года в области их зарегистрировано 134 с общей площадью жилья 526,2 тыс. кв. метров (1,5% от общей площади жилого фонда области).
Несмотря на положительные изменения, произошедшие за эти годы, процесс реформирования ЖКХ идет медленнее, чем предусматривалось, не все намеченные программы удалось реализовать в полном объеме. Положение дел в области остается сложным.
Вначале предполагалось, что в течение достаточно короткого периода будет завершен переход к бездотационному функционированию жилищно-коммунальной сферы, однако социально-экономическая ситуация как в целом по стране, так и во Владимирской области не позволила завершить этот переход.
Уровень платежей населения к стоимости жилищно-коммунальных услуг, хотя постепенно и увеличивался, но не достиг величины, предусмотренной Концепцией реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, областной и муниципальной программами реформирования.
Продолжает нарастать комплекс нерешенных проблем, основным из которых являются: высокая зависимость производителей жилищно-коммунальных услуг от бюджетных дотаций, значительный объем недофинансирования отрасли.
Имеют место неудовлетворительное финансовое положение предприятий; в ряде случаев высокая затратность и отсутствие экономических стимулов снижения издержек; перекрестное субсидирование, когда промышленные предприятия компенсируют существенную часть стоимости услуг, не покрываемых платежами населения; старение производственных мощностей, интенсивный износ и выбытие инфраструктуры; большие потери энергии, воды и других ресурсов.
Действующая система дотирования жилищно-коммунальных предприятий приводит к ситуации, в которой дотации и льготы получают не только малоимущие граждане, но и группы граждан с высокими и средними доходами.
Ресурс оборудования в жилищно-коммунальном хозяйстве уже практически исчерпан, особенно это проявилось во время осенне-зимнего отопительного сезона 2002-2003 годов. По причине недостаточного финансирования и физического износа основных средств большинство предприятий ЖКХ области работает не в эксплуатационном, а в аварийно-восстановительном режиме.
В системе теплоснабжения физический износ в среднем по области составляет: котельных и котлоагрегатов - 52,3%, коммунальных тепловых сетей - 70,2%. В системах централизованного водоснабжения износ в водопроводных сетях 69,7%, имеющиеся сети не обеспечивают полной потребности в хозяйственном водоснабжении по качеству и количеству воды.
Требует срочной модернизации 50,2% мощностей коммунальных очистных сооружений, физический износ коммунальных сетей предприятий ЖКХ возрос до 66,7%.
В жилищной сфере не удалось в полной мере воспользоваться преимуществом конкурентных отношений в сфере управления и эксплуатации жилья, поскольку в условиях нестабильного и недостаточного финансирования оказалось невозможным добиться полноценных договорных отношений. Недофинансирование коммунальной сферы обуславливает и отсутствие экономического интереса в создании товариществ собственников жилья, что еще в большей степени снижает перспективы развития конкуренции.
Сохраняющаяся практика бюджетного финансирования отрасли и слабые рычаги влияния получателей услуг на их количество и качество, отсутствие конкурентных отношений являются основными причинами существующих проблем ЖКХ: хронического дефицита финансирования, высокой затратности и отсутствия экономических стимулов снижения издержек, неэффективной и бесприбыльной работы предприятий ЖКХ, высокого уровня потерь ресурсов.
Одна из важнейших проблем отрасли - большой объем кредиторской задолженности, которая достигла к 1 октября 2003 года 3,26 млрд. рублей и превышает в 1,6 раза дебиторскую задолженность.
Существование кредиторской задолженности резко искажает систему экономических стимулов в отрасли и тормозит проведение преобразований в ЖКХ.
В целях решения накопившихся в отрасли проблем, разработки комплекса мер по выводу жилищно-коммунального хозяйства из сложившегося состояния и обеспечения его перехода к новой модели устойчивого функционирования и разработана настоящая Программа.
Отличительной особенностью Программы является то, что она, прежде всего, базируется на муниципальных программах реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса на 2003-2010 годы.
Конечной целью Программы должно стать повышение эффективности, качества жилищно-коммунального обслуживания, надежность инженерных систем жизнеобеспечения, комфортность и безопасность условий проживания, социальная защита населения при оплате жилищно-коммунальных услуг.
Цели 1 этапа реализации программы | |
Цель N 1 | Осуществить инвентаризацию и переоценку основных фондов в жилищно-коммунальном хозяйстве. |
Цель N 2 | Осуществлять обновление основных фондов в жилищно-коммунальном хозяйстве области |
Цель N 3 | Обеспечить финансовое оздоровление организаций жилищно-коммунального комплекса. |
Цель N 4 | Создать необходимую нормативную правовую базу для реализации программы. |
Цель N 5 | Повысить квалификацию персонала предприятий жилищно-коммунального хозяйства. |
Задача N 1 | |
Задача N 2 | |
Задача N 3 | Обеспечение формирования муниципальных заказов (коммунального бюджета) с определением соответствия источников его финансирования средствам, предусмотренным в соответствующих бюджетах, и платежам населения исходя из установленного уровня. |
Задача N 4 | |
Задача N 5 | Осуществление демонополизации управления и содержания жилищного фонда, путем обеспечения равных конкурентных условий для всех субъектов хозяйствования при предоставлении жилищных услуг. |
Задача N 6 | Организация контроля за применением тарифов на коммунальные услуги. |
Задача N 7 | Организация контроля со стороны органов Госэнергонадзора за технической эксплуатацией объектов электро-, тепло- и газоснабжения в жилищно-коммунальном хозяйстве. |
Задача N 8 | Ликвидация системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению и водоотведению. |
Задача N 9 | Проведение эксперимента по внедрению механизма адресной социальной поддержки семей с низкими доходами в отдельных органах местного самоуправления |
Задача N 10 | Организация теоретического обучения и практических занятий административно-управленческого, инженерно-технического и оперативного персонала предприятий жилищно-коммунального хозяйства. |
Цели 2 и 3 этапов реализации программы (2007-2010 гг.) | |
Цель N 1 | Создать условия для снижения издержек и повышения качества предоставления жилищно-коммунальных услуг. |
Цель N 2 | Осуществить демонополизацию управления и содержания жилищного фонда. |
Цель N 3 | Обеспечить равные конкурентные условия для всех субъектов хозяйствования при предоставлении жилищных услуг. |
Цель N 4 | Обеспечить эксплуатацию основных фондов в жилищно-коммунальном хозяйстве области в соответствии с действующими нормативами и правилами. |
Цель N 5 | Обеспечить инвестиционную привлекательность жилищно-коммунального хозяйства области. |
2007-2008 | |
Задача N 1 | Обновление основных фондов организаций жилищно-коммунального хозяйства области на 10-15%. |
Задача N 2 | Реструктуризация и ликвидация кредиторской и дебиторской задолженности организаций жилищно-коммунального хозяйства области. |
Задача N 3 | Снижение издержек и повышение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг. |
Задача N 4 | Развитие конкурентных отношений при предоставлении жилищных услуг. |
Задача N 5 | Ликвидация дотационности жилищно-коммунального хозяйства. |
2009-2010 | |
Задача N 1 | Эксплуатация основных фондов предприятий жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с требованиями нормативных документов. |
Задача N 2 | Переход на конкурсные управление и содержание жилищного фонда, эксплуатацию инженерной инфраструктуры. |
Задача N 3 | Обеспечение инвестиционной привлекательности жилищно-коммунального хозяйства. |