(с изменениями на 6 декабря 2007 года)
____________________________________________________________________
Фактически утратило силу в связи с истечением срока действия
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Архангельского областного Собрания депутатов от 28 июня 2007 года N 1295;
постановлением Архангельского областного Собрания депутатов от 6 декабря 2007 года N 1532 (газета "Волна" от 21 декабря 2007 года N 99 (1111)).
____________________________________________________________________
Областное Собрание депутатов
постановляет:
Утвердить краткосрочную целевую социально-экономическую программу «Здоровое поколение на 2007 год» (прилагается).
Председатель областного
Собрания депутатов
В.С. Фортыгин
Утверждена
постановлением
областного Собрания депутатов
от 29 сентября 2006 года N 846
(в редакции постановления
Архангельского областного
Собрания депутатов
от 6 декабря 2007 года N 1532 -
см. предыдущую редакцию)
Краткосрочная целевая социально-экономическая
программа «Здоровое поколение на 2007 год»
Наименование | - | краткосрочная целевая социально-экономическая программа «Здоровое поколение на 2007 год» (далее - Программа) |
Основание | - | распоряжение администрации Архангельской области от 12 мая 2006 года N 11-ра «О разработке проекта краткосрочной целевой социально-экономической программы «Здоровое поколение» на 2007 год» |
Государственный заказчик | - | департамент здравоохранения администрации Архангельской области (далее - департамент здравоохранения) |
Разработчик | - | департамент здравоохранения |
Цели Программы | - | создание условий в Архангельской области для рождения здоровых детей; снижение уровня материнской и детской смертности; сохранение и укрепление здоровья детей на всех этапах развития |
Задачи Программы | - | укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений родовспоможения и детства; внедрение в практику учреждений здравоохранения и образования современных медицинских технологий, обеспечивающих сохранение здоровья детей; профилактика заболеваемости и инвалидности в детском возрасте; обеспечение полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей и детей из малоимущих семей по медицинским показаниям; |
Перечень основных | - | оснащение лечебно-профилактических учреждений родовспоможения и детства современным медицинским оборудованием; обеспечение высокоэффективными лекарственными препаратами акушерских стационаров и отделений реанимации новорожденных; обеспечение дополнительным питанием детей до трех лет, беременных и кормящих женщин из малоимущих семей по медицинским показаниям; внедрение йодопрофилактики у беременных и кормящих женщин из малоимущих семей по медицинским показаниям в йододефицитных районах Архангельской области; приобретение лечебного оборудования для отделений реанимации и второго этапа выхаживания новорожденных государственного учреждения здравоохранения «Архангельская областная детская клиническая больница им. П.Г. Выжлецова департамента здравоохранения администрации Архангельской области» (далее - областная детская клиническая больница); оснащение оборудованием стоматологического кабинета областной детской клинической больницы |
(дефисы пятый и шестой дополнительно включены на основании постановления Архангельского областного Собрания депутатов от 28 июня 2007 года N 1295) | ||
- | обеспечение высокоэффективными лекарственными препаратами отделения химиотерапии областной детской клинической больницы (дефис седьмой дополнительно включен на основании постановления Архангельского областного Собрания депутатов от 6 декабря 2007 года N 1532) | |
Исполнители | - | департамент здравоохранения; органы местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области |
Объем и |
| объем финансирования Программы составляет 29406,9 тыс. руб., в том числе: средства областного бюджета - 26496,7 тыс. руб.; средства местных бюджетов - 2910,2 тыс. руб. |
(строка в редакции постановления Архангельского областного Собрания депутатов от 28 июня 2007 года N 1295 - см. предыдущую редакцию) | ||
Ожидаемые | - | снижение уровня материнской смертности; снижение уровня младенческой смертности до 10,5 на 1000 родившихся живыми, детской смертности на 15 %; уменьшение количества осложнений беременности и родов на 10 %; снижение числа преждевременных родов до 4,5 %; снижение перинатальной смертности до 10 на 1000 детей, родившихся живыми и мертвыми; уменьшение заболеваемости кариесом детей Архангельской области, увеличение объема социально-медицинской реабилитации детей-инвалидов |
(дефис шестой дополнительно включен на основании постановления Архангельского областного Собрания депутатов от 28 июня 2007 года N 1295) | ||
- | увеличение продолжительности и улучшение качества жизни более 40 детей и подростков с онкологическими и онкогематологическими заболеваниями (дефис седьмой дополнительно включен на основании постановления Архангельского областного Собрания депутатов от 6 декабря 2007 года N 1532) | |
Система | контроль за реализацией Программы осуществляется департаментом здравоохранения и Архангельским областным Собранием депутатов |
В условиях снижения темпов рождаемости важное значение приобретают создание оптимальных условий для материнства, сохранение здоровья женщины-матери и обеспечение рождения и развития здорового ребенка.
Создание условий для охраны здоровья матери и рождения здоровых детей, предупреждение и снижение материнской и перинатальной заболеваемости и смертности являются важнейшими медико-социальными проблемами, на которые оказывают влияние экономические и социальные факторы, качество жизни и питание, уровень организации и оказания медицинской помощи женщинам и детям.
Как показала практика, приоритетные задачи охраны здоровья матери и ребенка наиболее целесообразно осуществлять в рамках региональных целевых программ, что позволяет сосредоточить ограниченные материальные и финансовые ресурсы на решении наиболее острых проблем материнства и детства.
В соответствии с подпрограммой «Здоровый ребенок» федеральной целевой программы «Дети России» на 2003 - 2006 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2002 года N 732, в Архангельской области была частично реализована областная целевая программа «Здоровый ребенок» на 2004 - 2006 годы, утвержденная постановлением главы администрации Архангельской области от 27 августа 2003 года N 138.
Благодаря целенаправленным мероприятиям, предусмотренным в данных программах, удалось улучшить основные показатели, характеризующие здоровье женщин и детей.
В результате реализации указанных программ в Архангельской области удалось снизить материнскую смертность до 7,2 на 100 тысяч родившихся живыми. В структуре смертности матерей основными причинами остаются осложнения беременности и экстрагенитальная патология у женщин. Была достигнута устойчивая тенденция к снижению показателей младенческой смертности с 15,9 на 1000 родившихся живыми в 2001 году до 10,1 на 1000 родившихся живыми в 2004 году.
Однако в 2005 году уровень младенческой смертности в Архангельской области увеличился до 12,6 на 1000 родившихся живыми.
Основными причинами младенческой смертности остаются состояния, связанные с осложнениями беременности и родов, а также врожденные аномалии развития, составившие в 2005 году в Архангельской области 69,9 % причин смертности детей до одного года. Эти же причины занимают ведущее место в детской инвалидности.
Программа является одним из эффективных методов снижения младенческой смертности.
Низкий уровень жизни населения и недостаточное финансирование мероприятий, связанных с охраной материнства и детства (особенно профилактических), привели к снижению количества здоровых женщин и детей.
Число здоровых детей в области составляет менее 10 %. В связи с тем что продолжает ухудшаться состояние здоровья беременных женщин, девушек-подростков, отмечается рост патологических изменений у детей с периода новорожденности. В целом заболеваемость детей до 14 лет в Архангельской области на 20 - 30 % выше показателей по Российской Федерации в целом. При этом за последние 10 лет заболеваемость детей первого года жизни выросла на 34,8 %.
Количество нормальных родов в области составляет всего около 20 %.
Сохраняется острота проблемы невынашивания беременности. Частота самопроизвольных выкидышей составляет более 10 %, преждевременных родов - до 5 %.
Необходимо совершенствование системы выхаживания новорожденных (особенно недоношенных и маловесных), оснащение родильных и педиатрических отделений лечебно-профилактических учреждений современным медицинским оборудованием и аппаратурой, обеспечение высокоэффективными лекарственными препаратами, повышение профессиональной подготовки медицинских кадров.
Для решения этой проблемы особое внимание необходимо обратить на новые технологии перинатальной диагностики, позволяющие уменьшить младенческую смертность и инвалидность с детства. Проблемы, связанные с врожденными и наследственными болезнями, демонстрируют важность профилактики заболеваний с медицинской, социальной и экономической точек зрения.
За последние 10 лет увеличилась интенсивность воздействия на женщин, детей и подростков факторов экологического и медико-социального риска, ухудшилась структура питания.
Недостаточность питания беременных женщин - это запрограммированность на внутриутробную задержку развития плода, в том числе и задержку развития головного мозга плода, что в последующем ведет к нарушению интеллектуального развития, отставанию в росте и развитии на любом этапе жизни, повышению риска возникновения заболеваний и смерти в 4 - 10 раз, а в будущем материнстве - риска выкидышей, мертворождений и недонашивания.
Каждый двенадцатый новорожденный в Архангельской области имеет низкую массу тела. На диспансерном наблюдении по анемии состоит до 20 % детей, по гипотрофии - до 5 %, по рахиту - от 1,9 % до 12,3 %, по пищевой аллергии - до 14 % детей. Более половины детей первого года жизни нуждаются в искусственном вскармливании.
Показаниями к назначению специализированных продуктов питания для беременных женщин и кормящих матерей являются недостаточное по объему и несбалансированное питание, экстрагенитальная патология (прежде всего анемия), многоплодная беременность, внутриутробная гипотрофия плода.
Для детей раннего возраста такими показаниями являются железодефицитная анемия, гипотрофия, рахит, пищевая аллергия.
В 2005 году завершено многолетнее комплексное обследование жителей Архангельской области для оценки состояния йодообеспеченности и зобной эндемии. Полученные данные свидетельствуют о том, что система защиты населения Архангельской области от последствий йодного дефицита и зобной эндемии требует серьезной поддержки. Йододефицитными районами Архангельской области является вся территория области, за исключением территорий городов Архангельска, Новодвинска и Северодвинска. Распространенность зоба у детей в Архангельской области за последние 30 лет выросла в 4 раза. Частота случаев заболеваний щитовидной железы в йододефицитных районах Архангельской области соответствует тяжелой степени йодной эндемии.
Показатели мертворождаемости и младенческой смертности в 1,5 - 2 раза превышают аналогичные показатели в йодообеспеченных районах Архангельской области, в 1,2 раза выше частота рождения детей с пороками развития, в 1,5 раза больше количество детей с внутриутробной задержкой развития. Дефицит йода приводит к отставанию в росте, физическом развитии и снижению умственных способностей детей.
Учитывая изложенное, представляется необходимым решать существующий комплекс проблем программно-целевым способом.
Целями Программы являются:
- создание условий в Архангельской области для рождения здоровых детей;
- снижение показателей материнской и детской смертности, в том числе младенческой;
- сохранение и укрепление здоровья детей на всех этапах развития.
Достижение указанных целей Программы обеспечивается решением следующих задач:
- укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений родовспоможения и детства;
- внедрение в практику учреждений здравоохранения и образования современных медицинских технологий, обеспечивающих сохранение здоровья детей;
- профилактика заболеваемости и инвалидности в детском возрасте;
- оптимизация питания беременных женщин, кормящих матерей и детей из малоимущих семей по медицинским показаниям.
Реализация Программы осуществляется в 2007 году.
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств областного бюджета и местных бюджетов.
Общий объем финансирования Программы составляет 29 406,9 тыс. руб., в том числе:
- средства областного бюджета - 26496,7 тыс. руб.;
- средства местных бюджетов - 2 910,2 тыс. руб.
(абзац в редакции постановления Архангельского областного Собрания депутатов от 28 июня 2007 года N 1295 - см. предыдущую редакцию)
Объем финансирования Программы носит прогнозный характер и может уточняться в ходе реализации Программы.
Участие в реализации и финансировании мероприятий Программы муниципальных образований Архангельской области определяется соглашениями о намерениях между государственным заказчиком Программы и соответствующими органами местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области при условии 50-процентного софинансирования программных мероприятий из местных бюджетов.
Реализация Программы осуществляется на основе договоров (контрактов, соглашений), заключаемых в установленном порядке государственным заказчиком Программы с исполнителями программных мероприятий.
Отбор мероприятий Программы осуществляется на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Порядок проведения йодопрофилактики и обеспечения полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей и детей в возрасте до трех лет из малоимущих семей утверждается администрацией Архангельской области.
Финансирование Программы за счет средств областного бюджета осуществляется в установленном порядке через государственного заказчика Программы в соответствии с утвержденными ассигнованиями на очередной финансовый год.
При изменении объемов бюджетного финансирования по сравнению с предусмотренными Программой государственный заказчик Программы в установленном порядке уточняет объемы финансирования за счет средств областного бюджета, местных бюджетов, а также перечень мероприятий для ее реализации в установленном порядке.