Недействующий

АРХАНГЕЛЬСКОЕ ОБЛАСТНОЕ СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ
четвертого созыва (двенадцатая сессия)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 сентября 2006 года N 846


Об утверждении краткосрочной целевой социально-экономической
программы «Здоровое поколение на 2007 год»

(с изменениями на 6 декабря 2007 года)
____________________________________________________________________
Фактически утратило силу в связи с истечением срока действия
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Архангельского областного Собрания депутатов от 28 июня 2007 года N 1295;

постановлением Архангельского областного Собрания депутатов от 6 декабря 2007 года N 1532 (газета "Волна" от 21 декабря 2007 года N 99 (1111)).

 ____________________________________________________________________


Областное Собрание депутатов

постановляет:

Утвердить краткосрочную целевую социально-экономическую программу «Здоровое поколение на 2007 год» (прилагается).

     

Председатель областного
          Собрания депутатов
                                                               В.С. Фортыгин

     

Утверждена
постановлением
областного Собрания депутатов
от 29 сентября 2006 года N 846
(в редакции постановления
Архангельского областного
Собрания депутатов
от 6 декабря 2007 года N 1532
-
см. предыдущую редакцию)

                                        

Краткосрочная целевая социально-экономическая
программа «Здоровое поколение на 2007 год»

Паспорт
краткосрочной целевой социально-экономической программы  
«Здоровое поколение на 2007 год»

Наименование
про
граммы

-

краткосрочная целевая социально-экономическая программа «Здоровое поколение на 2007 год» (далее - Программа)

Основание
для разработки
Программы


-

распоряжение администрации Архангельской области от 12 мая 2006 года N 11-ра «О разработке проекта краткосрочной целевой социально-экономической программы «Здоровое поколение» на 2007 год»

Государственный заказчик
Программы


-

департамент здравоохранения администрации Архангельской области (далее - департамент здравоохранения)

Разработчик
Про
граммы

-

департамент здравоохранения

Цели Программы


-
-
-

создание условий в Архангельской области для рождения здоровых детей;

снижение уровня материнской и детской смертности;

сохранение и укрепление здоровья детей на всех этапах развития

Задачи Программы

-

-


-
-

укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений родовспоможения и детства;

внедрение в практику учреждений здравоохранения и образования современных медицинских технологий, обеспечивающих сохранение здоровья детей;

профилактика заболеваемости и инвалидности в детском возрасте;

обеспечение полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей и детей из малоимущих семей по медицинским показаниям;

Перечень основных
мероприятий
Программы


-

-

-

-


-




-

оснащение лечебно-профилактических учреждений родовспоможения и детства современным медицинским оборудованием;

обеспечение высокоэффективными лекарственными препаратами акушерских стационаров и отделений реанимации новорожденных;

обеспечение дополнительным питанием детей до трех лет, беременных и кормящих женщин из малоимущих семей по медицинским показаниям;

внедрение йодопрофилактики у беременных и кормящих женщин из малоимущих семей по медицинским показаниям в йододефицитных районах Архангельской области;     

приобретение лечебного оборудования для отделений реанимации и второго этапа выхаживания новорожденных государственного учреждения здравоохранения «Архангельская областная детская клиническая больница им. П.Г. Выжлецова департамента здравоохранения администрации Архангельской области» (далее - областная детская клиническая больница);     

оснащение оборудованием стоматологического кабинета областной детской клинической больницы      

(дефисы пятый и шестой дополнительно включены на основании постановления Архангельского областного Собрания депутатов от 28 июня 2007 года N 1295)

-

обеспечение высокоэффективными лекарственными препаратами отделения химиотерапии областной детской клинической больницы      

(дефис седьмой дополнительно включен на основании постановления Архангельского областного Собрания депутатов от 6 декабря 2007 года N 1532)

Исполнители
Программы


-
-

департамент здравоохранения;

органы местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области

Объем и
источники
финансирования Программы



-
-

объем финансирования Программы составляет 29406,9 тыс. руб., в том числе:

средства областного бюджета - 26496,7 тыс. руб.;

средства местных бюджетов - 2910,2 тыс. руб.

(строка в редакции постановления Архангельского областного Собрания депутатов от 28 июня 2007 года N 1295 - см. предыдущую редакцию)

Ожидаемые
конечные
результаты
реализации
Программы


-
-

-
-
-

-

снижение уровня материнской смертности;

снижение уровня младенческой смертности до 10,5 на 1000 родившихся живыми, детской смертности на 15 %;

уменьшение количества осложнений беременности и родов на 10 %;

снижение числа преждевременных родов до 4,5 %;

снижение перинатальной смертности до 10 на 1000 детей, родившихся живыми и мертвыми;

уменьшение заболеваемости кариесом детей Архангельской области, увеличение объема социально-медицинской реабилитации детей-инвалидов

(дефис шестой дополнительно включен на основании постановления Архангельского областного Собрания депутатов от 28 июня 2007 года N 1295)

-

 увеличение продолжительности и улучшение качества жизни более 40 детей и подростков с онкологическими и онкогематологическими заболеваниями      

(дефис седьмой дополнительно включен на основании постановления Архангельского областного Собрания депутатов от 6 декабря 2007 года N 1532)

Система
организации
контроля
за исполнением
Программы


контроль за реализацией Программы осуществляется департаментом здравоохранения и Архангельским областным Собранием депутатов


1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами

В условиях снижения темпов рождаемости важное значение приобретают создание оптимальных условий для материнства, сохранение здоровья женщины-матери и обеспечение рождения и развития здорового ребенка.

Создание условий для охраны здоровья матери и рождения здоровых детей, предупреждение и снижение материнской и перинатальной заболеваемости и смертности являются важнейшими медико-социальными проблемами, на которые оказывают влияние экономические и социальные факторы, качество жизни и питание, уровень организации и оказания медицинской помощи женщинам и детям.

Как показала практика, приоритетные задачи охраны здоровья матери и ребенка наиболее целесообразно осуществлять в рамках региональных целевых программ, что позволяет сосредоточить ограниченные материальные и финансовые ресурсы на решении наиболее острых проблем материнства и детства.

В соответствии с подпрограммой «Здоровый ребенок» федеральной целевой программы «Дети России» на 2003 - 2006 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2002 года N 732, в Архангельской области была частично реализована областная целевая программа «Здоровый ребенок» на 2004 - 2006 годы, утвержденная постановлением главы администрации Архангельской области от 27 августа 2003 года N 138.

Благодаря целенаправленным мероприятиям, предусмотренным в данных программах, удалось улучшить основные показатели, характеризующие здоровье женщин и детей.

В результате реализации указанных программ в Архангельской области удалось снизить материнскую смертность до 7,2 на 100 тысяч родившихся живыми. В структуре смертности матерей основными причинами остаются осложнения беременности и экстрагенитальная патология у женщин. Была достигнута устойчивая тенденция к снижению показателей младенческой смертности с 15,9 на 1000 родившихся живыми в 2001 году до 10,1 на 1000 родившихся живыми в 2004 году.

Однако в 2005 году уровень младенческой смертности в Архангельской области увеличился до 12,6 на 1000 родившихся живыми.

Основными причинами младенческой смертности остаются состояния, связанные с осложнениями беременности и родов, а также врожденные аномалии развития, составившие в 2005 году в Архангельской области 69,9 % причин смертности детей до одного года. Эти же причины занимают ведущее место в детской инвалидности.

Программа является одним из эффективных методов снижения младенческой смертности.  

Низкий уровень жизни населения и недостаточное финансирование мероприятий, связанных с охраной материнства и детства (особенно профилактических), привели к снижению количества здоровых женщин и детей.

Число здоровых детей в области составляет менее 10 %. В связи с тем что продолжает ухудшаться состояние здоровья беременных женщин, девушек-подростков, отмечается рост патологических изменений у детей с периода новорожденности. В целом заболеваемость детей до 14 лет в Архангельской области на 20 - 30 % выше показателей по Российской Федерации в целом. При этом за последние 10 лет заболеваемость детей первого года жизни выросла на 34,8 %.

Количество нормальных родов в области составляет всего около 20 %.

Сохраняется острота проблемы невынашивания беременности. Частота самопроизвольных  выкидышей составляет более 10 %, преждевременных родов - до 5 %.

Необходимо совершенствование системы выхаживания новорожденных (особенно недоношенных и маловесных), оснащение родильных и педиатрических отделений лечебно-профилактических учреждений современным медицинским оборудованием и аппаратурой, обеспечение высокоэффективными лекарственными препаратами, повышение профессиональной подготовки медицинских кадров.

Для решения этой проблемы особое внимание необходимо обратить на новые технологии перинатальной диагностики, позволяющие уменьшить младенческую смертность и инвалидность с детства. Проблемы, связанные с врожденными и наследственными болезнями, демонстрируют важность профилактики заболеваний с медицинской, социальной и экономической точек зрения.

За последние 10 лет увеличилась интенсивность воздействия на женщин, детей и подростков факторов экологического и медико-социального риска, ухудшилась структура питания.

Недостаточность питания беременных женщин - это запрограммированность на внутриутробную задержку развития плода, в том числе и задержку развития головного мозга плода, что в последующем ведет к нарушению интеллектуального развития, отставанию в росте и развитии на любом этапе жизни, повышению риска возникновения заболеваний и смерти в 4 - 10 раз, а в будущем материнстве - риска выкидышей, мертворождений и недонашивания.

Каждый двенадцатый новорожденный в Архангельской области имеет низкую массу тела. На диспансерном наблюдении по анемии состоит до 20 % детей, по гипотрофии - до 5 %, по рахиту - от 1,9 % до 12,3 %, по пищевой аллергии - до 14 % детей. Более половины детей первого года жизни нуждаются в искусственном вскармливании.

Показаниями к назначению специализированных продуктов питания для беременных женщин и кормящих матерей являются недостаточное по объему и несбалансированное питание, экстрагенитальная патология (прежде всего анемия), многоплодная беременность, внутриутробная гипотрофия плода.

Для детей раннего возраста такими показаниями являются железодефицитная анемия, гипотрофия, рахит, пищевая аллергия.

В 2005 году завершено многолетнее комплексное обследование жителей Архангельской области для оценки состояния йодообеспеченности и зобной эндемии. Полученные данные свидетельствуют о том, что система защиты населения Архангельской области от последствий йодного дефицита и зобной эндемии требует серьезной поддержки. Йододефицитными районами Архангельской области является вся территория области, за исключением территорий городов Архангельска, Новодвинска и Северодвинска. Распространенность зоба у детей в Архангельской области за последние 30 лет выросла в 4 раза. Частота случаев заболеваний щитовидной железы в йододефицитных районах Архангельской области соответствует тяжелой степени йодной эндемии.   

Показатели мертворождаемости и младенческой смертности в 1,5 - 2 раза превышают аналогичные показатели в йодообеспеченных районах Архангельской области, в 1,2 раза выше частота рождения детей с пороками развития, в 1,5 раза больше количество детей с внутриутробной задержкой развития. Дефицит йода приводит к отставанию в росте, физическом развитии и снижению умственных способностей детей.

Учитывая изложенное, представляется необходимым решать существующий комплекс проблем программно-целевым способом.

2. Цели, задачи и срок реализации Программы


Целями Программы являются:

- создание условий в Архангельской области для рождения здоровых детей;

- снижение показателей материнской и детской смертности, в том числе младенческой;

- сохранение и укрепление здоровья детей на всех этапах развития.

Достижение указанных целей Программы обеспечивается решением следующих задач:

- укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений родовспоможения и детства;

- внедрение в практику учреждений здравоохранения и образования современных медицинских технологий, обеспечивающих сохранение здоровья детей;

- профилактика заболеваемости и инвалидности в детском возрасте;

- оптимизация питания беременных женщин, кормящих матерей и детей из малоимущих семей по медицинским показаниям.

Реализация Программы осуществляется в 2007 году.

3. Ресурсное обеспечение Программы


Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств областного бюджета и местных бюджетов.

Общий объем финансирования Программы составляет 29 406,9 тыс. руб., в том числе:

- средства областного бюджета - 26496,7 тыс. руб.;

- средства местных бюджетов - 2 910,2 тыс. руб.

(абзац в редакции постановления Архангельского областного Собрания депутатов от 28 июня 2007 года N 1295 - см. предыдущую редакцию)

Объем финансирования Программы носит прогнозный характер и может уточняться в ходе реализации Программы.

Участие в реализации и финансировании мероприятий Программы муниципальных образований Архангельской области определяется соглашениями о намерениях между государственным заказчиком Программы и соответствующими органами местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области при условии 50-процентного софинансирования программных мероприятий из местных бюджетов.

4. Механизм реализации Программы

Реализация Программы осуществляется на основе договоров (контрактов, соглашений), заключаемых в установленном порядке государственным заказчиком Программы с исполнителями программных мероприятий.

Отбор мероприятий Программы осуществляется на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Порядок проведения йодопрофилактики и обеспечения полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей и детей в возрасте до  трех лет из малоимущих семей утверждается администрацией Архангельской области.

Финансирование Программы за счет средств областного бюджета осуществляется в установленном порядке через государственного заказчика Программы в соответствии с утвержденными ассигнованиями на очередной финансовый год.

При изменении объемов бюджетного финансирования по сравнению с предусмотренными Программой государственный заказчик Программы в установленном порядке уточняет объемы финансирования за счет средств областного бюджета, местных бюджетов, а также перечень мероприятий для ее реализации в установленном порядке.

5. Организация управления и контроль за ходом реализации Программы

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»