(с изменениями на 1 апреля 2004 года)
__________________________________________________
Утратил силу на основании постановления Главы
администрации области от 25 ноября 2005 года N 206
__________________________________________________
______________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Главы администрации области от 1 апреля 2004 года N 61.
_______________________________________________________________
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2002 года N 732 «О федеральной целевой программе «Дети России» на 2003-2006 годы» и в целях совершенствования оказания медицинской помощи населению области постановляю:
1. Утвердить прилагаемую целевую программу Архангельской области «Здоровый ребенок» на 2004-2006 годы (далее именуется - Программа).
(пункт в редакции постановления Главы администрации области от 1 апреля 2004 года N 61 - см. предыдущую редакцию).
2. Департаменту экономического развития Архангельской области в установленном порядке включить Программу в перечень областных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств областного бюджета.
Установить, что в ходе реализации Программы объемы финансирования программных мероприятий подлежат ежегодной корректировке с учетом реальных возможностей областного бюджета.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления принять участие в финансировании мероприятий Программы.
4. Контроль за исполнением данного постановления возложить на заместителя Главы администрации области по социальным вопросам Т.Д. Румянцеву.
Исполняющий обязанности Главы администрации
A.E. Поликарпов
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Главы
администрации области
от 27 августа 2003 года N 138
(в редакции
постановления Главы
администрации области
от 1 апреля 2004 года N 61
- см. предыдущую редакцию)
Целевая программа Архангельской области
«Здоровый ребенок» на 2004 - 2006 годы
Наименование Программы | - целевая программа Архангельской области «Здоровый ребёнок» на 2004-2006 годы (новая редакция) |
Основание для разработки Программы | |
Государственный заказчик Программы | - департамент здравоохранения администрации Архангельской области |
Основные разработчики Программы | - департамент здравоохранения администрации Архангельской области (департамент здравоохранения администрации области); - департамент образования администрации Архангельской области (департамент образования администрации области); |
- Северный государственный медицинский университет (СГМУ) | |
Цели Программы | - создание условий для рождения здоровых детей, снижение показателей материнской и детской, в том числе младенческой, смертности, сохранение и укрепление здоровья детей и подростков на всех этапах развития |
Задачи Программы | - совершенствование организации акушерской и педиатрической помощи; |
- укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений родовспоможения и детства; | |
- внедрение в практику учреждений здравоохранения, образования современных медицинских, образовательных и психологических технологий, обеспечивающих сохранение здоровья; | |
- профилактика заболеваемости и инвалидности в детском и подростковом возрасте; | |
- развитие информационных технологий в сфере охраны материнства и детства; | |
- обеспечение оптимизации питания беременных женщин и детей из семей социального риска |
Сроки реализации Программы | - 2004-2006 годы |
Перечень основных мероприятий Программы | - совершенствование системы охраны здоровья матери и ребенка; - обеспечение родовспомогательных и детских учреждений медицинским оборудованием и высокоэффективными лекарственными препаратами; |
- обеспечение беременных женщин и детей из семей социального риска достаточным количеством микронутриентов (оптимизация питания); | |
- внедрение современных лечебно-диагностических технологий | |
Исполнители Программы | - департамент здравоохранения администрации области, - органы местного самоуправления муниципальных образований, |
- организации, выполняющие государственный заказ на конкурсной основе. | |
Объемы и источники финансирования Программы | Общий объем финансирования - 257,6 млн. рублей |
в том числе: | |
средства областного бюджета - 107,0 млн. рублей | |
из них: | |
средства муниципальных бюджетов - 48,6 млн. рублей | |
из них: | |
2004 г. - 14,6 млн. рублей; 2005 г. - 15,0 млн. рублей; 2006 г. - 19,0 млн. рублей; | |
средства бюджета АОФОМС всего - 102,0 млн. рублей | |
из них: | |
2004 г. - 34,0 млн. рублей; 2005 г. - 34,0 млн. рублей; 2006 г. - 34,0 млн. рублей. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - улучшение положения детей в Архангельской области, в том числе детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; - снижение показателей материнской смертности до 30 на 100 000 родившихся живыми, младенческой смертности до 11 на 1000 родившихся живыми, детской смертности на 15-20 процентов; |
- уменьшение осложнений беременности и родов на 10%; | |
- уменьшение детской инвалидности на 8%; | |
- снижение количества абортов до 50 на 1000 женщин фертильного возраста; | |
- снижение преждевременных родов до 4,5%; | |
- снижение перинатальной смертности до 10 на 1000 детей, родившихся живыми и мертвыми | |
Система организации контроля за исполнением Программы | - контроль за реализацией Программы осуществляется департаментом здравоохранения администрации области в порядке, установленном для контроля за реализацией областных целевых программ |
В соответствии с федеральной целевой программой по улучшению положения детей в Российской Федерации на 2001-2002 годы в Архангельской области была утверждена и реализована областная целевая программа «Безопасное материнство», но, учитывая ограниченность средств бюджетов всех уровней, в Программу были включены в основном мероприятия, направленные на охрану здоровья беременных женщин, рожениц и новорожденных детей.
В результате реализации Программы «Безопасное материнство» в области создана служба планирования семьи, в учреждения родовспоможения и детства направлена современная диагностическая аппаратура и высокоэффективные лекарственные препараты, что способствовало внедрению современных технологий в лечебно-профилактических учреждениях. Освоены медико-технологические стандарты оказания акушерско-гинекологической и педиатрической помощи. Широкое распространение получили принципы, рекомендованные Всемирной организацией здравоохранения, в том числе бережное родоразрешение, совместное пребывание матери и ребенка, поддержка и поощрение грудного вскармливания, неонатальный уход, и другие.
В течение последних пяти лет в области удалось сохранить ниже российских показатели младенческой и материнской смертности, снизить на 27% абсолютное число абортов, значительно сократить число осложнений и заболеваний, временной утраты трудоспособности, связанных с проведением абортов, уменьшить рост детской инвалидности.
Несмотря на достигнутые в предыдущие годы позитивные результаты, сохраняется много вопросов в сфере обеспечения полноценной жизнедеятельности детей, которые требуют решения, в том числе улучшение репродуктивного здоровья населения, поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов и несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Не удалось решить в полном объеме задачи создания системы пренатальной диагностики в области и организации отделения неонатальной реанимации с обеспечением безопасной транспортировки новорожденных детей. Не обеспечены адекватным питанием дети до 3-х лет жизни и беременные женщины из социально неблагополучных семей.
Недостаточное финансирование службы охраны материнства и детства и здравоохранения в целом, особенно профилактических мероприятий, привело к снижению доли здоровых женщин и детей.
Так, процент здоровых детей в области составляет менее 10. В связи с тем, что продолжает ухудшаться состояние здоровья беременных женщин, девушек-подростков, отмечается рост патологических изменений у детей с периода новорожденности. В целом заболеваемость в области детей до 14 лет на 20-30% выше показателей Российской Федерации.
Сохраняется острота проблемы невынашивания беременности: частота самопроизвольных выкидышей составляет более 10%, преждевременных родов - 10-15%. Рождение недоношенных детей с тяжелыми заболеваниями требует внедрения в практическое здравоохранение высоких технологий, подготовки квалифицированных специалистов, владеющих этими технологиями, и наличия в учреждениях родовспоможения и детства соответствующей аппаратуры и оснащения.
Вследствие низкого уровня здоровья женщин детородного возраста увеличивается количество случаев беременности и родов, протекающих с различными осложнениями. Частота нормальных родов в области составляет всего 21%. В результате показатели материнской и младенческой смертности превышают аналогичные среднеевропейские.
Продолжает расти число алиментарно зависимых заболеваний у детей, напрямую связанных с нарушением рационального питания. Сохраняются серьезные трудности в организации школьного питания. Менее 10% учащихся старших классов получают горячее питание в школах. Охват горячим питанием в образовательных учреждениях составляет менее 55%.
Ежегодно увеличивается количество социальных сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 1997 года их количество в области увеличилось на 30%. Следует отметить усложняющийся с каждым годом контингент этой категории детей, среди которых увеличивается число детей со сложными комплексными видами отклонений в развитии и поведении.
В то же время существующая сеть домов ребенка, детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не отвечает современным техническим требованиям.
В области наблюдается рост числа детей-инвалидов. Среди причин, способствующих возникновению инвалидности у детей, является отсутствие возможности бесперебойно обеспечивать эффективными лекарственными препаратами детей, страдающих психоневрологическими расстройствами, судорожным синдромом и эпилепсией, а также фенилкетонурией.
Социальная значимость проблем, связанных с состоянием здоровья детей в области, обусловливает необходимость их решения программными методами на основе реализации мероприятий, направленных на снижение показателей детской заболеваемости, инвалидности и смертности, сохранение и укрепление здоровья на всех этапах развития ребенка.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2002 года N 732 утверждена федеральная целевая программа «Дети России» на 2003-2006 годы, включающая подпрограмму «Здоровый ребенок», на основе которой и разработана настоящая целевая программа Архангельской области «Здоровый ребенок» на 2004-2006 годы.
Целями программы Архангельской области «Здоровый ребенок» являются социальная поддержка материнства и детства, создание условий для охраны здоровья матери и рождения здоровых детей, охрана репродуктивного здоровья, предупреждение и снижение материнской и младенческой заболеваемости и смертности, улучшение питания матерей и детей, сохранение и укрепление здоровья детей и подростков.
Достижение указанных целей обеспечивается решением следующих задач:
совершенствование организации акушерской и педиатрической помощи;
укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений родовспоможения и детства;
внедрение в практику учреждений здравоохранения, образования современных медицинских, образовательных и психологических технологий, обеспечивающих сохранение здоровья;
профилактика заболеваемости и инвалидности в детском и подростковом возрасте;
развитие информационных технологий в сфере охраны материнства и детства;
создание отделения реанимации новорожденных и условий для их безопасной транспортировки;