ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июля 2003 года N 116
Об утверждении областной целевой программы
«Обеспечение пожарной безопасности и
создание пожарно-спасательной службы на
территории Архангельской области на 2004-2006 годы»
________________________________________________________________
Утратил силу на основании постановления Главы администрации
Архангельской области от 19 декабря 2006 года N 146
________________________________________________________________
В целях обеспечения необходимых условий для повышения уровня защищенности населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе связанных с пожарами, а также учитывая решение правительства администрации области от 24 июня 2003 года N 22/1,
постановляю:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу «Обеспечение пожарной безопасности и создание пожарно-спасательной службы на территории Архангельской области на 2004-2006 годы» (далее именуется -Программа).
2. Утвердить государственным заказчиком Программы департамент экономического развития Архангельской области.
3. Департаменту экономического развития Архангельской области в установленном порядке включить Программу в перечень областных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств областного бюджета.
4. Департаменту финансов администрации области ежегодно при формировании областного бюджета предусматривать выделение средств на реализацию мероприятий Программы с учетом возможностей бюджета.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Исполняющий обязанности Главы администрации
А.Е. Кожин
Приложение
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Главы
администрации области
от 30 июля 2003 г. N 116
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«Обеспечение пожарной безопасности и
создание пожарно-спасательной службы
на территории Архангельской области
на 2004-2006 годы»
Наименование Программы | «Обеспечение пожарной безопасности и создание пожарно-спасательной службы на территории Архангельской области на 2004-2006 годы» |
Основание для разработки Программы | распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2002 года N 1376р по вопросам решения комплекса проблем Государственной противопожарной службы МЧС России; областной закон «О пожарной безопасности» от 28.05.1998 года N 75-16-ОЗ |
Государственный заказчик Программы | департамент экономического развития Архангельской области |
Основные разработчики Программы | Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Архангельской области (далее - ГУ ГОЧС Архангельской области); |
Цель и задачи Программы | Цель: обеспечение необходимых условий для повышения уровня защищённости личности и имущества от чрезвычайных ситуаций различного характера, в том числе связанных с пожарами. |
Сроки реализации Программы | 2004-2006 годы |
Перечень основных мероприятий Программы | - организационные мероприятия; |
Исполнители Программы | ГУ ГОЧС Архангельской области, |
Объёмы и источники финансирования Программы | Всего - 35297 тыс. рублей, |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | Минимизация размеров последствий чрезвычайных ситуаций различного характера, в том числе связанных с пожарами. |
Система организации контроля за исполнением Программы | Контроль за реализацией Программы осуществляет её государственный заказчик в порядке, установленном для контроля за реализацией областных целевых программ. |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами
Настоящая Программа разработана в соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ, областным законом «О пожарной безопасности» от 28 мая 1998 года N 75-16-ОЗ, распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2002 года № 1376-р по вопросам решения комплекса проблем Государственной противопожарной службы МЧС России.
Обстановка с пожарами на территории области характеризуется неуклонным ростом показателей тяжести последствий от них. За 10 лет гибель людей на пожарах возросла более чем в 3,5 раза (с 83 человек в 1991 году до 295 в 2002 г.). Причём темпы прироста погибших имеют положительную тенденцию при одновременном сокращении численности населения области. Относительные показатели гибели людей на пожарах таковы, что на каждые 8-9 пожаров приходится один погибший. Аналогичный общероссийский показатель составляет 14 пожаров. Сохраняется тенденция увеличения числа крупных пожаров и пожаров с групповой гибелью людей. Более 40% общего числа пожаров приходится на объекты, находящиеся в областной и муниципальной собственности. Однако динамику пожаров определяют пожары в жилом секторе, на долю которых приходится до 70% их общего количества, до 45% всех материальных потерь и до 90% погибших и травмированных людей.
Сложившееся положение стало следствием сложных социально-экономических явлений, происходящих в обществе, сокращения значительного числа ведомственной и добровольной пожарной охраны в связи с отказом собственников от их содержания, экономии бюджетных средств на выполнении противопожарных мероприятий, укреплении материально-технической базы пожарной охраны и повышении уровня боевой готовности пожарных подразделений.
На показатели тяжести последствий пожаров существенное влияние оказывают такие факторы, как отсутствие в населённом пункте средств связи для вызова пожарной охраны, удалённость мест дислокации пожарных подразделений, недостаточность сил и средств для ликвидации пожаров в минимальных размерах, неудовлетворительное состояние дорог, отсутствие либо неисправность источников противопожарного водоснабжения.
С переходом Государственной противопожарной службы в систему МЧС России стратегия государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера предусматривает создание единой пожарно-спасательной службы (далее - ПСС), способной оперативно реагировать на любые чрезвычайные ситуации. Организационное оформление ПСС планируется осуществить на базе существующих подразделений пожарной охраны. Эффективность функционирования ПСС предполагает оптимизацию системы управления всеми оперативными службами и службами жизнеобеспечения, как на областном, так и на муниципальном уровне с расширением статуса телефона «01», обеспечения ПСС соответствующими материальными и людскими ресурсами.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2002 года N 1376-р предусмотрена поэтапная передача функций по тушению пожаров органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления.
Вместе с тем, состояние материально-технической базы пожарных подразделений, содержащихся за счёт средств областного и местных бюджетов, не позволяет им выполнять свои функции на должном уровне. Парк пожарной техники практически не обновляется. 77% основных и 92% специальных пожарных автомобилей, содержащихся за счёт областного бюджета, полностью выработали свой ресурс и подлежат замене. Отсутствие необходимых средств на закупку запасных частей и агрегатов создаёт серьёзные трудности в поддержании пожарной техники в исправном состоянии и увеличивает риск выхода её из строя при выполнении боевой задачи. Остро стоит проблема оснащения пожарных подразделений боевой одеждой и аварийно-спасательным снаряжением. Средствами оперативной связи пожарные части обеспечены лишь на 52%, что отрицательно отражается на эффективности управления боевыми расчётами при ликвидации пожаров и проведении аварийно-спасательных работ. Из-за дефицита бюджетного финансирования не получает должного развития газодымозащитная служба, без которой невозможно успешно проводить аварийно-спасательные работы в непригодной для дыхания среде. Аппараты индивидуальной защиты пожарных на сегодняшний день имеются на вооружении лишь 26 из 63 пожарных подразделений.
За прошедший с 1994 года период численность личного состава Архангельского гарнизона пожарной охраны сократилась на 1104 человека. Дежурные караулы пожарных частей укомплектованы менее чем на 50%, из-за чего больше половины всех пожаров тушится с привлечением дополнительных сил и средств.
Все эти факторы сохраняются и сейчас, что даёт повод прогнозировать дальнейшее негативное развитие ситуации в сфере защиты населения и территории области от пожаров. Областная целевая программа «Пожарная безопасность на 2001-2002 годы», утверждённая постановлением Главы администрации области от 8 ноября 2000 года N 341 и предусматривающая решение наиболее острых проблем в деле борьбы с огнём, не была реализована по причине дефицита бюджетного финансирования. В течение нескольких лет не удаётся завершить строительство зданий пожарных депо в городах Вельске и Каргополе, которое велось за счёт средств бюджета области.
Действующие нормативные правовые акты Архангельской области по вопросам обеспечения пожарной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера в современных условиях не в полной мере обеспечивают выполнение возложенных на Государственную противопожарную службу задач.
Для преодоления указанных негативных тенденций необходимо решить следующие проблемы Государственной противопожарной службы:
- несовершенство законодательной и нормативно-правовой базы обеспечения пожарной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера на региональном и местном уровнях;
- слабое использование современных технологий государственного управления деятельностью противопожарных и аварийно-спасательных формирований, в том числе отвечающих задаче реализации масштабных государственных программ и проектов;
- недостаточная ресурсная обеспеченность подразделений Государственной противопожарной службы и муниципальной пожарной охраны;
- критический износ парка пожарной техники и низкий темп его обновления;
- необеспеченность большинства подразделений пожарной охраны средствами индивидуальной защиты пожарных для работы в непригодной для дыхания среде;
- низкий уровень строительства и ремонта объектов пожарной охраны;
- недостаточность бюджетного финансирования противопожарных мероприятий на объектах областной и муниципальной собственности.
Эти проблемы тесно связаны между собой и не могут быть решены в отдельности. Последовательность и постепенность являются принципами современного реформирования областной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе Государственный противопожарной службы и муниципальной пожарной охраны.
Для решения названных проблем Главой администрации Архангельской области 22 января 2003 года подписано распоряжение N 56р "О создании рабочей группы по разработке предложений о повышении противопожарной безопасности в области", в соответствии с которым разработана настоящая программа.
При жестком ограничении бюджетного финансирования в рамках сметных ассигнований успешное комплексное решение подобных масштабных задач возможно лишь с использованием программно-целевых методов.
2. Цели, задачи и сроки реализации программы
Основной целью Программы является обеспечение необходимых условий для повышения уровня защищённости личности и имущества от чрезвычайных ситуаций различного характера, в том числе связанных с пожарами.
Достижение указанной цели обеспечивается решением следующих задач:
- совершенствование нормативно-правовой базы обеспечения пожарной безопасности, защиты населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций различного характера;
- повышение уровня оперативного реагирования служб постоянной готовности на чрезвычайные ситуации различного характера;
- улучшение ресурсного обеспечения пожарно-спасательных подразделений;
- развитие газодымозащитной службы пожарно-спасательных подразделений;
- завершение строительства и ввод в эксплуатацию зданий пожарных депо в городах Вельске и Каргополе.
Программа имеет среднесрочный характер и рассчитана на 2004-2006 годы.
3. Ресурсное обеспечение программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счёт средств федерального, областного бюджетов и бюджетов муниципальных образований области.
Общий объём финансирования Программы составляет - 35297 тыс. рублей, в том числе за счёт средств областного бюджета - 22214 тыс. рублей, местных бюджетов - 9123 тыс. рублей, федерального бюджета - 3960 тыс. рублей.
Объёмы финансирования Программы на 2004-2006 годы за счёт средств областного бюджета, бюджетов муниципальных образований области носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проектов соответствующих бюджетов на очередной финансовый год, исходя из возможностей областного и местных бюджетов.
Объекты капитального строительства, включённые в настоящую Программу, финансируются из областного бюджета в составе областной инвестиционной программы, формирование и финансирование которой осуществляется в соответствии с постановлением Главы администрации Архангельской области от 14 декабря 1999 года N 351 «Об утверждении положений по инвестиционной деятельности в Архангельской области». Участие в реализации и финансировании мероприятий Программы муниципальных образований определено соглашениями о намерениях между государственным заказчиком Программы и соответствующими органами местного самоуправления.
Расходы федерального бюджета на реализацию мероприятий Программы предусматриваются в рамках сметных ассигнований, выделяемых в установленном порядке ГУ ГОЧС и УГПС Архангельской области на очередной финансовый год.
Распределение объёмов финансирования Программы по источникам,
направлениям расходования средств и годам
(тыс. рублей в ценах 2003 года)
Источники и направления финансирования | Объём финансирования | в том числе | ||
2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | ||
Всего по Программе, | 35297 | 12603 | 11544 | 11150 |
в том числе: | ||||
средства областного бюджета | 22214 | 7896 | 7830 | 6488 |
средства местных бюджетов | 9123 | 3333 | 2360 | 3430 |
средства федерального бюджета | 3960 | 1374 | 1354 | 1232 |
из них: | ||||
капитальные вложения, | 1100 | 1100 | - | - |
в том числе: | ||||
средства областного бюджета | 500 | 500 | - | - |
средства местных бюджетов | 600 | 600 | - | - |
прочие нужды, | 34197 | 11503 | 11544 | 11150 |
в том числе: | ||||
средства областного бюджета | 21714 | 7396 | 7830 | 6488 |
средства местных бюджетов | 8523 | 2733 | 2360 | 3430 |
средства федерального бюджета | 3960 | 1374 | 1354 | 1232 |