Недействующий
Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»


АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ

ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН


О местном  референдуме в Архангельской области

(с изменениями на 6 июня 2001 года)
___________________________________________
Утратил силу на основании областного закона
от 30 июня 2004 года N 240-31-ОЗ

___________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Областным законом от 25 февраля 2000 года N 187-27-ОЗ;

Областным законом от 6 июня 2001 года N 43-6-ОЗ (Газета "Волна" от 26 июня 2001 года N 24(732).

_______________________________________________________________________________________

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 1. Понятие местного референдума

Местный референдум - голосование граждан, проживающих в границах территорий муниципальных образований, по вопросам местного значения в соответствии с Конституцией и законами Российской Федерации, Уставом Архангельской области и областным законом "О местном самоуправлении в Архангельской области".

Местный референдум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа.

Статья 2. Вопросы, выносимые на местный референдум

1. На местный референдум могут выноситься вопросы местного значения, отнесенные к таковым федеральным и областным законодательством.

2. На местные референдумы не могут выноситься вопросы:

1) принятия и изменения местного бюджета, исполнения и изменения внутренних финансовых обязательств муниципального образования;

2) введения, изменения и отмены местных налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты;

3) принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

Статья 3. Обязательность решений местного референдума

1. Решения, принятые на местном референдуме в пределах его компетенции, имеют обязательный характер для органов и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, находящихся на территории муниципального образования, а также граждан.

2. Решения, принятые на местном референдуме, могут быть обжалованы в судебном порядке.

Статья 4. Право населения на участие в местном референдуме

В местном референдуме имеют право участвовать граждане Российской Федерации, проживающие на территории муниципального образования и обладающие избирательным правом в соответствии с федеральным и областным законодательством (далее - граждане).

Какие-либо прямые или косвенные ограничения прав граждан на участие в референдуме в зависимости от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических и иных взглядов, рода и характера занятий запрещаются.

Статья 5. Общие принципы проведения местного референдума

1. Граждане участвуют в референдуме непосредственно и лично. Участие в референдуме является свободным.

2. Голосование на референдуме осуществляется тайно, контроль за волеизъявлением граждан не допускается. В ходе референдума никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

3. Граждане участвуют в референдуме на равных основаниях по месту своего проживания или нахождения объектов недвижимой собственности, если это предусмотрено уставом муниципального образования.

Каждый гражданин имеет один голос.

Статья 6. Контроль за соблюдением закона о местном референдуме

Контроль за соблюдением закона о местном референдуме осуществляют органы государственной власти и органы местного самоуправления. В осуществлении контроля за соблюдением закона о местном референдуме имеют право участвовать представители политических партий, иных общественно-политических организаций и движений, зарегистрированных в установленном порядке, инициативных групп по проведению местного референдума, депутаты Федерального Собрания Российской Федерации, Архангельского областного Собрания депутатов, депутаты представительного органа местного самоуправления.

Статья 7. Материальное обеспечение местного референдума

1. Расходы, связанные с подготовкой и проведением местного референдума, с момента принятия решения о его назначении производятся за счет местного бюджета.

2. Предприятия, учреждения и организации, органы местного самоуправления предоставляют в распоряжение комиссий местного референдума помещения и оборудование, необходимые для подготовки и проведения местного референдума. Аренда помещений и оборудования оплачивается комиссиями по проведению местного референдума.

ГЛАВА II. НАЗНАЧЕНИЕ МЕСТНОГО РЕФЕРЕНДУМА


Статья 8. Инициатива проведения местного референдума

Инициатива проведения местного референдума принадлежит:

- группе граждан, собравшей не менее 5% подписей граждан муниципального образования, имеющих право на участие в референдуме, но не менее 50 подписей;

- квалифицированному большинству депутатов представительного органа местного самоуправления;

- главе местного самоуправления;

- общественным объединениям, уставы которых предусматривают участие в выборах.

Инициатива проведения референдума может исходить от предприятий, учреждений, организаций через субъекты, обладающие правом требования проведения референдума, указанные в части 1 настоящей статьи;

Статья 9. Порядок реализации инициативы граждан
муниципальных образований о проведении
 местного референдума


Каждый гражданин, проживающий на территории муниципального образования, группа граждан, общественное объединение могут образовать инициативную группу в количестве не менее 10 человек для сбора подписей в поддержку инициативы о проведении местного референдума.

Инициативная группа обращается к главе местного самоуправления с ходатайством о регистрации группы.

В ходатайстве указываются:

1. Формулировка вопроса (вопросов) предлагаемого для вынесения на местный референдум.

2. Ф.И.О., дата рождения, адрес места жительства, серия и номер паспорта членов инициативной группы или документа его заменяющего.

К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы, на котором было принято решение о выдвижении инициативы о проведении местного референдума.

Глава местного самоуправления в двухнедельный срок со дня поступления ходатайства принимает решение о регистрации инициативной группы, выдает ей регистрационное свидетельство и извещает об этом представительный орган местного самоуправления.

Свидетельство о регистрации изготавливается по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему закону.

В случае отказа в регистрации инициативной группе выдается мотивированное постановление, которое может быть обжаловано в судебном порядке.

Основанием для отказа в регистрации инициативной группы может быть только нарушение инициативной группой Конституции Российской Федерации, Устава Архангельской области и настоящего закона.

С момента получения регистрационного свидетельства инициативная группа вправе добровольно и самостоятельно собирать подписи в поддержку инициативы проведения местного референдума. Регистрационное свидетельство действительно в течение трех месяцев со дня выдачи. Расходы по сбору подписей несет инициативная группа.

Подписи собираются посредством внесения их в подписные листы, содержащие формулировку вопроса, выносимого на местный референдум.

После окончания сбора подписей, но не позднее окончания срока действия регистрационного свидетельства, инициативная группа подсчитывает число собранных подписей, о чем составляется протокол инициативной группы.

Пронумерованные и сброшюрованные подписные листы и экземпляр протокола инициативной группы передаются уполномоченными инициативной группы главе местного самоуправления.

Глава местного самоуправления проверяет соблюдение требований настоящего Закона при сборе подписей, принимает по результатам проверки постановление и в течение 10 дней направляет подписные листы, экземпляр протокола инициативной группы и копию своего постановления в представительный орган местного самоуправления. Копия постановления направляется также инициативной группе.

Если в результате проверки будет установлено, что число действительных подписей меньше установленного количества, глава местного самоуправления выносит постановление об отказе в проведении местного референдума, копия указанного постановления направляется инициативной группе и данная инициативная группа не может выступать повторно с предложением о проведении местного референдума в течение одного года по этому вопросу.

В случае, если глава местного самоуправления обнаружит нарушения, связанные с оформлением документов, документы возвращаются инициативной группе. При этом срок действия регистрационного свидетельства может быть продлен, но не более чем на 15 дней.

Статья 10. Подписной лист местного референдума

В листе для сбора подписей граждан в поддержку инициативы о проведении референдума (подписном листе) указываются:

1) наименование муниципального образования, где проводится сбор подписей;

2) номер регистрационного свидетельства и дата регистрации;

3) формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого для вынесения на местный референдум;

4) фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его документа гражданина, имеющего право на участие в местном референдуме, его подпись и дата.

Каждый подписной лист должен быть заверен подписями лица, собиравшего подписи граждан, и одного из уполномоченных инициативной группы с указанием даты заверения, фамилии, имени, отчества, даты рождения, адреса места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его документа каждого из этих лиц.

Подписные листы изготавливаются по форме, указанной в приложении N 9 к настоящему закону.

Статья 11. Назначение местного референдума

Представительный орган местного самоуправления принимает одно из следующих решений:

- о назначении местного референдума, дате и мерах по его проведению;

- об отклонении требований о назначении местного референдума, в случае нарушений настоящего закона;

- о принятии решения, предлагаемого в требовании о проведении референдума, непосредственно представительным органом местного самоуправления или главой муниципального образования без последующего проведения референдума.

В случае отрицательного решения представительного органа местного самоуправления все процедуры, предусмотренные настоящим Законом, прекращаются.

Голосование может быть назначено на любой выходной день в период до трех месяцев со дня опубликования решения представительного органа местного самоуправления.

(Абзац исключен на основании областного закона от 6 июня 2001 года N 43-6-ОЗ - см. предыдущую редакцию).

ГЛАВА III. ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ К ПРОВЕДЕНИЮ
МЕСТНОГО РЕФЕРЕНДУМА


Статья 12. Комиссии по проведению местного референдума

Подготовку и проведение местного референдума осуществляют:

1) Территориальная комиссия по проведению местного референдума;

2) участковые комиссии по проведению местного референдума.

Статья 13. Территориальная комиссия по проведению местного референдума

Территориальная комиссия по проведению местного референдума формируется в составе 5 - 9 членов не позднее 10 дней со дня опубликования решения представительного органа местного самоуправления о назначении местного референдума.

Состав территориальной комиссии назначается представительным органом местного самоуправления. Председатель, заместитель председателя, секретарь территориальной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов этой комиссии.

При определении кандидатур в состав территориальной комиссии по проведению местного референдума представительный орган местного самоуправления учитывает предложения общественных объединений, собраний граждан по месту работы, службы, учебы и жительства.

Статья 14. Порядок формирования участковой комиссии по проведению местного референдума

Участковая комиссия по проведению местного референдума формируется в составе 5 - 10 членов представительным органом местного самоуправления не позднее чем за 30 дней до дня проведения местного референдума.

При определении кандидатур в состав участковой комиссии по проведению местного референдума представительный орган местного самоуправления учитывает предложения общественных объединений, собраний граждан, по месту работы, службы, учебы и жительства.

Председатель, заместитель председателя и секретарь участковой комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов этой комиссии.

В случае, если представительный орган местного самоуправления не назначил состав участковой комиссии в срок, установленный частью первой настоящей статьи, формирование участковой комиссии производится территориальной комиссией по проведению местного референдума.