Недействующий

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 февраля 2012 года N 69

О КОМПЛЕКСЕ МЕР ПО МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ В 2012 ГОДУ

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании постановления Правительства Амурской области от 02.12.2016 N 542.
____________________________________________________________________

(в редакции постановлений Правительства Амурской области от 23.04.2012 N 211, от 26.09.2012 N 537, от 25.12.2012 N 778)

В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 31 мая 2011 года N 436 "О порядке предоставления в 2011 - 2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования" Правительство области постановляет:

1. Утвердить прилагаемый комплекс мер по модернизации системы общего образования Амурской области в 2012 году.

2. Определить министерство образования и науки области уполномоченным исполнительным органом государственной власти области по реализации комплекса мер по модернизации системы общего образования Амурской области в 2012 году, утвержденного настоящим постановлением.

3. Признать утратившими силу постановления Правительства области от 8 июля 2011 года N 461а, от 25 октября 2011 года N 700.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Правительства области В.И.Палатова.

(в ред. постановления Правительства Амурской области от 23.04.2012 N 211)

Губернатор
Амурской области
О.Н.КОЖЕМЯКО

     

Утвержден
постановлением
Правительства
Амурской области
от 17 февраля 2012 года N 69

КОМПЛЕКС МЕР ПО МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ В 2012 ГОДУ

(в редакции постановлений Правительства Амурской области от 23.04.2012 N 211, от 26.09.2012 N 537, от 25.12.2012 N 778)

Раздел I. ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Характерной особенностью развития системы общего образования Амурской области является тот фактор, что ключевые системные преобразования были комплексно реализованы в период с 2007 года в рамках реализации комплексного проекта модернизации образования (реструктуризация сети, оптимизация штатов, внедрение новой системы оплаты труда и переход на нормативно-подушевое финансирование). Это позволило избежать многих социально-экономических рисков и повысить уровень понимания, инициативы и востребованности реализуемых мероприятий со стороны педагогической и родительской общественности.

Система общего образования области включает в себя 366 общеобразовательных учреждений и 18 школ-интернатов, в которых обучается 92916 учащихся.

В образовательных учреждениях Амурской области, реализующих программы общего образования, трудится 9111 руководящих и педагогических работников, в том числе 7186 учителей, из которых имеют высшую квалификационную категорию 8,5%, первую - 39,5%.

Для обеспечения доступности качественного общего образования в 2011 году в области организован подвоз 6141 обучающегося в 188 школах. Подвоз детей в школы осуществляют 222 автобуса.

В целях реализации основных направлений модернизации системы общего образования области, нацеленных на достижение ориентиров национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", приобретено современное учебное оборудование, пополнены фонды школьных библиотек, обновлен парк школьных автобусов, осуществлен текущий ремонт зданий образовательных учреждений, реализован комплекс мероприятий по энергосбережению.

В области осуществлена оптимизация сети образовательных учреждений через интеграцию дошкольных и общеобразовательных учреждений: открытие групп полного дня пребывания детей дошкольного возраста в школах (в 2011 году - 28 групп на 546 детей); преобразование малочисленных начальных или основных общеобразовательных школ в филиалы общеобразовательных учреждений основного или среднего (полного) общего образования (в 2011 году - 5); реорганизацию общеобразовательных учреждений среднего (полного) общего образования с контингентом обучающихся 100 и менее человек в общеобразовательное учреждение основного общего образования (в 2011 году - 3); создание базовых (опорных) школ, информационно-ресурсных и социокультурных центров.

В общеобразовательных учреждениях внедряются современные экономические механизмы, повышающие эффективность деятельности учреждений и качество образования посредством стимулирования труда учителя. Система оплаты труда учителя основана на расчете стоимости ученикочаса. Ликвидированы уравнительные подходы к оплате труда. Повышается оплата труда учителей, которые добиваются высоких результатов и качества образования, вносят наибольший вклад в реализацию образовательной программы школы. Установлена зависимость стимулирования труда руководителей от результатов деятельности общеобразовательных учреждений. Внедрены простые и прозрачные критерии и показатели оценки результатов труда учителя, процедуры распределения фонда оплаты труда. При распределении стимулирующей части фонда оплаты труда обязательно участвуют управляющие советы.

В результате внедрения нормативного подушевого финансирования расходы на одного учащегося в 2011 году составили 27,8 тыс. рублей на городского школьника, 67,7 тыс. рублей - на сельского.

Осуществление комплексных мер позволило снизить объем неэффективных расходов бюджета Амурской области в сфере общего образования.

Проведение в 2010/11 учебном году эксперимента по введению федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) начального общего образования позволило создать основу для введения на территории области в штатном режиме ФГОС нового поколения. С 1 сентября 2011 года новое содержание начального общего образования осваивают 10428 обучающихся в 586 первых классах (100% от общего числа обучающихся первых классов). В области функционируют школы полного дня, увеличено количество групп продленного дня, которые посещают 20% учащихся начальных классов.

В 2011 году с 43% до 50,5% увеличилось количество учреждений, предоставляющих возможность учащимся изучать учебные предметы углубленно, выбирать учебный профиль. В 452 (2010 год - 367) профильных классах занимались 6758 (2010 год - 6126) старшеклассников, что составило 66,3% (2010 год - 56,4%) от их общего числа. Структура профильного обучения представлена профилями, ориентированными на социально-экономические потребности региона: физико-математический, естественнонаучный, гуманитарный, информационно-технологический, агротехнологический и др.

Региональная система оценки качества образования (далее - РСОКО) позволяет оценить уровень достижений учащихся, качество образования на различных ступенях обучения, дает возможность получения оперативной, достоверной информации по оценке качества образовательного процесса в целом. Создана инфраструктура, обеспечивающая содержательное и технологическое проведение процедур оценки качества образования, доведения результатов до обучающихся, их родителей и общественности.

В результате реализации направлений РСОКО получены позитивные эффекты: созданы реальные условия участия общественности в оценке качества деятельности как образовательных учреждений, так и педагогических и руководящих работников; сформирована объективная и открытая система внешней и внутренней оценки качества образования; созданы экспертные сообщества в области качества образования из числа профессионалов и общественности.

С участием независимых экспертов осуществляется экспертиза социально значимых проектов в области образования.

В региональной системе образования сформирована единая образовательная информационная среда - все общеобразовательные учреждения области имеют свои обновляемые сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Публичные отчеты об образовательной и финансово-хозяйственной деятельности представляют все общеобразовательные учреждения.

С целью расширения самостоятельности школ в области проведена организационная работа, по итогам которой в статус автономных учреждений переведено 5% школ, что позволяет расширить спектр и повысить качество предоставляемых услуг, более рационально использовать имеющиеся материально-технические и кадровые ресурсы, привлекать общественные структуры к управлению финансово-хозяйственной и организационной деятельностью учреждения.

В рамках приоритетного национального проекта "Образование" в области осуществляется дистанционное обучение детей-инвалидов. В рамках реализации проекта обучаются 160 детей-инвалидов, осуществляют образовательный процесс 154 педагога. Для этого оборудовано 66 рабочих мест педагогов в 56 школах всех 29 муниципальных образований области.

В рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 года N 61, на базе ГОАУ ДПО Амурского областного института развития образования создана стажировочная площадка по направлению "Достижение во всех субъектах Российской Федерации стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", на базе ГОАУ СПО "Амурский педагогический колледж" - по направлению "Распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей".

В целях сохранения и развития системы общего и дошкольного образования, поддержки инновационных учреждений, повышения статуса учителя, создания системы сопровождения талантливой молодежи в области реализовывалась долгосрочная целевая программа "Развитие образования Амурской области на 2009 - 2015 годы", объем средств которой составлял 515,8 млн. рублей, что в 2 раза выше уровня 2010 года.

Реализация в Амурской области комплекса мер по модернизации общего образования в 2011 году позволила достичь ряда системных эффектов, которые являются заделом для дальнейшей модернизации по направлениям:

1. Повышение качества образовательного процесса.

2. Обеспечение доступности образовательных услуг через сетевое взаимодействие школ, создание системы дистанционного обучения, обеспечение транспортом сельских и отдаленных школ для подвоза учащихся к месту учебы и обратно.

3. Развитие РСОКО, управления качеством образования.

4. Активизация деятельности органов государственно-общественного управления, созданных в рамках комплексного проекта модернизации образования в общеобразовательных учреждениях, расширение самостоятельности школ.

5. Создание модели персонификации повышения квалификации педагогов через реализацию плана действий по подготовке, переподготовке и повышению квалификации педагогических работников, руководителей образовательных учреждений и модернизации педагогического образования.

6. Привлечение в школу молодых педагогических кадров.

7. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов и руководителей общеобразовательных учреждений в условиях введения нового федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

8. Оснащение школ современным учебно-лабораторным и компьютерным оборудованием для обеспечения условий реализации ФГОС начального общего образования и подготовки к введению ФГОС основного общего образования.

9. Развитие школьной инфраструктуры в соответствии с современными требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (капитальный ремонт помещений в зданиях школ, мероприятия по энергосбережению, модернизация школьных стадионов и другие работы).

Раздел II. ОПИСАНИЕ ИТОГОВ МОДЕРНИЗАЦИИ В 2011 ГОДУ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

В ходе реализации комплекса мер по модернизации общего образования в 2011 году были получены качественные изменения и положительные эффекты по следующим направлениям.

2.1. Повышение средней заработной платы учителей государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений

В целях повышения заработной платы учителей общеобразовательных учреждений 29 августа 2011 года принят Закон Амурской области N 513-ОЗ "О финансовом обеспечении государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, общего, дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях", которым определены повышенные на 30% нормативы финансирования фонда оплаты труда учителей.

Нормативы финансирования устанавливаются для общеобразовательных учреждений на одного обучающегося в год по типам и видам общеобразовательных учреждений, по ступеням общего образования, видам классов, а также на обучение детей, находящихся в лечебно-профилактических учреждениях. Нормативы финансирования определяются отдельно для общеобразовательных учреждений городских округов, городских и сельских поселений.

В состав норматива оплаты труда учителей общеобразовательных учреждений входят базовый оклад, выплаты стимулирующего характера, иные выплаты, предусмотренные положением об оплате труда общеобразовательного учреждения.

В результате этого достигнуты системные изменения: все общеобразовательные учреждения получают бюджетные средства на основе принципов нормативно-подушевого финансирования, ведут бухгалтерский учет самостоятельно или на основе возмездных договоров. В соответствии с утвержденными нормативами финансирования средства в полном объеме доводятся до каждого общеобразовательного учреждения. Обеспечена прозрачность всех процедур распределения бюджетных средств внутри учреждения. Внедрены управленческие и экономические механизмы, повышающие заинтересованность коллективов образовательных учреждений в росте объемов и качества образовательных услуг, предоставляемых населению. Появился реальный стимул для перевода учреждений на автономный тип.

Усовершенствована новая система оплаты труда через резкое повышение стимулирующей части фонда оплаты труда учителей. Приказом министерства образования и науки области от 31 августа 2011 года N 1352 утверждены примерные показатели и критерии оценки результативности труда педагогического работника общеобразовательного учреждения, учитывающие все виды образовательной деятельности.

Получены следующие эффекты: стимулирование труда учителя повысило эффективность деятельности образовательных учреждений и качество образования, установленная простая и прозрачная процедура распределения фонда оплаты труда привела к улучшению психологического климата в коллективах, повышению мотивации педагогов к повышению своей квалификации. Обеспечено участие представителей общественности в оценке труда учителей и руководителей общеобразовательных учреждений при распределении стимулирующей части фонда оплаты труда, что сделало школу более открытой.

Средняя заработная плата учителей достигла к концу года 20697,3 рубля, что составило 94,1% к уровню средней заработной платы по экономике региона за первый квартал 2011 года. Таким образом, взятые обязательства по данному направлению выполнены.

2.2. Переход на федеральные государственные образовательные стандарты

В соответствии с распоряжением Правительства Амурской области от 10 августа 2010 года N 87-р в 2010/11 учебном году проведен эксперимент по введению ФГОС начального общего образования в 31 общеобразовательном учреждении области (64 первых класса с общей численностью 1416 обучающихся). По проблеме введения ФГОС начального общего образования обучены 1972 человека, в том числе 943 учителя начальных классов, 568 педагогов среднего звена и 461 руководитель общеобразовательных учреждений.

С 1 сентября 2011 года новое содержание начального общего образования осваивают 10428 обучающихся в 586 первых классах (100% от общего числа обучающихся первых классов, 30,9% от общего числа обучающихся на ступени начального общего образования). В рамках реализации проекта по модернизации региональной системы общего образования закуплено оборудование для организации урочной и внеурочной деятельности в начальной школе.

В целях осуществления поэтапного перехода на федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования проведена следующая работа:

организована разъяснительная работа с использованием Интернет-ресурсов, средств массовой информации среди педагогической и родительской общественности о целях и задачах ФГОС общего образования, его актуальности для системы образования;

включены в план курсовой подготовки проблемные курсы для специалистов, методистов органов местного самоуправления по теме "Научно-методическое сопровождение введения ФГОС общего образования (основная школа)";

разработан механизм требований к подготовке общеобразовательных учреждений к введению ФГОС основного общего образования с 1 сентября 2012 года.

По данному направлению обязательства выполнены.

2.3. Внедрение эффективных механизмов привлечения в систему образования педагогов и организация непрерывного образования и профессионального развития педагогических и руководящих кадров

Для обеспечения непрерывного образования педагогических работников в области внедрена модульно-накопительная система повышения квалификации руководящих и педагогических кадров. Такой подход в организации курсовой подготовки позволяет учителю выбирать необходимые для него образовательные модули, ориентируясь на имеющийся базовый уровень его подготовки.

Система финансирования повышения квалификации является многоканальной - через доведение субсидии ГОАУ ДПО Амурскому областному институту развития образования на выполнение государственного задания в виде межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям и из средств проекта модернизации. ГОАУ ДПО Амурский областной институт развития образования осуществляет курсовую подготовку по заявкам муниципальных образований и образовательных учреждений. Таким образом, данная система позволит обеспечить переход в 2012 году на персонифицированную систему повышения квалификации с включением в нее учреждений высшего и дополнительного профессионального образования Амурской области и субъектов Российской Федерации.

Повышение квалификации также осуществляется в рамках федеральной стажировочной площадки на базе ГОАУ ДПО Амурского областного института развития образования и 4 базовых общеобразовательных учреждений на основе индивидуальной траектории обучения слушателей за счет средств ФЦПРО. Наряду с традиционными курсами повышения квалификации (38%) существенную долю (более 47%) занимают проблемно-тематические семинары, практикумы, педагогические мастерские, мастер-классы учителей - победителей ПНПО "Образование".

В области обеспечена нормативная правовая база организации и проведения аттестации педагогических кадров. Согласно действующему положению квалификационные испытания педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности проводятся в письменной форме в виде комплексного задания, ориентированного на решение педагогических задач. Внедряется дистанционная форма прохождения испытания с привлечением органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования.

Доля учителей, имеющих высшую, первую категории и прошедших аттестацию на соответствие занимаемой должности, составляет 48%.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»