ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 сентября 2010 года N 510
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ И СОХРАНЕНИЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2015 ГОДЫ"
(в редакции постановлений Правительства Амурской области от 25.11.2010 N 668, от 22.02.2011 N 83, от 18.03.2011 N 152, от 01.04.2011 N 206, от 29.04.2011 N 271, от 22.06.2011 N 415, от 24.08.2011 N 558, от 23.09.2011 N 618, от 24.10.2011 N 684, от 01.12.2011 N 826, от 22.12.2011 N 926, от 06.02.2012 N 39, от 10.04.2012 N 186, от 10.05.2012 N 257, от 29.06.2012 N 339, от 03.08.2012 N 420, от 24.09.2012 N 507, N 524, от 13.11.2012 N 632, от 18.04.2013 N 183, от 29.05.2013 N 248, от 23.10.2013 N 517, от 11.12.2013 N 621, от 26.12.2013 N 700)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2014 года на основании постановления Правительства Амурской области от 24.10.2013 N 519.
____________________________________________________________________
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства области от 7 декабря 2007 года N 28 "Об утверждении Порядков принятия решений о разработке областных (региональных) целевых программ, их формирования и реализации, а также проведения оценки эффективности" Правительство области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Развитие и сохранение культуры и искусства Амурской области на 2011 - 2015 годы".
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2011 года.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Правительства области В.Г.Анисимову.
Губернатор
Амурской области
О.Н.КОЖЕМЯКО
ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ И СОХРАНЕНИЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2015 ГОДЫ"
(в редакции постановлений Правительства Амурской области от 25.11.2010 N 668, от 22.02.2011 N 83, от 18.03.2011 N 152, от 01.04.2011 N 206, от 29.04.2011 N 271, от 22.06.2011 N 415, от 24.08.2011 N 558, от 23.09.2011 N 618, от 24.10.2011 N 684, от 01.12.2011 N 826, от 22.12.2011 N 926, от 06.02.2012 N 39, от 10.04.2012 N 186, от 10.05.2012 N 257, от 29.06.2012 N 339, от 03.08.2012 N 420, от 24.09.2012 N 507, N 524, от 13.11.2012 N 632, от 18.04.2013 N 183, от 29.05.2013 N 248, от 23.10.2013 N 517, от 11.12.2013 N 621, от 26.12.2013 N 700)
(в редакции постановления Правительства Амурской области от 23.09.2011 N 618)
Наименование программы | Долгосрочная целевая программа "Развитие и сохранение культуры и искусства Амурской области на 2011 - 2015 годы" |
Основания для разработки программы | Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 г. N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Закон Амурской области от 5 апреля 1999 г. N 135-ОЗ "О культуре" |
Государственные заказчики - главные распорядители бюджетных средств | Министерство культуры и архивного дела области - координатор, министерство социальной защиты населения |
Основной разработчик программы | Министерство культуры и архивного дела области |
Цель программы | Создание условий для дальнейшего развития культуры и искусства в Амурской области, сохранения национально-культурных традиций для формирования духовно-нравственных ориентиров граждан |
Основные задачи программы | 1. Адресная поддержка профессионального искусства и профессионального творчества. |
2. Сохранение и развитие системы художественного и профессионального образования, поддержка молодых дарований. | |
3. Стимулирование народного творчества и культурно-досуговой деятельности. | |
4. Обеспечение сохранности историко-культурного наследия. | |
5. Развитие библиотечного дела области. | |
6. Разработка и внедрение информационных продуктов и технологий в сфере культуры. | |
7. Обновление специального оборудования учреждений культуры. | |
8. Строительство, реконструкция, техническое переоснащение объектов учреждений культуры. | |
9. Капитальный ремонт муниципальных объектов учреждений культуры. | |
10. Обеспечение доступа к массовой информации отдельных категорий граждан, проживающих в сельской местности Амурской области | |
Перечень основных мероприятий | 1. Адресная поддержка профессионального искусства и профессионального творчества. |
2. Сохранение и развитие системы художественного и профессионального образования, поддержка молодых дарований. | |
3. Стимулирование народного творчества и культурно-досуговой деятельности. | |
4. Обеспечение сохранности историко-культурного наследия. | |
5. Развитие библиотечного дела. | |
6. Разработка и внедрение информационных продуктов и технологий в сфере культуры. | |
7. Обновление специального оборудования учреждений культуры. | |
8. Строительство, реконструкция, техническое переоснащение объектов учреждений культуры. | |
9. Капитальный ремонт муниципальных объектов учреждений культуры. | |
10. Обеспечение периодическими печатными изданиями отдельных категорий граждан, проживающих в сельской местности и поселках городского типа Амурской области | |
Сроки и этапы реализации программы | 2011 - 2015 годы |
Объемы и источники финансирования программы | Общий объем финансовых ресурсов, необходимый для реализации мероприятий программы в 2011 - 2015 годах, составляет 391163,78 тыс. руб., из них: |
средства областного бюджета - 354960,09 тыс. руб. | |
средства федерального бюджета - 17934,90 тыс. руб. | |
средства местных бюджетов - 18268,79 тыс. руб. | |
(в ред. постановления Правительства Амурской области от 11.12.2013 N 621) | |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы | Дальнейшее поэтапное развитие и сохранение культуры и искусства области: |
увеличение количества посещений спектаклей, концертов, представлений, в том числе гастрольных и фестивальных, до 3%; | |
увеличение доли библиотечных фондов | |
увеличение показателя средней книгообеспеченности до 17,1 экземпляра; | |
увеличение доли памятников архитектуры, находящихся в хорошем техническом состоянии, в общем количестве памятников архитектуры областной собственности до 15%; | |
увеличение доли муниципальных библиотек, обеспеченных компьютерным оборудованием, | |
(в ред. постановления Правительства Амурской области от 24.09.2012 N 524) |
(в редакции постановления Правительства Амурской области от 22.02.2011 N 83)
В Амурской области в настоящее время функционируют:
театрально-зрелищные учреждения - областной театр драмы, областной театр актера и куклы, муниципальный театр г. Тында, областная филармония, 6 творческих союзов, объединяющих 237 писателей, художников, фотохудожников, артистов театров;
466 учреждений клубного типа - клубы, дома культуры, культурно-досуговые центры, социально-культурные объединения, на базе которых работают около 3 тысяч различных клубных формирований, объединяющих свыше 34 тыс. человек. Ежегодно в массовых мероприятиях досуговых учреждений принимают участие более 800 тысяч человек;
2 областных средних специальных учебных заведения - колледж культуры, музыкальный колледж, 36 учреждений дополнительного образования детей - детские музыкальные, художественные школы, школы искусств, в которых обучаются более 6 тыс. учащихся;
406 библиотек системы Министерства культуры Российской Федерации, 3 из которых являются государственными, 403 - муниципальными, из них 337 муниципальных библиотек осуществляют информационно-библиотечное обслуживание сельского населения. Совокупный фонд общедоступных библиотек области составляет 5188,3 тыс. экземпляров печатных изданий, ежегодная посещаемость - более 2 млн. человек; книговыдача - 6588,0 тыс. экземпляров.
На государственной охране в Амурской области состоят 620 недвижимых памятников истории и культуры, 7 из которых - федерального значения. В списках вновь выявленных объектов, имеющих историко-культурную ценность, зарегистрировано 384 памятника.
Материальное наследие области сосредоточено в государственной и муниципальной сети музеев, совокупный фонд которых насчитывает 434,7 тысячи единиц хранения, в т.ч. основной фонд - 330,1 тысячи единиц хранения.
Фонд редкой книги Амурской областной научной библиотеки, являющийся составной частью историко-культурного наследия региона, составляет более 6,5 тыс. экземпляров.
Основанием для разработки долгосрочной целевой программы послужила значимость исторического и культурного прошлого, необходимость восстановления традиционной и поддержки современной культуры.
Преобразования в обществе, экономические и политические реформы не могли не затронуть культурную жизнь, которая в последние годы функционировала под воздействием роста творческой инициативы граждан, потребителей и заказчиков культурных услуг, с одной стороны, и сокращения государственной поддержки, с другой стороны.
Так, увеличение постановочных расходов, а также расходов, связанных с гастрольной, рекламной деятельностью, при недостаточном финансировании и низкой платежеспособности населения не позволяют расширить производственную деятельность театрально-зрелищных учреждений, затрудняют выезд на гастроли за пределы области. Отдаленность региона от центральных районов России, высокая стоимость оплаты проезда не позволяют творческим коллективам участвовать в международных, всероссийских, региональных фестивалях, смотрах и конкурсах.
Социально-культурный облик библиотек во многом перестает соответствовать информационным запросам и культурным потребностям населения, так как вопрос комплектования фондов на протяжении последних 15 лет является одним из наиболее проблемных для всех библиотек области.
Только 19 из 406 библиотек имеют доступ к Интернет-ресурсам. С целью обеспечения доступа населения к фондам библиотек необходимы их перевод на электронные носители, создание поисково-справочного аппарата и компьютеризация библиотек.
Важнейшая роль в обеспечении доступности массовой информации для всех слоев населения принадлежит печатным средствам массовой информации. На средства массовой информации как областного, так и местного значения возлагается основная задача по освещению деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также публикация нормативных правовых актов органов власти Амурской области. Газеты являются основным источником информации в период проведения предвыборных кампаний. Граждане, проживающие в сельской местности и поселках городского типа и имеющие доход на уровне прожиточного минимума, не могут включить подписку на периодические печатные издания в статью расходов семейного бюджета. Максимальное обеспечение периодическими печатными изданиями отдельных категорий граждан, проживающих в сельской местности и поселках городского типа Амурской области, позволит слабозащищенным слоям населения сформировать свою гражданскую позицию и принять участие в выборах.
(в ред. постановления Правительства Амурской области от 01.04.2011 N 206)
Несовершенство законодательной базы и отсутствие финансирования привело к тому, что 70% памятников археологии подвергаются разрушению в результате хозяйственной деятельности, 30 памятников монументального искусства находятся в неудовлетворительном состоянии, 65 памятников архитектуры и градостроительства требуют реставрации, причем 8 из них находятся в аварийном состоянии.
Проблема сохранения самобытной традиционной культуры, накопленного культурного наследия населения области особенно на фоне изменения федерального законодательства и делегирования федеральных полномочий органам исполнительной власти в этой сфере (Указ Президента РФ от 2 июля 2005 года N 773) приобретает сегодня чрезвычайную актуальность. Поддержка и развитие самодеятельного народного творчества, являющегося показателем уровня духовного и интеллектуального развития населения, - одно из приоритетных направлений политики государства в сфере культуры.
Проблемы в сфере подготовки кадров для учреждений культуры и искусства могут быть решены посредством расширения и создания новых специализаций на базе функционирующих средних специальных учебных заведений.
Сложившаяся ситуация с материально-технической базой учреждений культуры связана с многолетним финансированием отрасли "Культура" по остаточному принципу, а также с введением в действие Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Органы местного самоуправления ввиду дефицита бюджетов не исполняют данные полномочия в полном объеме. В результате в последние годы из-за аварийного технического состояния был закрыт ряд учреждений культуры, 73 учреждения переведены в иные, приспособленные помещения. Техническая оснащенность 90% учреждений не соответствует минимальным стандартам оснащения оборудованием, утвержденным Министерством культуры РФ. Более 2/3 зданий учреждений культуры требуют текущего ремонта, 205 находятся в аварийном состоянии. Решение данного вопроса в настоящее время не представляется возможным без программной поддержки, оказываемой из средств областного бюджета.
В современных условиях рыночных отношений инфраструктура учреждений культуры и искусства должна быть саморазвивающейся, конкурентоспособной системой, создающей максимальные условия для удовлетворения изменившихся потребностей и запросов потребителей культурных услуг. Наряду с необходимостью сохранения единого культурно-информационного пространства, повышения уровня доступности культурных благ и сокращения территориальной дифференциации в обеспечении населения продуктами культурной деятельности высокую степень актуальности имеет задача обеспечения непрерывности развития культуры и искусства посредством формирования эффективной среды для экспериментирования и новаторства, внедрения новых технологий распространения и потребления продуктов культуры. Поиску новых подходов к решению многообразных вопросов в сфере культуры способствует освещение в средствах массовой информации событий культурной жизни Амурской области.
Разработка долгосрочной целевой программы "Развитие и сохранение культуры и искусства Амурской области на 2011 - 2015 годы" (далее - Программа) продиктована необходимостью определения принципов государственной поддержки культуры и искусства в Амурской области, регламентирования приоритетных направлений и разработки комплекса конкретных мероприятий развития отрасли до 2015 г.
Программа основывается на фундаментальном значении культуры в жизни общества и рассматривает ее как целостную систему ценностей, формирующую нравственно-эстетические и духовные потребности населения.
Положения Программы ориентированы на преемственность культурных традиций Амурской области и необходимость проведения модернизации отрасли исходя из современных условий развития общества и культурных запросов и потребностей граждан.