____________________________________________________
Утратил силу с 01 января 2012 года на основании
постановления Правительства Амурской области
от 28 ноября 2011 года N 819
____________________________________________________
В целях корректировки программных мероприятий и их финансирования Правительство области
постановляет:
Внести в постановление Правительства области от 15.11.2008 N 278 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Развитие образования Амурской области на 2009 - 2012 годы" (в редакции постановления Правительства области от 19.08.2009 N 353) следующие изменения:
1) в наименовании постановления слова "2009 - 2012 годы" заменить словами "2009 - 2015 годы",
2) в пункте 1 постановления слова "2009 - 2012 годы" заменить словами "2009-2015 годы",
3) программу изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
Исполняющий обязанности губернатора Амурской области
В.В. Марценко
Долгосрочная целевая программа
"Развитие образования Амурской области на 2009 - 2015 годы"
Наименование программы | Долгосрочная целевая программа "Развитие образования Амурской области на 2009 - 2015 годы" | |||
Основание для разработки программы | ||||
Государственный заказчик программы | Министерство образования и науки Амурской области | |||
Основной разработчик программы | Министерство образования и науки Амурской области | |||
Цель программы | Создание механизма устойчивого эволюционного развития образовательной среды в соответствии с социально-экономическими и социокультурными тенденциями развития области | |||
Основные задачи программы | 1. Создание условий для интенсивного развития инновационных процессов в образовательных учреждениях области. | |||
Перечень подпрограмм | 1. Подпрограмма "Одаренные дети". | |||
Сроки реализации программы | 2009-2015 годы | |||
Объемы и источники финансирования | Планируемые общие затраты на реализацию программы - 1079918,1 тыс. рублей, в том числе: | |||
программы | 2009 год - 26366,0 тыс. рублей, | |||
2010 год - 115608,1 тыс. рублей, | ||||
2011 год - 52222,2 тыс. рублей, | ||||
2012 год - 43906,9 тыс. рублей, | ||||
2013 год - 328181,3 тыс. рублей, | ||||
2014 год - 353803,6 тыс. рублей, | ||||
2015 год - 159830,0 тыс. рублей. | ||||
Из них за счет средств: | ||||
2009 год - 26366,0 тыс. рублей, | ||||
2010 год - 108000,0 тыс. рублей, | ||||
2011 год - 50000,0 тыс. рублей, | ||||
2012 год - 40000,0 тыс. рублей, | ||||
2013 год - 300573,1 тыс. рублей, | ||||
2014 год - 332554,9 тыс. рублей, | ||||
2015 год - 159830,0 тыс. рублей. | ||||
Планируется привлечь за счет средств местных бюджетов 62594,1 тыс. рублей, в том числе: | ||||
2010 год - 7608,1 тыс. рублей, | ||||
2011 год - 2222,2 тыс. рублей, | ||||
2012 год - 3906,9 тыс. рублей | ||||
2013 год - 27608,2 тыс. рублей, | ||||
2014 год - 21248,7 тыс. рублей | ||||
Ожидаемые конечные результаты реализации программы | Подпрограмма "Одаренные дети" Подпрограмма "Развитие системы воспитания и дополнительного образования детей" Обеспечение условий для творческого развития детей и подростков, содействие их личностному и профессиональному самоопределению, приобщение максимального количества детей к здоровому образу жизни. Обеспечение привлекательности системы дополнительного образования позволит увеличить охват несовершеннолетних подростков на 2%, что предполагает снижение уровня правонарушений среди несовершеннолетних. Повышение качества воспитательной работы в образовательных учреждениях. Обеспечение интеграции дополнительного и общего образования. Увеличение доли педагогов, имеющих квалификационные категории, на 2%. Подпрограмма "Социально-педагогическая поддержка образовательных учреждений интернатного типа" созданию безбарьерной среды для 10% детей-инвалидов, получению ими качественного образования, расширит возможности их последующей профессиональной занятости, как следствие, - их успешной социализации и интеграции в общество. Подпрограмма "Развитие системы дошкольного образования" |
Необходимость принятия долгосрочной целевой программы "Развитие образования Амурской области на 2009 - 2015 годы" обусловлена отсутствием необходимого уровня преемственности между дошкольной подготовкой и начальным общим образованием, между общим средним и начальным, средним и высшим профессиональным образованием, слабой степенью адаптации выпускников учреждений интернатного типа, слаборазвитой инфраструктурой социального партнерства, обеспечивающего качественную производственную практику и дальнейшее трудоустройство выпускников учреждений начального профессионального образования.
Вышеуказанные проблемы являются основой для определения целей, задач и направлений развития системы образования области. Решение их программным методом позволит:
реализовать программно-целевой подход к управлению системой образования области;
использовать подходы межведомственного взаимодействия, усилив влияние всей социальной сферы области на развитие системы образования;
привлечь различные слои общественности: управляющие и попечительские советы, ассоциации, фонды содействия развитию образования;
обеспечить привлечение дополнительных финансовых ресурсов;
ориентировать систему образования на рынок труда, на перспективные потребности его развития;
активно развивать систему среднего педагогического и начального профессионального образования.
Для обеспечения образовательной деятельности и активности всех слоев населения как основы благосостояния граждан, социальной мобильности и снижения социально-экономической дифференциации населения в регионе необходимо создание определенных условий и образовательной среды, которые могут способствовать реализации поставленных задач.
Объектом работ является образовательная система области, предметом - формирование современной модели регионального образования, совершенствование его содержания и структуры, обеспечивающее ее стабильное функционирование и развитие.
Цель на данном этапе - создание социальных, правовых и'педагогических условий для устойчивого развития системы образования в интересах личности, общества, региона и государства.
Для успешного функционирования и дальнейшего развития региональной образовательной системы необходимо создание среды, в которой она способна развиваться оптимальными темпами.
Решение задач модернизации образования диктует необходимость создания иной модели управления отраслью. Программа развития образования области является важнейшим инструментом управления изменениями в региональной образовательной системе. Ее реализация должна привести к повышению качества общего и начального профессионального образования, обеспечению равенства доступа к качественному образованию независимо от места жительства учащихся и их социального положения, большему соответствию содержания образования требованиям потребителей образовательных услуг и рынка труда.
Реализация программы позволит создать целостную и открытую систему образования, быстро и адекватно реагирующую на изменяющиеся запросы потребителей образовательных услуг и рынка труда, создание системы эффективного управления изменениями в региональном образовании, направленной на формирование прежде всего нового качества образования.
Новое качество образования определяется состоянием и результативностью процессов образования, его соответствием потребностям и ожиданиям обучающихся и профессиональных компетенций личности.
Важным приоритетом развития системы становится обновление содержания образования, мониторинг качества образования, проведение экспериментов по обновлению содержания и структуры образования, введение новых организационно-экономических механизмов развития этой сферы.
Программа учитывает линии преемственности в реализации федеральной и региональной образовательной политики, что нашло отражение в подпрограммах "Одаренные дети", "Развитие системы воспитания и дополнительного образования", "Развитие инновационных образовательных учреждений", "Совершенствование питания в общеобразовательных учреждениях".
Реструктуризация начального и среднего профессионального образования в регионе позволяет реализовать идеи непрерывности и интеграции профессионального образования и ежегодно обучать современным конкурентоспособным профессиям до 10 тысяч человек. Программа предусматривает решение проблем профессионального образования через социальное партнерство и повышение заинтересованности работодателей всех форм собственности в развитии профессионального образования. Преобразования, происходящие в стране во всех сферах жизнедеятельности, поставили перед образовательными учреждениями новые задачи, изменили ориентацию их деятельности, в центре которой - создание условий для развития личности, ее самореализации.
В целях достижения современного качества образования совершенствуется его структура и содержание.
В связи с этим одной из приоритетных задач в развитии современной модели регионального образования является выявление, развитие и поддержка творческих, одаренных детей.
Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни - важнейшая составляющая развития общества и государства. Значительные возможности для современного решения задач воспитания предоставляет система дополнительного образования детей, ориентированная на свободный выбор и освоение обучающимися дополнительных образовательных программ в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования.
В учреждениях образования области наметилась устойчивая тенденция системного подхода к воспитанию, созданию комфортной психологической атмосферы в коллективах, где большое внимание уделяется проблеме социального, профессионального самоопределения учащихся, развитию их социальной компетенции.
Вследствие неблагоприятной социально-экономической ситуации, сложившейся в области, существенно увеличилась численность семей, находящихся в предкризисном состоянии, а также число детей, занимающихся попрошайничеством, бродяжничеством. Возросло число "круглых" сирот из-за преждевременной смерти их родителей, чаще всего по неестественным причинам. Ежегодно в области выявляется свыше тысячи детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в трудной жизненной ситуации. При преимущественном воспитании детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях интернатного учреждения нет возможности полноценно подготовить их к самостоятельной жизни после выхода из учреждения. В связи с этим на первый план выдвигается проблема создания условий для социализации и самореализации детей-сирот.
Потребность образовательных учреждений области в педагогических кадрах в 2007/08 учебном году составила 345 человек (в том числе потребность общеобразовательных учреждений - 225 чел.), в 2008/09 учебном году - 393 специалиста (потребность общеобразовательных учреждений - 245 чел.).
Общеобразовательные учреждения нуждаются в учителях иностранного языка, русского языка и литературы, истории, физической культуры, математики, музыки и др.
От общего количества учителей общеобразовательных учреждений области имеют высшее профессиональное образование 79,8%.
Одной из проблем кадрового обеспечения системы образования области является старение педагогических кадров. В 2008 году 20,0% учителей школ - пенсионного возраста (2007 год - 18,9%). Наиболее заметно старение кадров в общеобразовательных учреждениях северных территорий. В г.Тында, г.Зея, Селемджинском, Тындинском районах более трети учителей пенсионного возраста.
Медленно обновляются педагогические коллективы молодыми специалистами. Так, в 2007 году образовательные учреждения области пополнились 143 молодыми специалистами, в 2008 - 117. С целью перспективного обеспечения образовательных учреждений педагогами с высшим профессиональным образованием ежегодно выпускники педагогических классов направляются в БГПУ для обучения в рамках целевой подготовки специалистов.
Ученические производственные бригады являются единственной и безальтернативной воспитательной формой учебного процесса, сочетающей возможности повышения уровня теоретических знаний в области сельскохозяйственного производства, привития трудовых профессиональных навыков, патриотического и морально-этического воспитания, организации коллективного труда и отдыха учащихся.
В настоящее время работает 39 ученических производственных бригад, в которых насчитывается 1289 учащихся. За бригадами закреплено 742,52 га земли в собственности и 203,7 га земли в аренде, 9 культиваторов, 26 тракторов, 11 картофелекопателей.
Снижение количества ученических производственных бригад за последнее десятилетие обусловлено следующими причинами:
падение престижа сельскохозяйственного труда;
изменение духовного потенциала, общественного сознания населения;
резкое ухудшение материально-технической базы ученических производственных бригад.
В качестве основной задачи в области реализации права на образование детей-инвалидов рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей. В Амурской области создается единое образовательное пространство, осуществляющее образовательную, психолого-педагогическую, медико-социальную, профессиональную и социальную реабилитацию детей-инвалидов.