____________________________________________________
Утратил силу с 01 января 2012 года на основании
постановления Правительства Амурской области
от 28 ноября 2011 года N 819
____________________________________________________
В целях корректировки программных мероприятий и их финансирования Правительство области
постановляет:
Внести в постановление Правительства области от 15.11.2008 N 278 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Развитие образования Амурской области на 2009 - 2011 годы" (в редакции постановления Правительства области от 28.05.2009 N 226) следующие изменения:
1) в наименовании постановления слова "2009 - 2011 годы" заменить словами "2009 - 2012 годы",
2) в пункте 1 постановления слова "2009 - 2011 годы" заменить словами "2009 - 2012 годы",
3) программу изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
Исполняющий обязанности губернатора Амурской области
В.О. Капканщиков
Долгосрочная целевая программа
"Развитие образования Амурской области на 2009 - 2012 годы"
Наименование программы | Долгосрочная целевая программа "Развитие образования Амурской области на 2009 - 2012 годы" |
Основание для разработки | |
Государственный | Министерство образования и науки Амурской области |
Основной разработчик программы | Министерство образования и науки Амурской области |
Цель программы | Создание механизма устойчивого эволюционного развития образовательной среды в соответствии с социально-экономическими и социокультурными тенденциями развития области |
Основные задачи программы | 1. Создание условий для интенсивного развития инновационных процессов в образовательных учреждениях |
Перечень подпрограмм | 1. Подпрограмма "Одаренные дети". |
Сроки реализации | 2009-2012 годы |
Объемы и источники финансирования программы | Общие затраты на реализацию программы - 657748,5 |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы | Подпрограмма "Одаренные дети" |
Подпрограмма "Развитие инновационных образовательных учреждений" | |
Развитие инновационных школ, оказание им поддержки на конкурсной основе. Увеличение числа образовательных учреждений, реализующих право на получение образования повышенного уровня, на 18% к 2011 году. | |
Подпрограмма "Развитие системы воспитания и дополнительного образования детей" | |
Обеспечение условий для творческого развития детей и подростков, содействие их личностному и профессиональному самоопределению, приобщение максимального количества детей к здоровому образу жизни. Обеспечение привлекательности системы дополнительного образования позволит увеличить охват несовершеннолетних подростков на 2%, что предполагает снижение уровня правонарушений среди несовершеннолетних. Повышение качества воспитательной работы в образовательных учреждениях. Обеспечение интеграции дополнительного и общего образования. Увеличение доли педагогов, имеющих квалификационные категории, на 2%. | |
Подпрограмма "Социально-педагогическая поддержка образовательных учреждений интернатного типа" | |
Улучшение социально-бытового обслуживания воспитанников учреждений интернатного типа. Рост участия воспитанников областных учреждений интернатного типа в областных массовых мероприятиях на 9%. | |
Подпрограмма "Профессиональное образование и наука" | |
Совершенствование системы начального профессионального образования, оказание поддержки инновационным образовательным учреждениям (ресурсные центры, опорные училища) на конкурсной основе. Формирование позитивного социального имиджа учреждений профессионального образования в общественном мнении. Увеличение на 30% числа учреждений начального профессионального образования, реализующих право осуществлять подготовку по профессиям повышенного уровня квалификации. | |
Подпрограмма "Педагогические кадры" | |
Оказание поддержки образовательным учреждениям, обеспечивающим доступное, качественное образование (дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные учреждения, учреждения интернатного типа, учреждения дополнительного, начального профессионального образования) на конкурсной основе. Формирование позитивного социального имиджа образовательных учреждений. Выявление, поддержка и поощрение творчески работающих педагогов, повышение престижа учительского труда, распространение педагогического опыта лучших учителей области. Увеличение доли педагогов, имеющих квалификационные категории, на 3,5%. | |
Подпрограмма "Развитие ученических производственных бригад" | |
Создание социально-экономических, организационных и педагогических условий для развития 26 ученических производственных бригад. Сельскохозяйственная подготовка экономически и экологически грамотных специалистов. Воспитание творческого отношения к труду. Увеличение в среднем на 25% объемов выращенной сельскохозяйственной продукции по сравнению с уровнем 2008 года, удешевление питания учащихся. | |
Подпрограмма "Развитие образования детей-инвалидов" | |
Организация дистанционного обучения детей-инвалидов (не менее 100 человек) позволит обеспечить доступ детей данной категории к образовательным и иным информационным ресурсам, оказать поддержку семьям, воспитывающим детей-инвалидов, будет способствовать созданию безбарьерной среды для детей-инвалидов, получению ими качественного образования, расширит возможности их последующей профессиональной занятости, как следствие, - их успешной социализации и интеграции в общество. | |
Подпрограмма "Развитие системы дошкольного образования" | |
Увеличение охвата детей дошкольным образованием с 54,5% до 58%. Создание 2314 дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях. Реконструкция 44 зданий под дошкольные образовательные учреждения. Создание безопасных и комфортных условий для осуществления образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях. Активизация деятельности муниципальных образований области по развитию системы образования детей дошкольного возраста. Поддержка до девяти муниципальных образований за период реализации программы. | |
Подпрограмма "Обеспечение пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений" | |
Повышение безопасности условий образовательного процесса, труда и учебы, снижение рисков возникновения пожаров, аварийных ситуаций, травматизма и гибели людей в образовательных учреждениях. Снижение риска возникновения пожаров и укрепление антитеррористической безопасности. Установка системы автоматической пожарной сигнализации в 141 здании, системы видеонаблюдения в 151 образовательном учреждении, оборудование системы оповещения в 117 зданиях, проведение огнезащитной обработки общей площадью 329415 кв.м | |
Исполнители подпрограмм и основных мероприятий | Министерство образования и науки области, образовательные учреждения области, органы местного самоуправления, юридические лица, привлекаемые на конкурсной основе независимо от формы собственности, определяемые в соответствии с Федеральным законом от 01.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (*) |
Система организации контроля за исполнением программы | Контроль за реализацией программы осуществляет государственный заказчик. Государственный заказчик предоставляет в установленном порядке информацию о выполнении программы и использовании финансовых средств в министерство экономического развития, промышленности и транспорта области |
Необходимость принятия долгосрочной целевой программы "Развитие образования Амурской области на 2009 - 2012 годы" обусловлена отсутствием необходимого уровня преемственности между дошкольной подготовкой и начальным общим образованием, между общим средним и начальным, средним и высшим профессиональным образованием, слабой степенью адаптации выпускников учреждений интернатного типа, слаборазвитой инфраструктурой социального партнерства, обеспечивающего качественную производственную практику и дальнейшее трудоустройство выпускников учреждений начального профессионального образования.
Вышеуказанные проблемы являются основой для определения целей, задач и направлений развития системы образования области. Решение их программным методом позволит:
реализовать программно-целевой подход к управлению системой образования области;
использовать подходы межведомственного взаимодействия, усилив влияние всей социальной сферы области на развитие системы образования;
привлечь различные слои общественности: управляющие и попечительские советы, ассоциации, фонды содействия развитию образования;
обеспечить привлечение дополнительных финансовых ресурсов;
ориентировать систему образования на рынок труда, на перспективные потребности его развития;
активно развивать систему среднего педагогического и начального профессионального образования.
Для обеспечения образовательной деятельности и активности всех слоев населения как основы благосостояния граждан, социальной мобильности и снижения социально-экономической дифференциации населения в регионе необходимо создание определенных условий и образовательной среды, которые могут способствовать реализации поставленных задач.
Объектом работ является образовательная система области, предметом - формирование современной модели регионального образования, совершенствование его содержания и структуры, обеспечивающее ее стабильное функционирование и развитие.
Цель на данном этапе - создание социальных, правовых и педагогических условий для устойчивого развития системы образования в интересах личности, общества, региона и государства.
Для успешного функционирования и дальнейшего развития региональной образовательной системы необходимо создание среды, в которой она способна развиваться оптимальными темпами.
Решение задач модернизации образования диктует необходимость создания иной модели управления отраслью. Программа развития образования области является важнейшим инструментом управления изменениями в региональной образовательной системе. Ее реализация должна привести к повышению качества общего и начального профессионального образования, обеспечению равенства доступа к качественному образованию независимо от места жительства учащихся и их социального положения, большему соответствию содержания образования требованиям потребителей образовательных услуг и рынка труда.
Реализация программы позволит создать целостную и открытую систему образования, быстро и адекватно реагирующую на изменяющиеся запросы потребителей образовательных услуг и рынка труда, создание системы эффективного управления изменениями в региональном образовании, направленной на формирование прежде всего нового качества образования.
Новое качество образования определяется состоянием и результативностью процессов образования, его соответствием потребностям и ожиданиям обучающихся и профессиональных компетенций личности.
Важным приоритетом развития системы становится обновление содержания образования, мониторинг качества образования, проведение экспериментов по обновлению содержания и структуры образования, введение новых организационно-экономических механизмов развития этой сферы.
Программа учитывает линии преемственности в реализации федеральной и региональной образовательной политики, что нашло отражение в подпрограммах "Одаренные дети", "Развитие системы воспитания и дополнительного образования", "Развитие инновационных образовательных учреждений".
Реструктуризация начального и среднего профессионального образования в регионе позволяет реализовать идеи непрерывности и интеграции профессионального образования и ежегодно обучать современным конкурентоспособным профессиям до 10 тысяч человек. Программа предусматривает решение проблем профессионального образования через социальное партнерство и повышение заинтересованности работодателей всех форм собственности в развитии профессионального образования. Преобразования, происходящие в стране во всех сферах жизнедеятельности, поставили перед образовательными учреждениями новые задачи, изменили ориентацию их деятельности, в центре которой - создание условий для развития личности, ее самореализации.
В целях достижения современного качества образования совершенствуется его структура и содержание.
В связи с этим одной из приоритетных задач в развитии современной модели регионального образования является выявление, развитие и поддержка творческих, одаренных детей.
Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни - важнейшая составляющая развития общества и государства. Значительные возможности для современного решения задач воспитания предоставляет система дополнительного образования детей, ориентированная на свободный выбор и освоение обучающимися дополнительных
образовательных программ в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования.
В учреждениях образования области наметилась устойчивая тенденция системного подхода к воспитанию, созданию комфортной психологической атмосферы в коллективах, где большое внимание уделяется проблеме социального, профессионального самоопределения учащихся, развитию их социальной компетенции.
Вследствие неблагоприятной социально-экономической ситуации, сложившейся в области, существенно увеличилась численность семей, находящихся в предкризисном состоянии, а также число детей, занимающихся попрошайничеством, бродяжничеством. Возросло число "круглых" сирот из-за преждевременной смерти их родителей, чаще всего по неестественным причинам. Ежегодно в области выявляется свыше тысячи детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в трудной жизненной ситуации. При преимущественном воспитании детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях интернатного учреждения нет возможности полноценно подготовить их к самостоятельной жизни после выхода из учреждения. В связи с этим на первый план выдвигается проблема создания условий для социализации и самореализации детей-сирот.
Потребность образовательных учреждений области в педагогических кадрах в 2007/08 учебном году составила 345 человек (в том числе потребность общеобразовательных учреждений - 225 чел.), в 2008/09 учебном году - 393 специалиста (потребность общеобразовательных учреждений - 245 чел.).
Общеобразовательные учреждения нуждаются в учителях иностранного языка, русского языка и литературы, истории, физической культуры, математики, музыки и др.
От общего количества учителей общеобразовательных учреждений области имеют высшее профессиональное образование 79,8%.
Одной из проблем кадрового обеспечения системы образования области является старение педагогических кадров. В 2008 году 20,0% учителей школ - пенсионного возраста (2007 год - 18,9%). Наиболее заметно старение кадров в общеобразовательных учреждениях северных территорий. В г.Тында, г.Зея, Селемджинском, Тындинском районах более трети учителей пенсионного возраста.
Медленно обновляются педагогические коллективы молодыми специалистами. Так, в 2007 году образовательные учреждения области пополнились 143 молодыми специалистами, в 2008 - 117. С целью перспективного обеспечения образовательных учреждений педагогами с высшим профессиональным образованием ежегодно выпускники педагогических классов направляются в БГПУ для обучения в рамках целевой подготовки специалистов.
Ученические производственные бригады являются единственной и безальтернативной воспитательной формой учебного процесса, сочетающей возможности повышения уровня теоретических знаний в области сельскохозяйственного производства, привития трудовых профессиональных навыков, патриотического и морально-этического воспитания, организации коллективного труда и отдыха учащихся.
В настоящее время работает 39 ученических производственных бригад, в которых насчитывается 1289 учащихся. За бригадами закреплено 742,52 га земли в собственности и 203,7 га земли в аренде, 9 культиваторов, 26 тракторов, 11 картофелекопателей.
Снижение количества ученических производственных бригад за последнее десятилетие обусловлено следующими причинами:
падение престижа сельскохозяйственного труда;
изменение духовного потенциала, общественного сознания населения;
резкое ухудшение материально-технической базы ученических производственных бригад.
В качестве основной задачи в области реализации права на образование детей-инвалидов рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей. В Амурской области создается единое образовательное пространство, осуществляющее образовательную, психолого-педагогическую, медико-социальную, профессиональную и социальную реабилитацию детей-инвалидов.