Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 апреля 2009 года N 176

Об утверждении программы "Развитие ипотечного
 жилищного кредитования в Амурской области на 2009 год"

(с изменениями на 18 ноября 2009 года)

________________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными

постановлением Правительства Амурской области от 21 октября 2009 года N 473;

постановлением правительства Амурской области от 18 ноября 2009 года N 528.

________________________________________________________________________



В соответствии с условиями реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 N 675, Правительство области

постановляет:     

1. Утвердить прилагаемую программу "Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2009 год".

2. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.


Исполняющий обязанности губернатора Амурской области
В.О. Капканщиков

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства Амурской области
от 30 апреля 2009 года N 176

Программа
"Развитие ипотечного жилищного кредитования
в Амурской области на 2009 год"

(паспорт в редакции, введенной в действие
постановлением Правительства Амурской области от 21 октября 2009 года N 473, -
см. предыдущую редакцию)

 

1. Паспорт

Наименование программы

Программа "Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2009 год"

Основание для разработки программы

Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 N 675

Государственный заказчик программы

Правительство Амурской области, министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Амурской области,
министерство социальной защиты населения Амурской области

Разработчик программы

Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Амурской области,
министерство социальной защиты населения Амурской области

Цель программы

Основная цель программы - обеспечение в 2009 году доступности жилья

Основные задачи программы

Основными задачами программы являются: предоставление государственных гарантий области по заимствованиям, направляемым на долевое строительство жилья на территории Амурской области по цене 1 кв. метра общей площади жилья не выше стоимости жилья, устанавливаемой Министерством регионального развития РФ для расчета размера социальных выплат на территории Амурской области; увеличение объемов финансирования жилищного строительства за счет привлечения внебюджетных средств (средств инвесторов);
предоставление социальных выплат на возмещение части затрат на уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья

Перечень основных мероприятий

1. Нормативное правовое обеспечение реализации программы, анализ и обобщение накопленного в различных регионах Российской Федерации опыта создания и внедрения механизмов развития ипотечного
жилищного кредитования.
2. Предоставление государственных гарантий области по заимствованиям, направляемым на долевое строительство
жилья на территории Амурской области по цене 1 кв. метра общей площади жилья не выше стоимости жилья, устанавливаемой Министерством регионального развития РФ для расчета размера социальных выплат на территории Амурской области.
3. Предоставление социальных выплат на возмещение части затрат на уплату процентов по ипотечным жилищным
кредитам или займам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья

Срок реализации программы

2009 год

Объемы и источники финансирования программы

Общий объем финансирования программы за счет средств областного бюджета составляет 153000 тыс.руб., в том числе:
- на предоставление государственных гарантий области по заимствованиям, направляемым на долевое строительство
жилья на территории Амурской области по цене 1 кв. метра общей площади жилья не выше стоимости жилья, устанавливаемой Министерством регионального развития РФ для расчета размера социальных выплат на территории Амурской области, - 150000 тыс.руб.;
- на предоставление социальных выплат на возмещение части затрат на уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, - 3000 тыс.руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

Успешное выполнение мероприятий программы позволит обеспечить дополнительный ввод в эксплуатацию не менее 16,3 тыс. кв.метров жилья, а также: привлечение в жилищную сферу собственных средств граждан, дополнительных финансовых средств банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы на строительство жилья; доступность жилья для граждан, имеющих средние доходы и нуждающихся в улучшении жилищных условий; создание благоприятных условий на территории области для развития ипотечного жилищного кредитования; укрепление семейных отношений и снижение социальной напряженности; улучшение демографической ситуации в области


2. Содержание проблемы и обоснование ее решения программным методом


В связи с переходом к рыночной экономике в области, как и в целом в Российской Федерации, на фоне общего сокращения объемов жилищного строительства резко уменьшилась доля жилья, строящегося за счет государственных средств. По отношению к уровню конца 80-х годов ввод жилья уменьшился более чем в 3 раза и в 2007 году составил 170,0 тыс.кв.м.

Значительная часть жилищного фонда области не удовлетворяет потребностям населения не только по объему, но и по качеству, т.к. характеризуется наличием деревянных домов постройки 1910-1950 годов со 100-процентным износом, дальнейшее проживание в которых невозможно по санитарным и социальным нормам.

Из общего объема жилищного фонда области 7,4 процентов, или 1334,5 тыс. кв. м, отнесены к ветхому и аварийному жилью, в котором проживает более 66 тыс. человек.

Площадь ветхих и аварийных строений в области превышает объемы годового ввода в действие жилых домов в 9 раз. За последние 10-15 лет капитальный ремонт жилых зданий проводился в небольших объемах, что еще больше усилило процесс ветшания жилищного фонда.

При сокращении бюджетных расходов в жилищном секторе внимание государства было сосредоточено в основном на отдельных категориях и группах населения, которые не в состоянии самостоятельно решить свои жилищные проблемы. Высокая по сравнению с доходами граждан стоимость жилья и постоянный рост цен на него делают для многих жителей области неразрешимой задачу приобретения жилья или улучшения жилищных условий. Назрела необходимость кардинального решения данной проблемы. Высокая стоимость нового жилья обусловливает необходимость обращения граждан к вторичному рынку жилья, приобретение жилья на котором в последнее время становится все более сложным даже для обеспеченных граждан. Основная же часть населения, имеющего относительно стабильные доходы и желающего приобрести жилье в собственность, оказалась не в состоянии это сделать из-за отсутствия достаточных накоплений и возможности получить долгосрочные кредитные ресурсы.

Государственная жилищная политика в рамках национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" наряду с прежней ориентацией на нужды социально незащищенных групп населения сделала акцент на решение жилищных проблем основной части работающего населения, располагающего средними доходами, накоплениями и имеющего жилье в собственности, полученное путем бесплатной приватизации. Основным способом решения жилищной проблемы для этой части населения является долгосрочное

ипотечное жилищное кредитование.

Разработка настоящей программы обусловлена необходимостью обеспечения доступным по стоимости жильем граждан со средним уровнем доходов, основанную на принципах приобретения жилья на свободном от монополизма жилищном рынке за счет собственных средств и долгосрочных ипотечных кредитов, а также обеспечения возможности долевого участия в строительстве жилья на его начальной стадии, что значительно сократит расходы на жилье.

Успешному развитию ипотечного кредитования в области способствуют:

положительная практика ипотечного жилищного кредитования в ряде регионов России;

наличие платежеспособного спроса на ипотечные кредиты со стороны населения.

По статистическим данным, в области более 16,2 тыс. семей нуждаются в улучшении жилищных условий. Решает эту проблему лишь незначительная часть населения. Потенциально рынок жилья в области может быть на порядок больше. Этого не происходит из-за дороговизны жилья, т.е. несоответствия цены реальным доходам населения.

Проблему обеспечения жителей области, нуждающихся в улучшении жилищных условий, доступным жильем необходимо решать путем кредитования строительства доступного по цене жилья под государственную гарантию области, предоставляемую организациям, выделяющим ипотечные кредиты (займы).

3. Цель и система программных мероприятий


Основной целью программы является обеспечение в 2009 году доступности жилья. (абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Амурской области от 21 октября 2009 года N 473, - см. предыдущую редакцию)

Система мероприятий программы включает:

нормативное правовое обеспечение программы;

анализ и обобщение накопленного в различных регионах Российской Федерации опыта создания и внедрения механизмов развития ипотечного жилищного кредитования в целом, а также механизмов обеспечивающих приток долгосрочных внебюджетных финансовых ресурсов на рынок ипотечных жилищных кредитов предоставление государственных гарантий области по заимствованиям, осуществляемым для развития унифицированной системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов.

предоставление государственных гарантий области по заимствованиям, направляемым на долевое строительство жилья на территории Амурской области по цене 1 кв. метра общей площади жилья не выше стоимости жилья, устанавливаемой Министерством регионального развития РФ для расчета размера социальных выплат на территории Амурской области; (абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Амурской области от 21 октября 2009 года N 473, - см. предыдущую редакцию)

предоставление социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам; (абзац дополнительно включен постановлением Правительства Амурской области от 21 октября 2009 года N 473)

привлечение к сотрудничеству жителей области, кредитных и инвестиционных организаций, страховых, проектных, оценочных, риэлтерских компаний, строительных и иных организаций;

организация в областных средствах массовой информации работы, направленной на освещение целей и задач программы;

ведение мониторинга реализации программы и подготовка информационно-аналитических материалов.

В процессе реализации программы в области будут созданы основы для широкого развития долгосрочного ипотечного жилищного кредитования и строительства доступного жилья.

4. Механизм реализации программы

Предоставление государственных гарантий осуществляется

Правительством области в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законом Амурской области "Об областном бюджете на 2009 год", Законом Амурской области от 30.06.2008 N 67-ОЗ "О порядке предоставления государственных гарантий Амурской области".

Обеспечение мероприятий по исполнению государственных гарантий области, включенных в настоящую программу, осуществляется министерством экономического развития, промышленности и транспорта области.

Условия и порядок предоставления социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам устанавливаются постановлением Правительства Амурской области. (абзац дополнительно включен постановлением Правительства Амурской области от 21 октября 2009 года N 473)

Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Амурской области осуществляет нормативное правовое, информационное и аналитическое обеспечение реализации программы.

Кроме этого в ходе реализации программы министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Амурской области обощает информацию:     

1) о количестве выданных кредитов, займов на жилье (млн. руб.);

3) о ставках по ипотечным кредитам, займам (%);

4) о сроках по ипотечным кредитов, займам (годы);

5) о стоимость 1 кв. м. жилья при строительстве жилья, реализуемого по ипотеке (тыс. руб.).

6) о введении в эксплуатацию жилья (тыс. кв. метров).

Механизм реализации программы формируется в целях повышения доступности жилья для многих категорий граждан.

Взаимодействие всех участников программы, в том числе механизм участия граждан в долгосрочном ипотечном жилищном кредитовании, регулируется действующим законодательством.

Обеспечение мероприятия по предоставлению социальных выплат на возмещение части затрат на уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, осуществляется министерством социальной защиты населения области. Выплата компенсаций части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, производится государственными бюджетными учреждениями - управлениями социальной защиты населения по муниципальным районам и городским округам. (абзац дополнительно включен постановлением правительства Амурской области от 18 ноября 2009 года N 528)

5. Прогноз конечных результатов и критерии
 результативности и эффективности реализации программы

Эффективность от реализации программных мероприятий следует рассматривать в социальном и экономическом аспектах. Показателем выполнения Программы будет являться строительство доступного жилья и увеличение объемов долгосрочного ипотечного жилищного кредитования жителей Амурской области.

Выполнение программных мероприятий позволит обеспечить дополнительный ввод жилья в эксплуатацию не менее 16,3 тыс. кв. метров.

Реализация Программы обеспечит:

доступность жилья для граждан, имеющих средние доходы и нуждающихся в улучшении жилищных условий;

создание благоприятных условий на территории области для развития ипотечного жилищного кредитования;

снижение социальной напряженности в обществе;

улучшение демографической ситуации.

Реализация Программы позволит:

увеличить платежеспособный спрос граждан и сделать более доступным строительство жилья для основной части населения, а не его приобретение на вторичном рынке;

активизировать рынок жилья;

привлечь в жилищную сферу сбережения населения и другие внебюджетные финансовые ресурсы;

обеспечить развитие строительного комплекса.

Эффективность реализации Программы зависит от использования привлеченных финансовых ресурсов граждан, коммерческих банков-кредиторов, инвесторов, иных организаций и других возможных источников финансирования.

По предварительным оценкам, реализация Программы позволит вывести на рынок построенное жилье на 10 - 20% процентов дешевле сложившихся на сегодняшний день цен.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»