ПРАВИТЕЛЬСТВО АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 03 марта 2009 года № 76

О внесении изменений в постановление
Правительства области от 28.01.2009 № 13



В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 № 1089 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации» Правительство Амурской области постановляет:

Внести в постановление Правительства области от 28.01.2009 № 13 «Об утверждении Программы дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Амурской области в 2009 году» изменения, изложив Программу дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Амурской области в 2009 году, в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.



Губернатор Амурской области
О.Н. Кожемяко

Утверждена
постановлением Правительства Амурской области
от 03.03.2009 № 76

Программа
дополнительных мероприятий,
направленных на снижение напряженности
на рынке труда Амурской области в 2009 году



Благовещенск 2009

I. ПАСПОРТ
Программы дополнительных мероприятий, направленных на снижение
напряженности на рынке труда Амурской области в 2009 году

Наименование
Программы

Программа дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Амурской области в 2009 году (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. № 1032-1; постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года № 1089 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации»

Государственный заказчик

Управление занятости населения Амурской области

Основной разработчик

Управление занятости населения Амурской области

Цель Программы

Принятие превентивных мер по снижению негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников и предупреждению роста безработицы в области; содействие занятости высвобождаемых работников и незанятого населения; снижение напряженности на рынке труда

Основные задачи Программы

1. Стимулирование сохранения и создания рабочих мест, а также поддержка занятости работников на предприятиях, применяющих процедуру сокращения рабочего времени и
предоставление работникам отпусков без сохранения заработной платы.
2. Создание условий, стимулирующих граждан к самостоятельной предпринимательской деятельности.
3. Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под риском увольнения

Срок реализации Программы

2009 год

Этапы реализации Программы

1 -й этап -1 квартал 2009 года 2-й этап - II квартал 2009 года 3-й этап - II полугодие 2009 года

Основные
мероприятия
Программы

1. Разработка нормативных правовых актов области, направленных на реализацию Программы.
2. Осуществление мониторинга рынка труда муниципальных образований и области в целом.
3. Организация общественных работ, временного трудоустройства безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений всех уровней, а также работников, находящихся под риском увольнения.
4. Содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан
5. Опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения (установление неполного

рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников)

Объемы и источники финансирования

Общий объем финансирования Программы - 153783,7 тыс. рублей, в том числе:
средства областного бюджета - 7689,2 тыс. рублей; субсидия федерального бюджета - 146094,5 тыс. рублей;

Целевой показатель Программы

Сдерживание регистрируемой безработицы к концу 2009 года на уровне 5,5% (от численности экономически активного населения области)

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Реализация Программы позволит:
- трудоустроить на временные рабочие места в рамках общественных работ 7100 человек, в том числе находящихся под риском увольнения, незанятых и безработных граждан, включая выпускников учреждений профессионального образования всех уровней (660 выпускников);
оказать содействие самозанятости 200 безработным гражданам, при этом создать не менее 250 рабочих мест в сфере , малого бизнеса;
- осуществить опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников) - 277 человек

Исполнители основных мероприятий Программы

Управление занятости населения Амурской области, министерство экономического развития, промышленности и транспорта Амурской области,
министерство внешнеэкономических связей, труда и потребительского рынка Амурской области, министерство сельского хозяйства Амурской области, министерство социальной защиты населения Амурской области,
министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Амурской области министерство здравоохранения Амурской области, министерство образования и науки Амурской области, министерство финансов Амурской области, управление лесного хозяйства Амурской области, управление по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Амурской области,
государственные учреждения Амурской области центры занятости населения,
юридические и физические лица независимо от форм собственности, привлекаемые на договорной основе к осуществлению мероприятий программы, выступающие в качестве работодателей

Система контроля за
исполнением
Программы

Контроль за ходом реализации программы осуществляется управлением занятости населения Амурской области, министерством финансов Амурской области

II. Содержание проблемы и обоснование ее решения программным методом

2.1. Содержание проблемы


Ситуация на рынке труда Амурской области характеризуется высоким уровнем регистрируемой безработицы и дисбалансом между спросом и предложением на рабочую силу. При численности экономически активного населения 443,0 тыс. человек на учете в органах службы занятости области на 01.01.2009 состояло 21682 человека. Уровень безработицы составлял 4,9% от экономически активного населения.

В конце 2008 года на рынке труда области наметились негативные тенденции, свидетельствующие об ухудшении экономической ситуации в организациях различных видов экономической деятельности. Значительно по сравнению с соответствующим периодом 2007 года увеличилось количество организаций, планирующих и проводящих увольнение работников по причине ликвидации либо сокращения численности или штата работников. Только в течение декабря 2008 года численность безработных, зарегистрированных в центрах занятости населения, увеличилась почти на 3,0 тыс. человек.

В 2009 году ожидается снижение ранее запланированных экономических показателей.

По состоянию на 31.12.2008 более 50% машиностроительных предприятий получили отказы по согласованным договорам 2009 года. Снижение объёмов производства в целом по машиностроительному комплексу в декабре 2008 года составило 139,1 млн.рублей к плану, а в 2009 году снижение прогнозируется на треть к уровню 2008 года. Объем кредиторской задолженности по социально значимым машиностроительным предприятиям области с начала т.г. увеличился на 49% и составил 780,5 млн.руб., в т.ч. по налогам и сборам - на 70,6% и составляет 43 млн.руб.

Наиболее сложная ситуация складывается на следующих предприятиях:

ОАО «Свободненский вагоноремонтный завод» - по заключенным договорам до конца текущего года получен отказ от ремонта вагонов ОАО «Первая грузовая компания» - 100%, ООО «Рейл Трансавто» - 100%, ОАО «Новая перевозочная компания» - 60%. Из-за отказа вышеперечисленных компаний от ремонта подвижного состава объем производства в 2009 г. может сократиться на 30%. Предполагается ввести неполную рабочую неделю (трехдневную);

ОАО «Амурский металлист» - не подтверждается финансирование по ранее заключенным контрактам на поставку буровых станков «БС-3» с предприятиями, расположенными за пределами РФ (Украина, Казахстан), в результате чего предполагается невыполнение прогнозного производственного плана в 2009 г. до 50%;

ОАО «Амурдормаш» - в связи с тем, что заключение контрактов на поставку продукции приостановлено и перенесено на более поздний срок, план производства на декабрь 2008 года сформирован всего на 15%. В планы 2009 год 2009 г. вносены корректировки в сторону снижения объемов производства;

по некоторым другим предприятиям (ЗАО «Кранспецбурмаш», ОАО «Судостроительный завод имени Октябрьской революции») ситуация так же достаточно сложная и изменяется почти ежедневно.

Снижение объёмов производства привело уже к сокращению штатной численности работников (73 чел. на ОАО «Амурдормаш»). Руководителями предприятий предполагается в случае усугубления финансового кризиса произвести дополнительное сокращение, по предварительным расчётам, более 150 чел. в 2009 году (ОАО «Амурский металлист - 37 чел., ЗАО «Кранспецбурмаш» - 30 чел., ОАО «Амурдормаш» - 74 чел., ОАО «ПРП-станции» - 39 чел.). Кроме того, ряд предприятий для того, чтобы не проводить сокращение штатной численности, рассматривает варианты предоставления сотрудникам отпусков без сохранения заработной платы (ОАО «Амурдормаш» - 87 чел.).

В результате снижения налогооблагаемой базы сократятся налоговые поступления от машиностроительных предприятий в бюджетную систему всех уровней в 2009 году на 49,6 млн.рублей, в том числе в территориальный бюджет соответственно 5,3 млн.руб. и 7,7 млн.рублей.

Снижение объемов производства крупных и средних предприятий лесопромышленного комплекса составило в 2008 г. по сравнению с запланированным в среднем более чем на 30% (ОАО ЛПК «Тындалес» с 485 тыс.м(3) до 295 тыс.м(3)), ООО «Мостоотряд-Т» с 70 тыс.м(3) в 2008 году до 47 тыс.м(3) в 2009 г., ООО «Багульник» снижен объем производства шпалы в IV квартале 2008 года в 2 раза по сравнению с III кварталом по причине прекращения поставок ОАО «РЖД» в связи с отсутствием финансирования.

Анализ финансово-хозяйственной деятельности ведущих предприятий по производству пищевых продуктов области показал, что в 2009 году положение отрасли будет ухудшаться в связи с негативным влиянием финансового кризиса на конечные результаты работы отрасли. В этой связи многие клиенты предприятий снизили объёмы закупаемой продукции.

Сокращения численности работающих пока не наблюдается, но ряд предприятий из-за тяжелого финансового положения до конца текущего года и в перспективе на следующий год уже запланировали эти меры в целях снижения затрат на производство продукции.

Многие предприятия испытывают недостаток в оборотных средствах и работают на краткосрочных кредитах (ООО СПК «Амурптицепром», ИП Мельниченко, ИП Пасынков и др.), увеличение кредитных ставок приведет к росту цен на продукцию предприятий.

В области строительства промышленных и гражданских зданий различного назначения (жилищного, культурно-бытового, коммунального, производственного) влияние финансового кризиса может вызвать снижение темпов их ввода в связи с уменьшением объемов финансирования, в том числе из областного и федерального бюджетов. В области жилищного строительства уменьшение объемов ввода может быть вызвано снижением уровня доходов населения, сокращением числа участников долевого строительства, повышением стоимости строительных материалов и конструкций.

Таким образом, снижение объемов производства в 2009 году значительно повлияет на занятость населения по отдельным видам экономической деятельности.

По данным мониторинга, по состоянию на 14 января 2009 г. информация о состоявшихся и предстоящих увольнениях работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников получена от 184 предприятий и организаций информация о предполагаемом высвобождении 2082 человек.

Сведения о фактах массового увольнения в 1 квартале 2009 г. в органы службы занятости населения заявили следующие предприятия: ЗАО «Управление карьеро-бетонного хозяйства», п.Талакан (37 чел.); Управление Федеральной налоговой службы России по Амурской области, г.Благовещенск (36 чел.); ОАО «Благовещенский спиртзавод» (150 чел.); ОАО «БуреяГЭСстрой», п. Талакан (390 чел.); филиал ОАО «РусГидро» - Бурейская ГЭС, п.Талакан (116 чел.); представительство ЗАО «Банк Русский стандарт», г.Благовещенск (49 чел.); муниципальное унитарное предприятие «Гортеплосеть - 5», г.Свободный (62 чел.).

Анализ информации свидетельствует о том, что предполагаемые увольнения работников организаций затронут такие виды экономической деятельности, как строительство, оптовая и розничная торговля, финансовая деятельность, транспорт и связь, производство пара и горячей воды, обрабатывающие производства.

По прогнозам, в 2009 году ожидается дальнейшее ухудшение ситуации в сфере занятости и на рынке труда. По предварительной оценке, численность занятых в организациях области может сократиться на 15,0 тыс. человек, в том числе в сельском хозяйстве и лесном комплексе (на 2,0 тыс. человек), добыче полезных ископаемых (на 0,5 тыс. человек), строительстве (1,1 тыс. человек), транспорте (0,7 тыс.человек), в оптовой и розничной торговле (на 2,0 тыс. человек), в обрабатывающих производствах (на 0,5 тыс. человек).

Численность незанятых граждан, обратившихся в 2009 году в органы государственной службы занятости в поиске работы, может увеличиться до 58,0 тыс. человек (на 20% по сравнению с 2008 годом), в их числе высвобожденные работники составят не менее 6,0 тыс. человек.

Динамика и прогноз на 2009 года основных показателей рынка труда Амурской области приведены в таблице 1.

Таблица 1

Динамика и прогноз на 2009 год основных показателей рынка труда Амурской области

Показатели

2005

2006

2007

2008

прогноз 2009

оптимистический

пессимистический

Население (на конец года), тыс.чел.

881,1

874,6

869,6

864,3

858,8

857,8

Население трудоспособного возраста, тыс.чел.*

576,9

574,8

570,8

562,4

548,6

546,5

Экономически активное население, тыс.чел.*

424,2

440,7

443,1

454,6

455,0

444,0

Занятые в экономике, тыс.чел.*

380,3

404,4

414,9

427,5

425,0

410,0

Безработные (по методологии МОТ), тыс.чел.*

43,8

36,3

28,2

27,1

30,0

34,0

Зарегистрированные безработные, тыс.чел.*

18,6

21,2

23,5

22,2

23,5

26,0


* - среднегодовой показатель

Сокращение численности работающих в организациях области повлечет за собой снижение количества вакантных рабочих мест, «сужение» вариантов занятости, особенно в территориях, где нет крупных производств, в сельской местности.

По предварительным прогнозам, численность зарегистрированных безработных граждан к концу 2009 года может увеличиться до 26,0 тыс. человек, уровень зарегистрированной безработицы - до 6,0% от численности экономически активного населения. При этом наиболее критическая ситуация может сложиться в сельскохозяйственных районах (Архаринском, Константиновском, Мазановском, Михайловском, Ромненском, Селемджинском, Тамбовском), в городах Райчихинск, Шимановск, в рабочем поселке (п.г.т.) Прогресс.

Для сохранения численности занятых не ниже, чем было на начало 2009 года, потребуется создание дополнительно 8,75 рабочих мест, на которых смогут трудиться 17,1 тыс. человек. Из них в рамках мероприятий федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» и инвестиционных проектов, планируемых к реализации в 2009 году, - 237 рабочих мест; 3,0 тыс. рабочих мест будет создано за счет собственных средств предприятий и организаций. Перечень реализуемых в Амурской области в 2009 году инвестиционных проектов представлен в приложении № 1.

В области реализуются мероприятия ведомственной целевой программы управления занятости населения Амурской области на 2007-2011 годы, которые позволят в 2009 году:

трудоустроить при содействии органов службы занятости населения области 28,0 тыс. граждан, ищущих работу;

направить на профессиональное обучение по профессиям, востребованным на рынке труда, не менее 5,3 тыс. человек;

оформить на досрочную пенсию более 380 безработных граждан.

Кроме этого, необходимо принятие дополнительных мер, способствующих снижению напряженности на региональном рынке труда, по следующим направлениям:

- повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под риском увольнения, чему будет способствовать опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников);

- стимулирование сохранения и создания рабочих мест. Организация общественных работ, временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работы безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения, будет способствовать сохранению кадрового состава предприятий;

- развитие предпринимательской инициативы и самозанятости незанятого населения;

- сокращение численности привлекаемых иностранных работников за счет замещение российскими гражданами рабочих мест, на которые предполагается привлечение иностранных работников. Квота на привлечение иностранной рабочей силы на 2009 год была утверждена в размере 22,4 тыс. человек. С учетом сложившейся ситуации на рынке труда области в условиях финансового-экономического кризиса численность иностранных граждан, привлекаемых в область, была снижена до 17,6 тыс.человек.

Данная мера позволит трудоустроить 4,8 тыс. человек из числа российских граждан, имеющих статус безработного, после повышения квалификации; граждан, находящихся под риском увольнения, или уволенных и имеющих специальность и квалификацию для замещения рабочих мест, ранее планируемых для занятия иностранными гражданами, ввиду отсутствия специалистов требуемой квалификации в период формирования квоты; выпускников учреждений профессионального образования для получения первого опыта работы по полученной профессии (специальности).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»