Об утверждении Программы дополнительных
мероприятий, направленных на снижение напряженности
на рынке труда Амурской области в 2009 году
(с изменениями на 18 декабря 2009 года)
_________________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Амурской области от 03 марта 2009 года N 76;
постановлением Правительства Амурской области от 10 апреля 2009 года N 151;
постановлением Правительства Амурской области от 15 июня 2009 года N 262;
постановлением Правительства Амурской области от 30 июня 2009 года N 283;
постановлением Правительства Амурской области от 15 июля 2009 года N 305;
постановлением Правительства Амурской области от 04 августа 2009 года N 331;
постановлением Правительства Амурской области от 14 августа 2009 года N 345;
постановлением Правительства Амурской области от 08 сентября 2009 года N 379;
постановлением Правительства Амурской области от 18 сентября 2009 года N 419;
постановлением Правительства Амурской области от 06 октября 2009 года N 438;
постановлением Правительства Амурской области от 14 октября 2009 года N 456;
постановлением Правительства Амурской области от 30 октября 2009 года N 484;
постановлением Правительства Амурской области от 03 ноября 2009 года N 490;
постановлением правительства Амурской области от 12 ноября 2009 года N 521;
постановлением правительства Амурской области от 19 ноября 2009 года N 529;
постановлением Правительства Амурской области от 16 декабря 2009 года N 594.
___________________________________________________________________________
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 N 1089 "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" (абзац в редакции, введенной в действие с 14 июля 2009 года постановлением Правительства Амурской области от 30 июня 2009 года N 283, - см. предыдущую редакцию)
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Программу дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Амурской области в 2009 году (далее - Программа).
2. Направить в 2009 году средства бюджета Амурской области в размере 7689,2 тысяч рублей на реализацию мероприятий дополнительной поддержки занятости населения и снижения напряженности на рынке труда в Амурской области.
3. Определить уполномоченным органом исполнительной власти области для осуществления взаимодействия с Федеральной службой по труду и занятости управление занятости населения Амурской области.
4. Управлению занятости населения Амурской области (Е.А. Дуленова):
организовать работу по заключению Соглашения о реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Амурской области в 2009 году, между Федеральной службой по труду и занятости и Правительством Амурской области;
организовать и провести работу по согласованию Программы в Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Правительства области В.В.Марценко.
Губернатор Амурской области
О.Н.Кожемяко
Программа
дополнительных мероприятий,
направленных на снижение напряженности
на рынке труда Амурской области в 2009 году
(программа в редакции, введенной в действие
постановлением Правительства Амурской области от 03 марта 2009 N 76, -
см. предыдущую редакцию)
(паспорт в редакции, введенной в действие с 18 декабря 2009 года
постановлением Правительства Амурской области от 16 декабря 2009 года N 594, -
см. предыдущую редакцию)
Наименование | Программа дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Амурской области в 2009 году (далее - Программа) | |||
Основание для разработки Программы | Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" от 19 апреля 1991 г. N 1032-1; постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года N 1089 "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" (строка в редакции, введенной в действие с 14 июля 2009 года постановлением Правительства Амурской области от 30 июня 2009 года N 283, - см. предыдущую редакцию) | |||
Государственный заказчик | Управление занятости населения Амурской области | |||
Основной разработчик | Управление занятости населения Амурской области | |||
Цель Программы | Принятие превентивных мер по снижению негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников и предупреждению роста безработицы в области; содействие занятости высвобождаемых работников и незанятого населения; снижение напряженности на рынке труда | |||
Основные задачи Программы | 1. Стимулирование сохранения и создания рабочих мест, а также поддержка занятости работников на предприятиях, применяющих процедуру сокращения рабочего времени и | |||
Срок реализации Программы | 2009 год | |||
Этапы реализации Программы | 1 -й этап -1 квартал 2009 года 2-й этап - II квартал 2009 года 3-й этап - II полугодие 2009 года | |||
Основные мероприятия | 1. Разработка нормативных правовых актов области, направленных на реализацию Программы. | |||
Объемы и источники финансирования | Общий объем финансирования Программы - 153783,7 тыс. рублей, в том числе: | |||
Целевой показатель Программы | Сдерживание регистрируемой безработицы к концу 2009 года на уровне 5,5% (от численности экономически активного населения области) | |||
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | Реализация Программы позволит: | |||
Исполнители основных мероприятий Программы | Управление занятости населения Амурской области, министерство экономического развития, промышленности и транспорта Амурской области, | |||
Система контроля за | Контроль за ходом реализации программы осуществляется управлением занятости населения Амурской области, министерством финансов Амурской области |
Ситуация на рынке труда Амурской области характеризуется высоким уровнем регистрируемой безработицы и дисбалансом между спросом и предложением на рабочую силу. При численности экономически активного населения 443,0 тыс. человек на учете в органах службы занятости области на 01.01.2009 состояло 21682 человека. Уровень безработицы составлял 4,9% от экономически активного населения.
В конце 2008 года на рынке труда области наметились негативные тенденции, свидетельствующие об ухудшении экономической ситуации в организациях различных видов экономической деятельности. Значительно по сравнению с соответствующим периодом 2007 года увеличилось количество организаций, планирующих и проводящих увольнение работников по причине ликвидации либо сокращения численности или штата работников. Только в течение декабря 2008 года численность безработных, зарегистрированных в центрах занятости населения, увеличилась почти на 3,0 тыс. человек.
В 2009 году ожидается снижение ранее запланированных экономических показателей.
По состоянию на 31.12.2008 более 50% машиностроительных предприятий получили отказы по согласованным договорам 2009 года. Снижение объёмов производства в целом по машиностроительному комплексу в декабре 2008 года составило 139,1 млн.рублей к плану, а в 2009 году снижение прогнозируется на треть к уровню 2008 года. Объем кредиторской задолженности по социально значимым машиностроительным предприятиям области с начала т.г. увеличился на 49% и составил 780,5 млн.руб., в т.ч. по налогам и сборам - на 70,6% и составляет 43 млн.руб.
Наиболее сложная ситуация складывается на следующих предприятиях:
ОАО "Свободненский вагоноремонтный завод" - по заключенным договорам до конца текущего года получен отказ от ремонта вагонов ОАО "Первая грузовая компания" - 100%, ООО "Рейл Трансавто" - 100%, ОАО "Новая перевозочная компания" - 60%. Из-за отказа вышеперечисленных компаний от ремонта подвижного состава объем производства в 2009 г. может сократиться на 30%. Предполагается ввести неполную рабочую неделю (трехдневную);
ОАО "Амурский металлист" - не подтверждается финансирование по ранее заключенным контрактам на поставку буровых станков "БС-3" с предприятиями, расположенными за пределами РФ (Украина, Казахстан), в результате чего предполагается невыполнение прогнозного производственного плана в 2009 г. до 50%;
ОАО "Амурдормаш" - в связи с тем, что заключение контрактов на поставку продукции приостановлено и перенесено на более поздний срок, план производства на декабрь 2008 года сформирован всего на 15%. В планы 2009 год 2009 г. вносены корректировки в сторону снижения объемов производства;
по некоторым другим предприятиям (ЗАО "Кранспецбурмаш", ОАО "Судостроительный завод имени Октябрьской революции") ситуация так же достаточно сложная и изменяется почти ежедневно.
Снижение объёмов производства привело уже к сокращению штатной численности работников (73 чел. на ОАО "Амурдормаш"). Руководителями предприятий предполагается в случае усугубления финансового кризиса произвести дополнительное сокращение, по предварительным расчётам, более 150 чел. в 2009 году (ОАО "Амурский металлист - 37 чел., ЗАО "Кранспецбурмаш" - 30 чел., ОАО "Амурдормаш" - 74 чел., ОАО "ПРП-станции" - 39 чел.). Кроме того, ряд предприятий для того, чтобы не проводить сокращение штатной численности, рассматривает варианты предоставления сотрудникам отпусков без сохранения заработной платы (ОАО "Амурдормаш" - 87 чел.).
В результате снижения налогооблагаемой базы сократятся налоговые поступления от машиностроительных предприятий в бюджетную систему всех уровней в 2009 году на 49,6 млн.рублей, в том числе в территориальный бюджет соответственно 5,3 млн.руб. и 7,7 млн.рублей.
Снижение объемов производства крупных и средних предприятий лесопромышленного комплекса составило в 2008 г. по сравнению с запланированным в среднем более чем на 30% (ОАО ЛПК "Тындалес" с 485 тыс.м(3) до 295 тыс.м(3)), ООО "Мостоотряд-Т" с 70 тыс.м(3) в 2008 году до 47 тыс.м(3) в 2009 г., ООО "Багульник" снижен объем производства шпалы в IV квартале 2008 года в 2 раза по сравнению с III кварталом по причине прекращения поставок ОАО "РЖД" в связи с отсутствием финансирования.
Анализ финансово-хозяйственной деятельности ведущих предприятий по производству пищевых продуктов области показал, что в 2009 году положение отрасли будет ухудшаться в связи с негативным влиянием финансового кризиса на конечные результаты работы отрасли. В этой связи многие клиенты предприятий снизили объёмы закупаемой продукции.
Сокращения численности работающих пока не наблюдается, но ряд предприятий из-за тяжелого финансового положения до конца текущего года и в перспективе на следующий год уже запланировали эти меры в целях снижения затрат на производство продукции.
Многие предприятия испытывают недостаток в оборотных средствах и работают на краткосрочных кредитах (ООО СПК "Амурптицепром", ИП Мельниченко, ИП Пасынков и др.), увеличение кредитных ставок приведет к росту цен на продукцию предприятий.
В области строительства промышленных и гражданских зданий различного назначения (жилищного, культурно-бытового, коммунального, производственного) влияние финансового кризиса может вызвать снижение темпов их ввода в связи с уменьшением объемов финансирования, в том числе из областного и федерального бюджетов. В области жилищного строительства уменьшение объемов ввода может быть вызвано снижением уровня доходов населения, сокращением числа участников долевого строительства, повышением стоимости строительных материалов и конструкций.
Таким образом, снижение объемов производства в 2009 году значительно повлияет на занятость населения по отдельным видам экономической деятельности.
По данным мониторинга, по состоянию на 14 января 2009 г. информация о состоявшихся и предстоящих увольнениях работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников получена от 184 предприятий и организаций информация о предполагаемом высвобождении 2082 человек.
Сведения о фактах массового увольнения в 1 квартале 2009 г. в органы службы занятости населения заявили следующие предприятия: ЗАО "Управление карьеро-бетонного хозяйства", п.Талакан (37 чел.); Управление Федеральной налоговой службы России по Амурской области, г.Благовещенск (36 чел.); ОАО "Благовещенский спиртзавод" (150 чел.); ОАО "БуреяГЭСстрой", п. Талакан (390 чел.); филиал ОАО "РусГидро" - Бурейская ГЭС, п.Талакан (116 чел.); представительство ЗАО "Банк Русский стандарт", г.Благовещенск (49 чел.); муниципальное унитарное предприятие "Гортеплосеть - 5", г.Свободный (62 чел.).
Анализ информации свидетельствует о том, что предполагаемые увольнения работников организаций затронут такие виды экономической деятельности, как строительство, оптовая и розничная торговля, финансовая деятельность, транспорт и связь, производство пара и горячей воды, обрабатывающие производства.
По прогнозам, в 2009 году ожидается дальнейшее ухудшение ситуации в сфере занятости и на рынке труда. По предварительной оценке, численность занятых в организациях области может сократиться на 15,0 тыс. человек, в том числе в сельском хозяйстве и лесном комплексе (на 2,0 тыс. человек), добыче полезных ископаемых (на 0,5 тыс. человек), строительстве (1,1 тыс. человек), транспорте (0,7 тыс.человек), в оптовой и розничной торговле (на 2,0 тыс. человек), в обрабатывающих производствах (на 0,5 тыс. человек).
Численность незанятых граждан, обратившихся в 2009 году в органы государственной службы занятости в поиске работы, может увеличиться до 58,0 тыс. человек (на 20% по сравнению с 2008 годом), в их числе высвобожденные работники составят не менее 6,0 тыс. человек.
Динамика и прогноз на 2009 года основных показателей рынка труда Амурской области приведены в таблице 1.
Динамика и прогноз на 2009 год основных показателей рынка труда Амурской области
Показатели | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | прогноз 2009 | ||||
|
|
|
|
| оптимисти- | пессимисти- | |||
Население (на конец года), тыс.чел. | 881,1 | 874,6 | 869,6 | 864,3 | 858,8 | 857,8 | |||
Население трудоспособного возраста, тыс.чел.* | 576,9 | 574,8 | 570,8 | 562,4 | 548,6 | 546,5 | |||
Экономически активное население, тыс.чел.* | 424,2 | 440,7 | 443,1 | 454,6 | 455,0 | 444,0 | |||
Занятые в экономике, тыс.чел.* | 380,3 | 404,4 | 414,9 | 427,5 | 425,0 | 410,0 | |||
Безработные (по методологии МОТ), тыс.чел.* | 43,8 | 36,3 | 28,2 | 27,1 | 30,0 | 34,0 | |||
Зарегистрированные безработные, тыс.чел.* | 18,6 | 21,2 | 23,5 | 22,2 | 23,5 | 26,0 |
________________