Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 ноября 2008 года N 264


Об утверждении долгосрочной целевой программы
"Развитие и сохранение культуры и искусства
 Амурской области" на 2009-2010 годы

(с изменениями на 28 декабря 2010 года)

     ________________________________________________________________________
     Документ с изменениями, внесенными:
     постановлением Правительства Амурской области от 10 апреля 2009 года N 152;
     постановлением Правительства Амурской области от 21 мая 2009 года N 204;
     постановлением Правительства Амурской области от 19 июня 2009 года N 274;
     постановлением Правительства Амурской области от 11 августа 2009 года N 343;
     постановлением Правительства Амурской области от 15 сентября 2009 года N 403;
     постановлением Правительства Амурской области от 16 октября 2009 года N 460;
     постановлением Правительства Амурской области от 08 декабря 2009 года N 570;
     постановлением Правительства Амурской области от 24 февраля 2010 года N 64;
     постановлением Правительства Амурской области от 13 апреля 2010 года N 179;
     постановлением Правительства Амурской области от 21 апреля 2010 года N 199;
     постановлением Правительства Амурской области от 26 мая 2010 года N 273;
     постановлением Правительства Амурской области от 25 августа 2010 года N 465;
     постановлением Правительства Амурской области от 19 ноября 2010 года N 648;
     постановлением Правительства Амурской области от 28 декабря 2010 года N 734.
     _________________________________________________________________________



В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства области от 07.12.2007 N 28 "Об утверждении порядков принятия решений о разработке областных (региональных) целевых программ, их формирования и реализации, а также проведения оценки эффективности" Правительство области
     
     
постановляет:

1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Развитие и сохранение культуры и искусства Амурской области" на 2009-2010 годы.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 01.01.2009.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Правительства области В.С. Калиту.

Исполняющий обязанности губернатора области
 В.В. Марценко

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства Амурской области
от 12 ноября 2008 года N 264

Долгосрочная целевая программа
"Развитие и сохранение культуры и искусства
Амурской области" на 2009-2010 годы

I. Паспорт
долгосрочной целевой программы
"Развитие и сохранение культуры и искусства
Амурской области" на 2009-2010 годы

(паспорт в редакции, введенной в действие
постановлением Правительства Амурской области от 25 августа 2010 года N 465, -
см. предыдущую редакцию)

Наименование
программы

Долгосрочная целевая программа "Развитие и сохранение культуры и искусства Амурской области" на 2009-2010 годы

Основание для
разработки программы

Закон Российской Федерации от 09.10.1992 N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре",
Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации",
Закон Амурской области от 05.04.1999 N 135-ОЗ "О культуре"

Государственный заказчик-координатор программы

Министерство культуры и архивного дела Амурской области

Государственные заказчики программы

Министерство культуры и архивного дела Амурской области, управление традиционных отраслей Севера Амурской области

Основной разработчик
программы

Министерство культуры и архивного дела области

Цель программы

Создание условий для дальнейшего развития культуры и искусства в области, сохранения национально-культурных традиций с целью формирования духовно-нравственных ориентиров граждан

Основные задачи
программы

1. Поддержка и пропаганда классических видов искусства, создание условий для сохранения лучших традиций и художественного совершенствования творческих
коллективов, исполнителей.
2. Сохранение лучших национально-культурных традиций в сфере системы художественного образования, выявление и поддержка молодых дарований как потенциала развития культуры и искусства области.
3. Сохранение и развитие традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера, стимулирование народного творчества.
4. Обеспечение сохранности историко-культурного наследия области - недвижимых памятников истории и культуры, музейных, библиотечных фондов.
5. Создание условий для сохранения и пополнения фондов, стимулирование работы библиотек по оперативному обеспечению профессиональных и досуговых потребностей пользователей.
6. Оптимальное использование потенциала имеющихся учреждений культуры, качественное изменение самих учреждений культуры путем превращения их в информационно-культурные центры культурно-досуговой деятельности различных групп населения.
7. Обеспечение жизнедеятельности учреждений культуры и искусства в современных условиях, сочетание их традиционной инфраструктуры с открытостью к инновационным формам и методам деятельности, откликом на новые потребности и запросы потребителей культурных услуг.
8. Развитие международных культурных связей.
9. Модернизация материально-технической базы учреждений культуры и искусства для удовлетворения изменяющихся культурных запросов различных групп населения в современных условиях
10. Обеспечение сохранности объектов культуры, развитие инфраструктуры учреждений культуры

Перечень разделов
программы

"Адресная поддержка профессионального искусства и профессионального творчества", "Сохранение и развитие системы художественного и профессионального
образования, поддержка молодых дарований", "Стимулирование народного творчества и культурно-досуговой деятельности", "Обеспечение сохранности историко-культурного наследия", "Развитие библиотечного дела", "Разработка и внедрение информационных продуктов и технологий в сфере культуры", "Обеспечение условий для художественных экспериментов и инновационной деятельности", "Развитие международного культурного сотрудничества", "Укрепление материально-технической базы, оснащение специальным оборудованием учреждений сферы культуры", "Приобретение, строительство, реконструкция, техническое переоснащение объектов учреждений культуры"

Сроки реализации
программы

2009-2010 годы

Объемы и источник
финансирования

Общий объем финансирования программы - 290387,0 тыс.руб., из них: средства областного бюджета:

2009 год - 61589,2 тыс.руб.;

2010 год - 223025,0 тыс.руб.

Планируемый объем средств местного бюджета - 5772,8 тыс.руб.

Ожидаемый результат

Дальнейшее поэтапное развитие и сохранение культуры и искусства области


II. Содержание проблемы и обоснование ее решения программными методами


В области в настоящее время функционируют:

профессиональные коллективы - областной театр драмы, областной театр Актера и Куклы, муниципальный театр г. Тында, областная филармония, 6 творческих союзов, объединяющих 198 писателей, художников, фотохудожников, артистов театров.

466 учреждений клубного типа - клубы, Дома культуры, культурно-досуговые центры, социально-культурные объединения, на базе которых работают около 3 тыс. различных клубных формирований, объединяющих свыше 34 тыс. человек. Ежегодно в массовых мероприятиях досуговых учреждений принимают участие более 800 тыс. человек;

2 областных средних специальных учебных заведения - училище культуры, музыкальный колледж, 37 учреждений дополнительного образования детей - детские музыкальные, художественные школы, школы искусств, в которых обучаются более 5,6 тыс. учащихся;

405 библиотек системы Министерства культуры Российской Федерации, 3 из которых являются государственными, 402 - муниципальными, из них 337 муниципальных библиотек осуществляют информационно-библиотечное обслуживание сельского населения. Совокупный фонд общедоступных библиотек области составляет 5483,6 тыс. экземпляров печатных изданий, ежегодная посещаемость - более 2 тыс. человек; книговыдача - 6965,4 тыс. экземпляров.

На государственной охране в области состоят 620 недвижимых памятников истории и культуры, 7 из которых - федерального значения. В списках вновь выявленных объектов, имеющих историко-культурную ценность, зарегистрировано 384 памятника.

Материальное наследие области сосредоточено в государственной и муниципальной сети музеев, совокупный фонд которых насчитывает 413,3 тысяч единиц хранения, в т.ч. основной фонд - 318,1 тыс. единиц хранения.

Фонд редкой книги Амурской областной научной библиотеки, являющийся составной частью историко-культурного наследия региона, составляет 6,5 тыс. экземпляров.

Основанием для разработки долгосрочной целевой программы послужила значимость исторического и культурного прошлого, необходимость восстановления традиционной и поддержки современной культуры.

Преобразования в обществе, экономические и политические реформы не могли не затронуть культурную жизнь, которая в последние годы функционировала под воздействием роста творческой инициативы граждан, потребителей и заказчиков культурных услуг, с одной стороны, и сокращения государственной поддержки, с другой стороны.

Так, увеличение постановочных расходов, а также расходов, связанных с гастрольной, рекламной деятельностью, при недостаточном финансировании и низкой платежеспособности населения не позволяет расширить производственную деятельность театрально-зрелищных учреждений, затрудняет выезд на гастроли за пределы области. Отдаленность региона от центральных районов России, высокая стоимость оплаты проезда не позволяют творческим коллективам участвовать в международных, всероссийских, региональных фестивалях, смотрах и конкурсах.

Социально-культурный облик библиотек во многом перестает соответствовать информационным запросам и культурным потребностям населения, так как вопрос комплектования фондов на протяжении последних 15 лет является одним из наиболее проблемных для всех библиотек области.  В то же время темпы износа объектов учреждений культуры продолжают отставать от темпов их восстановления, что способствует процессу постепенной утраты объектов культуры. Большинство государственных учреждений культуры работают в приспособленных зданиях, построенных по типовым проектам в конце XIX - начале XX веков и на сегодняшний день находящихся в аварийном состоянии. (абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Амурской области от 11 августа 2009 года N 343, - см. предыдущую редакцию)

Несовершенство законодательной базы и отсутствие финансирования привело к тому, что 70 процентов памятников археологии подвергаются разрушению в результате хозяйственной деятельности, 50 памятников монументального искусства находятся в неудовлетворительном состоянии, 65 памятников архитектуры и градостроительства требуют реставрации, причем 8 из них находятся в аварийном состоянии.

Проблема сохранения самобытной традиционной культуры, накопленного культурного наследия населения области, особенно на фоне изменения федерального законодательства и делегирования федеральных полномочий органам исполнительной власти в этой сфере (Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2005 N 773), приобретает сегодня чрезвычайную актуальность. Поддержка и развитие самодеятельного народного творчества, являющегося показателем уровня духовного и интеллектуального развития населения, - одно из приоритетных направлений политики государства в сфере культуры. Решению данной проблемы должно способствовать создание в области этнокультурных и музейно-туристических комплексов, которые по своей сути будут являться интерактивными учреждениями, совмещающими функции музеев, культурно-досуговых центров, центров народного творчества и народных промыслов. (абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Амурской области от 24 февраля 2010 года N 64, - см. предыдущую редакцию)

Проблемы в сфере подготовки кадров для учреждений культуры и искусства могут быть решены посредством расширения и создания новых специализаций на базе функционирующих средних специальных учебных заведений.

Подавляющее большинство учреждений культуры и искусства не могут приобрести необходимое оборудование, музыкальные инструменты, автотранспорт без программной поддержки, оказываемой из средств областного бюджета.

В современных условиях рыночных отношений инфраструктура учреждений культуры и искусства должна быть саморазвивающейся, конкурентоспособной системой, создающей максимальные условия для удовлетворения изменившихся потребностей и запросов потребителей культурных услуг. Наряду с необходимостью сохранения единого культурно-информационного пространства, повышения уровня доступности культурных благ и сокращения территориальной дифференциации в обеспечении населения продуктами культурной деятельности высокую степень актуальности имеет задача обеспечения непрерывности развития культуры и искусства посредством формирования эффективной среды для экспериментирования и новаторства, внедрения новых технологий распространения и потребления продуктов культуры. Одним из путей решения данной проблемы станет производство и выпуск телепрограммы, которая позволит осуществить в местном эфире обзор событий культурной жизни Амурской области и будет способствовать поиску новых подходов к решению различных вопросов в сфере культуры. (абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Амурской области от 21 апреля 2010 года N 199, - см. предыдущую редакцию)

Разработка долгосрочной целевой программы "Развитие и сохранение культуры и искусства Амурской области"на 2009-2010 годы (далее - программа) продиктована необходимостью определения принципов государственной поддержки культуры и искусства в области, регламентирования приоритетных направлений и разработки комплекса конкретных мероприятий развития отрасли до 2010 г.

Программа основывается на фундаментальном значении культуры в жизни общества и рассматривает ее как целостную систему ценностей, формирующую нравственно-эстетические и духовные потребности населения.

Положения программы ориентированы на преемственность культурных традиций области и необходимость проведения модернизации отрасли исходя из современных условий развития общества и культурных запросов и потребностей граждан.

Финансирование мероприятий долгосрочной целевой программы "Развитие и сохранение культуры и искусства Амурской области" на 2009-2010 годы позволит дополнить бюджетное финансирование текущей деятельности организаций и учреждений культуры и искусства и обеспечить финансовыми ресурсами деятельность, направленную на решение конкретных задач культурной политики.

III. Цель, задачи, сроки и этапы реализации программы


Целью программы является создание условий для дальнейшего развития культуры и искусства в области, сохранения национально-культурных традиций с целью формирования духовно-нравственных ориентиров граждан.

Для достижения цели необходимо комплексное решение следующих задач:

1) поддержка и пропаганда классических видов искусства, создание условий для сохранения лучших традиций и художественного совершенствования творческих коллективов, исполнителей;

2) сохранение лучших национально-культурных традиций в сфере системы художественного образования, выявление и поддержка молодых дарований как потенциала развития культуры и искусства области;

3) сохранение и развитие традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера, стимулирование народного творчества;

4) обеспечение сохранности историко-культурного наследия области -недвижимых памятников истории и культуры, музейных, библиотечных фондов;

5) создание условий для сохранения и пополнения фондов, стимулирование работы библиотек по оперативному обеспечению профессиональных и досуговых потребностей пользователей;

6) оптимальное использование потенциала имеющихся учреждений культуры, качественное изменение самих учреждений культуры путем превращения их в информационно-культурные центры культурно-досуговой деятельности различных групп населения;

7) обеспечение жизнедеятельности учреждений культуры и искусства в современных условиях, сочетание их традиционной инфраструктуры с открытостью к инновационным формам и методам деятельности, откликом на новые потребности и запросы потребителей культурных услуг;

8) развитие международных культурных связей;

9) модернизация материально-технической базы учреждений культуры и искусства для удовлетворения изменяющихся культурных запросов различных групп населения в современных условиях.

10) обеспечение сохранности объектов культуры, развитие инфраструктуры учреждений культуры. (пункт дополнительно включен постановлением Правительства Амурской области от 11 августа 2009 года N 343)

Решение вышеперечисленных задач позволит существенно повысить эффективность функционирования и развития отрасли "Культура" в области. Реализация мероприятий программы рассчитана на 2009-2010 годы.

     

IV. Система программных мероприятий


Система программных мероприятий (приложение N 1) включает следующие подразделы:

4.1. Адресная поддержка профессионального искусства и профессионального творчества


В период развития рыночных отношений особую значимость приобретает традиционное направление государственной культурной политики, связанное с компенсацией негативных воздействий рыночных механизмов на профессиональное искусство путем его адресной поддержки, которая включает:

организационное, правовое и финансовое обеспечение свободы творчества;

поддержку и пропаганду классических видов искусства, сохранение лучших традиций и развитие театрального и музыкального искусства;

пополнение репертуара театров лучшими образцами отечественной и зарубежной классики путем формирования государственного заказа на создание и приобретение культурной продукции;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»