(с изменениями на 28 декабря 2010 года)
________________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Амурской области от 10 апреля 2009 года N 152;
постановлением Правительства Амурской области от 21 мая 2009 года N 204;
постановлением Правительства Амурской области от 19 июня 2009 года N 274;
постановлением Правительства Амурской области от 11 августа 2009 года N 343;
постановлением Правительства Амурской области от 15 сентября 2009 года N 403;
постановлением Правительства Амурской области от 16 октября 2009 года N 460;
постановлением Правительства Амурской области от 08 декабря 2009 года N 570;
постановлением Правительства Амурской области от 24 февраля 2010 года N 64;
постановлением Правительства Амурской области от 13 апреля 2010 года N 179;
постановлением Правительства Амурской области от 21 апреля 2010 года N 199;
постановлением Правительства Амурской области от 26 мая 2010 года N 273;
постановлением Правительства Амурской области от 25 августа 2010 года N 465;
постановлением Правительства Амурской области от 19 ноября 2010 года N 648;
постановлением Правительства Амурской области от 28 декабря 2010 года N 734.
_________________________________________________________________________
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства области от 07.12.2007 N 28 "Об утверждении порядков принятия решений о разработке областных (региональных) целевых программ, их формирования и реализации, а также проведения оценки эффективности" Правительство области
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Развитие и сохранение культуры и искусства Амурской области" на 2009-2010 годы.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 01.01.2009.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Правительства области В.С. Калиту.
Исполняющий обязанности губернатора области
В.В. Марценко
Долгосрочная целевая программа
"Развитие и сохранение культуры и искусства
Амурской области" на 2009-2010 годы
(паспорт в редакции, введенной в действие
постановлением Правительства Амурской области от 25 августа 2010 года N 465, -
см. предыдущую редакцию)
Наименование | Долгосрочная целевая программа "Развитие и сохранение культуры и искусства Амурской области" на 2009-2010 годы | |||
Основание для | Закон Российской Федерации от 09.10.1992 N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", | |||
Государственный заказчик-координатор программы | Министерство культуры и архивного дела Амурской области | |||
Государственные заказчики программы | Министерство культуры и архивного дела Амурской области, управление традиционных отраслей Севера Амурской области | |||
Основной разработчик | Министерство культуры и архивного дела области | |||
Цель программы | Создание условий для дальнейшего развития культуры и искусства в области, сохранения национально-культурных традиций с целью формирования духовно-нравственных ориентиров граждан | |||
Основные задачи | 1. Поддержка и пропаганда классических видов искусства, создание условий для сохранения лучших традиций и художественного совершенствования творческих | |||
Перечень разделов | "Адресная поддержка профессионального искусства и профессионального творчества", "Сохранение и развитие системы художественного и профессионального | |||
Сроки реализации | 2009-2010 годы | |||
Объемы и источник | Общий объем финансирования программы - 290387,0 тыс.руб., из них: средства областного бюджета: 2009 год - 61589,2 тыс.руб.; 2010 год - 223025,0 тыс.руб. Планируемый объем средств местного бюджета - 5772,8 тыс.руб. | |||
Ожидаемый результат | Дальнейшее поэтапное развитие и сохранение культуры и искусства области |
В области в настоящее время функционируют:
профессиональные коллективы - областной театр драмы, областной театр Актера и Куклы, муниципальный театр г. Тында, областная филармония, 6 творческих союзов, объединяющих 198 писателей, художников, фотохудожников, артистов театров.
466 учреждений клубного типа - клубы, Дома культуры, культурно-досуговые центры, социально-культурные объединения, на базе которых работают около 3 тыс. различных клубных формирований, объединяющих свыше 34 тыс. человек. Ежегодно в массовых мероприятиях досуговых учреждений принимают участие более 800 тыс. человек;
2 областных средних специальных учебных заведения - училище культуры, музыкальный колледж, 37 учреждений дополнительного образования детей - детские музыкальные, художественные школы, школы искусств, в которых обучаются более 5,6 тыс. учащихся;
405 библиотек системы Министерства культуры Российской Федерации, 3 из которых являются государственными, 402 - муниципальными, из них 337 муниципальных библиотек осуществляют информационно-библиотечное обслуживание сельского населения. Совокупный фонд общедоступных библиотек области составляет 5483,6 тыс. экземпляров печатных изданий, ежегодная посещаемость - более 2 тыс. человек; книговыдача - 6965,4 тыс. экземпляров.
На государственной охране в области состоят 620 недвижимых памятников истории и культуры, 7 из которых - федерального значения. В списках вновь выявленных объектов, имеющих историко-культурную ценность, зарегистрировано 384 памятника.
Материальное наследие области сосредоточено в государственной и муниципальной сети музеев, совокупный фонд которых насчитывает 413,3 тысяч единиц хранения, в т.ч. основной фонд - 318,1 тыс. единиц хранения.
Фонд редкой книги Амурской областной научной библиотеки, являющийся составной частью историко-культурного наследия региона, составляет 6,5 тыс. экземпляров.
Основанием для разработки долгосрочной целевой программы послужила значимость исторического и культурного прошлого, необходимость восстановления традиционной и поддержки современной культуры.
Преобразования в обществе, экономические и политические реформы не могли не затронуть культурную жизнь, которая в последние годы функционировала под воздействием роста творческой инициативы граждан, потребителей и заказчиков культурных услуг, с одной стороны, и сокращения государственной поддержки, с другой стороны.
Так, увеличение постановочных расходов, а также расходов, связанных с гастрольной, рекламной деятельностью, при недостаточном финансировании и низкой платежеспособности населения не позволяет расширить производственную деятельность театрально-зрелищных учреждений, затрудняет выезд на гастроли за пределы области. Отдаленность региона от центральных районов России, высокая стоимость оплаты проезда не позволяют творческим коллективам участвовать в международных, всероссийских, региональных фестивалях, смотрах и конкурсах.
Социально-культурный облик библиотек во многом перестает соответствовать информационным запросам и культурным потребностям населения, так как вопрос комплектования фондов на протяжении последних 15 лет является одним из наиболее проблемных для всех библиотек области. В то же время темпы износа объектов учреждений культуры продолжают отставать от темпов их восстановления, что способствует процессу постепенной утраты объектов культуры. Большинство государственных учреждений культуры работают в приспособленных зданиях, построенных по типовым проектам в конце XIX - начале XX веков и на сегодняшний день находящихся в аварийном состоянии. (абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Амурской области от 11 августа 2009 года N 343, - см. предыдущую редакцию)
Несовершенство законодательной базы и отсутствие финансирования привело к тому, что 70 процентов памятников археологии подвергаются разрушению в результате хозяйственной деятельности, 50 памятников монументального искусства находятся в неудовлетворительном состоянии, 65 памятников архитектуры и градостроительства требуют реставрации, причем 8 из них находятся в аварийном состоянии.
Проблема сохранения самобытной традиционной культуры, накопленного культурного наследия населения области, особенно на фоне изменения федерального законодательства и делегирования федеральных полномочий органам исполнительной власти в этой сфере (Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2005 N 773), приобретает сегодня чрезвычайную актуальность. Поддержка и развитие самодеятельного народного творчества, являющегося показателем уровня духовного и интеллектуального развития населения, - одно из приоритетных направлений политики государства в сфере культуры. Решению данной проблемы должно способствовать создание в области этнокультурных и музейно-туристических комплексов, которые по своей сути будут являться интерактивными учреждениями, совмещающими функции музеев, культурно-досуговых центров, центров народного творчества и народных промыслов. (абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Амурской области от 24 февраля 2010 года N 64, - см. предыдущую редакцию)
Проблемы в сфере подготовки кадров для учреждений культуры и искусства могут быть решены посредством расширения и создания новых специализаций на базе функционирующих средних специальных учебных заведений.
Подавляющее большинство учреждений культуры и искусства не могут приобрести необходимое оборудование, музыкальные инструменты, автотранспорт без программной поддержки, оказываемой из средств областного бюджета.
В современных условиях рыночных отношений инфраструктура учреждений культуры и искусства должна быть саморазвивающейся, конкурентоспособной системой, создающей максимальные условия для удовлетворения изменившихся потребностей и запросов потребителей культурных услуг. Наряду с необходимостью сохранения единого культурно-информационного пространства, повышения уровня доступности культурных благ и сокращения территориальной дифференциации в обеспечении населения продуктами культурной деятельности высокую степень актуальности имеет задача обеспечения непрерывности развития культуры и искусства посредством формирования эффективной среды для экспериментирования и новаторства, внедрения новых технологий распространения и потребления продуктов культуры. Одним из путей решения данной проблемы станет производство и выпуск телепрограммы, которая позволит осуществить в местном эфире обзор событий культурной жизни Амурской области и будет способствовать поиску новых подходов к решению различных вопросов в сфере культуры. (абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Амурской области от 21 апреля 2010 года N 199, - см. предыдущую редакцию)
Разработка долгосрочной целевой программы "Развитие и сохранение культуры и искусства Амурской области"на 2009-2010 годы (далее - программа) продиктована необходимостью определения принципов государственной поддержки культуры и искусства в области, регламентирования приоритетных направлений и разработки комплекса конкретных мероприятий развития отрасли до 2010 г.
Программа основывается на фундаментальном значении культуры в жизни общества и рассматривает ее как целостную систему ценностей, формирующую нравственно-эстетические и духовные потребности населения.
Положения программы ориентированы на преемственность культурных традиций области и необходимость проведения модернизации отрасли исходя из современных условий развития общества и культурных запросов и потребностей граждан.
Финансирование мероприятий долгосрочной целевой программы "Развитие и сохранение культуры и искусства Амурской области" на 2009-2010 годы позволит дополнить бюджетное финансирование текущей деятельности организаций и учреждений культуры и искусства и обеспечить финансовыми ресурсами деятельность, направленную на решение конкретных задач культурной политики.
Целью программы является создание условий для дальнейшего развития культуры и искусства в области, сохранения национально-культурных традиций с целью формирования духовно-нравственных ориентиров граждан.
Для достижения цели необходимо комплексное решение следующих задач:
1) поддержка и пропаганда классических видов искусства, создание условий для сохранения лучших традиций и художественного совершенствования творческих коллективов, исполнителей;
2) сохранение лучших национально-культурных традиций в сфере системы художественного образования, выявление и поддержка молодых дарований как потенциала развития культуры и искусства области;
3) сохранение и развитие традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера, стимулирование народного творчества;
4) обеспечение сохранности историко-культурного наследия области -недвижимых памятников истории и культуры, музейных, библиотечных фондов;
5) создание условий для сохранения и пополнения фондов, стимулирование работы библиотек по оперативному обеспечению профессиональных и досуговых потребностей пользователей;
6) оптимальное использование потенциала имеющихся учреждений культуры, качественное изменение самих учреждений культуры путем превращения их в информационно-культурные центры культурно-досуговой деятельности различных групп населения;
7) обеспечение жизнедеятельности учреждений культуры и искусства в современных условиях, сочетание их традиционной инфраструктуры с открытостью к инновационным формам и методам деятельности, откликом на новые потребности и запросы потребителей культурных услуг;
8) развитие международных культурных связей;
9) модернизация материально-технической базы учреждений культуры и искусства для удовлетворения изменяющихся культурных запросов различных групп населения в современных условиях.
10) обеспечение сохранности объектов культуры, развитие инфраструктуры учреждений культуры. (пункт дополнительно включен постановлением Правительства Амурской области от 11 августа 2009 года N 343)
Решение вышеперечисленных задач позволит существенно повысить эффективность функционирования и развития отрасли "Культура" в области. Реализация мероприятий программы рассчитана на 2009-2010 годы.
Система программных мероприятий (приложение N 1) включает следующие подразделы:
В период развития рыночных отношений особую значимость приобретает традиционное направление государственной культурной политики, связанное с компенсацией негативных воздействий рыночных механизмов на профессиональное искусство путем его адресной поддержки, которая включает:
организационное, правовое и финансовое обеспечение свободы творчества;
поддержку и пропаганду классических видов искусства, сохранение лучших традиций и развитие театрального и музыкального искусства;
пополнение репертуара театров лучшими образцами отечественной и зарубежной классики путем формирования государственного заказа на создание и приобретение культурной продукции;