ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 мая 2006 года № 259
Об утверждении порядка оценки
эффективности планируемых и реализуемых инвестиционных проектов
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании постановления Губернатора Амурской области от 22.02.2013 N 48.
____________________________________________________________________
(с изменениями на 30 мая 2007 года)
_____________________________________________________________
Документ с изменениями и дополнениями внесенными:
Постановлением губернатора области от 13 июля 2006 года № 379 (В ред. постановления от 15.09.2006 года № 496)
Постановлением губернатора области от 30 мая 2007 года № 368
_____________________________________________________________
В целях проведения анализа эффективности планируемых и реализуемых коммерческих инвестиционных проектов хозяйствующих субъектов области, а также во исполнение Закона Амурской области от 23.12.2005 № 139-ОЗ «О программе «Реформирования региональных и муниципальных финансов Амурской области на 2005-2007 годы» ПОСТАНОВЛЯЮ:
Утвердить:
Порядок оценки эффективности планируемых и реализуемых коммерческих инвестиционных проектов (приложение № 1);
(В редакции Постановления губернатора области от 13 июля 2006 года № 379 . - См. Предыдущую редакцию)
Порядок оценки эффективности некоммерческих инвестиционных проектов капитального строительства (приложение № 2).
(Абзац дополнен Постановлением губернатора области от 13 июля 2006 года № 379)
ПОРЯДОК
оценки эффективности планируемых и реализуемых коммерческих
инвестиционных проектов
I. Общие положения
Настоящий Порядок разработан в целях проведения анализа эффективности планируемых и реализуемых коммерческих инвестиционных проектов хозяйствующих субъектов области с использованием государственной поддержки (далее - проект).
Оценка эффективности проекта является одной из важнейших составляющих анализа инвестиционных проектов, на основе которой определяется возможность и целесообразность оказания государственной поддержки и реализации проекта.
Основой для оценки эффективности планируемых и реализуемых проектов является информация, содержащаяся в бизнес - плане проекта, утвержденном руководителем и заверенном печатью предприятия.
Оценка эффективности инвестиционного проекта осуществляется департаментом экономического развития и внешних связей Администрации Амурской области, структурными подразделениями Администрации области и привлеченными независимыми экспертными организациями.
Настоящий Порядок определяет также параметры, соответствие которым является основанием для досрочного прекращения, приостановления (переработки) реализации проекта.
II. Цели и задачи оценки эффективности инвестиционных проектов
2.1. Цель оценки эффективности инвестиционных проектов - получение государственной поддержки на основе измерения величины экономической, социальной и бюджетной отдачи проектов.
2.2. Задачи, решаемые на основе оценки эффективности инвестиционных проектов:
социально-экономическое обоснование принятия решений по государственной поддержке инвестиционных проектов в формах в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Амурской области;
ранжирование инвестиционных проектов, претендующих на получение государственной поддержки.
III. Основные определения, понятия и термины
Инвестиционный проект - обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, а также прямой иностранной инвестиции, включающее необходимую проектно-сметную документацию, разработанную в соответствии с законодательством Российской Федерации и утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами), а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план).
Экономическая эффективность - количественные (цифровые) показатели, отражающие соотношение полученных результатов к затратам в результате осуществления инвестиционной деятельности.
Социальная эффективность - рост уровня доходов, улучшение состояния здоровья, увеличение продолжительности жизни и рождаемости, сокращение смертности, безработицы, повышение качества образования и иных составляющих уровня и качества жизни населения, являющиеся непосредственным следствием реализации программы и поддающиеся количественной оценке.
Для оценки социальной эффективности коммерческих проектов применяется один показатель, характеризующий изменение уровня безработицы.
Бюджетная эффективность - количественные (цифровые) показатели, отражающие финансовые последствия осуществления инвестиционной деятельности для консолидированного бюджета области (областного бюджета).
Понятия и термины, используемые в настоящем документе, применяются в значениях, определенных Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов (вторая редакция) от 21 июня 1999 года № ВК 477, утвержденными Министерством экономики Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике, и Законом Амурской области «Об инвестиционной деятельности в Амурской области» от 27.12.1996 № 125-ОЗ с учетом изменений и дополнений.
IV. Основные принципы оценки эффективности инвестиционных проектов
4.1. Комплексный подход к использованию взаимосвязанных показателей, всесторонне характеризующих экономическую, социальную и бюджетную отдачу от реализации инвестиционных проектов, получивших государственную поддержку.
4.2. Универсальность применения оценки эффективности инвестиционных проектов, которая характеризуется возможностью ее применения для предприятий различной отраслевой принадлежности и сфер деятельности, различных форм собственности.
4.3. Оперативность оценки экономической, социальной и бюджетной отдачи от реализации инвестиционных проектов, получивших государственную поддержку, которая заключается в возможности проводить ее периодически по данным бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности предприятия.
V. Критерии оценки эффективности инвестиционных проектов
5.1. Критериями оценки эффективности инвестиционных проектов являются:
экономическая эффективность проекта;
бюджетная эффективность проекта;
социальная эффективность проекта;
оценка реализуемости проекта;
оценка необходимости предоставления государственной поддержки для реализации проекта на территории области;
оценка значимости реализации проекта для области.
5.2. Количественные и качественные показатели методики оценки инвестиционных проектов.
Отбор проектов осуществляется на основе следующих качественных и количественных критериев.
Качественные критерии для юридических лиц, претендующих на получение государственной поддержки, следующие:
наличие кредитной или другой организации, подтвердившей готовность к участию в проекте;
содействие выходу из кризиса и росту производства;
влияние на структурную перестройку экономики (посредством переориентации производства);
решение социальных проблем, создание новых рабочих мест.
Количественные критерии показателей эффективности проектов:
рентабельность проекта;
чистый доход и чистый дисконтированный доход;
внутренняя норма доходности;
срок окупаемости;
коэффициент социальной эффективности;
коэффициент бюджетной эффективности.
Не допускается отбор инвестиционных проектов, по которым расходы областного бюджета, связанные с эксплуатацией объектов инвестиций (субсидии по компенсации части процентной ставки по кредитам банков, субсидии на компенсацию тарифов на электроэнергию и иные субсидии, установленные в целях поддержки производственного процесса в рамках данного проекта), превышают сумму предполагаемых налоговых поступлений в областной бюджет.
(Абзац дополнен Постановлением губернатора области от 30 мая 2007 года № 368)
5.2.1. Расчет экономической эффективности.
При экономической оценке инвестиционных проектов используются следующие методы.
5.2.1.1. Важнейшим показателем эффективности проекта является рентабельность проекта, которая рассчитывается как отношение прибыли, получаемой от реализации проекта, к затратам на его реализацию.
Показатели эффективности рассчитываются на основании денежного потока, конкретные составляющие которого зависят от оцениваемого вида эффективности.
5.2.1.2. Чистый доход и чистый дисконтированный доход характеризуют превышение суммарных денежных поступлений над суммарными затратами для данного проекта без учета и с учетом неравноценности эффектов, а также затрат (результатов), относящихся к различным моментам времени.
Чистым доходом (ЧД) называется накопленный эффект за расчётный период, определяемый по формуле:
где:
т - номер шага расчёта (т=1,2,3..., Т);
Т - горизонт расчёта;
Фт - денежный поток на m-м шаге расчёта;
Km - капиталовложения на m-м шаге расчёта.
5.2.1.3. Чистый дисконтированный доход (ЧДД, NPV) определяется как сумма эффектов за весь расчётный период, приведённая к начальному шагу (превышение интегральных результатов над интегральными затратами). Величина ЧДД для постоянной нормы дисконта вычисляется по формуле:
где:
Е - норма дисконта.
Для признания проекта эффективным необходимо, чтобы ЧДД был положительным, при сравнении альтернативных проектов предпочтение должно отдаваться проекту с большим значением ЧДД (при выполнении условия его положительности).
5.2.1.4. Внутренней нормой доходности (внутренняя норма рентабельности, IRR) называется значение коэффициента дисконтирования, при котором ЧДД проекта равен нулю.
ВНД=Е, при котором ЧДД=0.
5.2.1.5. Сроком окупаемости называется продолжительность периода от начального момента до момента окупаемости. Начальный момент указывается в задании на проектирование (обычно это начало нулевого шага или начало операционной деятельности). Моментом окупаемости называется тот наиболее ранний момент времени в расчётном периоде, после которого текущий чистый доход становится и в дальнейшем остаётся неотрицательным.
5.2.1.6. Сроком окупаемости с учётом дисконтирования называется продолжительность периода от начального момента до момента окупаемости с учётом дисконтирования. Моментом окупаемости с учётом дисконтирования называется тот наиболее ранний момент времени в расчётном периоде, после которого текущий чистый дисконтированный доход становится и в дальнейшем остаётся неотрицательным.
Для точного расчёта срока окупаемости используется формула:
где Тl - число лет до смены знаков накопленных потоков;