Действующий

О комплексной программе «Экономическое и социальное развитие Амурской области на 2004-2010 годы» (с изменениями на 16 февраля 2011 года)

1.2. Оценка действующих мер по улучшению социально-экономического положения области

Развитие экономики области в 2003 г., несмотря на сложную ситуацию в аграрном секторе, характеризовалось сохранением положительных тенденций, достигнутых в последние годы, по большинству отраслей хозяйственного комплекса.

В этом году удалось сохранить положительную динамику роста производства в основных отраслях экономики области.

В настоящее время в области идет активный процесс преобразований в экономике, социальной сфере и сфере управления.

Необходимым условием обеспечения высоких темпов социально-экономического развития региона является привлечение инвестиций в экономику области. С целью повышения инвестиционной активности, направленной на регулирование и стимулирование инвестиционной деятельности на территории области, в целом сформирована законодательная база.

В настоящее время действует закон Амурской области "Об инвестиционной деятельности в Амурской области", действует фонд развития производства.

Закон установил общие принципы государственной поддержки инвестиционной деятельности, формы государственной поддержки, процедуру принятия решения о поддержке инвестиционного проекта, дополнительные права и обязанности инвесторов. Также он систематизировал и упорядочил "правила игры" инвесторов на территории области, продемонстрировал готовность органов государственной власти области оказать реальную поддержку инвесторам и возможность получения государственной гарантии.

Начиная с 2000 г. инвестиционная деятельность в области приобрела положительную динамику. По итогам 2003 г. валовые инвестиции составили 16,8 млрд.руб. По сравнению с 2002 г. произошло увеличение валовых инвестиций в экономику области на 10,0% в сопоставимых ценах.

В 2003 г. инвестиции осуществлялись главным образом за счет привлеченных ресурсов (68,0% всех инвестиций), основную часть которых составляют средства РАО "ЕЭС России", направляемые на строительство Бурейской ГЭС. Ассигнования из федерального бюджета на инвестиции увеличены более чем в два раза и составляют 21,7% всех источников, большая часть которых поступает на строительство автодороги Чита -Хабаровск. На этих двух объектах освоено свыше 70% всех инвестиций области.

В это же время внедрена система субсидирования части процентной ставки по кредитам банков, направляемым на реализацию инвестиционных проектов, за счет фонда развития производства. В 2003 г. проведено три конкурсных отбора инвестиционных проектов, в результате которых право на получение государственной поддержки в виде компенсации части процентной ставки по кредитам банков получили 17 предприятий, из которых только 11 заключили соглашения и представили документы к финансированию. За 2003 г. выделено на безвозвратной основе на погашение части процентной ставки 3,2 млн.руб. Данными предприятиями привлечено кредитов в пределах 70,0 млн. руб.

В результате реализации 11 инвестиционных проектов, получающих господдержку из фонда развития производства, достигнут экономический эффект, выразившийся в следующих показателях: создано 148 рабочих мест, увеличен объем выпускаемой продукции на 34,6 млн.руб.

Второй новый вид государственной поддержки, внедренный в 2003 г. - предоставление бюджетного кредита через уполномоченный банк на сумму 7,0 млн.руб.

Важную роль в обеспечении стабильности экономического развития играет малый бизнес. В 2000 г. в области принят Закон Амурской области "О государственной поддержке малого предпринимательства в Амурской области", адаптированный к региональным условиям функционирования малого предпринимательства.

В рамках положений закона был принят Закон Амурской области от 11.02.02 N 74-ОЗ "О программе государственной поддержки малого предпринимательства в Амурской области на 2002-2004 годы". В соответствии с программой осуществлялось предоставление бюджетного кредита уполномоченной кредитной организации для последующего кредитования инвестиционных и инновационных проектов субъектов малого предпринимательства, реализуемых в приоритетных отраслях экономики. Кредитные ресурсы в сумме более 1,0 млн.руб. были предоставлены субъектам малого предпринимательства. В результате получения льготного кредита субъектами малого предпринимательства сохранено и создано около ста рабочих мест, возвратность средств составила 100,0%, отчисления в бюджеты всех уровней составили более 320,0 тыс.руб.

В этом направлении продолжается дальнейшая работа по улучшению инвестиционного климата в области для развития малого предпринимательства путем создания льготных условий для субъектов малого предпринимательства в использовании государственных финансовых, материально-технических  и   информационных   ресурсов,   государственной поддержки реализации инвестиционных проектов в форме предоставления государственных гарантий области, налоговых льгот, субсидий на возмещение части процентных ставок по кредитам и договорам лизинга.

Направленность государственной политики на достижение конкретных целей и результатов обуславливает повышение роли программно-целевого подхода при формировании расходов бюджета. Одним из инструментов реализации обозначенных целей выступают федеральные и областные целевые программы, позволяющие в рамках программно-целевого метода концентрировать ресурсы для комплексного и системного решения среднесрочных и долгосрочных проблем социальной и экономической политики региона.

Целевые программы потенциально являются одним из самых действенных средств реализации областной государственной социально-экономической политики и решения актуальных проблем социально-экономического развития.

Начиная с 2000 г. количество областных целевых программ и средств, выделяемых из областного бюджета, неуклонно увеличивается. В области утверждены законами 32 областные целевые программы.

Таблица N 1.7

Структура финансирования областных целевых программ
по источникам финансирования за 2001-2003 гг.

     

(тыс.руб.)

2001г.

2002 г.

2003 г.

Количество программ, шт.

21

26

30

Объем финансирования из областного бюджета (плановый), тыс.руб.

252 615,0

346 963,0

442 496,0

Объем финансирования из областного бюджета факт, тыс.руб.

219 565,0

279 100,8

306746,0


1. Программа "Сахарный диабет в Амурской области на 2002-2004 годы" (Закон Амурской области от 08.02.2002 N 69-ОЗ).

В рамках программы ежегодно осуществлялись приобретение инсулиносодержащих препаратов для лечения больных сахарным диабетом, обеспечение больных таблетированными сахароснижающими препаратами, средствами индивидуального контроля (глюкометры, тест-полоски). Ежегодно проводится санитарно-реабилитационное лечение больных в условиях санатория "Гонжа". В результате проведенных программных мероприятий улучшен контроль за течением заболевания, достигнута компенсация углеводного обмена, снижена ранняя инвалидизация лиц, больных сахарным диабетом и увеличена продолжительность их активной жизни в среднем на 3-5 лет.

2. Программа "Неотложные меры по предупреждению распространения в Амурской области заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), на 2002-2005 годы "Анти-ВИЧ/СПИД" (Закон Амурской области от 15.03.2002 N 89-ОЗ).

В результате проведенных программных мероприятий улучшилась санитарно-просветительная  и  разъяснительная  работа среди  школьников, молодежи и другого населения по профилактике ВИЧ-инфекции. За счет приобретения нового высокотехнологического лабораторного оборудования для диагностики ВИЧ-инфекции, СПИД-индикаторных заболеваний увеличен объем исследований, уменьшено время проведения анализов и количество диагностических ошибок. Кроме того, лечебно-профилактические учреждения ежегодно обеспечиваются тест-системами для определения антител к ВИЧ-инфекции. Проведены эпидрасследования в очагах.

3. Программа "Безопасное материнство на 2002-2004 годы" (Закон Амурской области от 18.11.2002 N 146-ОЗ).