Развитие экономики области в 2003 г., несмотря на сложную ситуацию в аграрном секторе, характеризовалось сохранением положительных тенденций, достигнутых в последние годы, по большинству отраслей хозяйственного комплекса.
В этом году удалось сохранить положительную динамику роста производства в основных отраслях экономики области.
В настоящее время в области идет активный процесс преобразований в экономике, социальной сфере и сфере управления.
Необходимым условием обеспечения высоких темпов социально-экономического развития региона является привлечение инвестиций в экономику области. С целью повышения инвестиционной активности, направленной на регулирование и стимулирование инвестиционной деятельности на территории области, в целом сформирована законодательная база.
В настоящее время действует закон Амурской области "Об инвестиционной деятельности в Амурской области", действует фонд развития производства.
Закон установил общие принципы государственной поддержки инвестиционной деятельности, формы государственной поддержки, процедуру принятия решения о поддержке инвестиционного проекта, дополнительные права и обязанности инвесторов. Также он систематизировал и упорядочил "правила игры" инвесторов на территории области, продемонстрировал готовность органов государственной власти области оказать реальную поддержку инвесторам и возможность получения государственной гарантии.
Начиная с 2000 г. инвестиционная деятельность в области приобрела положительную динамику. По итогам 2003 г. валовые инвестиции составили 16,8 млрд.руб. По сравнению с 2002 г. произошло увеличение валовых инвестиций в экономику области на 10,0% в сопоставимых ценах.
В 2003 г. инвестиции осуществлялись главным образом за счет привлеченных ресурсов (68,0% всех инвестиций), основную часть которых составляют средства РАО "ЕЭС России", направляемые на строительство Бурейской ГЭС. Ассигнования из федерального бюджета на инвестиции увеличены более чем в два раза и составляют 21,7% всех источников, большая часть которых поступает на строительство автодороги Чита -Хабаровск. На этих двух объектах освоено свыше 70% всех инвестиций области.
В это же время внедрена система субсидирования части процентной ставки по кредитам банков, направляемым на реализацию инвестиционных проектов, за счет фонда развития производства. В 2003 г. проведено три конкурсных отбора инвестиционных проектов, в результате которых право на получение государственной поддержки в виде компенсации части процентной ставки по кредитам банков получили 17 предприятий, из которых только 11 заключили соглашения и представили документы к финансированию. За 2003 г. выделено на безвозвратной основе на погашение части процентной ставки 3,2 млн.руб. Данными предприятиями привлечено кредитов в пределах 70,0 млн. руб.
В результате реализации 11 инвестиционных проектов, получающих господдержку из фонда развития производства, достигнут экономический эффект, выразившийся в следующих показателях: создано 148 рабочих мест, увеличен объем выпускаемой продукции на 34,6 млн.руб.
Второй новый вид государственной поддержки, внедренный в 2003 г. - предоставление бюджетного кредита через уполномоченный банк на сумму 7,0 млн.руб.
Важную роль в обеспечении стабильности экономического развития играет малый бизнес. В 2000 г. в области принят Закон Амурской области "О государственной поддержке малого предпринимательства в Амурской области", адаптированный к региональным условиям функционирования малого предпринимательства.
В рамках положений закона был принят Закон Амурской области от 11.02.02 N 74-ОЗ "О программе государственной поддержки малого предпринимательства в Амурской области на 2002-2004 годы". В соответствии с программой осуществлялось предоставление бюджетного кредита уполномоченной кредитной организации для последующего кредитования инвестиционных и инновационных проектов субъектов малого предпринимательства, реализуемых в приоритетных отраслях экономики. Кредитные ресурсы в сумме более 1,0 млн.руб. были предоставлены субъектам малого предпринимательства. В результате получения льготного кредита субъектами малого предпринимательства сохранено и создано около ста рабочих мест, возвратность средств составила 100,0%, отчисления в бюджеты всех уровней составили более 320,0 тыс.руб.
В этом направлении продолжается дальнейшая работа по улучшению инвестиционного климата в области для развития малого предпринимательства путем создания льготных условий для субъектов малого предпринимательства в использовании государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, государственной поддержки реализации инвестиционных проектов в форме предоставления государственных гарантий области, налоговых льгот, субсидий на возмещение части процентных ставок по кредитам и договорам лизинга.
Направленность государственной политики на достижение конкретных целей и результатов обуславливает повышение роли программно-целевого подхода при формировании расходов бюджета. Одним из инструментов реализации обозначенных целей выступают федеральные и областные целевые программы, позволяющие в рамках программно-целевого метода концентрировать ресурсы для комплексного и системного решения среднесрочных и долгосрочных проблем социальной и экономической политики региона.
Целевые программы потенциально являются одним из самых действенных средств реализации областной государственной социально-экономической политики и решения актуальных проблем социально-экономического развития.
Начиная с 2000 г. количество областных целевых программ и средств, выделяемых из областного бюджета, неуклонно увеличивается. В области утверждены законами 32 областные целевые программы.
Таблица N 1.7
Структура финансирования областных целевых программ
по источникам финансирования за 2001-2003 гг.
(тыс.руб.)
2001г. | 2002 г. | 2003 г. | ||||
Количество программ, шт. | 21 | 26 | 30 | |||
Объем финансирования из областного бюджета (плановый), тыс.руб. | 252 615,0 | 346 963,0 | 442 496,0 | |||
Объем финансирования из областного бюджета факт, тыс.руб. | 219 565,0 | 279 100,8 | 306746,0 |
1. Программа "Сахарный диабет в Амурской области на 2002-2004 годы" (Закон Амурской области от 08.02.2002 N 69-ОЗ).
В рамках программы ежегодно осуществлялись приобретение инсулиносодержащих препаратов для лечения больных сахарным диабетом, обеспечение больных таблетированными сахароснижающими препаратами, средствами индивидуального контроля (глюкометры, тест-полоски). Ежегодно проводится санитарно-реабилитационное лечение больных в условиях санатория "Гонжа". В результате проведенных программных мероприятий улучшен контроль за течением заболевания, достигнута компенсация углеводного обмена, снижена ранняя инвалидизация лиц, больных сахарным диабетом и увеличена продолжительность их активной жизни в среднем на 3-5 лет.
2. Программа "Неотложные меры по предупреждению распространения в Амурской области заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), на 2002-2005 годы "Анти-ВИЧ/СПИД" (Закон Амурской области от 15.03.2002 N 89-ОЗ).
В результате проведенных программных мероприятий улучшилась санитарно-просветительная и разъяснительная работа среди школьников, молодежи и другого населения по профилактике ВИЧ-инфекции. За счет приобретения нового высокотехнологического лабораторного оборудования для диагностики ВИЧ-инфекции, СПИД-индикаторных заболеваний увеличен объем исследований, уменьшено время проведения анализов и количество диагностических ошибок. Кроме того, лечебно-профилактические учреждения ежегодно обеспечиваются тест-системами для определения антител к ВИЧ-инфекции. Проведены эпидрасследования в очагах.
3. Программа "Безопасное материнство на 2002-2004 годы" (Закон Амурской области от 18.11.2002 N 146-ОЗ).