от 18 ноября 2002 года N 146-ОЗ
Об областной целевой программе "Безопасное материнство на 2002-2004 годы" (*)
(с изменениями на 14 декабря 2005 года)
_______________________________________________________
Документ с изменениями и дополнениями внесенными:
Законом Амурской области от 07 июля 2004 года N 342-ОЗ
Закона Амурской области от 14 декабря 2005 года N 107-ОЗ
_______________________________________________________
Принят Амурским областным
Советом народных депутатов
31 октября 2002 года
Утвердить областную целевую программу "Безопасное материнство на 2002-2004 годы" (прилагается).
Главе Администрации области при формировании областного бюджета на 2003-2004 годы предусматривать выделение средств на реализацию мероприятий, предусмотренных областной целевой программой "Безопасное материнство на 2002-2004 годы".
Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его первого официального опубликования.
Глава Администрации
Амурской области
Л.В.Коротков
г. Благовещенск
18 ноября 2002 г.
N 146-ОЗ
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"БЕЗОПАСНОЕ МАТЕРИНСТВО НА 2002 - 2004 ГОДЫ"
ПАСПОРТ
ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"БЕЗОПАСНОЕ МАТЕРИНСТВО НА 2002 - 2004 ГОДЫ"
(В редакции Закона Амурской области от 14 декабря 2005 года N 107-ОЗ. - См. Предыдущую редакцию)
Наименование Областная целевая программа "Безопастное материнство на 2002-2004 годы"
программы
Основание для Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2000 N 625
разработки "О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской
Федерации на 2001-2002 годы";
программы постановление главы Администрации области от 11.02.2002 N 93 "О плане работы
Администрации Амурской области на 2002 год"
Государственный Департамент здравоохранения Администрации области
заказчик программы
Основные Департамент здравоохранения Администрации области
разработчики
программы
Цель программы Снижение показателей материнской и младенческой смертности
Задачи программы 1. Улучшение материально-технической базы акушерско-гинекологической и
педиатрической служб области.
2. Сохранение и восстановление репродуктивного здоровья женщин и обеспечение
безопасного материнства.
3. Информирование населения по вопросам здорового образа жизни, охраны
репродуктивного здоровья
и обеспечения безопасного материнства
Срок реализации 2002-2004 годы
программы
Основные Департамент здравоохранения Администрации области;
исполнители областной фонд обязательного медицинского страхования;
программы Амурская государственная медицинская академия;
Дальневосточный научный центр института физиологии и патологии дыхания СО РАМН;
лечебно- профилактические учреждения области
Объемы и источники Общий объем финансирования программы на 2002-2004 годы - 82431,5 тыс.рублей:
финансирования 2002 год - 33786,4 тыс.рублей;
программы 2003 год- 27172,5 тыс.рублей;
2004 год- 21472,6 тыс.рублей;
в том числе из областного бюджета 3950,9 тыс.рублей, за счет средств обязательного
медицинского страхования 78480,6 тыс.рублей
Ожидаемые результаты 1. Снижение показателя младенческой смертности до 18-19 %│
реализации 2. Снижение показателя материнской смертности от управляемых причин.
программы 3. Обеспечение современного уровня организации и качества акушерско-гинекологической помощи.
4. Снижение числа осложнений беременности, родов, послеродового периода
Организация Государственный заказчик программы осуществляет текущий контроль за ее
реализацией.
текущего контроля Департамент здравоохранения Администрации области представляется в установленном
порядке
за реализацией информация о выполнении мероприятий программы и использовании финансовых
программы средств
Демографическая ситуация в области продолжает ухудшаться Численность населения в области за 5 лет уменьшилась на 41,3 тыс. человек и составила 990,1 тыс.человек к 2001 году. Снижение численности населения происходило как за счет механического движения, так и за счет естественной убыли. Впервые за много лет отмечается незначительное увеличение рождаемости, показатель которой в 2001 году составил 10,0%0 . Однако общая смертность продолжает расти и в 2001 году составила 14,0%0. Естественный прирост населения сохранялся с отрицательным балансом -4,0. Отмечается уменьшение процента числа детей в общей структуре населения на 3%, и в 2001 году их число составило 207,5 тыс человек (24,6%).
Проблема состояния младенческой смертности в период неблагополучной демографической ситуации приобретает наибольшую социальную значимость. Младенческая смертность за 1999, 2000, 2001 годы составила соответственно 28,8, 23,8, 23,5 на 1000 родившихся живыми. Показатель характеризуется нестабильностью, высоким уровнем, значительно превышает показатель по Российской Федерации (14,7%0 в 2001 г.).
На уровень младенческой смертности оказывает негативное влияние ухудшающееся здоровье беременных женщин. Так, гестозы за 1999- 2001 годы составили соответственно 33,3, 29,4, 24,7 на 100 женщин, закончивших беременность, что выше аналогичного показателя по Российской Федерации (21,4 в 2000 г.). Наиболее тяжелые формы гестозов:
преэклампсия и эклампсия - составили 0,5-0,6-1,1 на 100 женщин, закончивших беременность Экстрагенитальные заболевания у беременных регистрируются на высоких цифрах: 97,6-115,4-103,5%,,. Среди заболеваний, осложнивших роды, наиболее часто встречаются анемии (264 случая на 1000 родов), заболевания мочеполовой системы (125 случаев на 1000 родов). У беременных в 2 раза увеличилось число заболеваний щитовидной железы. Количество физиологических родов за этот период увеличилось от 30% до 37% (в Российской Федерации - 31,1 в 2000 г.). Процент преждевременных родов снизился и в 2001 году составил 4,4% против 7,3% в 2000 году (в Российской Федерации - 4,1% в 2000 г.).
Показатель материнской смертности за 1999-2001 годы составил соответственно 32,0, 63,0, 50,2 на 100 тыс. родившихся живыми. Причинами смерти женщин явились сепсис, кровотечение, эмболия околоплодными водами, анафилактический шок. Материнская смертность регистрировалась в г.Благовещенске (4 случая), в г.Зее и Зейском районе (3 случая), в г.Тынде, в г.Шимановске и Шимановском районе, Сковородинском, Завитинском, Свободненском, Тамбовском районах (по 1 случаю).
Учреждения родовспоможения и детства испытывают недостаток в современном медицинском оборудовании, позволяющем обеспечить диагностику врожденных пороков развития плода на ранних стадиях беременности, предотвратить рождение больного ребенка. Имеющееся диагностическое и реанимационное оборудование морально и физически устарело и нуждается в замене.
Отмечается низкий уровень подготовки супружеских пар к беременности. Часто у беременных выявляются инфекции, передаваемые половым путем, что приводит к снижению их репродуктивной функции. Для выявления инфекций, передаваемых половым путем, на ранних сроках беременности требуются современные диагностические реагенты. Обследование на инфекции, передаваемые половым путем, необходимо сделать бесплатным для социально незащищенных слоев населения (молодежь, безработные).
Одной из причин материнской смертности являются аборты, число которых в области остается высоким (60,7%0 против 50,5%0 в Российской Федерации на 1000 женщин репродуктивного возраста). Особую тревогу вызывает увеличение числа абортов в поздние сроки беременности у подростков. Профилактика абортов позволит предотвратить случаи материнской смертности и улучшить репродуктивное здоровье женщин.
Рождение здорового ребенка во многом зависит от качества питания будущей матери. Необходимо обеспечить лечебным и специализированным питанием, содержащим набор витаминов и микроэлементов, беременных, кормящих матерей и детей раннего возраста,
В целях улучшения демографической ситуации в области важно обеспечить формирование у населения здорового образа жизни на основе личной ответственности за состояние собственного репродуктивного здоровья, ответственного родительства и рождения желанного ребенка.
Эффективность проводимых мер по снижению материнской и младенческой смертности зависит от комплексного подхода к решению задач и консолидации всех заинтересованных ведомств, органов государственной власти, местного самоуправления, что возможно только в рамках областной целевой программы.
Целью программы является снижение показателей материнской и младенческой смертности.
Для достижения указанной цели предусматривается решение следующих задач:
1) улучшение материально-технической базы акушерско-гинекологической и педиатрической служб области;
2) сохранение и восстановление репродуктивного здоровья женщин и обеспечение безопасного материнства;
3) информирование населения по вопросам здорового образа жизни, охраны репродуктивного здоровья и обеспечения безопасного материнства.
Приоритетными мероприятиями программы являются.
1) улучшение материально-технической базы учреждений родовспоможения области;
2) сохранение и восстановление репродуктивного здоровья женш обеспечение безопасного материнства,
Программные мероприятия будут осуществляться в системе здравоохранения
Развитие материально-технической базы учреждений акушерско-гинекологической и педиатрической служб предусматривает их оснащение современным медицинским оборудованием.
Мероприятия, направленные на сохранение и восстановление репродуктивного здоровья женщин и обеспечение безопасного материнства, предусматривают профилактику абортов, улучшение пренатальной диагностики врожденных и наследственных болезней у детей, повышение качества диагностики и профилактики внутриутробного инфицирования плода, создание условий для "безопасных родов", обеспечение лечебным и специализированным питанием беременных, кормящих матерей, новорожденных, детей раннего возраста.
Развитие системы информирования населения по вопросам здорового образа жизни, охраны репродуктивного здоровья и безопасного материнства предусматривает проведение санитарно-просветительной работы среди населения, особенно в подростковой среде, разработку, тиражирование и распространение санитарно-просветительных материалов по проблемам защиты репродуктивных прав и здоровья, предупреждения абортов, грудного вскармливания, а также организацию кабинетов психологического консультирования по вопросам семьи и брака.
(Раздел с изменениями внесенными Законом Амурской области от 14 декабря 2005 года N 107-ОЗ. - См. Предыдущую редакцию)
Программа реализуется за счет средств областного бюджета и средств обязательного медицинского страхования.
Объем финансирования на 2002-2004 годы составит 82431,5 тыс.рублей, в том числе 2002 год 33786,4 тыс.рублей, 2005 год 27172,5 тыс.рублей, 2004 год 21472,6 тыс.рублей, в том числе из областного бюджета 3950,9 тыс.рублей, за счет средств обязательного медицинского страхования 78480,6 тыс, рублей.
Объемы финансовых средств ежегодно уточняются в установленном порядке.
Ответственным за реализацию программы является государственный заказчик - департамент здравоохранения Администрации области. Основными исполнителями программы являются департамент здравоохранения Администрации области, областной фонд обязательног медицинского страхования, Амурская государственная медицинская академия, Дальневосточный научный центр института физиологии и патологии дыхания СО РАМН и лечебно-профилактические учреждения области.
Механизм реализации программы включает в себя мероприятия, обеспечивающие планирование, реализацию предусмотренных программой работ и контроль за их исполнением.
Механизм реализации программы предусматривает финансирование за счет средств областного бюджета и обязательного медицинского страхования.
Реализация программы осуществляется на основе государственных контрактов (договоров), заключаемых комитетом по здравоохранению Администрации области с исполнителями программных мероприятий. С этой целью государственный заказчик осуществляет пред контрактный отбор на конкурсной основе исполнителей работ по программным мероприятиям, согласовывает возможные сроки выполнения мероприятий, объемы и источники финансирования. В соответствии с установленными объемами финансирования, предусмотренными программой на соответствующий год, после заключения государственных контрактов (договоров) с участниками реализации программы Администрация области открывает финансирование за счет средств областного бюджета, областной фонд обязательного медицинского страхования - за счет средств обязательного медицинского страхования.
Текущий контроль за реализацией программы осуществляется государственным заказчиком программы - комитетом по здравоохранению Администрации области.
Государственный заказчик программы с учетом выделенных на ее реализацию бюджетных средств и средств обязательного медицинского страхования ежегодно уточняет целевые показатели и затраты на программные мероприятия.
При необходимости государственный заказчик вносит в установленном порядке предложения об изменении или продлении сроков реализации отдельных программных мероприятий.
Контроль ведется на основании государственной статистической отчетности, заключенных договоров (контрактов, соглашений) и включает;
периодическую отчетность исполнителей о реализации программных мероприятий;
контроль за целевым и эффективным использованием выделяемых средств;
контроль за соблюдением сроков и качеством выполнения договоров (контрактов, соглашений), объемов запланированных работ.
Исполнители отчитываются об использовании выделенных им средств и выполнении программных мероприятий в соответствии с порядком, установленным государственным заказчиком.
Комитет по здравоохранению Администрации области проводит анализ, обобщение информации о ходе выполнения программных мероприятий и ежемесячно направляет в депертамент экономики Администрации области статистическую, справочную и аналитическую информации