ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 февраля 2011 года N 17
О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ НА 2011 - 2015 ГОДЫ"
(в редакции постановлений Правительства УР от 30.05.2011 N 171, от 08.04.2013 N 149)
Зарегистрировано в Управлении Минюста России по УР 28 февраля 2011 года N RU18000201100052
В целях улучшения жилищных условий населения Удмуртской Республики Правительство Удмуртской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Стимулирование развития жилищного строительства в Удмуртской Республике на 2011 - 2015 годы".
2. Определить государственным заказчиком республиканской целевой программы "Стимулирование развития жилищного строительства в Удмуртской Республике на 2011 - 2015 годы" Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики.
3. Настоящее постановление вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.
Председатель Правительства
Удмуртской Республики
Ю.С.ПИТКЕВИЧ
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ НА 2011 - 2015 ГОДЫ"
(в ред. постановлений Правительства УР от 30.05.2011 N 171, от 08.04.2013 N 149)
Проводимые с 2006 года в Российской Федерации реформы в жилищной сфере обеспечили коренной поворот к рыночным механизмам функционирования жилищной сферы при соблюдении принципов обеспечения социальных гарантий в области жилищных прав малоимущим гражданам и иным категориям населения с невысоким уровнем доходов, которые не имеют возможности решить проблемы обеспечения жильем без государственной поддержки.
Успешная реализация приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в 2006 - 2010 годах подтверждает, что рынок жилья стал неотъемлемой частью отношений в жилищной сфере.
За этот период была сформирована нормативная правовая база, являющаяся основой регулирования вопросов, связанных с жилищным строительством, жилищно-коммунальным хозяйством, обеспечением прав собственности в жилищной сфере в условиях развивающихся рыночных отношений, а также для развития ипотечного жилищного кредитования.
Новые правовые условия создали основу для реализации на практике поставленных целей и позволили на II этапе реализации Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2001 года N 675 (далее - ФЦП "Жилище" на 2002 - 2010 годы), с помощью широкомасштабных скоординированных действий на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления осуществить меры нормативно-правового, административно-организационного и бюджетно-финансового характера, в том числе комплекс мер в рамках приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".
В соответствии с Программой социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010 - 2014 годы целью государственной политики в сфере жилищного строительства является создание условий для удовлетворения на новом более высоком качественном уровне потребностей населения в доступном и комфортном жилье, в том числе путем развития малоэтажного жилищного строительства.
Проблема улучшения жилищных условий граждан является одной из самых острых социальных проблем Удмуртской Республики.
Жилищный фонд Удмуртской Республики по состоянию на 1 сентября 2009 года составил 29,9 млн. кв. метров общей площади, 20,7 млн. кв. м которого сосредоточено в городской местности. В среднем на каждого жителя республики приходится 19,6 кв. м общей площади жилья, в том числе на городских жителей - 19,9 кв. м, а на проживающих в сельской местности - 18,8 кв. м. По данному показателю Удмуртия занимает последнее место в Приволжском федеральном округе.
Проблема сокращения числа очередников в республике решается медленно. По состоянию на 1 января 2010 года на учете для получения жилья стояло 30,5 тысяч семей. Более 4,9 тысяч семей состоит на учете в течение десяти и более лет. Из общего числа очередников в 2009 году получили жилье 1966 семей, т.е. 5% семей, состоящих на учете.
Более детально аспекты жилищной проблемы граждан Удмуртской Республики рассмотрены далее.
Начиная с 2002 года развитие жилищного строительства, обеспечение доступности жилья и оказание мер государственной поддержки отдельным категориям граждан осуществлялось в рамках ФЦП "Жилище" на 2002 - 2010 годы, республиканской целевой программы "Жилище" на 2005 - 2010 годы, утвержденной постановлением Государственного Совета Удмуртской Республики от 23 ноября 2004 года (далее - РЦП "Жилище" на 2005 - 2010 годы). В настоящее время реализуется республиканская целевая программа "Жилище" на 2009 - 2010 годы (далее - РЦП "Жилище" на 2009 - 2010 годы), утвержденная постановлением Правительства Удмуртской Республики от 28 декабря 2009 года N 379.
За период с 2005 года по 2009 год:
введено общей площади жилья 2230 тысяч кв. метров;
коэффициент доступности (соотношение средней рыночной стоимости стандартной квартиры общей площадью 54 кв. м и среднего годового совокупного денежного дохода семьи из трех человек) в 2009 году составил 4,8 лет (в 2006 году - 6,5 лет);
меры государственной поддержки на строительство или приобретение жилья получили 9072 семьи на сумму 3253,2 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета, Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства - на сумму 1765,0 млн. рублей, за счет средств бюджета Удмуртской Республики - 1488,2 млн. рублей;
обеспеченность общей площадью жилья на одного человека в 2009 году составила 19,6 кв. метров (в 2005 году - 18,4 кв. метров).
Начиная с 2003 года по 2008 год темпы роста объемов ввода жилья в Удмуртской Республике имели положительную динамику. Данные по вводу жилья представлены в таблице 1.
Период | Объем ввода жилья, тыс. кв. метров | В том числе объем ввода индивидуального жилья, тыс. кв. метров | Темп роста объемов ввода жилья к предыдущему периоду, % | Темп роста объемов ввода индивидуального жилья к предыдущему периоду, % |
2003 год | 315 | 212 | ||
2004 год | 361 | 231 | 115 | 109 |
2005 год | 372 | 252 | 103 | 109 |
2006 год | 424 | 263 | 114 | 104 |
2007 год | 483 | 320 | 114 | 122 |
2008 год | 486 | 327 | 101 | 102 |
2009 год | 465 | 347 | 96 | 106 |
Структура ввода жилья в Удмуртской Республике с 2003 года по 2009 год представлена в таблице 2.
Таблица 2
Период | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год | 2007 год | 2008 год | 2009 год |
Ввод жилья, тысяч кв. метров | 315 | 361 | 372 | 424 | 483 | 486 | 465 |
Многоэтажные здания, % | 33 | 36 | 32 | 38 | 34 | 33 | 25 |
Малоэтажные здания, % | 67 | 64 | 68 | 62 | 66 | 67 | 75 |
Данные Удмуртстата
Объемы 350 +
ввода ¦ 315 318
жилья ¦ ---¬ ---¬ 304
в расчете 300 + 275 ¦ ¦ ¦ ¦ ---¬
на 1000 ¦ ---¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
жителей, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
кв. м 250 + 225 232 240 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ---¬ ---¬ ---¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ 201 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
200 + 175 ¦ ¦ ---¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦161 ---¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦---¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
150 +¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
100 +¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
50 +¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
0 ++--+-T+--+-T+--+-T+--+-T+--+-T+--+-T+--+-T+--+-T+--+-T+--+T
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
От динамики объемов жилищного строительства во многом зависит социально-экономическое развитие региона. Поэтому в кризисных условиях 2008 - 2009 годов важно было не допустить резкого падения объемов жилищного строительства. Уменьшение ввода жилья в 2009 году всего на 4% свидетельствует о том, что это удалось сделать.
Перспективным по своему развитию является индивидуальное жилищное строительство, объемы ввода которого продолжали расти даже в кризисный период. По данным за 2009 год доля индивидуального жилищного строительства в общем объеме ввода жилья в республике составила 75% - это на 27 процентных пунктов больше, чем в среднем по Российской Федерации.
При этом одной из важнейших проблем в жилищном строительстве в сельской местности остается низкий уровень комфортности жилья - недостаточная развитость инженерной инфраструктуры, в том числе по газификации жилья.
За последние пять лет введено в эксплуатацию около 40% от всех ранее построенных газопроводов, при этом уровень газификации квартир природным газом на селе увеличился в 1,6 раза - с 21% до 34,3%.
Уровень газификации городов и районов Удмуртской Республики оказывает существенное влияние на социальное и экономическое развитие Удмуртии, на качественный уровень жизни населения, на состояние экономики региона в целом, являясь одним из наиболее значимых факторов повышения эффективности энергоснабжения.
Уровень газификации квартир природным газом в среднем по республике составляет 62,3%, в городах - 79,1%, в сельской местности он значительно ниже и составляет всего 34,3% - это один из низких показателей в Приволжском федеральном округе.
С целью осуществления комплексных мероприятий по обеспечению населения Удмуртской Республики, объектов энергетики и жилищно-коммунального хозяйства, других потребителей топлива природным газом, направленных на повышение уровня жизни населения, а также на создание условий для развития отраслей народного хозяйства Удмуртской Республики за счет использования эффективных топливно-энергетических ресурсов максимально возможным числом потребителей постановлением Правительства Удмуртской Республики от 21 сентября 2009 года N 269 утверждена республиканская целевая программа "Газификация Удмуртской Республики на 2010 - 2014 годы".
Большое значение для республики имеет программа газификации регионов Российской Федерации, финансируемая за счет средств открытого акционерного общества "Газпром" (далее - ОАО "Газпром"). С 2005 года по 2009 год включительно на газификацию республики за счет указанных средств было направлено 2,2 млрд. рублей, введено в эксплуатацию 676 километров газопроводов. Наличие Программы по газификации в Удмуртской Республике позволяет добиться более существенных результатов при реализации плана-графика синхронизации строительства объектов за счет средств бюджета Удмуртской Республики и средств ОАО "Газпром", направляемых на строительство межпоселковых газопроводов. Ожидаемые результаты Программы по газификации - это повышение уровня газификации Удмуртской Республики в среднем до 64,2%, увеличение протяженности распределительных газовых сетей на 2500 км, обеспечение газом 40,0 тыс. квартир.
Проблема улучшения жилищно-бытовых условий населения Удмуртской Республики является одним из приоритетов социальной политики органов государственной власти Удмуртской Республики.
Часть населения Удмуртской Республики в настоящее время проживает в ветхих и аварийных домах, не приспособленных для постоянного проживания.
По статистическим данным, объем ветхого и аварийного жилищного фонда в Удмуртской Республике составляет 729,3 тыс. кв. м общей площади, в нем проживает 35,6 тысяч человек.
В реестр аварийных домов, признанных таковыми до 1 января 2010 года, включены 969 многоквартирных домов площадью 115,2 тыс. кв. метров, в которых проживает 9405 человек.
При разработке Программы принимается положение об ответственности государства за улучшение жилищных условий населения Удмуртской Республики, проживающего в настоящее время в аварийном жилищном фонде. Это положение оправдано с социальной точки зрения, поскольку основная масса лиц, проживающих в аварийных домах, в настоящее время не в состоянии приобрести или получить на условиях найма жилье удовлетворительного качества.