Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 ноября 2009 года № 343

Об утверждении республиканской целевой программы
«Молодежь Удмуртии на 2010 - 2013 годы»

(с изменениями на 7 ноября 2011 года)


______________________________________________________________________________

с изменениями, внесёнными постановлением Правительства УР от 7 ноября 2011 года № 404
______________________________________________________________________________

Правительство Удмуртской Республики ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу «Молодежь Удмуртии на 2010 - 2013 годы».

2. Определить государственным заказчиком республиканской целевой программы «Молодежь Удмуртии на 2010 - 2013 годы» Министерство по делам молодёжи Удмуртской Республики.

3. Предложить Государственному Совету Удмуртской Республики признать утратившим силу постановление Государственного Совета Удмуртской Республики от 25 июня 2008 года № 132-IV «Об утверждении Республиканской целевой программы «Молодежь Удмуртии на 2009 - 2013 годы» с 1 января 2010 года.


Исполняющий обязанности Председателя
Правительства Удмуртской Республики -
И.И. Бикбулатов


Утверждена
постановлением Правительства
Удмуртской Республики
от 30 ноября 2009 года № 343


РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«МОЛОДЁЖЬ УДМУРТИИ на 2010 - 2013 годы»

I. Паспорт
республиканской целевой программы
«Молодёжь Удмуртии на 2010 - 2013 годы»

Наименование Программы

Республиканская целевая программа «Молодёжь Удмуртии на 2010 - 2013 годы» (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

Распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 5 мая 2008 года № 408-р «О разработке проекта республиканской целевой программы «Молодёжь Удмуртии» на 2009-2013 годы»

Государственный заказчик Программы

Министерство по делам молодёжи Удмуртской Республики

Разработчик Программы

Министерство по делам молодёжи Удмуртской Республики

Исполнители Программы

- Администрация Президента и Правительства Удмуртской Республики;

- Министерство здравоохранения Удмуртской Республики;

- Министерство культуры, печати и информации Удмуртской Республики;

- Министерство образования и науки Удмуртской Республики;

- Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики;

- Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики;

- Министерство по делам молодёжи Удмуртской Республики;

- Министерство по физической культуре, спорту и туризму Удмуртской Республики;

- Управление государственной службы занятости населения Удмуртской Республики.

Основные цели Программы

Создание условий и гарантий, направленных на развитие и поддержку молодёжи, её самореализацию в интересах общества и государства

Основные задачи Программы

1. Оздоровление демографической ситуации в Удмуртской Республике, укрепление института молодой семьи.

2. Улучшение здоровья и снижение смертности молодёжи, развитие системы отдыха и оздоровления детей и молодёжи в каникулярный период.

3. Развитие внешкольной системы воспитания: поддержка всех форм духовно-нравственного воспитания, интеллектуального, творческого и физического развития детей, подростков и молодёжи.

4. Профилактика безнадзорности несовершеннолетних, подростковой преступности, наркомании и алкоголизма, формирование здорового образа жизни молодого поколения.

5. Содействие получению качественного профессионального образования, работа со студенческой молодёжью.

6. Создание условий для реализации научно-технического, творческого потенциала молодёжи, стимулирование инновационной деятельности.

7. Создание условий для развития эстетического, художественного и интеллектуального творчества детей и молодёжи.

8. Развитие массовых видов детского и молодёжного спорта и туризма, международных обменов, поддержка деятельности детских и молодёжных общественных объединений.

9. Содействие началу трудовой деятельности, решению вопросов занятости и профориентации молодёжи.

10. Государственная поддержка молодой семьи.

11. Решение проблем мотивации труда, адаптация к современным условиям развития рыночной экономики, в том числе участие молодёжи в предпринимательской деятельности.

12. Формирование у молодёжи активной жизненной позиции, повышение электоральной культуры, готовности к участию в общественно-политической жизни страны, создание условий для выдвижения способных и компетентных молодых людей для работы в органах власти всех уровней.

13. Подготовка, переподготовка кадров для работы с подростками и молодёжью.

Целевые индикаторы Программы

1. Количество учреждений, участвующих в реализации программных мероприятий.

2. Количество оказанных социально- психологических услуг.

3. Количество детей и молодёжи, занимающихся в учреждениях, ведущих работу с детьми и молодёжью.

4. Количество волонтёрских отрядов в Удмуртской Республике.

5. Количество молодёжи в возрасте 14-30 лет, зарегистрированной с диагнозом «алкоголизм».

6. Количество молодёжи в возрасте 14-30 лет, зарегистрированной с диагнозом «наркомания».

7. Количество специалистов, прошедших подготовку, профессиональную переподготовку, курсы повышения квалификации в сфере государственной молодёжной политики.

8. Количество уполномоченных по делам молодёжи и специалистов по делам молодёжи.

9. Количество молодых семей, охваченных консультационными услугами по вопросам семьи и брака.

10. Количество клубов молодых семей в Удмуртской Республике.

11. Количество подростков до 18 лет, состоящих на учете в органах по делам несовершеннолетних.

12. Количество молодёжных отрядов содействия милиции.

13. Количество молодых людей, которые приняли участие в реализации программ и проектов содействия трудоустройству и занятости, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации, а также проживающих в сельской местности.

14. Количество студенческих трудовых отрядов в Удмуртской Республике.

15. Количество молодёжи, участвующей в программах международных молодёжных обменов.

16. Количество молодёжных и детских общественных объединений, действующих на территории Удмуртской Республики.

17. Количество органов молодёжного самоуправления в государственных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, предприятиях, организациях Удмуртской Республики, при органах по делам молодёжи.

Сроки и этапы реализации Программы

С 1 января 2010 года до 31 декабря 2013 года с разбивкой на следующие этапы:

1 этап - 2010 год;

2 этап - 2011 - 2012 годы;

3 этап - 2013 год.

Объёмы и источники финансирования

Общий объём финансирования Программы составляет 4276,2 тыс. рублей, в том числе:

Программы


Год

Средства бюджета Удмуртской Республики,
тыс. руб.

2010

1043,2

2011

1043,2

2012

1043,2

2013

1146,6

ИТОГО:

4276,2


Объёмы финансирования из бюджета Удмуртской Республики, предусмотренные Программой, носят ориентировочный характер и подлежат корректировке в соответствии с законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики.

В случае несоответствия результатов выполнения Программы целевым индикаторам и критериям эффективности, бюджетные ассигнования на реализацию Программы могут быть сокращены в соответствии с порядком, предусмотренным Правительством Удмуртской Республики.

 Для выполнения мероприятий, предусмотренных Программой, могут привлекаться средства из федерального бюджета и иных источников в соответствии с законодательством.

Ожидаемые конечные результаты реализации и показатели социально - экономической эффективности Программы

1. Снижение социальной напряжённости в молодёжной среде.

2. Улучшение материально-технической базы учреждений, ведущих работу с детьми и молодёжью.

3. Организация досуга подрастающего поколения.

4. Повышение уровня информационного обеспечения молодёжи и субъектов государственной молодёжной политики.

5. Обеспечение субъектов государственной молодёжной политики квалифицированными кадрами.

6. Повышение заинтересованности молодого поколения в создании семьи, идеях материнства и отцовства.

7. Повышение предпринимательской, творческой активности молодёжи.

8. Снижение трудностей при трудоустройстве молодёжи.

9. Увеличение количества молодёжных формирований социально ориентированной направленности (органы студенческого самоуправления, структуры по работе с молодёжью на предприятиях, организациях, волонтёрские отряды, молодёжные отряды содействия милиции и другие).


II. Характеристика проблемы, на решение которой
направлена Программа

Сложившаяся в настоящее время ситуация в молодёжной среде неоднозначна. С одной стороны, современную молодёжь отличают рост самостоятельности, практичности и мобильности, заинтересованности в получении качественного образования, влияющего на дальнейшее трудоустройство и карьеру, способности быстро усваивать ценности рыночной экономики и адаптироваться к современным социально-экономическим и политическим реалиям. С другой стороны, молодым людям присущ низкий уровень интереса и участия в событиях политической, экономической и культурной жизни. От позиции молодых граждан в общественно-политической жизни, их уверенности в завтрашнем дне и активности будет зависеть темп социально-экономического развития. В условиях глобализации и притока мигрантов молодёжь не только должна быть готова к противостоянию политическим манипуляциям и экстремистским призывам, но и призвана выступить проводником идеологии толерантности, носителем общечеловеческих ценностей, развивать русскую и этническую культуры, укреплять межпоколенческие и межнациональные отношения. Основной задачей государственной молодёжной политики в Удмуртской Республике является создание благоприятных условий для реализации инновационного потенциала, носителем которого является молодой человек.

По данным социологических исследований, в последние годы молодёжь Удмуртии волнуют масштабные и общественно значимые проблемы: отсутствие собственного жилья, трудоустройство, нехватка денежных средств. Тем не менее, молодые люди в значительной части обладают тем уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, который выгодно отличает их от других групп населения.

В этой ситуации необходимо создавать условия для самореализации молодёжи, её включения в общественные процессы в качестве активного субъекта, способствовать приостановлению негативных тенденций в молодёжной среде.

В Удмуртской Республике государственная молодёжная политика осуществляется в отношении молодых граждан в возрасте от 14 до 30 лет, которых в настоящее время насчитывается 425 565 человек, что составляет 27% от общей численности населения Удмуртской Республики.

Начиная с 1991 года, в Удмуртской Республике сформирована структура отрасли государственной молодёжной политики, утверждены её основные институты, ведётся разработка нормативной правовой базы, налажено межведомственное взаимодействие, укрепляются партнёрские связи с международными организациями и учреждениями Удмуртской Республики, заинтересованными в поддержке молодёжи, развивается система подготовки и переподготовки профессиональных кадров для работы с молодёжью. Начиная с 1996 года в основе реализации молодёжной политики на территории Удмуртской Республики заложен программно-целевой подход.

В 1996 году впервые была принята республиканская целевая программа «Молодёжь Удмуртии» на 1997-2000 годы, которая представляла собой комплекс практических и последовательных мероприятий, план конкретных действий на очередной период, согласованный исполнительными органами государственной власти Удмуртской Республики. Работа с молодыми гражданами строилась по следующим приоритетным направлениям: организация досуга и занятости, развитие социальных служб, кадровое обеспечение отрасли. С развитием демократического общества молодёжь стала рассматриваться в качестве потенциального ресурса социума, наиболее активного участника социальных преобразований. В республиканской целевой программе «Молодёжь Удмуртии на 2001-2003 годы» акцент был смещён на работающую и студенческую молодёжь, молодые семьи, лидеров молодёжных и детских общественных движений, что позволило добиться стабилизации и развития следующих положительных тенденций в молодёжной среде:

1) увеличения числа молодых людей, выбирающих личную инициативу как способ самореализации;

2) повышения престижности качественного образования и профессиональной подготовки как основы личного и профессионального успеха, будущего благосостояния;

3) роста заинтересованности молодёжи в сохранении своего здоровья;

4) повышения интереса молодёжи к массовым видам спорта и активным видам досуга;

5) расширения информационного пространства.

Республиканская целевая программа «Молодёжь Удмуртии» на 2004 - 2008 годы стала логическим продолжением мероприятий предыдущих республиканских целевых программ, поставив в основу пропаганду здорового образа жизни в молодёжной среде, развитие гражданско-патриотического воспитания, поддержку молодёжных и детских общественных объединений, научно-методическое, кадровое и информационное обеспечение отрасли.

Опыт реализации молодёжной политики в течение 17 лет свидетельствует об её эффективности, позволяющей комплексно осуществлять необходимые мероприятия и наиболее рационально и адресно использовать финансовые, кадровые и организационные ресурсы.

Учитывая специфическую социальную позицию молодого поколения в процессе общественного развития, необходимо усилить внимание к проблемам социализации молодёжи, определению средств, форм, методов и критериев работы с молодыми людьми на перспективу. Ввиду этого, а также в целях оптимизации государственных мер, обеспечивающих активное включение молодых людей в жизнь общества, их полноценную самореализацию, разработана настоящая Программа.

Основные положения Программы соответствуют Стратегии государственной молодёжной политики в Российской Федерации, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года № 1760-р.

Формирование Плана мероприятий Программы осуществлялось на основе следующих принципов:

1) сохранение преемственности - ряд мероприятий, проведённых и успешно зарекомендовавших себя ранее, ставших традиционными в молодёжной среде, был включен в Программу;

2) широкомасштабность - расширение диапазона участников Программы, что будет достигнуто за счёт проведения (внедрения) аналогичных мероприятий (проектов) в муниципальных образованиях в Удмуртской Республике;

3) адресный подход - охват различных категорий молодёжи на основе учета их интересов, потребностей и условий жизнедеятельности;

4) превентивность мер - сочетание профилактических мер, направленных на работу с «благополучной» молодёжью, с усилиями по решению проблем молодёжи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации;

5) межотраслевой характер - объединение усилий различных органов государственной власти в решении проблемных вопросов молодёжи.

III. Социально-экономическая значимость проблемы
для населения Удмуртской Республики


В условиях глобальных социально-экономических преобразований одним из показателей устойчивого развития Удмуртской Республики является снижение уровня социальной напряжённости, характеризующееся повышением качества жизни всех социальных групп населения.

Ситуация в молодёжной среде постоянно меняется, происходит перераспределение рейтинга ценностных ориентаций, определяются проблемные вопросы. Нерешённые молодёжные проблемы отбрасывают назад в развитии не только молодёжь, но и всё общество, становятся бременем всех, а не только молодых. В настоящее время стоит вопрос о необходимости минимизации издержек и потерь, которые несёт Удмуртия, в том числе из-за проблем, связанных с социализацией молодых людей и интеграцией их в единое экономическое, политическое и социокультурное пространство. Всё это свидетельствует о необходимости выделения молодёжной политики в качестве приоритетного направления государственной политики.

Комплексность и системность в решении проблем в молодёжной среде обеспечат качественную реализацию мероприятий, соответствующих целям и задачам сферы государственной молодёжной политики, предусмотренных настоящей Программой.

IV. Основные цели и задачи Программы


Целью Программы является создание условий и гарантий, направленных на развитие и поддержку молодёжи, её самореализацию в интересах общества и государства.

В этой связи предусматривается решение следующих основных задач:

1) оздоровление демографической ситуации в Удмуртской Республике, укрепление института молодой семьи;

2) улучшение здоровья и снижение смертности молодёжи, развитие системы отдыха и оздоровления детей и молодёжи в каникулярный период;

3) развитие внешкольной системы воспитания: поддержка всех форм духовно-нравственного воспитания, интеллектуального, творческого и физического развития детей, подростков и молодёжи;

4) профилактика безнадзорности несовершеннолетних, подростковой преступности, наркомании и алкоголизма, формирование здорового образа жизни молодого поколения;

5) содействие получению качественного профессионального образования, работа со студенческой молодёжью;

6) создание условий для реализации научно-технического, творческого потенциала молодёжи, стимулирование инновационной деятельности;

7) создание условий для развития эстетического, художественного и интеллектуального творчества детей и молодёжи;

8) развитие массовых видов детского и молодёжного спорта и туризма, международных обменов, поддержка деятельности детских и молодёжных общественных объединений;

9) содействие началу трудовой деятельности, решению вопросов занятости и профориентации молодёжи;

10) государственная поддержка молодой семьи;

11) решение проблем мотивации труда, адаптация к современным условиям развития рыночной экономики, в том числе участие молодёжи в предпринимательской деятельности;

12) формирование у молодёжи активной жизненной позиции, повышение электоральной культуры, готовности к участию в общественно-политической жизни страны, создание условий для выдвижения способных и компетентных молодых людей для работы в органах всех уровней власти;

13) подготовка, переподготовка кадров для работы с подростками и молодёжью.

Достижение цели и решение основных задач Программы планируется в рамках реализации трёх этапов.

В ходе реализации первого этапа в 2010 году будет разрабатываться и развиваться нормативная правовая база в сфере государственной молодёжной политики в Удмуртской Республике, формироваться система эффективного взаимодействия государственных и общественных структур, осуществляющих работу с молодёжью, осуществляться систематизация и анализ статистических данных по основным направлениям молодёжной политики.

Второй этап реализуется в течение 2011 - 2012 годов, в ходе которого будут освоены основные объёмы работ, проведена промежуточная экспертиза результатов реализации Программы на основе социологических исследований, мониторинга.

Третий этап осуществляется в 2013 году, в ходе которого завершается проведение программных мероприятий, подводятся итоги реализации Программы. На основе обобщения полученных результатов определится стратегия развития государственной молодёжной политики в Удмуртской Республике на последующий период.

V. Целевые индикаторы Программы


Для оценки эффективности реализации Программы в соответствии с приоритетными направлениями её реализации применяются следующие целевые индикаторы:

1. Развитие внешкольной системы воспитания, учреждений, ведущих работу с детьми и молодёжью:

- количество учреждений, ведущих работу с детьми и молодёжью;

- количество оказанных социально-психологических услуг;

- количество детей и молодёжи, занимающихся в учреждениях, ведущих работу с детьми и молодёжью;

- количество волонтёрских отрядов в Удмуртской Республике.

2. Улучшение здоровья, снижение смертности молодёжи, развитие системы отдыха и оздоровления детей и молодёжи в каникулярный период:

- количество молодёжи в возрасте 14-30 лет, зарегистрированной с диагнозом «алкоголизм»;

- количество молодёжи в возрасте 14-30 лет, зарегистрированной с диагнозом «наркомания».

3. Создание системы обеспечения сферы государственной молодёжной политики квалифицированными кадрами:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»