ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 5 мая 2008 года N 408-р

О РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТА РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "МОЛОДЕЖЬ УДМУРТИИ" НА 2009 - 2013 ГОДЫ

В целях оптимизации государственных мер, обеспечивающих активное включение молодых людей в социальное строительство и полноценную самореализацию:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию республиканской целевой программы "Молодежь Удмуртии" на 2009 - 2013 годы.

2. Определить Государственный комитет Удмуртской Республики по делам молодежи заказчиком республиканской целевой программы "Молодежь Удмуртии" на 2009 - 2013 годы.

3. Поручить Государственному комитету Удмуртской Республики по делам молодежи разработать и представить на рассмотрение Правительства Удмуртской Республики проект республиканской целевой программы "Молодежь Удмуртии" на 2009 - 2013 годы в срок до 19 мая 2008 года.

Председатель Правительства
Удмуртской Республики
Ю.С.ПИТКЕВИЧ





Утверждена
распоряжением
Правительства
Удмуртской Республики
от 5 мая 2008 года N 408-р

     

 КОНЦЕПЦИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "МОЛОДЕЖЬ УДМУРТИИ" НА 2009 - 2013 ГОДЫ

I. Обоснование соответствия предлагаемой к решению проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Удмуртской Республики

В условиях глобальных социально-экономических преобразований одним из показателей устойчивого развития региона является снижение уровня социальной напряженности, характеризующееся повышением качества жизни всех социальных групп населения.

Опыт последних лет показывает, что значительная часть молодежи Удмуртии способна быстро усваивать ценности демократии рыночной экономики, адаптироваться к современным социально-экономическим и политическим реалиям. Вместе с тем велика доля социально неустроенных и неблагополучных молодых людей, происходит рост традиционных и зарождение новых "групп риска", распространение протестных, экстремистских настроений. При этом происходит ослабление воспитательного влияния на молодежь со стороны институтов семьи, учебных заведений, не разработана методика социализации и воспитательной работы с различными категориями молодежи в современных условиях.

В настоящее время на территории Удмуртской Республики проживает 425565 молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет, что составляет 27% от общей численности населения республики. В связи с существующими демографическими тенденциями сегодняшние 10 - 25-летние жители страны станут основным трудовым ресурсом России, их трудовая деятельность - источником средств для социального обеспечения детей, инвалидов и старшего поколения.

От позиции молодых граждан в общественно-политической жизни, их уверенности в завтрашнем дне и активности будет зависеть темп социально-экономического развития. В условиях глобализации и притока мигрантов молодежь не только должна быть готова к противостоянию политическим манипуляциям и экстремистским призывам, но и выступить проводником идеологии толерантности, носителем общечеловеческих ценностей, развивать российскую и этническую культуру, укреплять межпоколенческие и межнациональные отношения. Основной задачей органов государственной власти становится укрепление взаимодействия и координации в решении молодежных проблем, создание благоприятных условий для реализации инновационного потенциала молодых людей.

По данным социологических исследований, проведенных в Удмуртской Республике за последние годы, молодежь Удмуртии волнуют масштабные и общественно значимые проблемы отсутствия собственного жилья, вопросы трудоустройства и нехватки денежных средств. Тем не менее молодые люди в значительной части обладают уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, который выгодно отличает их от других групп населения.

Необходимо учитывать, что ситуация в молодежной среде постоянно меняется, происходит перераспределение рейтинга ценностных ориентаций, определяются проблемные вопросы. Нерешенные молодежные проблемы "отбрасывают" назад в развитии не только молодежь, но и все общество, становятся бременем всех, а не только молодых. В настоящее время стоит вопрос о необходимости минимизации издержек и потерь, которые несет Удмуртия, в том числе из-за проблем, связанных с социализацией молодых людей и интеграцией их в единое экономическое, политическое и социокультурное пространство. В Программе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005 - 2009 годы молодежная политика, а именно ее цель - создание наиболее оптимальных условий для реализации молодежью социальных функций, выделена в качестве одного из направлений развития социальной сферы Удмуртской Республики, что является подтверждением обоснованности соответствия указанных проблем и целей Программы приоритетам социально-экономического развития республики на предстоящий период. Все это свидетельствует о целесообразности выделения молодежной политики в качестве приоритетного и самостоятельного направления государственной политики и разработки Республиканской целевой программы "Молодежь Удмуртии".

II. Обоснование целесообразности и необходимости решения проблемы программно-целевым методом


В Удмуртской Республике реализация государственной молодежной политики ведется с 1991 года. За это время сформирована структура отрасли, утверждены ее основные институты, разработана нормативная правовая база, налаживается межведомственное взаимодействие, укреплены партнерские связи с международными организациями и учреждениями республики, заинтересованными в поддержке молодежи, развивается система подготовки и переподготовки профессиональных кадров для работы в молодежной среде. Начиная с 1996 года в основу молодежной политики на территории республики был заложен программно-целевой подход, который доказал свою эффективность.

Республиканская целевая программа "Молодежь Удмуртии" на 1997 - 2000 годы представляла собой комплекс практических и последовательных мероприятий, план конкретных действий на очередной период, согласованный с министерствами и ведомствами Удмуртской Республики. Работа с молодыми гражданами строилась как работа с проблемной категорией, особое внимание уделялось подросткам и молодежи "группы риска". Приоритетными направлениями стали: организация досуга и занятости, в т.ч. девиантных подростков, развитие социальных служб, кадровое обеспечение отрасли. С развитием демократического общества менялось и отношение государства и общества к молодым людям. Молодежь стала рассматриваться в качестве потенциального ресурса социума, наиболее активного участника социальных преобразований. В республиканской целевой программе "Молодежь Удмуртии" на 2001 - 2003 годы акцент соответственно смещен с "проблемных" категорий молодежи на работающую и студенческую молодежь, молодые семьи, лидеров молодежных и детских общественных движений. Это позволило добиться стабилизации и развития следующих положительных тенденций в молодежной среде:

- роста самостоятельности, социальной активности, ответственности за свою судьбу, мобильности, восприимчивости к новому;

- увеличения числа молодых людей, выбирающих личную инициативу как способ самореализации;

- повышения престижности качественного образования и профессиональной подготовки как основы личного и профессионального успеха, будущего благосостояния;

- роста заинтересованности молодежи в сохранении своего здоровья;

- повышения интереса молодежи к массовым видам спорта и активным видам досуга;

- расширения информационного пространства.

Республиканская целевая программа "Молодежь Удмуртии" на 2004 - 2008 годы стала логическим продолжением мероприятий предыдущих программ, поставив в основу пропаганду здорового образа жизни в молодежной среде, развитие гражданско-патриотического воспитания, поддержку молодежных и детских общественных объединений, научно-методическое и информационное обеспечение отрасли.

В целях оптимизации государственных мер, обеспечивающих активное включение молодых людей в жизнь общества, их полноценную самореализацию, предлагается разработать республиканскую целевую программу "Молодежь Удмуртии" на 2009 - 2013 годы.

Принципиальными отличиями данного этапа являются: широкомасштабность, тщательная проработанная адресная направленность планируемых мероприятий, конкретизация форм участия и взаимодействия различных министерств и ведомств в реализации Программы.

Широкомасштабность отражается в количестве участников мероприятий и достигается за счет использования технологий согласования по датам проведения аналогичных по форме и содержанию мероприятий в муниципальных образованиях Удмуртской Республики.

Адресность отражается в разработке мер по охвату всех категорий молодежи на основе изучения и учета их интересов, потребностей и условий жизнедеятельности.

Взаимодействие различных министерств и ведомств предполагает включение в республиканскую целевую программу "Молодежь Удмуртии" на 2009 - 2013 годы предложений и замечаний, высказанных министерствами и ведомствами, заинтересованными организациями республики, на этапе разработки данной концепции.

Следует констатировать факт, что на текущий момент недостаточно разработан механизм координации действий исполнительных органов государственной власти республики и муниципальных образований, что ведет к определенной разобщенности либо дублированию ряда функций при осуществлении деятельности в области реализации государственной молодежной политики.

Применение программно-целевого метода позволит обеспечить комплексность и системность в решении проблем в молодежной среде на основе:

- определения целей, задач;

- перечня мероприятий;

- концентрации ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления на реализации мероприятий, соответствующих приоритетным целям и задачам в сфере реализации государственной молодежной политики.

При применении программно-целевого метода будут осуществляться:

- координация действий субъектов управления в сфере государственной молодежной политики;

- реализация комплекса мероприятий, в том числе профилактического и упреждающего характера.

Осуществление этих мероприятий позволит достичь положительного эффекта за счет реализации целевого научно обоснованного и системного воздействия исполнительных органов государственной власти на объекты управления с целью повышения эффективности реализации государственной молодежной политики.

III. Характеристика и прогноз развития проблемной ситуации без использования программно-целевого метода ее решения


Использование программно-целевого метода решения проблемной ситуации любой сферы очевидно.

Круг проблем молодого поколения достаточно обширен. Он не может быть охвачен полностью, поскольку ресурсы (и временные в том числе) всегда ограничены. Необходимо сконцентрировать их на существующих наиболее актуальных вопросах, требующих неотложного решения: образование и профессиональная подготовка, занятость, решение жилищных проблем молодежи, гражданское и патриотическое воспитание, предупреждение криминализации и борьба со злоупотреблением наркотическими средствами. Именно поэтапно можно добиться постепенного улучшения положения в молодежной среде.

Программно-целевой подход рассматривает молодое поколение как важнейший инновационный ресурс развития общества и государства, без максимального использования которого невозможно обеспечить необходимую конкурентоспособность страны и ее безопасность. Отсутствие такового будет означать восприятие молодежи как проблемы, а ресурсы, выделяемые на молодежную политику, как потери, которые необходимо минимизировать, т.е. направлять только в том случае, когда проблема начинает видимым образом влиять на развитие общественных процессов.

Отсутствие достаточно четко разработанной программы означает не только невозможность координации деятельности субъектов управления в сфере государственной молодежной политики, но и влечет за собой ситуацию, когда из-за неразрешенности назревших проблем деградирует не только молодежь, но и все общество. Негативные явления в молодежной среде, не имея своевременного разрешения, продолжат накапливаться и начнут оказывать все более заметное отрицательное влияние и воздействие на качество трудовых ресурсов, снижение конкурентного потенциала страны.

Таким образом, необходимость разработки Республиканской целевой программы является бесспорной, поскольку она направлена не только на решение существующих, но и предотвращение новых проблем в молодежной среде.

IV. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы

Решение проблем молодежи в республике будет осуществляться при обязательном использовании:

- привлеченных средств из федерального бюджета (в настоящее время на указанный период выделена субвенция в размере 5,0 млн. рублей для поддержки деятельности Центра "Надежда");

- грантов международного, всероссийского, межрегионального уровня в сфере государственной молодежной политики;

- оказания платных услуг госучреждениями Государственного комитета Удмуртской Республики по делам молодежи.

Данная Концепция предполагает финансирование практических мероприятий республиканской целевой программы "Молодежь Удмуртии" на 2009 - 2013 годы в полном объеме. Иначе может состояться проведение мероприятий не на качественном уровне с низким охватом участников, а также повлечет распространение асоциальных проявлений в молодежной среде, не поддающихся воздействию со стороны общества и государства.

Реализация Программы предполагает обязательное законодательное закрепление правовых норм, обеспечивающих ее выполнение на республиканском и муниципальном уровнях, соответствующее финансирование, информационное и кадровое обеспечение предусматриваемых мер, расширение участия институтов гражданского общества в решении поставленных задач.

V. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы


Сроки реализации настоящей Программы - 2009 - 2013 годы с этапами реализации настоящей Программы:

1 этап - 2009 - 2010 годы;

2 этап - 2011 - 2012 годы;

3 этап - 2013 год.

VI. Предложения по целям и задачам Программы, целевым индикаторам и показателям эффективности, позволяющим оценивать ход реализации Программы по годам

Цели Программы направлены на решение крупномасштабных задач жизнеобеспечения молодых людей, реализацию их конституционных прав и ответственности в ходе единой государственной молодежной политики с учетом макроэкономических, краткосрочных и долгосрочных социально-экономических прогнозов.

Цель Программы: создание условий и гарантий, направленных на развитие и поддержку молодых граждан, их самореализацию в интересах общества и государства.

Приоритетные направления Программы:

1. Организация деятельности детей, молодежи в свободное от учебы, работы время. Данное направление предусматривает развитие разнообразных форм деятельности учреждений социальной направленности, затрагивающих основные интересы подрастающего поколения, в т.ч. пропаганду здорового образа жизни, с увеличением охвата детей, подростков, молодежи, проживающих на территории конкретного муниципального образования, задействованных в различных формах деятельности, через следующие механизмы:

- укрепление материально-технической базы учреждений, ведущих работу с детьми и молодежью;

- оптимизацию деятельности учреждений (развитие услуг, наиболее привлекательных для подростков старшего возраста, молодежи, изменение режима работы);

- развитие социальных гарантий, в т.ч. изменение системы оплаты труда специалистов, ведущих работу с детьми и молодежью.

2. Информационное обеспечение молодежи и субъектов государственной молодежной политики. Данное направление отражает развитие и поддержку комплекса ресурсов, обеспечивающих реализацию мероприятий Программы. Оно включает формирование единой сети молодежных информационных ресурсов, республиканского молодежного портала, сайтов органов по делам молодежи, республиканского банка данных по основным направлениям реализации молодежной политики, молодежного интернет-форума, чата, дайджеста сообщений электронных и печатных СМИ по вопросам молодежной политики, создание и поддержку молодежных радио и телевизионных программ, печатных СМИ, изготовление и размещение социальной рекламы, проведение брифингов, круглых столов, прямых линий по актуальным вопросам молодежной проблематики, издание ежегодного государственного доклада "О положении молодежи в Удмуртской Республике".

3. Кадровое и научно-методическое обеспечение государственной молодежной политики. Данное направление предполагает совершенствование мер по удовлетворению потребности государственной молодежной политики в квалифицированных и профессиональных кадрах, включая формирование и развитие системы отбора, подготовки, повышения квалификации, профессиональной переподготовки, стажировки и создания кадрового резерва работников, занятых в сфере молодежной политики, а также проведение постоянного мониторинга кадрового состава, разработку научных исследований, методическое обеспечение всех направлений государственной молодежной политики.

4. Социально-психологическая помощь молодежи. Поддержка молодой семьи. Данное направление планирует организацию комплекса мер по профилактике асоциальных явлений, социальной адаптации, реабилитации молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации, через создание экспериментальных площадок по отработке технологий социально-психологической помощи, популяризацию идей материнства и отцовства в молодежной среде.

5. Содействие профессиональному самоопределению, трудоустройство, организация временной трудовой занятости детей и молодежи, развитие малого предпринимательства. Данное направление включает в себя развитие системы профессиональной ориентации, поддержку временной (сезонной) занятости, создание республиканской системы штабов молодежных и студенческих трудовых отрядов, разработку вариативной системы трудоустройства выпускников учебных заведений, формирование условий роста деловой активности и предприимчивости молодежи, пропаганду рабочих специальностей.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»