Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 ноября 2009 года N 339


О внесении изменений в Ведомственную целевую программу дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Удмуртской Республики, на 2009 год


Правительство Удмуртской Республики ПОСТАНОВЛЯЕТ:

Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Ведомственную целевую программу дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Удмуртской Республики, на 2009 год, утвержденную постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24 февраля 2009 года № 33 «Об утверждении Ведомственной целевой программы дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Удмуртской Республики, на 2009 год».

Председатель Правительства
Удмуртской Республики -
Ю.С. Питкевич


Утверждены
постановлением Правительства
Удмуртской Республики
от 23 ноября 2009 года № 339



Изменения, которые вносятся в Ведомственную целевую программу дополнительных мероприятий,  направленных на снижение напряженности на рынке труда  Удмуртской Республики, на 2009 год


1. В разделе 1 «Паспорт Ведомственной целевой программы дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Удмуртской Республики, на 2009 год»:

- строку одиннадцатую изложить в следующей редакции:

«

Целевые индикаторы Программы

- Уровень общей безработицы (от экономически активного населения);

- уровень регистрируемой безработицы (от экономически активного населения).

»;


- строку двенадцатую изложить в следующей редакции:     

«

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально - экономической эффективности: бюджетной, социальной, экономической.

- Организация опережающего обучения работников в случае угрозы массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников) для 1573 работников организаций;

- создание не менее 38914 временных рабочих мест в рамках организации общественных работ для трудоустройства 36907 незанятых граждан и работников, находящихся под риском увольнения; прохождение стажировки на новом рабочем месте не менее 2007 выпускников образовательных учреждений в целях приобретения опыта работы;

- содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости 2612 безработным гражданам;

- оказание адресной поддержки 12 гражданам, включая организацию их переезда в другую местность для замещения рабочих мест.

».


2. Раздел 2 «Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа» изложить в следующей редакции:


«2. Характеристика проблемы, на решение которой  направлена Программа

Программа представляет собой комплекс социально-экономических, организационных и других мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям, срокам реализации и направленных на поддержание занятости населения и снижение социальной напряженности на рынке труда.

Программа разрабатывается в соответствии с пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 № 1089 «О предоставлении в 2009 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации».

Стратегической целью государственной политики в области занятости населения является повышение занятости населения, повышение экономической активности населения за счет развития малого предпринимательства, сдерживание роста безработицы, вызванного негативным влиянием мирового финансового кризиса на социально-экономическую ситуацию в Удмуртской Республике, смягчение последствий массового высвобождения работников, содействие продуктивной занятости молодежи.

Основным фактором, влияющим на предложение труда, спрос на труд и безработицу, является экономический фактор, от него в первую очередь зависит спрос на рабочую силу. Наибольшее влияние на конъюнктуру рынка труда оказывают динамика общего объема производства валового внутреннего продукта, который стимулирует спрос на труд и инвестиции.

Цифры статистики свидетельствуют, что ситуация в промышленности республики остается сложной.

Влияние последствий мирового финансового кризиса отрицательно сказалось на экономической ситуации в Удмуртской Республике. Так, объем валового регионального продукта в 2008 году оценочно составил 229,9 млрд. рублей, или 115% к уровню 2007 года в фактических ценах и 101,1% в сопоставимых ценах (за 2007 год темп роста в сопоставимой оценке составил - 104,3%).

Сравнивая основные показатели социально-экономического развития Удмуртской Республики за 2007-2008 годы, можно отметить, что в 4 квартале 2008 года произошло снижение основных показателей по сравнению с аналогичным периодом 2007 года (приложения 2б, 2в).

По итогам девяти месяцев 2009 года промышленными предприятиями Удмуртии отгружено собственной продукции на сумму 145,4 миллиарда рублей, что ниже уровня прошлого года на 18 процентов (темп снижения 82%).

Несмотря на то, что по индексу промышленного производства Удмуртия с начала 2009 года находится в числе лидеров среди регионов Приволжского федерального округа, снижение этого показателя составило 8 процентов, а в обрабатывающих производствах - 19,9 процента к уровню 2008 года.

По виду деятельности “Строительство” в январе-сентябре 2009 года выполнено работ с учетом досчета на малые предприятия и неформальную деятельность на 10594 млн. рублей, что на 28% меньше, чем за соответствующий период 2008 года. Крупными и средними предприятиями и организациями объем выполненных работ составил 6579 млн. рублей, что на 33% ниже уровня 2008 года.

Удмуртская Республика по объемам производства молока, яиц, сливочного масла, сыра, льноволокна входит в первую десятку регионов России.

Выпуск продукции сельского хозяйства составил почти 27,3 миллиарда рублей или 103,8% к уровню января-сентября 2008 года.

Инвестиции в основной капитал составили в январе-июне 16925 млн. руб. и сократились на 25,2% по сравнению с январем-июнем прошлого года.

Снижения реальных располагаемых денежных доходов населения за девять месяцев не произошло и составило 100,2% к уровню 9 месяцев прошлого года. Реальная заработная плата, скорректированная на индекс потребительских цен, по сравнению с соответствующим периодом 2008 г. уменьшилась на 4,1%.

Экономическое развитие в предстоящие месяцы 2009 года будет формироваться под влиянием ряда факторов. Прежде всего, это:

- постепенное замедление кризисных явлений в мировой экономике;

- осуществление основных мер государственной антикризисной политики и эффективность ее реализации.

Эти факторы позволят приостановить падение валового регионального продукта, его объемы в 2009 году оцениваются на уровне 226,1 млрд. руб. (в фактических ценах).

Экономический фактор является основным фактором, влияющим на спрос на рабочую силу. Одно из центральных мест в антикризисной деятельности занимает стабилизация рынка труда, ситуация на котором как индикатор отражает процессы, происходящие в экономике.

В 2009 году предполагается снижение численности работников предприятий республики почти на 10,0 тысяч человек по сравнению с предыдущим годом, в экономике республике будет занято около 760 тысяч человек. В дальнейшем численность занятого населения будет увеличиваться, но очень незначительными темпами.

Численность безработных, рассчитанная по методологии МОТ, на конец 2009 года может составить 69,0 тысяч человек и уровень безработицы - 8,3 процента.

На 1 января 2009 года уровень зарегистрированной безработицы составлял 1,6 процента от численности экономически активного населения.

Пик безработицы был достигнут в мае 2009 года, когда уровень регистрируемой безработицы составил 3 процента.

Численность безработных, зарегистрированных на конец года, может достигнуть 34,3 тысяч человек, а уровень безработицы 4,1 процента.

Кризисные явления затронули и рынок труда Удмуртской Республики.

По данным еженедельного мониторинга, проводимого Управлением государственной службы занятости населения Удмуртской Республики, в октябре - декабре 2008 года в органы службы занятости населения поступила информация об увольнении 2,8 тысяч работников в связи с ликвидацией организации, либо сокращением численности или штата работников, о введении режима неполной занятости 9,2 тысячи человек.

В 2009 году 880 организаций (суммарная среднесписочная численность - 245,3 тысяч человек) проинформировали органы службы занятости населения об увольнении 17,4 тысяч работников в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников (за данный период было высвобождено всего 13,3 тысячи человек).

В 2009 году состоявшиеся увольнения работников затронули такие виды экономической деятельности, как «обрабатывающие производства» (16,7%), «оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования» (29%), «сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство» (13,4%), «строительство» - (8,7%).

По состоянию на 1 октября 2009 года:

- введен режим неполного рабочего времени 22884 работникам в 229 организациях;

- временно приостановлена работа (простой) по вине работодателей, предоставлены отпуска без сохранения заработной платы 2912 работникам в 94 организациях.

Таким образом, под угрозой увольнения находится почти 25,8 тыс. человек из 290 организаций республики.

Таблица 1


Мониторинг неполной занятости в 2009 году




по состо-
янию на отчет-
ную дату





Всего непол-
ная заня-
тость (чел.)





Кол-
во пред-
прия-
тий, (ед.)

Чис-
лен-
ность рабо-
тающих непол-
ный рабо-
чий день, неде-
лю, (чел).





Кол-во пред-
прия-
тий, (ед.)



Числен-
ность работ-
ников, находя-
щихся в про-
стое
(чел.)





Кол-
во пред-
прия-
тий, (ед.)

Числен-
ность работ-
ников, находя-
щихся в отпусках без сохра-
нения зара-
ботной платы (чел.)





Кол-во пред-
прия-
тий, (ед.)

1 февр.

17489

33

12850

28

399

8

4240

8

1 март

39720

181

27243

150

6596

30

5881

28

1 апр.

34849

197

26002

180

6630

17

2217

31

1 мая

36721

259

27871

227

4507

30

8850

69

1 июн.

27303

261

22902

236

3647

21

754

24

1 июл.

30526

326

28994

292

762

22

770

45

1 авг.

26298

310

24224

265

1011

22

1063

49

1 сент.

25736

300

23391

246

942

23

1403

63

1 окт.

25796

290

22884

229

1409

24

1503

70


Ожидается, что до конца 2009 года в режиме неполной занятости будут работать 24,0 тысячи человек.

Ситуация на регистрируемом рынке труда Удмуртской Республики в 2009 году также ухудшилась.

С октября по декабрь 2008 года значительно сократилась потребность организаций в работниках с 18044 единиц на 1 октября 2008 года до 8074 единиц на 1 января 2009 года. Количество заявленных вакансий за месяц постоянно снижалось: так за октябрь 2008 года организациями были заявлены 6904 вакансии, за декабрь - 5054 вакансии, в 2009 году ежемесячная численность вакансий (без учета вакансий, созданных по специальным программам занятости) составляла в январе - сентябре 2009 года от 4,5 тысяч до 7,0 тысяч вакансий. Напряженность на рынке труда за период наблюдения увеличилась с 0,59 (число безработных граждан на одну вакансию по состоянию в октябре 2008 года) до 1,69 по состоянию на 1 января 2009 года, или в 2,9 раза. В 2009 году напряженность на рынке труда в марте достигла 4,2 в октябре - 1,6.

С 1 октября 2008 года по 1 января 2009 года численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, увеличилась в 1,5 раза с 8884 человек до 13656 человек (на 4772 человека). Уровень регистрируемой безработицы (отношение численности зарегистрированных безработных к численности экономически активного населения) составил 1,65 процента, только за декабрь 2008 года данный показатель увеличился на 0,38 процентных пункта.

В 2009 году ежемесячная численность безработных граждан составляла в среднем 23,4 тысячи человек, превысив данную отметку в апреле 2009 года - 25,2 тысячи человек. По состоянию на 1 октября 2009 года численность безработных граждан составила 22,6 тысячи человек. Уровень регистрируемой безработицы - 2,7 процента.».

3. Раздел 3 «Социально-экономическая значимость проблемы для населения Удмуртской Республики» изложить в следующей редакции:


«3.Социально-экономическая значимость проблемы  для населения Удмуртской Республики

Мероприятия по сокращению численности или штата работников в течение девяти месяцев 2009 года прошли на таких крупных предприятиях республики, как ОАО «ИжАвто», ОАО «Ижнефтемаш», ФГУП «Воткинский завод», ОАО «Сарапульский электрогенераторный завод», ОАО «Территориально-генерирующая компания № 5», ООО «Л-бурение», МУ «Городское жилищное управление - Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Ижевска», ООО «Глазов-Электрон», ОАО «Глазовский дормостстрой», ОАО «Сарапульское дорожное предприятие», ОАО «136 Центральная база производства и ремонта вооружения и средств радиационной, химической и биологической защиты», г. Камбарка, ОАО «Увинское дорожное предприятие», Войсковая часть № 55498 п. Кизнер, Войсковая часть № 93233 Игринского района, Войсковая часть № 25850 ФГУ «Командование РВСН» Балезинского района.

Рост предложения рабочей силы на рынке труда, при ограничении приема на работу, снизит возможности трудоустройства женщин, молодежи, работников старших возрастов, а также работников низкой квалификации или с начальным профессиональным образованием, выпускников всех видов учебных заведений, вступающих на рынок труда впервые.

В результате несоответствия спроса и предложения рабочей силы уровень общей безработицы может возрасти до 8,9% от численности экономически активного населения.

Ожидается, что за 2009 год в службе занятости будет поставлено на учет в качестве ищущих работу свыше 115,0 тыс. человек, что на 21,3 тыс. человек или 22,7% больше, чем в 2008 году. Численность зарегистрированных безработных граждан возрастет с 13,7 тысяч человек (на 1 января 2009 года) до 34,3 тысячи человек (на 1 января 2010 года). Уровень безработицы на конец 2009 года может составить 4,1% от экономически активного населения - 830,0 тысяч человек на начало 2009 года.

Ожидается, что число вакансий, заявленных работодателями в органы службы занятости, снизится с 91,0 тысячи вакансий (без учета вакансий, созданных по специальным программам занятости) в 2008 году до 83,0 тыс. единиц в 2009 году.

В результате почти в два раза возрастет напряженность на регистрируемом рынке труда: в октябре 2008 году число незанятых граждан на 1 вакансию составляло 0,9, в октябре 2009 года - 1,7.

Сокращение числа вакансий, заявляемых работодателями в органы службы занятости, приведет к увеличению средней продолжительности периода безработицы свыше 6 месяцев (в среднем по 2008 году средняя продолжительность периода безработицы составляла 3,6 мес.) и повышению среднемесячной численности безработных граждан более, чем в два раза по отношению к 2008 году - в 2008 году среднемесячная численность безработных граждан составляла 10,5 тысяч человек, за девять месяцев 2009 года - 22,6 тысячи человек.

Кроме того, на рост безработицы в республике будет оказывать влияние возвращение в республику трудовых мигрантов, работающих по контракту в других субъектах Российской Федерации, так как работодатели не пролонгируют контракты с работниками в условиях финансового кризиса. В основном идет возвращение высококвалифицированных работников, которым будет трудно подыскать рабочее место не территории Удмуртской Республики.

С ноября 2008 года наметилась тенденция к оттоку иностранных граждан, прибывших на территорию республики с целью осуществления временной трудовой деятельности. С начала 2009 года квота на привлечение и использование иностранных работников с 7234 человек снижена до 5674 человек, при этом по дальнему зарубежью - было 2775 человек, стало 2040 человек, по ближнему зарубежью - было 4459 человек, стало 3634 человек.

Поэтому для стабилизации ситуации и дальнейшего решения проблем на рынке труда Удмуртской Республики, возникших в результате негативных последствий мирового финансового кризиса, необходимы взаимодействие и согласованность действий всех заинтересованных сторон, в том числе органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и работодателей. Инструментом налаживания взаимодействия, выработки общих подходов всех заинтересованных структур и ведомств к улучшению ситуации на рынке труда является данная Программа.».

4. Абзац восьмой раздела 4 «Цели, задачи Программы» изложить в следующей редакции:

«1.Организация опережающего профессионального обучения работников в случае угрозы массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников).».

5. Раздел 5 «Целевые индикаторы Программы» изложить в следующей редакции:

     «

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»