ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 февраля 2009 года № 33
Об утверждении Ведомственной целевой программы
дополнительных мероприятий, направленных на снижение
напряженности на рынке труда Удмуртской Республики,
на 2009 год
(с изменениями на 23 ноября 2009 года)
_______________________________________________________________________
с изменениями, внесенными постановлением Правительства УР от 18 мая 2009 года № 118
с изменениями, внесенными постановлением Правительства УР от 23 ноября 2009 года № 339
_______________________________________________________________________
Правительство Удмуртской Республики ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую Ведомственную целевую программу дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Удмуртской Республики, на 2009 год.
2. Признать утратившим силу пункт 1 постановления Правительства Удмуртской Республики от 12 января 2009 года № 5 «Об утверждении Ведомственной целевой программы дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Удмуртской Республики, на 2009 год».
Председатель Правительства
Удмуртской Республики
Ю.С.Питкевич
Утверждена
постановлением Правительства
Удмуртской Республики
от 24 февраля 2009 года № 33
ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
дополнительных мероприятий, направленных на снижение
напряженности на рынке труда Удмуртской Республики,
на 2009 год
Наименование Программы | Ведомственная целевая программа дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Удмуртской Республики, на 2009 год (далее - Программа). |
Основание для разработки Программы | Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»; |
Заказчик Программы | Управление государственной службы занятости населения Удмуртской Республики. |
Разработчик Программы | Управление государственной службы занятости населения Удмуртской Республики. |
Исполнители Программы | Управление государственной службы занятости населения Удмуртской Республики, Министерство экономики Удмуртской Республики, Министерство промышленности и транспорта Удмуртской Республики, Министерство лесного хозяйства Удмуртской Республики, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики, Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики, Министерство топлива, энергетики и связи Удмуртской Республики, Министерство торговли и бытовых услуг Удмуртской Республики, Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики, Министерство здравоохранения Удмуртской Республики, Министерство образования и науки Удмуртской Республики, Министерство финансов Удмуртской Республики, Удмуртский государственный фонд поддержки малого предпринимательства, иные исполнители в соответствии с законодательством. |
Сроки и этапы реализации Программы | Сроки реализации Программы - 2009 год. 1 этап - январь - июнь 2009 г.; 2 этап - июль - сентябрь 2009 г.; 3 этап - октябрь - декабрь 2009 г. |
Цели Программы | Целью Программы является принятие превентивных мер по снижению негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников и предупреждению роста безработицы в Удмуртской Республике. |
Задачи Программы | Задачами Программы являются: - подготовка нормативно-правовой базы по регулированию ситуации на рынке труда республики в условиях кризиса; - повышение конкурентоспособности на рынке труда Удмуртской Республики работников, находящихся под риском увольнения; - стимулирование сохранения и создания рабочих мест; - разработка антикризисных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Удмуртской Республики; - развитие территориальной трудовой мобильности населения Удмуртской Республики. |
Перечень основных мероприятий | 1. Опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников). 2. Организация общественных работ, временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работы безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения. 3. Оказание адресной поддержки гражданам на организацию их переезда в другую местность для замещения рабочих мест. 4. Содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан. |
Объемы и источники финансирования Программы | Общий объем финансирования Программы в 2009 году - 642 119,5 тыс. рублей, в том числе: - субсидия федерального бюджета - 610 003,1 тыс. рублей; - средства бюджета Удмуртской Республики - 32 116,4 тыс. рублей. Объемы финансирования из бюджета УР носят ориентировочный характер и могут корректироваться в ходе реализации Программы. |
Целевые индикаторы Программы | - Уровень общей безработицы (от экономически активного населения); - уровень регистрируемой безработицы (от экономически активного населения). |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности: бюджетной, социальной, экономической. | - Организация опережающего обучения работников в случае угрозы массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников) для 1573 работников организаций; - создание не менее 38914 временных рабочих мест в рамках организации общественных работ для трудоустройства 36907 незанятых граждан и работников, находящихся под риском увольнения; прохождение стажировки на новом рабочем месте не менее 2007 выпускников образовательных учреждений в целях приобретения опыта работы; - содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости 2612 безработным гражданам; - оказание адресной поддержки 12 гражданам, включая организацию их переезда в другую местность для замещения рабочих мест. |
Программа представляет собой комплекс социально-экономических, организационных и других мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям, срокам реализации и направленных на поддержание занятости населения и снижение социальной напряженности на рынке труда.
Программа разрабатывается в соответствии с пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 № 1089 «О предоставлении в 2009 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации».
Стратегической целью государственной политики в области занятости населения является повышение занятости населения, повышение экономической активности населения за счет развития малого предпринимательства, сдерживание роста безработицы, вызванного негативным влиянием мирового финансового кризиса на социально-экономическую ситуацию в Удмуртской Республике, смягчение последствий массового высвобождения работников, содействие продуктивной занятости молодежи.
Основным фактором, влияющим на предложение труда, спрос на труд и безработицу, является экономический фактор, от него в первую очередь зависит спрос на рабочую силу. Наибольшее влияние на конъюнктуру рынка труда оказывают динамика общего объема производства валового внутреннего продукта, который стимулирует спрос на труд и инвестиции.
Цифры статистики свидетельствуют, что ситуация в промышленности республики остается сложной.
Влияние последствий мирового финансового кризиса отрицательно сказалось на экономической ситуации в Удмуртской Республике. Так, объем валового регионального продукта в 2008 году оценочно составил 229,9 млрд. рублей, или 115% к уровню 2007 года в фактических ценах и 101,1% в сопоставимых ценах (за 2007 год темп роста в сопоставимой оценке составил - 104,3%).
Сравнивая основные показатели социально-экономического развития Удмуртской Республики за 2007-2008 годы, можно отметить, что в 4 квартале 2008 года произошло снижение основных показателей по сравнению с аналогичным периодом 2007 года (приложения 2б, 2в).
По итогам девяти месяцев 2009 года промышленными предприятиями Удмуртии отгружено собственной продукции на сумму 145,4 миллиарда рублей, что ниже уровня прошлого года на 18 процентов (темп снижения 82%).
Несмотря на то, что по индексу промышленного производства Удмуртия с начала 2009 года находится в числе лидеров среди регионов Приволжского федерального округа, снижение этого показателя составило 8 процентов, а в обрабатывающих производствах - 19,9 процента к уровню 2008 года.
По виду деятельности “Строительство” в январе-сентябре 2009 года выполнено работ с учетом досчета на малые предприятия и неформальную деятельность на 10594 млн. рублей, что на 28% меньше, чем за соответствующий период 2008 года. Крупными и средними предприятиями и организациями объем выполненных работ составил 6579 млн. рублей, что на 33% ниже уровня 2008 года.
Удмуртская Республика по объемам производства молока, яиц, сливочного масла, сыра, льноволокна входит в первую десятку регионов России.
Выпуск продукции сельского хозяйства составил почти 27,3 миллиарда рублей или 103,8% к уровню января-сентября 2008 года.
Инвестиции в основной капитал составили в январе-июне 16925 млн. руб. и сократились на 25,2% по сравнению с январем-июнем прошлого года.
Снижения реальных располагаемых денежных доходов населения за девять месяцев не произошло и составило 100,2% к уровню 9 месяцев прошлого года. Реальная заработная плата, скорректированная на индекс потребительских цен, по сравнению с соответствующим периодом 2008 г. уменьшилась на 4,1%.
Экономическое развитие в предстоящие месяцы 2009 года будет формироваться под влиянием ряда факторов. Прежде всего, это:
- постепенное замедление кризисных явлений в мировой экономике;
- осуществление основных мер государственной антикризисной политики и эффективность ее реализации.
Эти факторы позволят приостановить падение валового регионального продукта, его объемы в 2009 году оцениваются на уровне 226,1 млрд. руб. (в фактических ценах).
Экономический фактор является основным фактором, влияющим на спрос на рабочую силу. Одно из центральных мест в антикризисной деятельности занимает стабилизация рынка труда, ситуация на котором как индикатор отражает процессы, происходящие в экономике.
В 2009 году предполагается снижение численности работников предприятий республики почти на 10,0 тысяч человек по сравнению с предыдущим годом, в экономике республике будет занято около 760 тысяч человек. В дальнейшем численность занятого населения будет увеличиваться, но очень незначительными темпами.
Численность безработных, рассчитанная по методологии МОТ, на конец 2009 года может составить 69,0 тысяч человек и уровень безработицы - 8,3 процента.
На 1 января 2009 года уровень зарегистрированной безработицы составлял 1,6 процента от численности экономически активного населения.
Пик безработицы был достигнут в мае 2009 года, когда уровень регистрируемой безработицы составил 3 процента.
Численность безработных, зарегистрированных на конец года, может достигнуть 34,3 тысяч человек, а уровень безработицы 4,1 процента.
Кризисные явления затронули и рынок труда Удмуртской Республики.
По данным еженедельного мониторинга, проводимого Управлением государственной службы занятости населения Удмуртской Республики, в октябре - декабре 2008 года в органы службы занятости населения поступила информация об увольнении 2,8 тысяч работников в связи с ликвидацией организации, либо сокращением численности или штата работников, о введении режима неполной занятости 9,2 тысячи человек.
В 2009 году 880 организаций (суммарная среднесписочная численность - 245,3 тысяч человек) проинформировали органы службы занятости населения об увольнении 17,4 тысяч работников в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников (за данный период было высвобождено всего 13,3 тысячи человек).
В 2009 году состоявшиеся увольнения работников затронули такие виды экономической деятельности, как «обрабатывающие производства» (16,7%), «оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования» (29%), «сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство» (13,4%), «строительство» - (8,7%).
По состоянию на 1 октября 2009 года:
- введен режим неполного рабочего времени 22884 работникам в 229 организациях;
- временно приостановлена работа (простой) по вине работодателей, предоставлены отпуска без сохранения заработной платы 2912 работникам в 94 организациях.
Таким образом, под угрозой увольнения находится почти 25,8 тыс. человек из 290 организаций республики.
Таблица 1
Мониторинг неполной занятости в 2009 году
|
|
| Чис- |
|
|
| Числен- |
|
1 февр. | 17489 | 33 | 12850 | 28 | 399 | 8 | 4240 | 8 |
1 март | 39720 | 181 | 27243 | 150 | 6596 | 30 | 5881 | 28 |
1 апр. | 34849 | 197 | 26002 | 180 | 6630 | 17 | 2217 | 31 |
1 мая | 36721 | 259 | 27871 | 227 | 4507 | 30 | 8850 | 69 |
1 июн. | 27303 | 261 | 22902 | 236 | 3647 | 21 | 754 | 24 |
1 июл. | 30526 | 326 | 28994 | 292 | 762 | 22 | 770 | 45 |
1 авг. | 26298 | 310 | 24224 | 265 | 1011 | 22 | 1063 | 49 |
1 сент. | 25736 | 300 | 23391 | 246 | 942 | 23 | 1403 | 63 |
1 окт. | 25796 | 290 | 22884 | 229 | 1409 | 24 | 1503 | 70 |
Ожидается, что до конца 2009 года в режиме неполной занятости будут работать 24,0 тысячи человек.
Ситуация на регистрируемом рынке труда Удмуртской Республики в 2009 году также ухудшилась.
С октября по декабрь 2008 года значительно сократилась потребность организаций в работниках с 18044 единиц на 1 октября 2008 года до 8074 единиц на 1 января 2009 года. Количество заявленных вакансий за месяц постоянно снижалось: так за октябрь 2008 года организациями были заявлены 6904 вакансии, за декабрь - 5054 вакансии, в 2009 году ежемесячная численность вакансий (без учета вакансий, созданных по специальным программам занятости) составляла в январе - сентябре 2009 года от 4,5 тысяч до 7,0 тысяч вакансий. Напряженность на рынке труда за период наблюдения увеличилась с 0,59 (число безработных граждан на одну вакансию по состоянию в октябре 2008 года) до 1,69 по состоянию на 1 января 2009 года, или в 2,9 раза. В 2009 году напряженность на рынке труда в марте достигла 4,2 в октябре - 1,6.
С 1 октября 2008 года по 1 января 2009 года численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, увеличилась в 1,5 раза с 8884 человек до 13656 человек (на 4772 человека). Уровень регистрируемой безработицы (отношение численности зарегистрированных безработных к численности экономически активного населения) составил 1,65 процента, только за декабрь 2008 года данный показатель увеличился на 0,38 процентных пункта.
В 2009 году ежемесячная численность безработных граждан составляла в среднем 23,4 тысячи человек, превысив данную отметку в апреле 2009 года - 25,2 тысячи человек. По состоянию на 1 октября 2009 года численность безработных граждан составила 22,6 тысячи человек. Уровень регистрируемой безработицы - 2,7 процента.
Мероприятия по сокращению численности или штата работников в течение девяти месяцев 2009 года прошли на таких крупных предприятиях республики, как ОАО «ИжАвто», ОАО «Ижнефтемаш», ФГУП «Воткинский завод», ОАО «Сарапульский электрогенераторный завод», ОАО «Территориально-генерирующая компания № 5», ООО «Л-бурение», МУ «Городское жилищное управление - Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Ижевска», ООО «Глазов-Электрон», ОАО «Глазовский дормостстрой», ОАО «Сарапульское дорожное предприятие», ОАО «136 Центральная база производства и ремонта вооружения и средств радиационной, химической и биологической защиты», г. Камбарка, ОАО «Увинское дорожное предприятие», Войсковая часть № 55498 п. Кизнер, Войсковая часть № 93233 Игринского района, Войсковая часть № 25850 ФГУ «Командование РВСН» Балезинского района.
Рост предложения рабочей силы на рынке труда, при ограничении приема на работу, снизит возможности трудоустройства женщин, молодежи, работников старших возрастов, а также работников низкой квалификации или с начальным профессиональным образованием, выпускников всех видов учебных заведений, вступающих на рынок труда впервые.
В результате несоответствия спроса и предложения рабочей силы уровень общей безработицы может возрасти до 8,9% от численности экономически активного населения.
Ожидается, что за 2009 год в службе занятости будет поставлено на учет в качестве ищущих работу свыше 115,0 тыс. человек, что на 21,3 тыс. человек или 22,7% больше, чем в 2008 году. Численность зарегистрированных безработных граждан возрастет с 13,7 тысяч человек (на 1 января 2009 года) до 34,3 тысячи человек (на 1 января 2010 года). Уровень безработицы на конец 2009 года может составить 4,1% от экономически активного населения - 830,0 тысяч человек на начало 2009 года.
Ожидается, что число вакансий, заявленных работодателями в органы службы занятости, снизится с 91,0 тысячи вакансий (без учета вакансий, созданных по специальным программам занятости) в 2008 году до 83,0 тыс. единиц в 2009 году.
В результате почти в два раза возрастет напряженность на регистрируемом рынке труда: в октябре 2008 году число незанятых граждан на 1 вакансию составляло 0,9, в октябре 2009 года - 1,7.
Сокращение числа вакансий, заявляемых работодателями в органы службы занятости, приведет к увеличению средней продолжительности периода безработицы свыше 6 месяцев (в среднем по 2008 году средняя продолжительность периода безработицы составляла 3,6 мес.) и повышению среднемесячной численности безработных граждан более, чем в два раза по отношению к 2008 году - в 2008 году среднемесячная численность безработных граждан составляла 10,5 тысяч человек, за девять месяцев 2009 года - 22,6 тысячи человек.