Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 октября 2009 года № 294

Об утверждении республиканской целевой программы
«Развитие лесопромышленного комплекса Удмуртской Республики
на 2010-2013 годы»



В соответствии с постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30 июня 2008 года № 151 «Об утверждении Положения о разработке и реализации республиканских, ведомственных целевых программ», распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 6 сентября 2004 года № 911-р «О приоритетах развития промышленности Удмуртской Республики на период до 2015 года» Правительство Удмуртской Республики ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу «Развитие лесопромышленного комплекса Удмуртской Республики на 2010-2013 годы».

2. Определить государственным заказчиком республиканской целевой программы «Развитие лесопромышленного комплекса Удмуртской Республики на 2010-2013 годы» Министерство промышленности, энергетики и транспорта Удмуртской Республики.

3. Предложить Государственному Совету Удмуртской Республики с 1 января 2010 года признать утратившим силу постановление Государственного Совета Удмуртской Республики от 30 сентября 2008 года № 150-IV «О республиканской целевой программе «Развитие лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса Удмуртской Республики на 2009-2013 годы».

Председатель Правительства
Удмуртской Республики -
Ю.С. Питкевич



   Приложение
к постановлению Правительства
Удмуртской Республики
от 19 октября 2009 года № 294

     

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«РАЗВИТИЕ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 2010 - 2013 ГОДЫ»

     
1. Паспорт республиканской целевой программы
«Развитие лесопромышленного комплекса
Удмуртской Республики на 2010 - 2013 годы»

Наименование Программы

Республиканская целевая программа «Развитие лесопромышленного комплекса Удмуртской Республики на 2010 - 2013 годы» (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

Постановление Правительства Удмуртской Республики от 30 июня 2008 года №151 «Об утверждении Положения о разработке и реализации республиканских, ведомственных целевых программ», распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 18 февраля 2008 года №103 «О разработке республиканской целевой программы «Развитие лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса Удмуртской Республики на 2009-2013 годы»

Государственный заказчик Программы

Министерство промышленности, энергетики и транспорта Удмуртской Республики

Разработчик Программы

Министерство промышленности, энергетики и транспорта Удмуртской Республики

Исполнители Программы

Министерство промышленности, энергетики и транспорта Удмуртской Республики, иные исполнители, привлекаемые в соответствии с законодательством

Основные цели Программы

Сохранение производственного потенциала, формирование лесопромышленного комплекса, ориентированного на использование инноваций, обеспечивающего эффективность производства и конкурентоспособность выпускаемой продукции путем проведения активизации инвестиционной деятельности

Основные задачи Программы

1. Создание условий для сохранения производственного потенциала лесопромышленного комплекса.

2. Техническое перевооружение с использованием современного оборудования, созданием гибких технологий, ассортимента современной конкурентоспособной продукции.

3. Активизация инвестиционной и инновационной деятельности.

4.Совершенствование форм и методов государственной поддержки

Целевые индикаторы Программы

1. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам деятельности: - «обработка древесины и производство изделий из дерева»; - «производство мебели».

2. Объем выпуска продукции с 1 куб. м переработанной древесины.

3. Сумма прибыли, полученной по виду деятельности «обработка древесины и производство изделий из дерева».

4. Среднесписочная численность работников, занятых в лесопромышленном комплексе. 5. Среднемесячная заработная плата работников, занятых в лесопромышленном комплексе

Сроки реализации Программы

С 1 января 2010 года до 31 декабря 2013 года

Объемы и источники финансирования Программы

Общий объем финансирования Программы составляет 925,84 млн. рублей, в том числе: - за счет средств бюджета Удмуртской Республики - 16,84 млн. руб., в том числе: 2010 год - 0,64 млн. руб.; 2011 год - 2,0 млн. руб.; 2012 год - 2,5 млн. руб.;

2013 год - 11,7 млн. руб.;

-за счет иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации- 909,0 млн. руб., в том числе:

2010 год - 246,0 млн. руб.;

2011 год - 301,0 млн. руб.;

2012 год - 186,0 млн. руб.;

2013 год - 176,0 млн. руб. Объемы финансирования из бюджета Удмуртской Республики, предусмотренные настоящей Программой, носят ориентировочный характер и подлежат корректировке в соответствии с законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики.

 В случае несоответствия результатов выполнения Программы целевым индикаторам и критериям эффективности бюджетные ассигнования на реализацию Программы могут быть сокращены в соответствии с порядком, предусмотренным Правительством Удмуртской Республики

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы, показатели социально- экономической эффективности Программы

1. Увеличение объемов производства и реализации отгруженной продукции в лесопромышленном комплексе к 2013 году на 33,3% по сравнению с 2009 годом, объема вывозки и переработки древесины в лесопромышленном комплексе на 31,0%.

2. Увеличение суммы полученной прибыли по виду деятельности «обработка древесины и производство изделий из дерева» на 36,7%.

3. Рост численности работников, занятых в лесопромышленном комплексе, на 11,2%.


2. Характеристика проблемы,
на решение которой направлена Программа

Одним из важнейших факторов экономического роста Удмуртской Республики являются природные ресурсы, из которых самые обширные по территориальному масштабу и экономическим возможностям - леса. Лесные ресурсы позволяют без ущерба для природы ежегодно заготавливать только по главному пользованию более 2 млн. куб. м древесины различных пород и около 500 тыс. куб. м от рубок ухода.

В последние годы в силу ряда причин наблюдалось снижение уровня использования лесных ресурсов. Реализуемая с 2003 по 2008 годы республиканская целевая программа «Развитие лесопромышленного комплекса Удмуртской Республики на 2003 - 2005 годы», срок реализации которой был продлен на 2006-2008 годы, позволила достичь стабилизации работы лесопромышленного комплекса республики и снять остроту отдельных проблем. Однако мировой финансовый кризис снова поставил организации лесопромышленного комплекса в сложное положение. Начавшееся в предыдущие годы техническое перевооружение в 2009 году практически приостановилось. С целью дальнейшего развития необходимо активизировать модернизацию основных фондов для выпуска востребованной конкурентной продукции, внедрение новых технологий, повышение квалификации кадров.

Помимо этого введенный в действие с 1 января 2007 года Лесной кодекс Российской Федерации кардинальным образом изменил принципы ведения лесного хозяйства, разделил хозяйственные и контрольные функции управления лесным хозяйством, на лесозаготовителей возложены функции ведения лесного хозяйства на арендованных площадях. Эти подходы являются комплексными, требующими межотраслевой координации, согласованного использования кадровых, финансовых, материальных, информационных и иных ресурсов.

Настоящая Программа призвана организовать работу по привлечению и использованию всех имеющихся ресурсов из бюджета Удмуртской Республики, а также мер государственной поддержки на федеральном уровне и иных источников для эффективного развития лесопромышленного комплекса республики.

2.1. Анализ ситуации и проблемы в области
лесопромышленного комплекса в Российской Федерации


Лесопромышленный комплекс Российской Федерации является одним из важнейших направлений деятельности национальной экономики, которое обеспечивает своей продукцией практически все отрасли промышленности России. В 45 субъектах Российской Федерации продукция лесопромышленного комплекса составляет от 10 до 50% от общего объема промышленного производства. Однако низкий технический уровень производства, высокая степень износа основных производственных фондов, недостаточное количество лесных дорог для круглогодичного использования и ряд других накопившихся и не решавшихся в последние годы проблем не позволяют отрасли быть эффективной и конкурентоспособной, занять достойное место в экономике России.

Учитывая сложившуюся ситуацию в данном секторе экономики, Правительство Российской Федерации приняло ряд нормативных актов по решению вопросов эффективной деятельности лесопромышленного комплекса России. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2002 года № 1540-р одобрены основные направления развития лесной промышленности на период до 2015 года. Принято постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года №419 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов». Образован постоянно действующий Совет по развитию лесного комплекса при Правительстве Российской Федерации. Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 31.100.208 года №248/482 утверждена Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года.

Прогноз развития лесного комплекса Российской Федерации приведен в таблице 1.


Таблица 1


Наименование показателя


2007 г.


2010 г.


2015 г.


2020 г.

2020 г. в % к 2007 г.

Заготовка древесины, млн. куб. м

187

194

239

294

157

Производство пиломатериалов, млн. куб. м

23,2

35

45

54

233

Древесно-стружечные плиты, фанера, млн. куб. м

9,7

14,2

22,3

31

320

Целлюлоза по варке, млн. т

6

6,9

9,6

13,4

223

Бумага и картон, млн. т

7,6

8,7

11,5

15,8

208

Выручка от реализации продукции, млрд. дол. США *1

25,2

32,7

56

90,7

360


_____

*1 В ценах 2007 года.

Однако мировой финансовый кризис, который начал оказывать серьезное воздействие на российскую экономику с сентября 2008 года, может внести свои коррективы в Стратегию развития лесного комплекса России. Принятые Правительством Российской Федерации антикризисные меры позволили не допустить разрастания кризиса, его перехода в формы, угрожающие основам функционирования экономики. В сегодняшних условиях это позволяет сосредоточиться как на решении текущих антикризисных задач, так и на создании основ для устойчивого социально-экономического развития страны в посткризисный период. Начало спада было связано с совокупным влиянием других обстоятельств и факторов: введением в действие недоработанного нового Лесного кодекса Российской Федерации, непродуманным административным реформированием органов лесоуправления, критическим истощением доступных лесных ресурсов. Есть и другие причины, например, постоянный рост платежей и тарифов, связанных с лесопользованием, производством и экспортом лесной продукции и т.д.

В 2008 году рост производства в обработке древесины и производстве изделий из дерева составил 101,4% (к 2007 году), по производству целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них - 100,3%. Снизился уровень лесозаготовок - динамика производства по виду деятельности составила 85,6%.

В январе-июне 2009 год индекс производства в обработке древесины и производстве изделий из дерева составил 73,1% (к соответствующему периоду 2008 года), по производству целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них - 90,3 процента. Динамика производства по виду деятельности «лесозаготовки» составила 86,2%, в том числе по вывозке древесины - 84,4%, древесины деловой - 80,8%, производству ДВП - 60,8%, фанеры клееной - 68,4%, деревянных домов - 48,4%, ДСП - 69,2%, пиломатериалов - 81,5%. При этом производство шпона строганного увеличилось в 3,4 раза за счет наращивания мощностей в Приморском крае, где его производство увеличилось в 18,4 раза.

Производство основных видов продукции в январе-июле 2009 года по отношению к соответствующему периоду 2008 года снизилось на 12-30%. Производство мебели (без встроенной) в январе-июне 2009 года снизилось на 26% . Основная причина падения производства - низкий спрос рынка на продукцию лесопромышленного комплекса.

Доля убыточно работающих предприятий в общем количестве организаций в деревообработке увеличилась с 43,8% до 61,9%. На 01 июня 2009 года в обработке древесины и производстве изделий из дерева имеется просроченная кредиторская задолженность в размере 6,6 млрд. руб., которая по отношению к маю 2008 года увеличилась на 22,9%.


2.2. Анализ ситуации и проблемы в области
лесопромышленного комплекса в Удмуртской Республике

     
2.2.1. Основные показатели развития лесопромышленного
комплекса в Удмуртской Республике

Комплекс мер, который применялся по стимулированию лесопромышленного комплекса в 2003 - 2008 годах, позволил преодолеть

спад объемов производства продукции и поддержать позитивные тенденции, связанные с модернизацией производства и расширением ассортимента выпускаемой продукции.

В рамках реализации республиканской целевой программы «Развитие лесопромышленного комплекса Удмуртской Республики на 2003-2008 годы» в 2005 - 2007 годах предоставлены бюджетные кредиты на создание запасов сырья и топлива на возвратной основе в сумме 69,8 млн. руб.

В 2008 году в связи с изменениями, внесенными в Бюджетный кодекс Российской Федерации, вместо кредитов предусматривается субсидирование части затрат по уплате процентов по банковским кредитам, направленным на сырье и топливо, а также на реализацию инвестиционных проектов. В 2008 году субсидии предоставлены в сумме 2,2 млн. руб.

Динамика объемов производства лесопромышленного комплекса в Удмуртской Республике приведена на рисунке 1.


Рис. 1 - Динамика объемов производства
лесопромышленного комплекса, млн. руб.


Однако в 2009 году влияние мирового финансового кризиса негативно отразилось на работе промышленности Удмуртской Республики, в том числе и лесопромышленного комплекса. За период с января по июль 2009 года объем реализации товаров и услуг по виду деятельности «обработка древесины и производство изделий из дерева» к соответствующему периоду прошлого года составил 74,7%, по виду деятельности «производство мебели» -73%.

Снижение выпуска продукции, как и в целом по лесопромышленному комплексу России, произошло по всей основной номенклатуре. Показатели производства основных видов промышленной продукции приведены в таблице 2.


Таблица 2




Наименование




Ед. изм.



2008 год, факт.

Темп роста 2008 г. к уров-
ню 2007 г. (в %)



7 мес.
2009 г.,
факт.

Темп роста 2009 г. к соотв.
периоду 2008 г. (в %)

1

2

3

4

5

6

Обработка древесины и производство изделий из дерева

Пиломатериалы

тыс. куб. м

246,1

106,7

62,7

69,7

Фанера клееная

куб. м

24784

129,6

7391

50,4

Древесно-стружечные плиты

тыс. куб. м

180,8

105,9

89,6

Производство мебели

Стулья

тыс. шт.

143,5

158,9

24,3

32,6

Кресла

тыс. шт.

0,9

124,9

37,4

Шкафы

тыс. шт.

186,8

103,5

47,4

44

Кровати деревянные

тыс. шт.

115,4

113,6

62,8

84,4


Сегодня нет организаций, которые бы не ощущали влияние кризиса. Главные проблемы, с которыми сталкивается рынок сегодня - это, во-первых, снижение платежеспособного спроса, во-вторых, сложности по кредитованию отрасли банками. Поэтому основная задача - задействовать внутренние резервы ликвидности лесопромышленных организаций. Деревообработка занимает небольшую долю в обрабатывающем производстве (1,3%). Благодаря своей специфике, падение и стагнация производства в деревообрабатывающей промышленности сопровождаются меньшими социально-экономическими последствиями, чем в системообразующих отраслях. Однако это не должно становиться фактором, определяющим пониженное внимание со стороны органов государственной власти Удмуртской Республики к поддержанию и стимулированию развития данной отрасли в период кризиса. Наоборот, именно отраслям, ориентированным на постоянно существующий, и потому малозависящий от кризисов, конечный внутренний спрос населения, должно уделяться повышенное внимание.

На уровне Правительства Удмуртской Республики утвержден План по преодолению негативных последствий мирового финансового кризиса в Удмуртской Республике. Проводится еженедельный мониторинг работы основных организаций республики. На уровне организаций разработаны аналогичные программы по преодолению финансового кризиса. В условиях рыночной экономики выживание - это, в первую очередь, проблема не государства, а бизнеса. В современных условиях самая эффективная государственная поддержка - это субсидирование процентной ставки по кредитам на пополнение оборотных средств для создания запасов сырья и топлива на весенне - осенний период бездорожья и реализацию инвестиционных проектов. Это позволит поддержать предприятия на выходе из кризиса, своевременно запустить наиболее важные для развития республики инвестиционные проекты. В связи с чем в Программе обозначены два сценария развития лесопромышленного комплекса Удмуртской Республики - от оптимистического к пессимистическому, который взят за основу. Цели остаются неизменными, но кризис может повлиять на сроки их достижения.

2.2.2. Проблемы развития лесопромышленного
комплекса в Удмуртской Республике


При общей тенденции стабилизации работы отрасли за прошлые годы, в том числе в условиях кризиса, остался нерешенным ряд проблем, которые оказывают влияние на развитие отрасли и конкурентоспособность предприятий:

1. Износ основных производственных фондов.

Положительная динамика обновления основных средств в целом отражает ситуацию в части деревообрабатывающего оборудования и оборудования для производства мебели. Что же касается лесозаготовительной техники, то значительная часть основных производственных фондов на лесозаготовках морально устарела, физически изношена и достигла критического возраста.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»