ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 октября 2009 года № 294
Об утверждении республиканской целевой программы
«Развитие лесопромышленного комплекса Удмуртской Республики
на 2010-2013 годы»
В соответствии с постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30 июня 2008 года № 151 «Об утверждении Положения о разработке и реализации республиканских, ведомственных целевых программ», распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 6 сентября 2004 года № 911-р «О приоритетах развития промышленности Удмуртской Республики на период до 2015 года» Правительство Удмуртской Республики ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу «Развитие лесопромышленного комплекса Удмуртской Республики на 2010-2013 годы».
2. Определить государственным заказчиком республиканской целевой программы «Развитие лесопромышленного комплекса Удмуртской Республики на 2010-2013 годы» Министерство промышленности, энергетики и транспорта Удмуртской Республики.
3. Предложить Государственному Совету Удмуртской Республики с 1 января 2010 года признать утратившим силу постановление Государственного Совета Удмуртской Республики от 30 сентября 2008 года № 150-IV «О республиканской целевой программе «Развитие лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса Удмуртской Республики на 2009-2013 годы».
Председатель Правительства
Удмуртской Республики -
Ю.С. Питкевич
Приложение
к постановлению Правительства
Удмуртской Республики
от 19 октября 2009 года № 294
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«РАЗВИТИЕ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 2010 - 2013 ГОДЫ»
1. Паспорт республиканской целевой программы
«Развитие лесопромышленного комплекса
Удмуртской Республики на 2010 - 2013 годы»
Наименование Программы | Республиканская целевая программа «Развитие лесопромышленного комплекса Удмуртской Республики на 2010 - 2013 годы» (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | Постановление Правительства Удмуртской Республики от 30 июня 2008 года №151 «Об утверждении Положения о разработке и реализации республиканских, ведомственных целевых программ», распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 18 февраля 2008 года №103 «О разработке республиканской целевой программы «Развитие лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса Удмуртской Республики на 2009-2013 годы» |
Государственный заказчик Программы | Министерство промышленности, энергетики и транспорта Удмуртской Республики |
Разработчик Программы | Министерство промышленности, энергетики и транспорта Удмуртской Республики |
Исполнители Программы | Министерство промышленности, энергетики и транспорта Удмуртской Республики, иные исполнители, привлекаемые в соответствии с законодательством |
Основные цели Программы | Сохранение производственного потенциала, формирование лесопромышленного комплекса, ориентированного на использование инноваций, обеспечивающего эффективность производства и конкурентоспособность выпускаемой продукции путем проведения активизации инвестиционной деятельности |
Основные задачи Программы | 1. Создание условий для сохранения производственного потенциала лесопромышленного комплекса. 2. Техническое перевооружение с использованием современного оборудования, созданием гибких технологий, ассортимента современной конкурентоспособной продукции. 3. Активизация инвестиционной и инновационной деятельности. 4.Совершенствование форм и методов государственной поддержки |
Целевые индикаторы Программы | 1. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам деятельности: - «обработка древесины и производство изделий из дерева»; - «производство мебели». 2. Объем выпуска продукции с 1 куб. м переработанной древесины. 3. Сумма прибыли, полученной по виду деятельности «обработка древесины и производство изделий из дерева». 4. Среднесписочная численность работников, занятых в лесопромышленном комплексе. 5. Среднемесячная заработная плата работников, занятых в лесопромышленном комплексе |
Сроки реализации Программы | С 1 января 2010 года до 31 декабря 2013 года |
Объемы и источники финансирования Программы | Общий объем финансирования Программы составляет 925,84 млн. рублей, в том числе: - за счет средств бюджета Удмуртской Республики - 16,84 млн. руб., в том числе: 2010 год - 0,64 млн. руб.; 2011 год - 2,0 млн. руб.; 2012 год - 2,5 млн. руб.; 2013 год - 11,7 млн. руб.; -за счет иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации- 909,0 млн. руб., в том числе: 2010 год - 246,0 млн. руб.; 2011 год - 301,0 млн. руб.; 2012 год - 186,0 млн. руб.; 2013 год - 176,0 млн. руб. Объемы финансирования из бюджета Удмуртской Республики, предусмотренные настоящей Программой, носят ориентировочный характер и подлежат корректировке в соответствии с законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики. В случае несоответствия результатов выполнения Программы целевым индикаторам и критериям эффективности бюджетные ассигнования на реализацию Программы могут быть сокращены в соответствии с порядком, предусмотренным Правительством Удмуртской Республики |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы, показатели социально- экономической эффективности Программы | 1. Увеличение объемов производства и реализации отгруженной продукции в лесопромышленном комплексе к 2013 году на 33,3% по сравнению с 2009 годом, объема вывозки и переработки древесины в лесопромышленном комплексе на 31,0%. 2. Увеличение суммы полученной прибыли по виду деятельности «обработка древесины и производство изделий из дерева» на 36,7%. 3. Рост численности работников, занятых в лесопромышленном комплексе, на 11,2%. |
2. Характеристика проблемы,
на решение которой направлена Программа
Одним из важнейших факторов экономического роста Удмуртской Республики являются природные ресурсы, из которых самые обширные по территориальному масштабу и экономическим возможностям - леса. Лесные ресурсы позволяют без ущерба для природы ежегодно заготавливать только по главному пользованию более 2 млн. куб. м древесины различных пород и около 500 тыс. куб. м от рубок ухода.
В последние годы в силу ряда причин наблюдалось снижение уровня использования лесных ресурсов. Реализуемая с 2003 по 2008 годы республиканская целевая программа «Развитие лесопромышленного комплекса Удмуртской Республики на 2003 - 2005 годы», срок реализации которой был продлен на 2006-2008 годы, позволила достичь стабилизации работы лесопромышленного комплекса республики и снять остроту отдельных проблем. Однако мировой финансовый кризис снова поставил организации лесопромышленного комплекса в сложное положение. Начавшееся в предыдущие годы техническое перевооружение в 2009 году практически приостановилось. С целью дальнейшего развития необходимо активизировать модернизацию основных фондов для выпуска востребованной конкурентной продукции, внедрение новых технологий, повышение квалификации кадров.
Помимо этого введенный в действие с 1 января 2007 года Лесной кодекс Российской Федерации кардинальным образом изменил принципы ведения лесного хозяйства, разделил хозяйственные и контрольные функции управления лесным хозяйством, на лесозаготовителей возложены функции ведения лесного хозяйства на арендованных площадях. Эти подходы являются комплексными, требующими межотраслевой координации, согласованного использования кадровых, финансовых, материальных, информационных и иных ресурсов.
Настоящая Программа призвана организовать работу по привлечению и использованию всех имеющихся ресурсов из бюджета Удмуртской Республики, а также мер государственной поддержки на федеральном уровне и иных источников для эффективного развития лесопромышленного комплекса республики.
2.1. Анализ ситуации и проблемы в области
лесопромышленного комплекса в Российской Федерации
Лесопромышленный комплекс Российской Федерации является одним из важнейших направлений деятельности национальной экономики, которое обеспечивает своей продукцией практически все отрасли промышленности России. В 45 субъектах Российской Федерации продукция лесопромышленного комплекса составляет от 10 до 50% от общего объема промышленного производства. Однако низкий технический уровень производства, высокая степень износа основных производственных фондов, недостаточное количество лесных дорог для круглогодичного использования и ряд других накопившихся и не решавшихся в последние годы проблем не позволяют отрасли быть эффективной и конкурентоспособной, занять достойное место в экономике России.
Учитывая сложившуюся ситуацию в данном секторе экономики, Правительство Российской Федерации приняло ряд нормативных актов по решению вопросов эффективной деятельности лесопромышленного комплекса России. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2002 года № 1540-р одобрены основные направления развития лесной промышленности на период до 2015 года. Принято постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года №419 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов». Образован постоянно действующий Совет по развитию лесного комплекса при Правительстве Российской Федерации. Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 31.100.208 года №248/482 утверждена Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года.
Прогноз развития лесного комплекса Российской Федерации приведен в таблице 1.
|
|
|
|
| 2020 г. в % к 2007 г. |
Заготовка древесины, млн. куб. м | 187 | 194 | 239 | 294 | 157 |
Производство пиломатериалов, млн. куб. м | 23,2 | 35 | 45 | 54 | 233 |
Древесно-стружечные плиты, фанера, млн. куб. м | 9,7 | 14,2 | 22,3 | 31 | 320 |
Целлюлоза по варке, млн. т | 6 | 6,9 | 9,6 | 13,4 | 223 |
Бумага и картон, млн. т | 7,6 | 8,7 | 11,5 | 15,8 | 208 |
Выручка от реализации продукции, млрд. дол. США *1 | 25,2 | 32,7 | 56 | 90,7 | 360 |
_____
*1 В ценах 2007 года.
Однако мировой финансовый кризис, который начал оказывать серьезное воздействие на российскую экономику с сентября 2008 года, может внести свои коррективы в Стратегию развития лесного комплекса России. Принятые Правительством Российской Федерации антикризисные меры позволили не допустить разрастания кризиса, его перехода в формы, угрожающие основам функционирования экономики. В сегодняшних условиях это позволяет сосредоточиться как на решении текущих антикризисных задач, так и на создании основ для устойчивого социально-экономического развития страны в посткризисный период. Начало спада было связано с совокупным влиянием других обстоятельств и факторов: введением в действие недоработанного нового Лесного кодекса Российской Федерации, непродуманным административным реформированием органов лесоуправления, критическим истощением доступных лесных ресурсов. Есть и другие причины, например, постоянный рост платежей и тарифов, связанных с лесопользованием, производством и экспортом лесной продукции и т.д.
В 2008 году рост производства в обработке древесины и производстве изделий из дерева составил 101,4% (к 2007 году), по производству целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них - 100,3%. Снизился уровень лесозаготовок - динамика производства по виду деятельности составила 85,6%.
В январе-июне 2009 год индекс производства в обработке древесины и производстве изделий из дерева составил 73,1% (к соответствующему периоду 2008 года), по производству целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них - 90,3 процента. Динамика производства по виду деятельности «лесозаготовки» составила 86,2%, в том числе по вывозке древесины - 84,4%, древесины деловой - 80,8%, производству ДВП - 60,8%, фанеры клееной - 68,4%, деревянных домов - 48,4%, ДСП - 69,2%, пиломатериалов - 81,5%. При этом производство шпона строганного увеличилось в 3,4 раза за счет наращивания мощностей в Приморском крае, где его производство увеличилось в 18,4 раза.
Производство основных видов продукции в январе-июле 2009 года по отношению к соответствующему периоду 2008 года снизилось на 12-30%. Производство мебели (без встроенной) в январе-июне 2009 года снизилось на 26% . Основная причина падения производства - низкий спрос рынка на продукцию лесопромышленного комплекса.
Доля убыточно работающих предприятий в общем количестве организаций в деревообработке увеличилась с 43,8% до 61,9%. На 01 июня 2009 года в обработке древесины и производстве изделий из дерева имеется просроченная кредиторская задолженность в размере 6,6 млрд. руб., которая по отношению к маю 2008 года увеличилась на 22,9%.
2.2. Анализ ситуации и проблемы в области
лесопромышленного комплекса в Удмуртской Республике
2.2.1. Основные показатели развития лесопромышленного
комплекса в Удмуртской Республике
Комплекс мер, который применялся по стимулированию лесопромышленного комплекса в 2003 - 2008 годах, позволил преодолеть
спад объемов производства продукции и поддержать позитивные тенденции, связанные с модернизацией производства и расширением ассортимента выпускаемой продукции.
В рамках реализации республиканской целевой программы «Развитие лесопромышленного комплекса Удмуртской Республики на 2003-2008 годы» в 2005 - 2007 годах предоставлены бюджетные кредиты на создание запасов сырья и топлива на возвратной основе в сумме 69,8 млн. руб.
В 2008 году в связи с изменениями, внесенными в Бюджетный кодекс Российской Федерации, вместо кредитов предусматривается субсидирование части затрат по уплате процентов по банковским кредитам, направленным на сырье и топливо, а также на реализацию инвестиционных проектов. В 2008 году субсидии предоставлены в сумме 2,2 млн. руб.
Динамика объемов производства лесопромышленного комплекса в Удмуртской Республике приведена на рисунке 1.
Рис. 1 - Динамика объемов производства
лесопромышленного комплекса, млн. руб.
Однако в 2009 году влияние мирового финансового кризиса негативно отразилось на работе промышленности Удмуртской Республики, в том числе и лесопромышленного комплекса. За период с января по июль 2009 года объем реализации товаров и услуг по виду деятельности «обработка древесины и производство изделий из дерева» к соответствующему периоду прошлого года составил 74,7%, по виду деятельности «производство мебели» -73%.
Снижение выпуска продукции, как и в целом по лесопромышленному комплексу России, произошло по всей основной номенклатуре. Показатели производства основных видов промышленной продукции приведены в таблице 2.
|
|
| Темп роста 2008 г. к уров- |
| Темп роста 2009 г. к соотв. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Обработка древесины и производство изделий из дерева | |||||
Пиломатериалы | тыс. куб. м | 246,1 | 106,7 | 62,7 | 69,7 |
Фанера клееная | куб. м | 24784 | 129,6 | 7391 | 50,4 |
Древесно-стружечные плиты | тыс. куб. м | 180,8 | 105,9 | 89,6 | |
Производство мебели | |||||
Стулья | тыс. шт. | 143,5 | 158,9 | 24,3 | 32,6 |
Кресла | тыс. шт. | 0,9 | 124,9 | 37,4 | |
Шкафы | тыс. шт. | 186,8 | 103,5 | 47,4 | 44 |
Кровати деревянные | тыс. шт. | 115,4 | 113,6 | 62,8 | 84,4 |
Сегодня нет организаций, которые бы не ощущали влияние кризиса. Главные проблемы, с которыми сталкивается рынок сегодня - это, во-первых, снижение платежеспособного спроса, во-вторых, сложности по кредитованию отрасли банками. Поэтому основная задача - задействовать внутренние резервы ликвидности лесопромышленных организаций. Деревообработка занимает небольшую долю в обрабатывающем производстве (1,3%). Благодаря своей специфике, падение и стагнация производства в деревообрабатывающей промышленности сопровождаются меньшими социально-экономическими последствиями, чем в системообразующих отраслях. Однако это не должно становиться фактором, определяющим пониженное внимание со стороны органов государственной власти Удмуртской Республики к поддержанию и стимулированию развития данной отрасли в период кризиса. Наоборот, именно отраслям, ориентированным на постоянно существующий, и потому малозависящий от кризисов, конечный внутренний спрос населения, должно уделяться повышенное внимание.
На уровне Правительства Удмуртской Республики утвержден План по преодолению негативных последствий мирового финансового кризиса в Удмуртской Республике. Проводится еженедельный мониторинг работы основных организаций республики. На уровне организаций разработаны аналогичные программы по преодолению финансового кризиса. В условиях рыночной экономики выживание - это, в первую очередь, проблема не государства, а бизнеса. В современных условиях самая эффективная государственная поддержка - это субсидирование процентной ставки по кредитам на пополнение оборотных средств для создания запасов сырья и топлива на весенне - осенний период бездорожья и реализацию инвестиционных проектов. Это позволит поддержать предприятия на выходе из кризиса, своевременно запустить наиболее важные для развития республики инвестиционные проекты. В связи с чем в Программе обозначены два сценария развития лесопромышленного комплекса Удмуртской Республики - от оптимистического к пессимистическому, который взят за основу. Цели остаются неизменными, но кризис может повлиять на сроки их достижения.
2.2.2. Проблемы развития лесопромышленного
комплекса в Удмуртской Республике
При общей тенденции стабилизации работы отрасли за прошлые годы, в том числе в условиях кризиса, остался нерешенным ряд проблем, которые оказывают влияние на развитие отрасли и конкурентоспособность предприятий:
1. Износ основных производственных фондов.
Положительная динамика обновления основных средств в целом отражает ситуацию в части деревообрабатывающего оборудования и оборудования для производства мебели. Что же касается лесозаготовительной техники, то значительная часть основных производственных фондов на лесозаготовках морально устарела, физически изношена и достигла критического возраста.