ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 сентября 2008 года N 150-IV
О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА И ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 2009 - 2013 ГОДЫ"
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2010 года на основании постановления Государственного Совета Удмуртской Республики от 16.02.2010 N 384-IV.
____________________________________________________________________
Зарегистрировано в Управлении Минюста РФ по УР 27 октября 2008 года N RU18000200800357
В целях комплексного развития лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса Удмуртской Республики Государственный Совет Удмуртской Республики постановляет:
1. Утвердить Республиканскую целевую программу "Развитие лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса Удмуртской Республики на 2009 - 2013 годы" (прилагается).
2. Определить государственными заказчиками Программы Министерство промышленности и транспорта Удмуртской Республики (государственный заказчик - координатор) и Министерство лесного хозяйства Удмуртской Республики (государственный заказчик).
3. Рекомендовать Правительству Удмуртской Республики при формировании проектов бюджетов Удмуртской Республики на 2009 - 2013 годы предусмотреть финансирование Программы.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на постоянную комиссию Государственного Совета Удмуртской Республики по экономической политике, промышленности и инвестициям.
Председатель Государственного Совета
Удмуртской Республики
А.В.СОЛОВЬЕВ
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА И ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 2009 - 2013 ГОДЫ"
Наименование | Республиканская целевая программа "Развитие лесного |
Основание | Распоряжение Правительства Удмуртской Республики |
Государственные | Министерство промышленности и транспорта Удмуртской |
Разработчики | Министерство экономики Удмуртской Республики, |
Исполнители | Министерство промышленности и транспорта Удмуртской |
Основные цели | 1. Сохранение и воспроизводство лесов как сырьевой |
Основные задачи | 1. Использование геоинформационных систем |
Целевые | 1. Объем рубок лесных насаждений с 1 гектара |
Сроки реализации | С 1 января 2009 года до 31 декабря 2013 года |
Объемы | Общий объем финансирования составляет 7339,23 млн. |
Ожидаемые | 1. Увеличение качественной структуры лесного фонда, |
Одним из важнейших факторов экономического роста Удмуртской Республики являются природные ресурсы, из которых самые обширные по территориальному масштабу и экономическим возможностям - леса. Лесные ресурсы позволяют без ущерба для природы ежегодно заготавливать только по главному пользованию более 2 млн. куб. м древесины различных пород и около 500 тыс. куб. м от рубок ухода.
В последние годы в силу ряда причин наблюдалось снижение уровня использования лесных ресурсов. Реализуемая с 2003 по 2008 годы Республиканская целевая программа "Развитие лесопромышленного комплекса Удмуртской Республики на 2003 - 2005 годы" позволила достичь стабилизации работы лесопромышленного комплекса республики и снять остроту отдельных проблем. Однако с целью дальнейшего развития необходимо продолжить техническое перевооружение и модернизацию основных фондов предприятий, внедрение новых технологий, повышение квалификации кадров.
Помимо этого введенный в действие с 1 января 2007 года Лесной кодекс Российской Федерации кардинальным образом изменил принципы ведения лесного хозяйства, разделил хозяйственные и контрольные функции управления лесным хозяйством, в связи с чем требуется изменение подходов к развитию лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса. Эти подходы являются комплексными, требующими межотраслевой координации, согласованного использования кадровых, финансовых, материальных, информационных и иных ресурсов.
Настоящая Программа призвана организовать работу по привлечению и использованию всех имеющихся ресурсов, а также средств федерального бюджета, бюджета Удмуртской Республики и внебюджетных источников для эффективного развития лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса республики.
Общий запас древесины в Российской Федерации составляет 82 млрд. куб. м (четверть мировых запасов). Установленная расчетная годовая лесосека по рубкам главного пользования составляет 576 млн. куб. м. В то же время расчетная лесосека в целом по Российской Федерации осваивается только на 22%. При этом в транспортно доступных лесных участках запасы спелых насаждений ценных древесных пород в значительной степени истощены, а новые территории практически не осваиваются. Более того, отмечается увеличение расчетной лесосеки, что свидетельствует о продолжающемся накоплении спелых и перестойных древостоев, главным образом мягколиственных пород. Недостаточное развитие инфраструктуры лесного хозяйства (на одну тысячу квадратных километров леса в России приходится лишь 1,2 км лесных дорог) приводит к тому, что по объемам заготавливаемой древесины Россия уступает США, Канаде и Бразилии, заготавливая только 6% от мирового объема.
Высоки потери лесного хозяйства от лесных пожаров, вредителей и болезней леса, промышленных выбросов и незаконных заготовок. Ежегодный ущерб от лесных пожаров оценивается в 3 - 3,5 млрд. рублей. Около 40 тыс. гектаров лесов ежегодно усыхает вследствие вспышек размножения вредителей и болезней. По данным Фонда дикой природы (WWF), до 35% всей древесины, заготовленной в Европейской части России, имеет незаконное происхождение.
Следует отметить также несвоевременное проведение лесоустройства, старение производственных мощностей и недостаток кадрового обеспечения всех уровней - от квалифицированных рабочих до инженерных и технических кадров как для лесничеств, так и для органов управления лесами.
Лесной кодекс Российской Федерации направлен на изменение сложившейся ситуации в лесном хозяйстве России.
Основными приоритетными направлениями развития лесного комплекса являются:
развитие нормативной правовой базы в рамках разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в области лесных отношений;
создание системы воспроизводства лесного фонда и восстановления лесов;
сокращение незаконных рубок и теневого оборота древесины.
Развитие лесной транспортной инфраструктуры, включающее обеспечение экономической доступности лесных участков, повышение рентабельности заготовки древесины посредством строительства лесных дорог круглогодичного действия, позволит существенно увеличить объемы использования лесов.
Общая площадь лесов в Удмуртской Республике на 1 января 2008 года составляет 2065,8 тыс. га, в том числе: на землях лесного фонда, находящихся в ведении Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики, - 2034,8 тыс. га; 17,3 тыс. га занимают леса на землях особо охраняемых природных территорий (национальный парк "Нечкинский"); на 9,8 тыс. га расположены городские леса; 3,9 тыс. га занимают леса на землях обороны и безопасности. Лесистость территории республики составляет 46,7%. Общий запас древесины основных лесообразующих пород - 320,65 млн. куб. м, в том числе хвойных древесных пород - 189,52 млн. куб. м. Распределение покрытой площади земель лесного фонда по преобладающим породам указано на рисунке 1*.
________________
* Рисунок 1 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
Эксплуатационный запас спелых и перестойных насаждений в лесах, возможных для эксплуатации, составляет 37,48 млн. куб. м, в том числе хвойных древесных пород - 20,84 млн. куб. м.
Средний запас древесины на 1 га в лесах, возможных для эксплуатации, составляет 157 куб. м, в том числе в спелых и перестойных насаждениях - 244 куб. м.
В 2007 году площадь рубок главного пользования составила 6909 га, что на 22,8% больше, чем в 2006 году, заготовлено 1250,9 тыс. куб. м древесины. Расчетная лесосека по главному пользованию установлена в объеме 2577,4 тыс. куб. м. Таким образом, интенсивность использования расчетной лесосеки составила в 2007 году 49% против 41% в 2006 году. Информация по отпуску древесины на корню в 2007 году приведена в таблице 1.
Группы лесопользователей | Установленный | Фактическое | В |
На участках лесного фонда, | 445,9 | 360,1 | 81 |
Реализация древесины на корню | 521,4 | 276,0 | 53 |
Удовлетворение | 832,9 | 614,8 | 74 |
В 2007 году рубки ухода за лесом выполнены на площади 39,9 тыс. га, что на 1,7 тыс. га больше, чем в предыдущем году. В ходе проведения рубок ухода заготовлено древесины 754,6 тыс. куб. м. Доля древесины, полученной при рубках ухода, составила 34% общего объема заготовленной древесины.
Рубки ухода в молодняках выполнены на площади 20,7 тыс. га, из них механизированным способом - на площади 15,8 тыс. га. Уровень механизации составил 76%.
В 2007 году лесовосстановление на землях лесного фонда было проведено на площади 4528 га, в т.ч. заложено лесных культур на площади 2598 га.
Ввод молодняков в категорию ценных древесных насаждений, который является важным показателем, характеризующим успешность лесовосстановительного процесса, осуществлен на площади 6811 га, в том числе за счет лесных культур - на площади 4766 га.
На основании и во исполнение Лесного кодекса Российской Федерации разработан и введен в действие ряд нормативных правовых актов Удмуртской Республики, регулирующих лесные отношения.
Долгосрочной целью реформирования системы управления лесами является повышение эффективности работы лесного хозяйства. В Лесном кодексе Российской Федерации заложены принципиально новые экономические и финансовые основы развития лесного хозяйства.
Для решения задач по развитию лесного хозяйства необходимо осуществить комплекс мероприятий, направленных на повышение эффективности работы по использованию, охране и защите, воспроизводству лесов с учетом имеющихся проблем лесного хозяйства.
В настоящее время основные проблемы в области лесного хозяйства России характерны и для Удмуртской Республики, а именно:
1. Низкий объем аренды лесного фонда для заготовки древесины.
Из общего объема расчетной лесосеки в аренду переданы лесные участки с ежегодным объемом отпуска древесины 445,9 тыс. куб. м. Ежегодный размер лесопользования на участках лесного фонда, переданных в аренду, составляет всего 17% от расчетной лесосеки. Кроме того, на переданных в аренду участках лесного фонда фактически в 2007 году лесозаготовителями освоен 81%, остальная часть лесного фонда осталась невостребованной.
2. Нарушение периодичности проведения лесоустроительных работ.
Эффективное ведение лесного хозяйства невозможно без современных качественных лесоучетных работ. В соответствии с требованиями лесного законодательства срок повторяемости всего комплекса лесоустроительных работ в республике должен составлять 10 лет. На территории Удмуртской Республики последнее лесоустройство проводилось в 1995 - 1997 годах, в связи с чем на 1 января 2008 года 52% площади земель лесного фонда на территории Удмуртской Республики имеют устаревшие материалы лесоустройства. В 2009 году эта цифра уже будет составлять 87%.
Материалы лесоустройства являются основной информационной базой при государственном управлении лесами, планировании и техническом проектировании в лесном хозяйстве, лесной промышленности и других отраслях республики, использующих древесные и недревесные ресурсы, экологические, санитарно-гигиенические, рекреационные и другие полезные свойства лесов.
3. Нерешенность вопроса по финансированию лесоустройства.
До 2007 года организация проведения лесоустройства на землях лесного фонда относилась к полномочиям Российской Федерации и финансировалась за счет средств федерального бюджета. Согласно Лесному кодексу Российской Федерации система лесоустройства значительно преобразована. Источниками финансирования выполнения работ и оказания услуг по лесоустройству в зависимости от их вида теперь могут быть соответственно федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, бюджеты муниципальных образований, внебюджетные источники финансирования, а также средства отдельных лесопользователей.
4. Проблема охраны лесов.
В связи с упразднением государственной лесной охраны в органах управления лесным хозяйством возникла проблема по охране лесов от незаконных порубок и оборота древесины, а в весенне-летний период - по своевременному выявлению очагов возгораний. В 2007 году пожарами причинен ущерб лесному фонду в размере 64,2 тыс. руб., расходы на их ликвидацию составили 296,3 тыс. руб. В результате только выявленных нарушений лесного законодательства размер ущерба, нанесенного лесному хозяйству, составил 88,9 млн. руб.
5. Отсутствие современной техники.
Имеющиеся технические средства представлены в недостаточном количестве и имеют высокую изношенность, что не позволяет качественно проводить работы по охране, защите и воспроизводству лесов, а также сказывается на ухудшении состояния и качестве лесов.
Для решения проблем лесного хозяйства республики целесообразно применить программно-целевой метод, позволяющий консолидировать усилия органов государственной власти и органов местного самоуправления, исключить параллельное решение одних и тех же задач, аккумулировать финансовые вложения из различных источников на решение наиболее проблемных вопросов.
Лесопромышленный комплекс Российской Федерации является одним из важнейших направлений деятельности национальной экономики, которое обеспечивает своей продукцией практически все отрасли промышленности России. В 45 субъектах Российской Федерации продукция лесопромышленного комплекса составляет от 10 до 50% от общего объема промышленного производства. Однако низкий технический уровень производства, высокая степень износа основных производственных фондов, недостаточное количество лесных дорог для круглогодичного использования и ряд других накопившихся и не решавшихся в последние годы проблем не позволяют отрасли быть эффективной и конкурентоспособной, занять достойное место в экономике России.