Недействующий

Об утверждении республиканской целевой программы «Развитие муниципальной службы в Удмуртской Республике на 2009-2013 годы» (с изменениями на 29 августа 2011 года)

2. Характеристика проблемы, на решение которой
 направлена Программа


Республиканская целевая программа «Развитие муниципальной службы в Удмуртской Республике на 2009-2013 годы» разработана в соответствии с Федеральным законом от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и Законом Удмуртской Республики от 20 марта 2008 года № 10-РЗ «О муниципальной службе в Удмуртской Республике».

Согласно статье 35 вышеуказанного Федерального закона, развитие муниципальной службы обеспечивается муниципальными программами развития муниципальной службы и программами развития муниципальной службы субъектов Российской Федерации, финансируемыми соответственно за счет средств местных бюджетов и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Одним из основных условий поступательного развития муниципального образования является повышение профессионализма и компетентности кадрового состава органов местного самоуправления, реализация которого тесно взаимосвязана с задачей по созданию и эффективному применению системы непрерывного профессионального развития муниципальных служащих.

По состоянию на 1 января 2009 года в органах местного самоуправления в Удмуртской Республике замещали муниципальные должности и должности муниципальной службы 3920 человек.

Возрастной состав работников органов местного самоуправления в Удмуртской Республике: до 30 лет - 20,5 процента, от 30 до 50 лет - 51,3 процента, от 50 до 60 лет - 26,5 процента, от 60 лет и старше - 1,6 процента. Количество лиц в возрасте 60 лет и старше ежегодно увеличивается (в 2006 году - 0,9 процента, в 2007 году - 1,2 процента).

Из общего числа муниципальных служащих и лиц, замещающих муниципальные должности, на 1 января 2009 года высшее профессиональное образование имеют 81,8 процента, среднее профессиональное - 16,7 процента (по состоянию на 1 января 2008 года высшее образование имели 79,8 процента, среднее профессиональное - 18,6 процента).

Доля муниципальных служащих и лиц, замещающих муниципальные должности, имеющих высшее образование по специальности «Государственное и муниципальное управление», от общей численности в 2008 году составила 9,2 процента.

Однако 3,5 процента муниципальных служащих по уровню образования не соответствуют квалификационным требованиям по замещаемой должности муниципальной службы. Это главным образом лица, замещающие ведущие и старшие должности муниципальной службы, имеющие среднее профессиональное образование. Показатель текучести кадров в органах местного самоуправления в Удмуртской Республике находится на высоком уровне (в 2007 году - 21 процент, в 2008 году - 13 процентов).

В муниципальных образованиях Удмуртской Республики при назначении граждан на должности муниципальной службы крайне редко используется кадровый резерв. В 2008 году из числа принятых на муниципальные должности из кадрового резерва назначены 93 человека (15 процентов). В целях формирования качественного кадрового состава, своевременного замещения вакантных должностей на муниципальной службе кадровый резерв должен стать одним из основных источников пополнения кадров в муниципальных образованиях Удмуртской Республики.

В настоящее время в работе кадровых служб органов местного самоуправления в Удмуртской Республике используются устаревшие технологии, не ведется целенаправленная работа по привлечению молодых перспективных кадров. Современные методы планирования и регламентации труда муниципальных служащих не получили широкого распространения, а предусмотренные законодательством механизмы мотивации и стимулирования муниципальных служащих к исполнению должностных обязанностей на высоком профессиональном уровне не реализуются в полной мере.

Приведенные данные, а также состояние дел в отдельных муниципальных образованиях свидетельствуют о наличии следующих негативных тенденций:

- старение кадров муниципальной службы, оказывающее негативное влияние на внедрение современных форм и методов управленческой деятельности;

- высокий показатель текучести кадров в органах местного самоуправления;

- дефицит высококвалифицированных специалистов в органах местного самоуправления и недостаточное количество работников, имеющих образовательную подготовку в области государственного и муниципального управления;

- высокий процент лиц из числа муниципальных служащих, не соответствующих квалификационным требованиям по замещаемой должности муниципальной службы;

- применение устаревших кадровых технологий на муниципальной службе в органах местного самоуправления;

- отсутствие системности в работе с кадровым резервом как основным источником обновления и пополнения кадрового состава муниципальной службы, следовательно, низкий процент граждан, назначаемых из кадрового резерва муниципальной службы;

- наличие фактов проявления коррупции в органах местного самоуправления;

- низкий процент лиц, назначаемых для замещения вакантных должностей муниципальной службы по результатам конкурса;

- снижение роли и престижа муниципальной службы в органах местного самоуправления в Удмуртской Республике.

Все перечисленные проблемы взаимосвязаны и не могут быть решены по отдельности.

Правительством Удмуртской Республики принимаются меры по повышению профессионального уровня муниципальных служащих. Ежегодно на основе заявок органов местного самоуправления утверждается государственный заказ на профессиональную подготовку, профессиональную переподготовку и повышение квалификации муниципальных служащих в Удмуртской Республике на очередной финансовый год, который размещается на конкурсной основе в образовательном учреждении, имеющем соответствующую лицензию и аккредитацию. В 2007 году прошли обучение по программам дополнительного профессионального образования 25,9 процента муниципальных служащих, в 2008 году - 23 процента.

Учитывая взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы и исходя из единства требований к подготовке, переподготовке и повышению квалификации муниципальных служащих и государственных гражданских служащих, повышение квалификации муниципальных служащих осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в три года. Таким образом, за ближайшие 3 года необходимо охватить обучением в системе высшего и дополнительного профессионального образования 3572 муниципальных служащих. Следовательно, в течение этого периода необходимо за счет средств бюджета Удмуртской Республики и средств местных бюджетов ежегодно охватывать обучением 1190 человек. *1

В Удмуртской Республике необходимо внедрить действенную систему стимулирования и мотивации муниципальных служащих к эффективному достижению качественных результатов профессиональной служебной деятельности.

В целях создания положительного имиджа муниципального служащего, повышения роли и престижа муниципальной службы необходимо обеспечить открытость и гласность муниципальной службы посредством публикуемых в средствах массовой информации результатов проведенных конкурсов на звание «Лучший муниципальный служащий Удмуртской Республики», опросов общественного мнения, выступлений руководителей органов местного самоуправления.

С целью улучшения профессионально-квалификационного состава, уменьшения текучести и старения кадров в Удмуртской Республике необходимо использовать современные кадровые технологии, осуществлять постоянный мониторинг кадрового потенциала на муниципальной службе, активизировать процессы обновления и ротации кадров, внедрять систему перспективного резерва.

Необходимость разработки Программы также предусмотрена Указом Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 года № 261 «О Федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации».

Учитывая вышеизложенное, развитие муниципальной службы в Удмуртской Республике должно осуществляться в соответствии с единой Программой, которая позволила бы подойти к решению проблем комплексно, обеспечить последовательность и системность реализации мероприятий по развитию муниципальной службы.