ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 февраля 2001 года № 219

О государственной поддержке малого предпринимательства в 2001 году

  

В соответствии с Законом Удмуртской Республики от 16 апреля 1996 года № 179-I "О государственной поддержке и развитии малого предпринимательства в Удмуртской Республике", Законом Удмуртской Республики от 26 декабря 2000 года № 321-II "О бюджете Удмуртской Республики на 2001 год", а также в целях реализации Государственной программы поддержки малого предпринимательства в Удмуртской Республике на 2000-2003 годы, утвержденной постановлением Государственного Совета Удмуртской Республики от 19 декабря 2000 года № 279-II, Правительство Удмуртской Республики ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Принять к сведению Доклад о состоянии и развитии малого предпринимательства в Удмуртской Республике и мерах по его государственной поддержке в 2000 году (прилагается).

2. Принять к сведению Отчет о работе Удмуртского государственного фонда поддержки малого предпринимательства в 2000 году (прилагается).

3. Утвердить План мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства в Удмуртской Республике на 2001 год (прилагается).

4. Исполнительным органам государственной власти Удмуртской Республики принять участие в реализации Плана мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства в Удмуртской Республике на 2001 год в пределах своих функций, считая развитие предпринимательства важнейшей частью региональной политики, направленной на структурную перестройку экономики Удмуртской Республики.

5. Рекомендовать главам администраций муниципальных образований разработать программы поддержки малого предпринимательства в районах, городах Удмуртской Республики и принять участие в реализации Плана мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства в Удмуртской Республике на 2001 год.

6. Контроль за выполнением данного постановления возложить на Государственный комитет Удмуртской Республики по предпринимательству (Зайцев М.П.).

Председатель Правительства
Удмуртской Республики
 Ю.С. Питкевич

  Приложение
     к постановлению Правительства
     Удмуртской Республики
от 26.02.2001 г. №219


ДОКЛАД
о состоянии и развитии малого предпринимательства в
Удмуртской Республике и мерах по его государственной поддержке в 2000 г.


Настоящий доклад подготовлен в соответствии с Законом Удмуртской Республики «О государственной поддержке и развитии малого предпринимательства в Удмуртской Республике».

В докладе содержится информация о состоянии и развитии малого предпринимательства в 2000 году, о выполнении Плана практических мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства в Удмуртской Республике за отчетный период и отчет Удмуртского государственного фонда поддержки малого предпринимательства об использовании средств республиканского бюджета на цели государственной поддержки малого предпринимательства.

В структуру доклада вошли данные государственной статистики, информация администраций городов и районов, отчеты организаций-исполнителей вышеуказанной Программы.

1. Анализ ситуации. Необходимость системы государственного управления отраслью


Развитие малого предпринимательства представляет собой важный фактор социально-экономической сферы, значение которого трудно переоценить. Оно не только способствует смягчению социальных проблем, насыщению рынка товарами, но обеспечивает экономическую самостоятельность значительной части населения.

К настоящему времени малый бизнес занял прочное место в экономике Удмуртской Республики.

По данным Государственного комитета по статистике на 1 октября 2000 г.:

- число малых предприятий составило 7975 ед.,

- среднесписочная численность занятых на малых предприятиях составила 66654 чел.

- инвестиции в основной капитал на малых предприятиях составили 630 млн. рублей.

- удельный вес малых предприятий в общей численности предприятий составляет - 32 %.

- удельный вес работников малых предприятий от общей численности занятых в экономике Республики составляет 10,8 %.

- объём прибыли за 9 месяцев 2000 г. составил 308 млн. рублей.

- объем производства продукции (работ, услуг) за 9 месяцев отчетного года составил 3970 млн. руб.

За последние 5 лет малое предпринимательство в Удмуртской Республике развивается стабильно, численная занятость в этой сфере экономики возросла почти в 3 раза. Большинство предприятий, несмотря на финансовую и экономическую нестабильность в стране, благополучно развиваются, проявляя гибкость и устойчивость.

На сегодня малый бизнес стал играть достаточно весомую роль в экономике республики и, прежде всего, необходимо отметить его социально-экономическое значение. В этой сфере с ростом числа предприятий постоянно увеличивается число занятых, тем самым обеспечивается сдерживание роста безработицы. Так, по данным Госкомстата Удмуртской Республики, численность занятых на малых предприятиях за 9 месяцев увеличилась, к началу года, на 9,8%. Вместе с тем, рост малого предпринимательства недостаточен, чтобы снять всю остроту безработицы в Удмуртии.

В связи с этим, поддержка малого предпринимательства - это одно из направлений решения проблем занятости населения, насыщения потребительского рынка товарами и услугами.

Несмотря на положительную динамику развития малого предпринимательства и высокую адаптацию малого бизнеса к неблагоприятным экономическим условиям (августовский кризис 1998 г.), уровень развития малого предпринимательства, сегодня, недостаточен для активного создания новых рабочих мест.

Существует ряд препятствий, сдерживающих развитие этой сферы экономики:

неполнота законодательной базы, усложненность системы налогообложения, серьезные барьеры со стороны органов государственной власти в системе лицензирования, сертификации, регистрации предприятий, ограниченный доступ к кредитным услугам, производственным помещениям, земельным участкам и т.д.

Среди наиболее острых проблем, сдерживающих развитие малого бизнеса, отмечается отсутствие у малых предприятий достаточных финансовых ресурсов, что лишает возможности расширения этой отрасли в иные виды деятельности, особенно в производственные. Малые предприятия в этих условиях, особенно в период освоения нового производства, несут существенно более высокие затраты, а следовательно, являются менее конкурентоспособными. Ограниченный доступ новых производителей к сырьевым источникам, новым технологиям, заемному капиталу создает для них неравные стартовые условия.

Усложненный порядок предоставления этих ресурсов, необоснованно длительные сроки принятия решений государственными и муниципальными органами, степень доступности этих ресурсов для предпринимателей становятся серьезным тормозом в развитии малого бизнеса.

Не менее существенным барьером остаются условия регистрации малых предприятий. Помимо оформления различных контрольно-разрешительных документов, регистрация усложняется значительным количеством соответствующих регистрирующих органов.

Другая проблема, создающая неоправданные сложности для малого предпринимательства - бессистемный контроль различных ревизионных органов. Различные контрольные органы требуют предоставления одних и тех же документов вместо того, чтобы организовать обмен информацией между собой. Это усложняет работу предпринимателей, ведет к непроизводительным затратам труда, снижению активности малых предприятий. Предприниматели, в большинстве случаев, не имеют исчерпывающей информации о правах и полномочиях контролирующих органов, не могут отстоять свои интересы.

Особенно остро для малых предприятий стоит проблема квалификационного уровня персонала предприятий. В целом, уровень профессиональной квалификации людей, создающих свой бизнес, достаточно высок. В основном, это - инженеры, квалифицированные рабочие, отставные офицеры. Однако их трудовые навыки, в особенности их управленческая квалификация, остаются, по-прежнему, на низком уровне. Большинство из тех, кто начинает свое дело, не имеют не только необходимого специального образования (управленческого, юридического, экономического), но даже элементарного представления об основах ведения бизнеса.

Очевидно, что для развития малого предпринимательства в Удмуртской Республике, государство должно проводить сбалансированную политику, направленную на законодательную, инфраструктурную, ресурсную, информационную и кадровую поддержку.

2. Меры государственной поддержки малого предпринимательства

Виды и формы государственной поддержки малого предпринимательства в Удмуртской Республике определяются в соответствии с законом Удмуртской Республики "О государственной поддержке малого предпринимательства в Удмуртской Республике". Реализация основных направлений государственной поддержки малого предпринимательства в 2000 г. осуществлялась в рамках Плана практических мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства в Удмуртской Республике на 2000 г., утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 26 мая 2000 г. № 528, которые были направлены на:

- анализ и совершенствование нормативной правовой базы поддержки и развития малого предпринимательства;

- финансово-кредитную и инвестиционно-производственную поддержку;

- повышение эффективности работы действующих элементов инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства и кадрового обеспечения малого предпринимательства;

- усиление территориально-муниципальной поддержки малого предпринимательства;

- социальную защищенность и безопасность в малом предпринимательстве.

По разделу I «Нормативно-правовое обеспечение поддержки и развития малого предпринимательства» в 2000 году подготовлены и приняты следующие нормативно-правовые документы:

- постановление Правительства Удмуртской Республики от 26.05.2000г. № 528 «О государственной поддержке малого предпринимательства»;

- постановление «Об образовании Совета по выставочной деятельности организаций»;

- постановление Правительства УР №256 от 10 марта 2000г. «Об утверждении положения о Совете по поддержке малого предпринимательства при Правительстве УР»;

- постановление Правительства УР от 20 марта 2000 г. № 296 «Об утверждении положения «О финансировании инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства путем лизинговых операций на конкурсной основе»;

- постановление Государственного Совета Удмуртской Республики «Об утверждении Государственной программы поддержки малого предпринимательства в Удмуртской Республике на 2000-2003 годы» от 19.12.00 г. №279-II;

- республиканская целевая программа «Развитие страхового рынка в Удмуртской Республике на 2001-2003 гг.» разработана и передана на рассмотрение Правительства Удмуртской Республики;

- постановление Государственного Совета Удмуртской Республики от 20.06.2000 г. № 184-II «О внесении изменений и дополнений в Постановление Государственного Совета Удмуртской Республики от 28.05.1999 г. № 44-II "Об утверждении базовой доходности, физических показателей, повышающих (понижающих) коэффициентов для плательщиков единого налога на вмененный доход, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания физическим лицам парикмахерских услуг и сфере розничной торговли, осуществляемой через палатки, рынки, лотки, ларьки, торговые павильоны и другие места организации торговли, не имеющие стационарной торговой площади";

- Закон Удмуртской Республики от 29.11.2000 г. № 248-II «О внесении изменений и дополнений в Закон Удмуртской Республики «О применении на территории Удмуртской Республики упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства»;

- постановление Правительства УР № 477 от 15 мая 2000г. «О временной форме отчетности по единому налогу в государственные внебюджетные фонды».

Введение "единого налога" существенно упростило порядок налогообложения субъектов малого бизнеса и явилось стимулом для наращивания объемов реализации товаров, работ и услуг.

По данным Управления МНС по УР за 2000 год поступило единого налога на вмененный доход 40029247 рублей, из них в бюджет Удмуртской Республики 30021935,25 руб., в фонды 10007311,75. Виды деятельности субъектов малого предпринимательства, для которых введен единый налог на вмененный доход: парикмахерские услуги, розничная торговля, осуществляемая через палатки, рынки, лотки, ларьки, торговые павильоны и другие места организации торговли, не имеющие стационарной торговой площади.

От уплаты налога по упрощенной системе налогообложения поступило 7959940 рублей.

В связи с быстро изменяющейся политической и социально-экономической ситуацией большинство нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере осуществления предпринимательской деятельности, требуют внесения изменений и дополнений. В частности, это относится к Федеральному закону «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», концептуальный характер которого позволил создать благоприятные условия для развития малого предпринимательства в Российской Федерации, но в настоящее время он не позволяет достаточно полно обеспечивать регулирование предпринимательских отношений в нестабильных финансово-экономических условиях. Были направлены предложения по внесению изменений в данный закон в Территориальное управление МАП РФ по Удмуртской Республике, в МАЛ Российской Федерации.

По разделу II «Финансово-кредитная и инвестиционно-производственная поддержка малого предпринимательства»:

Создана и действует Удмуртская лизинговая компания, Удмуртским Государственным Фондом поддержки малого предпринимательства регулярно проводятся конкурсы инвестиционных проектов.

Всего в 2000 году было выдано кредитов 83 малым предприятиям на сумму 11232500 руб.

По лизинговым операциям заключено 23 договора на сумму 10089393 руб. В результате финансирования инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства налоговые поступления во все уровни бюджета увеличились на 11,5 млн. руб., создано около 400 рабочих мест.

Проведенный конкурс страховых организаций на право страхования имущества предприятий-заемщиков и имущества, передаваемого в лизинг, позволил Удмуртскому государственному фонду привлечь дополнительные ресурсы в размере 1600000 рублей, которые так же направляются на поддержку субъектов малого предпринимательства.

В рамках пилотного проекта «Семейный бизнес» прошли обучение по курсу «Основы предпринимательской деятельности» 29 безработных из г. Ижевска и 7 из районов республики. Всем обучившимся и обратившимся в Фонд, были предложены льготные кредиты под 22% годовых и возможность приобретения оборудования в лизинг под 15% годовых. От обучившихся поступило 7 заявок на финансово-кредитную поддержку. По 5 бизнес-проектам принято решение о финансировании, получили кредиты 4 предпринимателя, из них 1 из Ижевска, из районов республики кредиты получили 3 начинающих предпринимателя.

По разделу III «Повышение эффективности работы действующих элементов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства»:

В республике в основном создана инфраструктура поддержки малого предпринимательства, которая включает в себя более 14 объектов, такие как:

Удмуртский государственный фонд поддержки малого предпринимательства, муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства в г. Ижевске, в Якшур-Бодьинском районе, Социально-деловые центры в гг.Сарапул, Можга, Глазовский городской фонд поддержки малого предпринимательства.

Удмуртское региональное агентство поддержки малого бизнеса, филиалы во всех городах республики;

АНО " Республиканский бизнес-инкубатор;

Технопарк Удмуртия;

ЗАО " Удмуртский Экспоцентр", ЗАО « Ижевский Экспоцентр»,

ЗАО « Удмуртская лизинговая компания»;

АНО "Республиканский центр содействия и развития внешнеэкономической деятельности";

Газета для предпринимателей "Свое дело" и .т.д.

Существующая сеть инфраструктуры поддержки малого предпринимательства недостаточна, необходимо развивать существующие и создавать новые предприятия, однако это направление деятельности ограничивается недостаточностью бюджетного финансирования. Дополнительное финансирование позволило бы услуги предприятий инфраструктуры сделать доступными для более широкого круга предпринимателей. И, тем не менее, предприятиями инфраструктуры в 2000 году оказывались начинающим и действующим предпринимателям на бесплатной основе 14 видов услуг, которые утверждены постановлением Правительства Удмуртской Республики от 26 мая 2000 г. .№ 528.

При организационном и финансовом содействие Государственного комитета Удмуртской Республики по предпринимательству и Удмуртского государственного фонда поддержки малого предпринимательства:

Удмуртским региональным агентством поддержки малого бизнеса разработан и размещен в Интернете сайт «Предпринимательство Удмуртии»:

www.business.udmnet.ru, выпущен справочник "Производители Удмуртии", подготовлены к печати: 3-х язычный справочник "Удмуртия поставляет", справочник потребителя "Ижевск торговый", рекламный каталог "Ижевск оружейный", рекламный буклет "Отдых и развлечения в Ижевске".

Межрегиональным маркетинговым центром «Удмуртия-Москва» организованы и поддерживаются базы данных «Предприятия и организации», «Каталог товаров и услуг», «Коммерческие предложения», выполнялись маркетинговые исследования по запросам предпринимателей, предоставлялись услуги в продвижении бизнес-проектов, товаров и услуг. Весной ММЦ «Москва-Удмуртия» выиграл тендер Правительства Италии на реализацию проекта развития прямых горизонтальных связей между итальянскими и российскими предприятиями, что позволит активизировать торговое и промышленное сотрудничество между итальянскими и удмуртскими предприятиями Проведен первый отбор инвестиционных и коммерческих проектов.

«Удмуртским Экспоцентром» в 2000 году проведено 7 выставок и ярмарок в Ижевске и городах республики, в которых приняли участие свыше 200 фирм из разных регионов. Весной прошла, ставшая традиционной, выставка-ярмарка «Малым бизнес Удмуртии», в которой приняли участие 45 предприятий, были иногородние участники из городов Киров, Пермь, Новочеркасск, Москва. В рамках выставки прошли семинары: «Программы поддержки предпринимательства», «Бизнес-план как обоснование получения кредита и собственного развития».

«Бизнес-инкубатором для поддержки малого и среднего предпринимательства» за отчетный период проводилось обучение предпринимателей по компьютерной технике, обучилось 20 человек. Получили консультацию по вопросам бизнес-планирования, финансирования и организации коммерческих сделок более 100 человек. Подготовлено более 10 бизнес-планов по проектам предпринимателей и малых предприятий на общую запрашиваемую сумму свыше 2 млн. руб., проекты па сумму около 1 млн. руб. были профинансированы Удмуртским государственным фондом. Весной был проведен 2-дневный семинар для представителей предприятий инфраструктуры поддержки малого предпринимательства «Психология общения и ведения переговоров».

Региональным Технопарком «Удмуртия» оказывались услуги по вопросам математического моделирования, экологии, дизайна, велось обучение работников инновационных предприятий финансовому планированию и контролю, проводилась разработка и экспертиза бизнес-проектов. В декабре проведен научно-практический семинар «Прогрессивные технологии очистки воды, воздуха и нефтепродуктов».

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»