ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 мая 2000 года № 528
О государственной поддержке малого предпринимательства
В соответствии с Законом Удмуртской Республики от 16 апреля 1996 года № 179-I «О государственной поддержке и развитии малого предпринимательства в Удмуртской Республике», Законом Удмуртской Республики от 23 декабря 1999 года № 134-II «О республиканском бюджете на 2000 год», а также в целях реализации Концепции развития малого предпринимательства в Удмуртской Республике до 2005 года, утвержденной постановлением Правительства Удмуртской Республики от 15 декабря 1997 года № 1118, Правительство Удмуртской Республики ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Принять к сведению доклад о состоянии и развитии малого предпринимательства в Удмуртской Республике и мерах по его государственной поддержке в 1999 году (прилагается).
2. Утвердить План мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства в Удмуртской Республике на 2000 год (прилагается).
3. Утвердить Перечень услуг, предоставляемых субъектам малого предпринимательства в 2000 году (прилагается).
4. Государственным органам исполнительной власти Удмуртской Республики принять участие в реализации Плана мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства в Удмуртской Республике на 2000 год в пределах своих функций, считая развитие предпринимательства важнейшей частью региональной политики, направленной на структурную перестройку экономики Удмуртской Республики.
5. Рекомендовать главам муниципальных образований разработать программы поддержки малого предпринимательства в районах, городах Удмуртской Республики и принять участие в реализации Плана мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства в Удмуртской Республике на 2000 год.
6. Одобрить проект Государственной программы поддержки малого предпринимательства в Удмуртской Республике на 2000-2003 годы.
7. Внести проект постановления Государственного Совета Удмуртской Республики «Об утверждении Государственной программы поддержки малого предпринимательства в Удмуртской Республике на 2000-2003 годы» на утверждение Государственного Совета Удмуртской Республики.
8. Поручить председателю Государственного комитета Удмуртской Республики по предпринимательству Зайцеву М.П. представить проект Государственной программы поддержки малого предпринимательства в Удмуртской Республике на 2000-2003 годы на сессии Государственного Совета Удмуртской Республики.
Председатель Правительства
Удмуртской Республики
Н.А. Ганза
Приложение
к постановлению Правительства
Удмуртской Республики
от 26.05.2000 г. № 528
ДОКЛАД
о состоянии и развитии малого предпринимательства в Удмуртской Республике и мерах по его государственной поддержке в 1999 г.
В Удмуртской Республике, к настоящему времени, малое предпринимательство сложилось как устойчивая сфера хозяйственной деятельности. По данным Государственного комитета Удмуртской Республики по статистике на 01.10.99г. количество малых предприятий составило 8324 ед., численность занятых, с учетом индивидуальных предпринимателей - 118 тыс. человек, объем выпускаемой продукции 3290 млн. руб. Одновременно - это наиболее динамично развивающаяся сфера экономики, так, в сравнении с 1995 годом, количество предприятий и численность занятых в этой сфере возросла более чем в 3 раза. Малый бизнес обладает высокой адаптивностью к неблагоприятным экономическим условиям. Так, если сразу после кризиса 1998 года наблюдалась отрицательная динамика в развитии данной сферы, то с начала 1999 вновь обозначился положительный рост.
На сегодня, малый бизнес стал играть достаточно весомую роль в экономике республики и, прежде всего, необходимо отметить его социально-экономическое значение; в этой сфере с ростом числа предприятий постоянно увеличивается число занятых, тем самым обеспечивается сдерживание роста безработицы. Так, по данным Госкомстата Удмуртской Республики , численность занятых на малых предприятиях за 9 месяцев 1999 г. увеличилась, к началу года, на 16%. Вместе с тем, рост малого предпринимательства недостаточен, чтобы снять всю остроту безработицы в Удмуртии.
В связи с этим, поддержка малого предпринимательства - это одно из направлений решения проблем занятости населения, насыщения потребительского рынка товарами и услугами.
Однако, несмотря на четко декларируемые прерогативы, существуют серьезные барьеры, ограничивающие развитие этого сектора экономики со стороны органов государственной власти, прежде всего в сфере налогообложения, лицензирования, квотирования, порядка регистрации предприятий и предоставления производственных помещений и земельных участков. Одновременно с этим существуют и другие проблемы, с которыми сталкиваются малые предприятия - это неполнота законодательной базы, усложненность налоговой системы, трудности в формировании начального капитала, давление криминалитета, неразвитость лизинга, высокая арендная плата.
Среди наиболее острых проблем сдерживающих развитие малого бизнеса отмечается отсутствие у малых предприятий достаточных финансовых рессурсов, что лишает возможности расширения этой отрасли в иные виды деятельности, особенно в производственные. Малые предприятия в этих условиях, особенно в период освоения нового производства, несут существенно более высокие затраты, а следовательно, являются менее конкурентоспособными. Ограниченный доступ новых производителей к сырьевым источникам, новым технологиям, заемному капиталу создает для них неравные стартовые условия. Предпринимательство ограничено и в использовании значительной части ресурсов (объекты недвижимости, природные ресурсы, земля), необходимых для начала и развития предпринимательской деятельности. Усложненный порядок предоставления этих ресурсов, необоснованно длительные сроки принятия решений государственными и муниципальными органами, степень доступности этих ресурсов для предпринимателей становятся серьезным тормозом в развитии малого бизнеса.
Не менее существенным барьером являются условия регистрации малых предприятий. Помимо оформления различных контрольно-разрешительных документов, регистрация усложняется значительным количеством соответствующих регистрирующих органов.
Другая проблема, создающая неоправданные сложности для малого предпринимательства - бессистемный контроль различных ревизионных органов. Различные контрольные органы требуют предоставления одних и тех же документов, вместо того, чтобы организовать обмен информацией между собой. Это усложняет работу предпринимателей, ведет к непроизводительным затратам труда, снижению активности малых предприятий. Предприниматели, в большинстве случаев, не имеют исчерпывающей информации о правах и полномочиях контролирующих органов, не могут отстоять свои интересы.
Особенно остро, для малых предприятий, стоит проблема квалификационного уровня персонала предприятий. В целом, уровень профессиональной квалификации людей, создающих, свой бизнес достаточно высок. В основном это инженеры, квалифицированные рабочие, отставные офицеры. Однако их трудовые навыки, в особенности, их управленческая квалификация остаются по-прежнему на низком уровне. Большинство из тех, кто начинает свое дело, не имеют не только необходимого специального образования (управленческого, юридического, экономического), но даже элементарного представления об основах ведения бизнеса.
Очевидно, что для развития малого предпринимательства в Удмуртской Республике, государство должно проводить сбалансированную политику, направленную на законодательную, инфраструктурную, ресурсную, информационную и кадровую поддержку. Инструментом регулирующим вопросы предпринимательской деятельности, в системе органов государственной власти, является Государственный комитет Удмуртской Республики по предпринимательству.
Виды и формы государственной поддержки малого предпринимательства, в Удмуртской Республике, определяются в соответствии с законом Удмуртской Республики "О государственной поддержке малого предпринимательства в Удмуртской Республике". Реализация основных направлений государственной поддержки малого предпринимательства в 1999 г., осуществлялась в рамках Плана практических мероприятий по государственной поддержке и развитию малого предпринимательства в Удмуртской Республике на 1999 г., утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 22 февраля 1999 г. № 192 , которые были направлены на :
- совершенствование нормативной правовой базы поддержки и развития малого предпринимательства;
- финансово-кредитную и инвестиционную поддержку;
- производственную и инновационную поддержку;
- развитие инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
- информационное обеспечение;
- учебно-методическое и кадровое обеспечение;
- социальную защищенность и безопасность в малом предпринимательстве.
В 1999 году подготовлены и приняты следующие нормативно-правовые документы и реализованы следующие мероприятия:
- приняты закон Удмуртской Республики "О применении на территории Удмуртской Республики Федерального закона "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности", постановление Государственного Совета Удмуртской Республики об утверждении порядка уплаты единого налога на вмененный доход и выдачи Свидетельства об уплате единого налога", постановление Государственного Совета Удмуртской Республики "Об утверждении базовой доходности, физических показателей, повышающих (понижающих) коэффициентов для плательщиков единого налога на вмененный доход", а также изменения и дополнения к ним.
- утверждено "Соглашение между Правительством Удмуртской Республики и общественными объединениями предпринимателей УР о сотрудничестве на 1999 г."; постановлением Правительства Удмуртской Республики № 583 от 28 июня 1999 г. утвержден Состав Попечительского Совета Удмуртского государственного фонда .
Утверждено постановление Правительства Удмуртской Республики "О поручительстве за Удмуртский Государственный фонд поддержки малого предпринимательства" (в соответствии с названным постановлением пролонгирован кредит Федерального Фонда на 2000 тыс.руб); подписан договор между Федеральным Фондом поддержки малого предпринимательства и Удмуртским государственным Фондом поддержки малого предпринимательства "О порядке финансирования программ и проектов субъектов малого предпринимательства в Удмуртской Республике" (дог.№ 1РП-65/99 от 27 июля 1999 г.).
Проведена работа по информационному обеспечению малого предпринимательства, в том числе: подготовлены "Рекомендации по определению терминов мест осуществления предпринимательской деятельности, попадающих под действие закона о едином налоге"; в СМИ опубликованы "Разъяснения, ответы, комментарии к вопросам о порядке пенсионного, медицинского и социального обеспечения предпринимателей, перешедших на уплату единого налога"; проведено 8 выездных совещаний по вопросам введения единого налога в городах и районах Удмуртской Республики, в которых приняли участие представители Государственного комитета Удмуртской Республики по предпринимательству, Министерство торговли и бытовых услуг Удмуртской Республики, УМНС по УР, ФОМС, ОПФ по УР, их городские, районные подразделения, а также предприниматели; проведены 3 общественных слушания по введению единого налога по отдельным видам деятельности; проведено 6 совещаний рабочей группы (образована Распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 5 июля 1999 г.), по вопросам, затронутым общественными объединениями предпринимателей по закону Удмуртской Республики о едином налоге на вмененный доход. Проведена первая Республиканская конференция представителей малых предприятий, в которой приняли участие представители органов государственной власти Удмуртской Республики, городских и районных структур поддержки малого предпринимательства, были избраны делегаты от предпринимателей Удмуртии на II Всероссийский съезд малых предприятий, приняты обращения к Государственному Совету Удмуртской Республики, Правительству Удмуртской Республики, органам местного самоуправления и II Всероссийскому съезду.
Проведен 4-й Республиканский конкурс "Предприниматель года", в котором приняли участие свыше 200 субъектов малого предпринимательства по 4-м номинациям. 16-18 сентября 1999 года проведена международная научно-практическая конференция "Предпринимательство: состояние и перспективы", изданы тезисы докладов участников конференции.
Госкомитетом Удмуртской Республики по труду, постановлением № 3 от 7 апреля 1999 года утверждены "Рекомендации по организации и проведению работ по охране труда в организациях малого предпринимательства". В Удмуртской Республике действует 20 учебных центров, которые осуществляют обучение по охране труда для специалистов и руководителей предприятий Удмуртской Республики. В общеобразовательных школах ведется обучение по программному курсу "Основы рыночной экономики и предпринимательства".
По линии Департамента Федеральной государственной службы занятости по Удмуртской Республики прошли обучение основам предпринимательской деятельности: 75 женщин (воспитывающих детей дошкольного возраста и детей-инвалидов); 32 инвалида; 42 жителя депрессивных районов Республики.
В 1999 г. продолжена работа по повышению эффективности деятельности предприятий инфраструктуры поддержки малого предпринимательства: Удмуртского государственного фонда поддержки малого предпринимательства. Удмуртского Регионального Агентства поддержки малого Бизнеса; Республиканского Бизнес инкубатора; Удмуртского Экспоцентра; Межрегионального маркетингового центра "Удмуртия-Москва", Технопарка "Удмуртия", газеты "Свое дело". Координация деятельности предприятий инфраструктуры осуществлялась на еженедельных совещаниях в Комитете по поддержке и развитию малого предпринимательства.
В 1999 г. Удмуртским государственным фондом поддержки малого предпринимательства (далее УГФПМП) проведена экспертиза и оказана помощь по доработке 62 инвестиционных проектов малых предприятий, прокредитовано 36 бизнес-проекта малых предприятий на общую сумму 4928 тыс. рублей.
Важным источником средств для государственной поддержки малого предпринимательства в Удмуртской Республике, явились кредитные ресурсы, привлеченные УГФПМП из Федерального фонда поддержки малого предпринимательства. В 1999 году пролонгировал льготный кредит Федерального фонда поддержки малого предпринимательства в размере 2000 рублей. Таким образом, федеральные средства, привлеченные в республику, будут использованы в течение нескольких лет для финансовой поддержки предпринимательства. Необходимо отметить, что привлеченные средства превышают объем средств, выделяемых республиканским бюджетом на указанные цели.
УГФПМП отработаны механизмы привлечения средств с использованием гарантийного фонда. Под гарантию УГФПМП были предоставлены коммерческими банками кредиты субъектам малого предпринимательства , на сумму в два раза превышающую гарантийный депозит.
Другой формой привлечения ресурсов в республику стал лизинг. В 1998 году Удмуртским государственным фондом поддержки малого предпринимательства заключен договор с Московской лизинговой компанией. На сегодняшний день заключено договоров на поставку автомобилей в республику на сумму 390 тыс. рублей.
Таким образом, получив при учреждении уставной капитал в размере 450 тыс. рублей УГФПМП, к настоящему моменту, увеличил собственные активы более чем в 3 раза, имеет в обороте с учетом привлеченных средств более 3 млн. рублей, т.е. эффект от использования бюджетных средств составил за период 1997-98 г.г. более 5 рублей на 1 рубль выделенных средств).
В 1999 г. Региональный научно-технологический парк "Удмуртия", прошел общественно-государственную аккредитацию на федеральном уровне. На базе Технопарка "Удмуртия" проведено зональное совещание руководителей технопарков и инновационных центров по программе "Университетские технопарки и инновации" и "Проблемы развития инновационной деятельности в Волжско-Уралъском регионе". В рамках федеральной межвузовской научно-технической программы "Университетские технопарки и инновации" получили поддержку из федерального бюджета три инновационных проекта малых предприятий Удмуртии (НПО "Акустмаш", НИЦ "Икар", ЗАО "Удмуртия-мультимедиа").
Удмуртским Экспоцентром проведено, в 1999 г. 14 выставок и ярмарок как в республике, так и за ее пределами, в которых приняли участие свыше 300 фирм из разных регионов России. В марте прошла, ставшая уже традиционной, выставка "Малый бизнес Удмуртии", представившая свыше 50 предприятий. По ее итогам был заключен ряд взаимовыгодных договоров о сотрудничестве. Успешными оказались выставки "Туризм, Отдых, Здоровье" и "Сделано в Удмуртии". Удмуртским Экспоцентром", совместно с администрацией и торгово-промышленной палатой г. Набережные Челны была организована "Челнинская ярмарка 99 в г. Ижевске", продолжившая развитие экономических связей между регионами. В сентябре была представлена экспозиция Удмуртской Республики на традиционном Всероссийском промышленно-экономическом форуме в Нижнем Новгороде "Россия на рубеже веков". В планах "Экспоцентра" - проведение в 2000 г. около 20 выставок и ярмарок. Выставочная программа будет включать в себя, помимо традиционных, и ряд новых проектов. Будет развиваться аналитическо-маркетинговое направление, в его рамках планируется проведение" ряда семинаров, конференций и "круглых столов", посвященных развитию промышленности и предпринимательства в Удмуртии. Кроме того, с 2000 года осваивается еще один вид деятельности - деловой туризм.
В 1999 году отремонтировано и сдано в эксплуатацию помещение АНО "Бизнес-инкубатор". На площадях Бизнес-инкубатора располагается (по льготным расценкам) 13 предприятий малого бизнеса. Предприятиям-клиентам Бизнес-инкубатора оказываются услуги офис-менеджера, предоставление оргтехники, юридические и бухгалтерские услуги, услуги по разработке Бизнес-планов, поиска инвесторов и менеджмента проектов.
Межрегиональным маркетинговым центром "Удмуртия-Москва" начата работа по созданию электронных баз данных "Предприятия и организации по Удмуртской Республике на 1035 записей, более 100 коммерческих предложений обработано по базе "Коммерческие предложения", 21 запись с иллюстрациями размещено в "Каталоге товаров и услуг".
На базе Удмуртского Регионального Агентства поддержки малого Бизнеса выпущен сборник "Бизнес Удмуртии", подготовлен на русском и английском языках справочник производственных предприятий "Производители Удмуртии", подготовлен к печати справочник товаров и услуг "Удмуртия поставляет", выпущено пособие для предпринимателей "Как открыть собственное дело". Продолжена работа по развитию информационно-консультационных центров при администрациях г. Ижевска, Сарапула, Глазова, Воткинска, Красногорского, Якшурбодинского, Бализинского, Алнашского и Шарканского районов , в рамках программы развития информационно-консультационных центров в городах и районах республики ежемесячно проводились семинары с руководителями ИКЦ, проведено 16 выездных семинаров на тему как открыть свое дело, в работе которых приняло участие 248 предпринимателей. Предоставлялись информационные услуги по товарам, ценам, услугам, по международным грандам и проектам поддержки, технической помощи и обучения предпринимателей. Свыше 200 предпринимателей получили консультации за счет собственных средств Агентства.
Долгосрочной целью Правительства Удмуртской Республики, в развитии малого предпринимательства, должно стать увеличение занятости населения в этом секторе экономики. Создание необходимых экономических предпосылок, для становления среднего класса, является одной из приоритетных задач экономической политики в Удмуртской Республике.
Краткосрочные цели в развития малого предпринимательства должны обеспечить условия для его стабильного функционирования и развития.
Необходимо, путем законодательного, нормативно-правового, экономического и организационного регулирования, максимально задействовать потенциал предпринимателей. Используя частную инициативу, инновационную направленность предпринимательства возможно более рациональное решение таких социально-экономических проблем, как официальная и "скрытая" безработица, низкая заработная плата, простаивание незагруженных производственных мощностей предприятий.
Достижение этих целей предполагает решение ряда задач уже в ближайшее время;
• ускорить развитие инфраструктуры инвестиционно-лизинговой деятельности, неразвитость которой тормозит привлечение инвестиционных ресурсов в сферу малого и среднего предпринимательства;
• необходимо решить вопрос о межведомственном и межотраслевом регулировании предпринимательской деятельности;
• создать условия для формирования положительного имиджа предпринимательской деятельности и общественной поддержки государственной политики направленной на его развитие.
Необходимо принятие законодательных, нормативных правовых актов, позволяющих максимально упростить процедуру регистрации малых предприятий, предусмотрев переход на заявительную форму регистрации, лицензирования и сертификации работ и услуг, производимых малыми предприятиями, устранить административные барьеры при организации и осуществлении предпринимательской деятельности, а также упорядочить контрольную и проверочную деятельность государственных, муниципальных и ведомственных организаций, снизить влияние на сферу предпринимательства криминальных структур.
В финансово-кредитной и инвестиционной сферах нужны новые подходы к привлечению инвестиционных ресурсов в том числе за счет развития финансового лизинга, создания обществ взаимного кредитования, формирования гарантийных фондов для привлечения банковских кредитов и инвестиций.
В условиях дефицита бюджетных средств потребуется разработка и внедрение механизмов вовлечения в сферу малого предпринимательства незагруженных и неиспользуемых производственных мощностей, в том числе через создание фондов нежилых помещений и производственного оборудования, для передачи на конкурсной основе малым предприятиям в аренду на приемлемых условиях.
Необходимо использовать потенциал малого предпринимательства при организации сопутствующих производств, которые на промышленных предприятиях в силу специфики являются нерентабельными. Одним из источников развития данного направления должно стать привлечение в эту сферу научно-технического потенциала малого предпринимательства на базе технопарков и бизнес-инкубаторов.
Государственное регулирование названных процессов включает в себя несколько уровней, требующих специальных подходов увязанных в единую систему, в том числе: Федеральный уровень; республиканский уровень, отраслевой уровень; муниципальный уровень; негосударственный уровень.
Только путем проведения единой политики во всех отраслях народного хозяйства, а также между государственными органами управления на уровне государственной власти и местного самоуправления, можно решать вышеназванные социально-экономические проблемы.
Утвержден
постановлением Правительства
Удмуртской Республики
от 26.05.2000 г. №528