ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 декабря 1997 г. N 1118
Об утверждении концепции развития малого предпринимательства в Удмуртской Республике до 2005 года
В соответствии с Государственной программой поддержки малого предпринимательства на 1997 год и в целях эффективности реализации государственной политики в области развития малого предпринимательства Правительство Удмуртской Республики ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить Концепцию развития малого предпринимательства в Удмуртской Республике до 2005 года.
2. Министерствам и ведомствам Удмуртской Республики учитывать положения настоящей Концепции при разработке нормативных и правовых актов, целевых республиканских программ и мероприятий в части, касающейся развития малого предпринимательства в отраслях народного хозяйства Удмуртской Республики.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления Удмуртской Республики в своей работе учитывать положения указанной Концепции.
Председатель Правительства
Удмуртской Республики
П.Н.ВЕРШИНИН
Утверждена
постановлением Правительства
Удмуртской Республики
от 15 декабря 1997 г. N 1118
КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В
УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ ДО 2005 ГОДА
Настоящая Концепция разработана в соответствии с Федеральным законом "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", Законом Удмуртской Республики "О государственной поддержке и развитии малого предпринимательства в Удмуртской Республике".
В данном документе определены цели, приоритеты и основные направления государственной политики в области малого предпринимательства в Удмуртской Республике на ближайшую перспективу.
При разработке Концепции использованы материалы социально - экономических исследований состояния предпринимательства по РФ (в т.ч. по Удмуртской Республике), проведенных группой ученых Удмуртской Республики и зарубежными специалистами в рамках Проекта ЕС ТАСИС, Институтом стратегического анализа при Правительстве РФ и Межведомственным аналитическим центром, а также методические материалы Министерства экономики УР: "Системный подход к разработке структур основополагающих республиканских систем, государственных политик республики и Программы социально экономического развития Удмуртской Республики на 1998-2000 годы".
Концепция разработана авторским коллективом в составе: Зайцев М.П. (руководитель коллектива), Буланов С.А., Вепрев С.Н., Зайцев А.И., Захаров Н.Л., Пушин В.Г., Севрюгин А.С., Чувыгин А.П.
Малое предпринимательство с развитой рыночной экономикой играет существенную роль в экономической, социальной и политической сферах общества. Государственная поддержка малого бизнеса является в этих странах одним из важных стратегических направлений в достижении национальных целей развития. Экономически и технически малый бизнес не может конкурировать с крупным предпринимательством, обладающим высоким наукоемким производственным потенциалом и играющим поэтому ведущую роль в формировании валового национального продукта и экономической ситуации в целом. Вместе с тем, малый бизнес занял свою нишу в различных отраслях экономики этих стран в системе "наука производство" как инструмент реализации рискованных инновационных проектов.
Именно малое предпринимательство активно противостоит росту безработицы, играет существенную роль в формировании региональных и местных бюджетов. В сфере малого предпринимательства формируется новый средний класс -основа социально -политической стабильности стран с развитой рыночной экономикой.
Значение малого бизнеса особенно возрастает в условиях экономической депрессии, когда национальная экономика не развивается. В этот период происходит снижение активности крупных предприятий и важным условием выхода из кризиса является развитие малого бизнеса.
Традиционно в мировой практике малый бизнес выполняет следующие общественные функции:
обеспечивает рост занятости и уровня жизни населения;
снижает социальную напряженность;
осуществляет инновационную деятельность в различных отраслях экономики;
содействует формированию рыночных отношений.
Малое предпринимательство в Удмуртской Республике играет заметную роль в ее социально-экономическом развитии. На 01.07.97 года в сфере малого предпринимательства трудилось более 100 тыс. человек, или около 14 процентов от занятого населения в отраслях народного хозяйства Удмуртской Республики. На долю малых предприятий приходилось около 9 процентов производимого в республике ВВП и более 6 процентов от общего поступления налогов.
В то же время, малое предпринимательство в Удмуртской Республике испытывает значительные трудности, среди которых, в ходе социологического опроса, названы: несовершенство нормативно -правовой базы, регулирующей деятельность малых предприятий; давление со стороны криминальных структур; высокая процентная ставка кредитов и сложная процедура их получения; высокий уровень налогообложения; неразвитость финансового лизинга; нехватка квалифицированных кадров; отсутствие должной социальной защищенности как собственников, так и наемных работников малых предприятий; сложность в получении достоверной информации о рынках товаров и услуг; отсутствие защиты регионального рынка от некачественной зарубежной и отечественной продукции.
Сложившаяся система государственной поддержки малого предпринимательства в Удмуртской Республике пока еще не носит целостного характера. Не до конца создана инфраструктура поддержки малого предпринимательства, не отработаны механизмы взаимосвязи между федеральными, республиканскими и местными звеньями по осуществлению единой политики в области малого предпринимательства, не отработана система его эффективной финансовой поддержки.
Государственная политика Удмуртской Республики в области развития малого предпринимательства является составной частью единой политики экономического и социального развития Российской Федерации и Удмуртской Республики.
Государственная политика проводится через соответствующие нормативные и правовые акты Российской Федерации,Удмуртской Республики и местного самоуправления.
Основными принципами организации государственной политики в области малого предпринимательства в Удмуртской Республике являются:
соответствие законодательных актов Удмуртской Республики по малому предпринимательству основным положениям нормативно-правовых актов по малому предпринимательству Российской Федерации;
эффективное (по экономическим и социальным критериям) использование государственных средств, выделяемых на поддержку малого предпринимательства;
содействие развитию инновационно-производственного малого предпринимательства, а также предпринимательства в сфере ремесленного труда, народных промыслов и художественного творчества;
предоставление на льготных условиях (а в отдельных случаях безвозмездной) государственной финансовой помощи малым предприятиям при условии вложения ими собственных финансовых средств;
включение малых предприятий в производство продукции и услуг для государственных нужд республики;
информационное и кадровое обеспечение малого предпринимательства.
Основной целью государственной политики в области малого предпринимательства является формирование благоприятной среды для развития малого предпринимательства на всей территории Удмуртской Республики. Государственная политика направлена на решение следующих первоочередных задач:
формирование нормативно-правовой базы поддержки и развития малого предпринимательства;
создание и совершенствование действующих основных элементов инфраструктуры государственной и общественной поддержки малого предпринимательства;
разработка и реализация финансово-кредитной и инвестиционной поддержки малого предпринимательства и, в первую очередь, инновационно-производственных малых предприятий;
создание системы информационного обеспечения малого предпринимательства;
подготовка и переподготовка предпринимательских кадров для малого бизнеса;
содействие в обеспечении антикриминальной защиты малого предпринимательства;
социальная защита работников в сфере малого предпринимательства.
Система поддержки малого предпринимательства представляет собой совокупность государственных, муниципальных, общественных и предпринимательских структур, взаимодействующих друг с другом и с субъектами малого предпринимательства в целях обеспечения становления, развития и функционирования сферы малого предпринимательства.
Государственная система поддержки включает в себя Комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства при Правительстве Удмуртской Республики, Удмуртский государственный фонд поддержки малого предпринимательства. Началось формирование муниципальных систем поддержки малого предпринимательства в городах и районах.
В систему негосударственной поддержки входят общественные объединения предпринимателей, коммерческие и некоммерческие организации, задействованные в реализации государственной политики поддержки малого предпринимательства посредством оказания его субъектам юридических, финансовых, информационных, технических и консалтинговых услуг и иной помощи в соответствии с профилем своей деятельности и действующим законодательством.
Функции по общей координации поддержки возложены на Комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства при Правительстве Удмуртской Республики.
Сложившаяся к 1997 году система поддержки позволяет формировать и в целом реализовывать единую государственную политику по поддержке малого предпринимательства, оперативно ее корректировать и согласовывать со всеми заинтересованными участниками. Вместе с тем, для повышения ее эффективности в течение 1998-2005 годов будет продолжена работа по совершенствованию системы поддержки с участием государственных и негосударственных структур, а также самих субъектов малого предпринимательства.
Реализация государственной политики предусматривает следующие аспекты:
функциональный, нацеленный на создание экономических, правовых, организационных условий для развития малого предпринимательства (разработка нормативно-правовой базы, создание необходимой инфраструктуры для развития малого предпринимательства, формирование общественного мнения о необходимости развития малого предпринимательства как одного из условий эффективного функционирования рыночной экономики);
отраслевой, направленный на организацию и координацию деятельности всех заинтересованных органов государственной власти в различных отраслях народного хозяйства Удмуртской Республики;
территориальный, с акцентом на поддержку малого предпринимательства в экономически отсталых и депрессивных административно-территориальных единицах Удмуртской Республики;
социальный, содержащий систему мер поддержки малого предпринимательства в отношении отдельных социальных групп населения.
5.1. Совершенствование нормативно-правовой базы поддержки малого предпринимательства
В соответствии со среднесрочной Программой Правительства РФ на 1997-2000 годы "Структурная перестройка и экономический рост" развитие малого предпринимательства в перспективе будет носить четко выраженный региональный характер, произойдет целенаправленный перенос финансово -кредитной, инвестиционной и организационной деятельности на региональный уровень. Это потребует формирование нормативно -правовой базы, преимущественно прямого действия, которые обеспечивали бы инвестиционную, финансово -кредитную и производственную поддержку малого предпринимательства. Действующие законы и другие нормативные правовые акты, потребуют внесения изменений и дополнений, отражающие современную ситуацию, в соответствии с нормами федерального законодательства. Необходимо принятие подзаконных нормативных правовых актов, позволяющих реализовывать возможности действующего законодательства Удмуртской Республики, конкретизировать отдельные его разделы.
В целях укрепления позиции малого предпринимательства, необходимо формирование и совершенствование нормативной правовой базы на муниципальном уровне. Тем самым будет сформирована двухуровневая структура нормативного обеспечения развития предпринимательской деятельности в Удмуртской Республике.
Предполагается развитие нормативной правовой базы по малому предпринимательству по следующим направлениям:
инвестиционная поддержка малых предприятий (льготное кредитование, инвестиционный налоговый кредит, финансовый лизинг, гарантии под привлекаемые инвестиции, страхование);
льготное упрощенное налогообложение и предельно упрощенная отчетность малых предприятий;
информационно-консультационное обеспечение малых предприятий;
обеспечение участия малых предприятий в производстве товаров и услуг для государственных нужд;
правовая защита предпринимателей и работников, занятых на малых предприятиях;
поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства;
подготовка кадров для малых предприятий;
обеспечение доступа малых предприятий к материальным и другим ресурсам.
5.2. Формирование инфраструктуры развития малого предпринимательства
Практическая реализация государственной поддержки малого предпринимательства потребует создание и развитие соответствующей инфраструктуры. В настоящее время государственная политика в области малого бизнеса в Удмуртской Республике осуществляется Комитетом по поддержке и развитию малого предпринимательства при Правительстве Удмуртской Республики, функционирует Удмуртский государственный фонд поддержки малого предпринимательства, идет создание функциональных подразделений поддержки малого предпринимательства на уровне административно-территориальных единиц республики.
К числу отсутствующих, но необходимых для оказания всесторонней поддержки малому предпринимательству объектов инфраструктуры относятся:
бизнес-инкубаторы - организации, оказывающие малым предприятиям на льготных условиях комплекс услуг в период их становления;
технопарки - новые для РФ объекты инфраструктуры малого предпринимательства, призванные обеспечивать комплексное решение вопросов при ускоренной передаче малым предприятиям с целью освоения в производстве результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (коммерциализация научных разработок);
лизинговые компании, для оказания малым предприятиям помощи в приобретении оборудования;
территориальные и отраслевые фонды поддержки малого предпринимательства;
постоянно действующие выставки-ярмарки продукции субъектов малого предпринимательства.
5.3. Отраслевая поддержка малого предпринимательства
Каждая отрасль экономики Удмуртской Республики имеет свои специфические особенности, что найдет отражение в содержании программных мероприятий по отраслевой поддержке малого предпринимательства. Вместе с тем, программные мероприятия по отраслевой поддержке малого предпринимательства должны отвечать определенным общим требованиям. Важнейшие из них:
инновационно - производственная направленность малого предпринимательства и расширение производственно - технологической кооперации малых предприятий с крупными производствами;
создание новых рабочих мест на малых предприятиях для увеличения занятости трудоспособного населения в связи с санацией предприятий-банкротов и конверсией оборонных предприятий;
расширение налоговой базы республиканского бюджета и бюджетов административно-территориальных единиц от хозяйственной деятельности малых предприятий.
При этом приоритетными в государственной поддержке малого предпринимательства должны стать, прежде всего, эффективные отраслевые инновационные проекты, направленные на производство новых товаров и услуг, повышение качества пользующейся спросом современной уже производимой продукции, внедрение экологически чистых технологий, разработка и освоение новых методов организации и управления производством на базе компьютерных систем.
В этой связи министерства и ведомства Удмуртской Республики при разработке и реализации отраслевых программ учитывают в них мероприятия по поддержке и развитию малого предпринимательства. К числу рекомендуемых общих "отраслевых" мероприятий, действующих на всех этапах поддержки малого предпринимательства, относятся:
оказание малым предприятиям помощи в приобретении лицензий, товарных знаков, технологий, содействия в аренде оборудования и площадей на предприятиях отрасли;
информационное обеспечение малого предпринимательства путем предоставления предпринимателям доступа к отраслевым нормативно-инструктивным документам, к информации о состоянии спроса на региональном, российском и зарубежных рынках на отдельные виды товаров и услуг, а также путем создания и постоянного пополнения банка данных о пользующейся спросом продукции, результатов НИОКР, о неиспользуемых производственных мощностях, объектах незавершенного строительства, новых местных источниках сырья;
содействие в создании технопарков на базе вузовской и отраслевой науки; проведение конференций, семинаров, совещаний, с привлечением финансово-коммерческих структур, заинтересованных в реализации эффективных проектов в малом бизнесе;
организация конкурсного размещения государственных заказов по квотам, предусмотренным для малых предприятий;
оказание помощи в организации выставок-ярмарок продукции и услуг, предлагаемых малыми предприятиями, информирование населения о продукции малых предприятий;
техническая и экологическая экспертиза инвестиционных проектов в малом предпринимательстве;
разработка отдельных целевых программ по наиболее значимым проектам в малом предпринимательстве;
подготовка кадров.
Кроме перечисленных общих мер поддержки малого предпринимательства министерствами и ведомствами разрабатываются программные мероприятия, отражающие различные аспекты поддержки малого предпринимательства в каждой отрасли. Эти мероприятия включаются в ежегодные государственные программы поддержки малого предпринимательства Удмуртской Республики или отраслевые программы министерств и ведомств Удмуртской Республики.