Анализ текущей ситуации. Прогнозирование доходной части областного бюджета осуществляется с учетом сценарных условий развития экономики области и Российской Федерации в целом.
Основой расчета доходов в целом и по отдельным видам налогов и сборов, а также в разрезе муниципальных образований являются:
n объемные показатели согласно прогнозу социально-экономического развития Оренбургской области;
n данные о налогооблагаемой базе по налогам за ряд лет;
n ожидаемый объем поступления налогов и сборов в текущем году;
n индекс потребительских цен, индексы-дефляторы изменения макроэкономических показателей области на планируемый финансовый год;
n задания по повышению уровня собираемости налогов и сборов в планируемом финансовом году и погашению недоимок текущего года.
Расчет доходов, подлежащих зачислению в бюджет субъекта, производится по каждому виду налога или сбора отдельно, на основе методики формирования областного бюджета, устанавливающей основные подходы к формированию доходной части бюджета, утверждаемой министерством финансов Оренбургской области.
Прогнозирование неналоговых доходов консолидированного бюджета осуществляется администраторами доходов бюджета области.
Стоит отметить, что на этапе прогнозирования доходной части областного бюджета уделяется особое внимание оценке влияния внешних факторов на доходную часть областного бюджета. Изучаются текущая ситуация на мировых рынках сырья:
n динамика цены на нефть и ее прогнозируемые значения согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации;
n динамика цен на рынках черных и цветных металлов.
Изучается проводимая Правительством Российской Федерации политика в отношении изменения размеров экспортных пошлин.
Министерством финансов Оренбургской области ежеквартально проводится мониторинг задолженности по платежам в областной бюджет и оценки потерь областного бюджета от недополученных доходов в соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области от 13 мая 2009 года N 205-п. Общая сумма задолженности в течение 2010 года уменьшилась на 13,6 процента (с 2 359,8 млн. рублей до 2 039,1 млн. рублей).
Концепция изменений. В основу концепции изменений положены как текущая ситуация в области, так и основные направления бюджетной и налоговой политики на среднесрочный период. Целесообразно выделить следующие направления:
n закрепление необходимости использования формализованной методики прогнозирования доходов бюджета при составлении проекта областного бюджета;
n взаимосвязь прогноза доходов бюджета и сводного баланса финансовых ресурсов;
n работа с задолженностью в бюджет, мероприятия по ее сокращению;
n повышение эффективности взаимодействия региональных (местных) органов власти с территориальными (муниципальными) подразделениями федеральных структур в рамках информационного обмена и сотрудничества.
План мероприятий. В ходе реализации Программы планируется осуществление следующих мероприятий по данному направлению:
n установление в постановлении Правительства Оренбургской области от 14 мая 2008 года N 198-п необходимости применения методики формализованного прогнозирования доходов областного бюджета по основным налогам и сборам при составлении проекта бюджета;
n ежегодная оценка целевого индикатора "Процент абсолютного отклонения фактического объема доходов (без учета межбюджетных трансфертов) Оренбургской области за отчетный год от первоначального плана"*).
Ожидаемые результаты. Планируемым результатом реализации Программы по данному направлению является значение целевого индикатора "Процент абсолютного отклонения фактического объема доходов (без учета межбюджетных трансфертов) Оренбургской области за отчетный год от первоначального плана" менее 3 процентов.