Анализ текущей ситуации. В Оренбургской области имеется опыт разработки перечня государственных услуг. В рамках реализации Программы реформирования постановлением Правительства Оренбургской области от 30 июня 2009 года N 323-п был утвержден перечень государственных услуг в основных социально значимых отраслях (социальная политика, здравоохранение, образование, культуры, молодежная политика, физическая культура и спорт).
Постановлением Правительства Оренбургской области от 30 августа 2010 года N 585-п соответствующий перечень был дополнен государственными услугами в сфере ветеринарии.
В разработанном перечне по каждой государственной услуге закреплен ряд характеристик (категории и группы получателей, поставщики, ответственные органы исполнительной власти области, нормативно-правовое основание).
Соответствующий перечень позволил структурировать деятельность государственных учреждений в разрезе государственных услуг, что позволило осуществить разработку государственных заданий на оказание государственных услуг, стандартов качества предоставления государственных услуг. Оценка эффективности деятельности бюджетных учреждений за 2007-2009 годы также проводилась в разрезе государственных услуг (по ряду индикаторов).
В настоящий момент Оренбургской областью реализуются мероприятия по совершенствованию правового положения государственных (муниципальных) учреждений, предусмотренные Федеральным законом от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ. В соответствии с заложенными в нем принципами финансирование деятельности бюджетных и автономных учреждений по предоставлению государственных услуг осуществляется путем предоставления субсидий на реализацию государственных заданий. Последние возможно утвердить в том случае, если определен и утвержден на уровне области соответствующий перечень государственных услуг.
Таким образом, в целях обеспечения комплексного перехода на новые принципы организации и финансового обеспечения деятельности бюджетных и автономных учреждений необходимо сформировать соответствующий перечень государственных услуг, который будет охватывать все сферы деятельности учреждений, исходя из перечня полномочий Оренбургской области как субъекта Российской Федерации.
Концепция изменений. Логика формирования перечня государственных услуг должна выглядеть следующим образом. Основой всей деятельности органов государственной власти Оренбургской области являются государственные полномочия, закрепленные за областью как субъектом Российской Федерации. Дальнейшие детализация и регламентация соответствующих полномочий определены в отраслевом законодательстве Российской Федерации и Оренбургской области, а также в нормативных правовых актах, разработанных в развитие соответствующего законодательства.
Наглядно соответствующая логика представлена в приложении N 2 к настоящей Программе.
Таким образом, в основу формируемого перечня государственных услуг должны быть положены функции, закрепленные в отраслевом законодательстве и иных нормативных правовых актах за региональными органами государственной власти. При этом соответствующие функции должны предусматривать непосредственное взаимодействие с физическими или юридическими лицами (получателями государственной услуги).
В соответствии с Комплексными рекомендациями органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления по реализации Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ в перечень государственных услуг, оказываемых государственными учреждениями, могут быть также включены услуги по Федеральному закону от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ:
n услуги, оказываемые учреждениями как необходимые и обязательные для предоставления органами исполнительной власти государственных услуг, например, выдача справки о состоянии здоровья, которая необходима для получения государственной услуги "выдача водительского удостоверения";
n отдельные услуги, включенные в реестр государственных услуг, оказываемых органами исполнительной власти, которые могут оказываться учреждениями, в том числе в электронной форме. Соответствующий перечень услуг утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2011 года N 729-р. Субъектам Российской Федерации предоставлено право расширения соответствующего перечня.
В рамках реализации Программы соответствующие услуги в перечень государственных услуг, оказываемых государственными учреждениями, включаться не будут, а будут отражены в реестре государственных услуг, оказываемых органами исполнительной власти области.
Перечень государственных услуг должен быть разработан в соответствии с требованиями методических рекомендаций по формированию государственных заданий государственным учреждениям Оренбургской области и контролю за их выполнением, утвержденных приказами министерства финансов Оренбургской области и министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области от 10 мая 2011 года N 45/26, и формой перечня государственных услуг, утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 28 февраля 2011 N 123-п.
При утверждении перечня государственных услуг важно понимать, что его содержание должно корректироваться в соответствии с изменениями отраслевого законодательства, регулирующего те или иные сферы деятельности, а также при изменении принципов разграничения полномочий между уровнями государственной власти в Российской Федерации. Это представляется особенно актуальным в настоящее время в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2012-2014 годах.
Таким образом, необходимо зафиксировать механизмы, предполагающие проведение инвентаризации перечня государственных услуг на периодической основе и внесение в него соответствующих изменений.
План мероприятий. В ходе реализации Программы планируется осуществление следующих мероприятий по данному направлению:
n анализ отраслевого законодательства на предмет формирования перечня государственных услуг, оказываемых государственными учреждениями Оренбургской области;
n утверждение перечня государственных услуг, оказываемых государственными учреждениями, находящимися в ведении органов исполнительной власти Оренбургской области;
n утверждение порядка проведения ежегодного анализа необходимости внесения изменений в утвержденный перечень государственных услуг;
n формирование государственных заданий на оказание государственных услуг по утвержденному перечню.
Ожидаемые результаты. Планируемыми результатами реализации Программы по данному направлению являются:
n утвержденный перечень государственных услуг, оказываемых государственными учреждениями Оренбургской области, поддерживаемый в актуальном состоянии в соответствии с изменениями государственных полномочий Оренбургской области и нормативных правовых актов Оренбургской области, являющихся основанием для оказания государственной услуги;
n формирование государственных заданий на оказание государственных услуг по всем услугам из утвержденного перечня.