ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 сентября 2011 года N 884-пп
Об областной целевой программе содействия занятости населения Оренбургской области на 2012-2014 годы
(Изменение:
Постановление Правительства Оренбургской области от 03.07.2012 N 569-пп НГР RU56000201200317;
Постановление Правительства Оренбургской области от 26.10.2012 N 908-пп НГР RU56000201200667;
Постановление Правительства Оренбургской области от 29.12.2012 N 1182-пп, НГР RU56000201201150;
Постановление Правительства Оренбургской области от 04.06.2013 N 424-пп НГР RU56000679;
Постановление Правительства Оренбургской области от 19.09.2013 N 786-пп, НГР RU56000201301106;
Постановление Правительства Оренбургской области от 23.12.2013 N 1194-пп; НГР RU56000201301502;
Утратило силу. Постановление Правительства от 14.10.2013 N 836-пп НГР RU56000201301145)
На основании Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" Правительство Оренбургской области постановляет:
1. Утвердить областную целевую программу содействия занятости населения Оренбургской области на 2012-2014 годы согласно приложению.
2. Постановление вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.
Губернатор -
председатель Правительства Ю.А.Берг
Областная целевая программа содействия занятости населения Оренбургской области на 2012-2014 годы
Наименование Программы | - | областная целевая программа содействия занятости населения Оренбургской области на 2012-2014 годы (далее – Программа) |
Основание для разработки Программы | - | Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"; |
Государственный заказчик Программы | - | ПравительствоОренбургской области |
Государственный заказчик -координатор Программы | - | министерство труда и занятости населения Оренбургской области |
Основной разработчик Программы | - | министерство труда и занятости населения Оренбургской области |
Исполнители Программы | - | министерство труда и занятости населения Оренбургской области, государственные бюджетные учреждения - центры занятости населения городов и районов области |
Цели Программы | - | обеспечение устойчивого функционирования рынка труда, рациональной и эффективной занятости населения; |
Задачи Программы | - | развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности; |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы | - | в ходе реали зации Программы планируется: |
Сроки и этапы реализации Программы | - | Программа реализуется в три этапа: |
Объем и источники финансирования Программы | - | источником ресурсного обеспечения Программы являются средства областного бюджета, а также субвенции, поступающие в областной бюджет из федерального бюджета. |
Ожидаемые конечные результаты и показатели социально-экономической эффективности Программы | - | "реализация Программы позволит ежегодно обеспечивать трудоустройство около 30,5 тыс. граждан, в том числе по мероприятиям: |
Организация управления и система контроля за реализацией Программы | - | контроль за реализацией Программы осуществляет Правительство Оренбургской области. |
МТиЗН | - | министерство труда и занятости населения Оренбургской области; |
ГБУ - ЦЗН | - | государственные бюджетные учреждения - центры занятости городов и районов области; |
ЭАН | - | экономически активное население; |
МОТ | - | Международная организация труда |
В 2009 году под воздействием последствий мирового финансового кризиса произошло снижение объемов производства и оказанных услуг в базовых отраслях экономики, сокращение спроса рабочей силы, увеличение масштабов высвобождения работников и рост безработицы.
В наибольшей степени кризис затронул организации обрабатывающих производств, добычи полезных ископаемых, сельского хозяйства и строительства.
Общая численность безработных (по методологии МОТ) в Оренбургской области в 2009 году составила 96,4 тыс. человек (в среднегодовом исчислении), что на 21,8 тыс. человек больше, чем в 2008 году. Уровень общей безработицы - 8,8 процента от численности экономически активного населения (на 1,7 процентных пункта больше).
Численность зарегистрированных безработных (в среднегодовом исчислении) составила 16 тыс. человек (в 2,1 раза больше, чем в 2008 году), уровень официальной безработицы - 1,5 процента (на 0,8 процентных пункта выше).
В период кризиса увеличились масштабы вынужденной неполной занятости работников.
В условиях экономической нестабильности существенно возросла потребность граждан в услугах государственной службы занятости. Численность граждан, обратившихся в центры занятости населения за содействием в поиске подходящей работы, увеличилась с 61,6 тыс. человек в 2008 году до 107,7 тыс. человек в 2009 году (в 1,7 раза больше). Численность лиц, нашедших работу в 2009 году при содействии службы занятости, составила 58,4 тыс. человек.
В целях смягчения негативного воздействия финансово-экономического кризиса на областной рынок труда был разработан и реализован комплекс мер, направленных на предотвращение массовых увольнений работников, трудоустройство граждан, потерявших работу, их профессиональную переподготовку и обучение в соответствии с потребностями экономики области.
В течение 2009 года органами труда и занятости населения области были оказаны услуги по профессиональной ориентации и психологической поддержке 49,5 тыс. человек. Численность безработных граждан и работников организаций, прошедших при содействии службы занятости профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, составила 10,1 тыс. человек, принявших участие в общественных работах - 55,4 тыс. человек. Для 1,8 тыс. выпускников образовательных учреждений на предприятиях области была организована стажировка, 2,2 тыс. безработных граждан получили финансовую помощь на организацию собственного дела.
В 2010 году продолжался рост численности зарегистрированных безработных. В начале апреля она достигла своего максимума - 21,4 тыс. человек, уровень безработицы составил 1,95 процента.
В результате реализации мероприятий по содействию занятости населения удалось остановить рост безработицы и добиться ее снижения.
К концу 2010 года количество зарегистрированных безработных сократилось до 13,9 тыс. человек, уровень официальной безработицы - до 1,3 процента.
Всего в 2010 году при содействии органов труда и занятости населения трудоустроено 64,3 тыс. человек. Для 5,1 тыс. работников, находящихся под риском увольнения, и 5,5 тыс. безработных граждан организовано профессиональное обучение.
В результате принятых мер уровень безработицы в 2010 году в среднегодовом исчислении не превысил запланированного значения (1,6 процента) и составил 1,3 процента от экономически активного населения.
В январе - мае 2011 года на рынке труда области наблюдался сезонный рост безработицы. За 5 месяцев численность зарегистрированных безработных увеличилась на 2,4 тыс. человек и достигла 16,4 тыс. человек, уровень безработицы – на 0,3 процентных пункта и составил 1,6 процента.
Вместе с тем в дальнейшем ожидается снижение данных показателей, что обусловлено положительными тенденциями в экономике области, которые наметились в 2010 году, а также продолжением реализации антикризисных мер на рынке труда.
Предполагается, что в 2011 году численность зарегистрированных безработных не превысит 16,7 тыс. человек, уровень безработицы к концу года составит 1,5 процента.
(в среднегодовом исчислении)
Наименование | 2009 | 2010 год | 2011 год | Прогноз | ||
2012 | 2013 | 2014 | ||||
Численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости населения (тыс. человек) | 16,0 | 16,7 | 16,7 | 16,5 | 16,3 | 16,1 |
Уровень зарегистрированной безработицы (в процентах к ЭАН) * | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 |
Ситуация на рынке труда Оренбургской области стабилизирована, но устойчивому функционированию рынка труда и содействию занятости населения препятствует ряд проблем и определенных трудностей.
При трудоустройстве безработных граждан возникают сложности из-за несоответствия возрастающих требований работодателей и уровня квалификации, образования, опыта работы, а также возраста работников.
Модернизация производства, применение новых технологий приводят к повышению требований работодателей к профессиональному уровню рабочей силы. В настоящее время ощущается нехватка квалифицированных кадров по отдельным профессиям и специальностям, в первую очередь начального и среднего профессионального звена.
В то же время структура профессионального образования смещена в пользу высшей школы. Рынок труда и рынок образовательных услуг не сбалансированы. Молодежь в большей части поступает в вузы (особой популярностью пользуются юридические, финансово-экономические, управленческие специальности и др.), по окончании которых в основном остается невостребованной.
Для молодежного рынка труда характерен увеличивающийся разрыв между трудовыми притязаниями молодых людей и возможностью их удовлетворения. Работодатель, ориентированный на выпуск конкурентоспособной продукции, предъявляет высокие требования к молодому специалисту, прежде всего в отношении уровня профессиональной подготовки, умения использовать современные информационные технологии, способности адаптироваться к меняющимся условиям и содержанию труда.
В 2012-2014 годах ситуацию на рынке труда области будут определять социальные и экономические процессы и меры, принимаемые органами государственной власти и местного самоуправления по реализации основных направлений социально-экономического развития.
На рынок труда Оренбургской области будет оказывать воздействие ряд ключевых факторов.
Продолжится сокращение численности населения, что обусловлено естественной убылью и миграционным оттоков. В числе выбывающих за пределы области значительную часть составляют граждане трудоспособного возраста, а также высококвалифицированные кадры.
На фоне снижения численности трудовых ресурсов к 2014 году численность занятых в экономике возрастет и составит 1063,5 тыс. человек (рост на 6,7 тыс. человек по сравнению с 2010 годом).
Основная часть работников (70,0-75,0 процента) потребуется на замену выбывающих по собственному желанию. Потребность в кадрах будут испытывать предприятия промышленности, транспорта, строительства, торговли и общественного питания, жилищно-коммунального и сельского хозяйства.
В прогнозируемом периоде наряду с местными трудовыми ресурсами в Оренбургской области предусматривается использование иностранной рабочей силы в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации. Численность привлекаемых иностранных работников составляет около 1,3 процента от численности занятого в экономике области населения и не оказывает значительного влияния на местный рынок труда.
Для недопущения социальной напряженности в области, сдерживания безработицы необходима разработка Программы, предусматривающей комплекс мер, направленных на обеспечение рациональной и эффективной занятости населения.
Основными целями Программы являются создание условий для повышения эффективной занятости населения и обеспечения устойчивого функционирования рынка труда, недопущение социальной напряженности в области.
Задачами Программы являются:
развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности;
обеспечение защиты населения от безработицы и содействие в трудоустройстве;
предоставление гражданам комплекса информационных, консультационных и образовательных услуг, в том числе с целью организации предпринимательской деятельности;
содействие работодателям в обеспечении рабочей силой в необходимом количестве и требуемой квалификации;
повышение качества и оперативности предоставляемых службой занятости услуг;
обеспечение социальной поддержки безработных граждан.
При этом особое внимание будет уделяться решению наиболее актуальных проблем в сфере занятости населения, таких как:
сокращение безработицы среди молодежи, в том числе выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования;
сохранение кадрового потенциала;
сокращение безработицы на селе.
Важнейшие целевые индикаторы и показатели эффективности реализации Программы отражены в приложении N 1 к Программе.
Программа реализуется в течение 2012-2014 годов в три этапа: