Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 сентября 2011 года N 884-пп

Об областной целевой программе содействия занятости населения Оренбургской области на 2012-2014 годы

(Изменение:
Постановление Правительства Оренбургской области от 03.07.2012 N 569-пп НГР RU56000201200317;
Постановление Правительства Оренбургской области от 26.10.2012 N 908-пп НГР RU56000201200667;
Постановление Правительства Оренбургской области от 29.12.2012 N 1182-пп, НГР RU56000201201150;
Постановление Правительства Оренбургской области от 04.06.2013 N 424-пп НГР RU56000679;
Постановление Правительства Оренбургской области от 19.09.2013 N 786-пп, НГР RU56000201301106;
Постановление Правительства Оренбургской области от 23.12.2013 N 1194-пп; НГР RU56000201301502;
Утратило силу. Постановление Правительства от 14.10.2013 N 836-пп НГР RU56000201301145)

На основании Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" Правительство Оренбургской области постановляет:

1. Утвердить областную целевую программу содействия занятости населения Оренбургской области на 2012-2014 годы согласно приложению.

2. Постановление вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.

Губернатор -

председатель Правительства Ю.А.Берг

Приложение
к постановлению
Правительства области
от 14.09.2011 N 884-пп

Областная целевая программа содействия занятости населения Оренбургской области на 2012-2014 годы

Паспорт Программы


Наименование Программы

-

областная целевая программа содействия занятости населения Оренбургской области на 2012-2014 годы (далее – Программа)

Основание для разработки Программы

-

Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации";

 распоряжение Губернатора Оренбургской области от 3 июня 2011 года N 198-р "О разработке областной целевой программы содействия занятости населения Оренбургской области на 2012-2014 годы"

Государственный заказчик Программы

-

ПравительствоОренбургской области

Государственный заказчик -координатор Программы

-

министерство труда и занятости населения Оренбургской области

Основной разработчик  Программы

-

министерство труда и занятости населения Оренбургской области

Исполнители Программы

-

министерство труда и занятости населения Оренбургской области, государственные бюджетные учреждения - центры занятости населения городов и районов области

Цели Программы

-

обеспечение устойчивого функционирования рынка труда, рациональной и эффективной занятости населения;

 недопущение социальной напряженности в Оренбургской области

Задачи Программы

-

развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности;

 обеспечение защиты населения от безработицы;

 содействие гражданам в поиске подходящей работы;

 содействие работодателям в подборе необходимых кадров;

 предоставление гражданам комплекса информационных, консультационных и образовательных услуг с целью трудоустройства в соответствии с требованиями административных регламентов;

 оказание социальной поддержки безработным гражданам;

 повышение уровня занятости сельского населения;

 сокращение периода безработицы среди молодежи путем усиления адресности оказываемых услуг

Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы

-

в ходе реали зации Программы планируется:
 оказать содействие в трудоустройстве 91,5 тыс. человек;

 организовать профессиональное обучение и дополни-тельное профессиональное образование 8,5 тыс. без-работных граждан, 0,17 тыс. женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, 0,012 тыс. незанятых граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена трудовая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность;

 организовать профессиональную ориентацию  76,7  тыс. граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования;

 не допустить превышения уровня регистрируемой безработицы к концу 2014 года более 1,3 процента".
  (Изменение:
 Постановление Правительства Оренбургской области от 03.07.2012 N 569-пп НГР RU 56000201200317;
Постановление Правительства Оренбургской области от 29.12.2012 N 1182-пп , НГР RU 56000201201150$
 Постановление Правительства Оренбургской области от 04.06.2013 N 424-пп НГР RU 56000679;

 Постановление Правительства Оренбургской области от 19.09.2013 N 786-пп , НГР RU 56000201301106;

 Постановление Правительства Оренбургской области от 23.12.2013 N 1194-пп ;
НГР RU 56000201301502)

Сроки и этапы реализации Программы

-

Программа  реализуется в три этапа:
 I этап - 2012 год;

 II этап - 2013 год;

 III этап - 2014 год

Объем и источники финансирования Программы

-

источником ресурсного обеспечения Программы являются средства областного бюджета, а также субвенции, поступающие в областной бюджет из федерального бюджета.
 Объем финансирования мероприятий Программы в 2012-2014 годах составит 2 307 213,6 тыс. рублей, в том числе в:
 2012 году - 752 916,6 тыс. рублей;

 2013 году - 751127,7 тыс. рублей;

 2014 году - 803 169,3 тыс. рублей.
 Из них:
 на мероприятия по содействию занятости населения расходы составят 764 911,0 тыс. рублей, в том числе в:
 2012 году - 254 706,6 тыс. рублей;

 2013 году - 255 003,3 тыс. рублей;

 2014 году - 255 201,1 тыс. рублей.
 На осуществление социальных выплат  гражданам, признанным в установленном порядке безработными, потребуется 1542302,6 тыс. рублей, в том числе в:
 2012 году - 498 210,0 тыс. рублей;

 2013 году - 496124,4 тыс. рублей;

 2014 году - 547 968,2 тыс. рублей. (Изменение:
 Постановление Правительства Оренбургской области от 03.07.2012 N 569-пп НГР RU 56000201200317;

 Постановление Правительства Оренбургской области от 26.10.2012 N 908-пп НГР RU 56000201200667;
Постановление Правительства Оренбургской области от 29.12.2012 N 1182-пп , НГР RU 56000201201150)
 Постановление Правительства Оренбургской области от 19.09.2013 N 786-пп , НГР RU 56000201301106)

Ожидаемые конечные результаты и показатели социально-экономической эффективности Программы

-

"реализация Программы позволит ежегодно обеспечивать трудоустройство около 30,5 тыс. граждан, в том числе по мероприятиям:
 Организация временного трудоустройства более 9,1  тыс. несовершеннолетних граждан в возрасте от  14 до 18 лет в свободное от учебы время, около  0,9 тыс. безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, 0,4 тыс. безработных граждан в возрасте от 18 до 23 лет, имеющих среднее и высшее профессиональное образование и ищущих работу впервые;

 организация проведения оплачиваемых общественных работ в среднем для 5,1 тыс. человек (для  1,8 тыс. человек эти работы будут являться подходящими);

 содействие самозанятости около 0, 5 тыс. безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными и прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации;

 содействие около 0,06 тыс. безработных граждан в переезде и безработных граждан и членов их семей  в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости.
 Кроме того, планируется организация профессиональной ориентации  25,6 тыс. граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получениядополнительного профессионального образования  2,8 тыс. безработных граждан,  около 0,06 женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, начиная с 2014 года -  0,012 тыс. человек незанятых граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена трудовая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность, включая обучение в другой местности;

   психологическая поддержка 3,1 тыс. безработных граждан;

 социальная адаптация 2,8 тыс. безработных граждан на рынке труда.
 Осуществление мероприятий Программы  позволит не допустить превышения уровня регистрируемой безработицы к концу 2014 года более чем на  1,3 процента".
  (Изменение:
 Постановление Правительства Оренбургской области от 03.07.2012 N 569-пп НГР RU 56000201200317;
Постановление Правительства Оренбургской области от 29.12.2012 N 1182-пп , НГР RU 56000201201150;

 Постановление Правительства Оренбургской области от 04.06.2013 N 424-пп НГР RU 56000679)
 Постановление Правительства Оренбургской области от 19.09.2013 N 786-пп , НГР RU 56000201301106;

 Постановление Правительства Оренбургской области от 23.12.2013 N 1194-пп ;
НГР RU 56000201301502)

Организация управления и система контроля за реализацией Программы

-

контроль за реализацией Программы осуществляет Правительство Оренбургской области.
 Координацию деятельности исполнителей и оперативный  контроль обеспечивает министерство труда и занятости населения Оренбургской области.
 Информация о ходе реализации Программы ежегодно представляется министерством труда и занятости населения Оренбургской области в Федеральную службу по труду и занятости населения и Правительство Оренбургской области

Список сокращений:


МТиЗН

-

министерство труда и занятости населения Оренбургской области;

ГБУ - ЦЗН

-

государственные бюджетные учреждения - центры занятости городов и районов области;

ЭАН

-

экономически активное население;

МОТ

-

Международная организация труда

1. Содержание проблемы


В 2009 году под воздействием последствий мирового финансового кризиса произошло снижение объемов производства и оказанных услуг в базовых отраслях экономики, сокращение спроса рабочей силы, увеличение масштабов высвобождения работников и рост безработицы.

В наибольшей степени кризис затронул организации обрабатывающих производств, добычи полезных ископаемых, сельского хозяйства и строительства.

Общая численность безработных (по методологии МОТ) в Оренбургской области в 2009 году составила 96,4 тыс. человек (в среднегодовом исчислении), что на 21,8 тыс. человек больше, чем в 2008 году. Уровень общей безработицы - 8,8 процента от численности экономически активного населения (на 1,7 процентных пункта больше).

Численность зарегистрированных безработных (в среднегодовом исчислении) составила 16 тыс. человек (в 2,1 раза больше, чем в 2008 году), уровень официальной безработицы - 1,5 процента (на 0,8 процентных пункта выше).

В период кризиса увеличились масштабы вынужденной неполной занятости работников.

В условиях экономической нестабильности существенно возросла потребность граждан в услугах государственной службы занятости. Численность граждан, обратившихся в центры занятости населения за содействием в поиске подходящей работы, увеличилась с 61,6 тыс. человек в 2008 году до 107,7 тыс. человек в 2009 году (в 1,7 раза больше). Численность лиц, нашедших работу в 2009 году при содействии службы занятости, составила 58,4 тыс. человек.

В целях смягчения негативного воздействия финансово-экономического кризиса на областной рынок труда был разработан и реализован комплекс мер, направленных на предотвращение массовых увольнений  работников, трудоустройство граждан, потерявших работу, их профессиональную переподготовку и обучение в соответствии с потребностями экономики области.

В течение 2009 года органами труда и занятости населения области были оказаны услуги по профессиональной ориентации и психологической поддержке 49,5 тыс. человек. Численность безработных граждан и работников организаций, прошедших при содействии службы занятости профессиональную подготовку, переподготовку и повышение  квалификации, составила 10,1 тыс. человек, принявших участие в общественных работах - 55,4 тыс. человек. Для 1,8 тыс. выпускников образовательных учреждений на предприятиях области была организована стажировка, 2,2 тыс. безработных граждан получили финансовую помощь на организацию собственного дела.

 

В 2010 году продолжался рост численности зарегистрированных безработных. В начале апреля она достигла своего максимума - 21,4 тыс. человек, уровень безработицы составил 1,95 процента.

В результате реализации мероприятий по содействию занятости населения удалось остановить рост безработицы и добиться ее снижения.

К концу 2010 года количество зарегистрированных безработных сократилось до 13,9 тыс. человек, уровень официальной безработицы - до 1,3 процента.

Всего в 2010 году при содействии органов труда и занятости населения трудоустроено 64,3 тыс. человек. Для 5,1 тыс. работников, находящихся под риском увольнения, и 5,5 тыс. безработных граждан организовано профессиональное обучение.

В результате принятых мер уровень безработицы в 2010 году в среднегодовом исчислении не превысил запланированного значения (1,6 процента) и составил 1,3 процента от экономически активного населения.

В январе - мае 2011 года на рынке труда области наблюдался сезонный рост безработицы. За 5 месяцев численность зарегистрированных безработных увеличилась на 2,4 тыс. человек и достигла 16,4 тыс. человек, уровень безработицы – на 0,3 процентных пункта и составил 1,6 процента.

Вместе с тем в дальнейшем ожидается снижение данных показателей, что обусловлено положительными тенденциями в экономике области, которые наметились в 2010 году, а также продолжением реализации антикризисных мер на рынке труда.

Предполагается, что в 2011 году численность зарегистрированных безработных не превысит 16,7 тыс. человек, уровень безработицы к концу года составит 1,5 процента.

Масштабы регистрируемой безработицы


(в среднегодовом исчислении)

Наименование
 показателя

2009
 год
 (факт)

2010 год
 (факт)

2011 год
 (план)

Прогноз

2012
 год

2013
 год

2014
 год

Численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости населения  (тыс. человек)

16,0

16,7

16,7

16,5

16,3

16,1

Уровень зарегистрированной безработицы (в процентах к ЭАН) *

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

Ситуация на рынке труда Оренбургской области стабилизирована, но устойчивому функционированию рынка труда и содействию занятости населения препятствует ряд проблем и определенных трудностей.

При трудоустройстве безработных граждан возникают сложности из-за несоответствия возрастающих требований работодателей и уровня квалификации, образования, опыта работы, а также возраста работников.

Модернизация производства, применение новых технологий приводят к повышению требований работодателей к профессиональному уровню рабочей силы. В настоящее время ощущается нехватка квалифицированных кадров по отдельным профессиям и специальностям, в первую очередь начального и среднего профессионального звена.

В то же время структура профессионального образования смещена в пользу высшей школы. Рынок труда и рынок образовательных услуг не сбалансированы. Молодежь в большей части поступает в вузы (особой популярностью пользуются юридические, финансово-экономические, управленческие специальности и др.), по окончании которых в основном остается невостребованной.

Для молодежного рынка труда характерен увеличивающийся разрыв между трудовыми притязаниями молодых людей и возможностью их удовлетворения. Работодатель, ориентированный на выпуск конкурентоспособной продукции, предъявляет высокие требования к молодому специалисту, прежде всего в отношении уровня профессиональной подготовки, умения использовать современные информационные технологии, способности адаптироваться к меняющимся условиям и содержанию труда.

В 2012-2014 годах ситуацию на рынке труда области будут определять социальные и экономические процессы и меры, принимаемые органами государственной власти и местного самоуправления по реализации основных направлений социально-экономического развития.

На рынок труда Оренбургской области будет оказывать воздействие ряд ключевых факторов.

Продолжится сокращение численности населения, что обусловлено естественной убылью и миграционным оттоков. В числе выбывающих за пределы области значительную часть составляют граждане трудоспособного возраста, а также высококвалифицированные кадры.

На фоне снижения численности трудовых ресурсов к 2014 году численность занятых в экономике возрастет и составит 1063,5 тыс. человек (рост на 6,7 тыс. человек по сравнению с 2010 годом).

Основная часть работников (70,0-75,0 процента) потребуется на замену выбывающих по собственному желанию. Потребность в кадрах будут испытывать предприятия промышленности, транспорта, строительства, торговли и общественного питания, жилищно-коммунального и сельского хозяйства.

В прогнозируемом периоде наряду с местными трудовыми ресурсами в Оренбургской области предусматривается использование иностранной рабочей силы в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации. Численность привлекаемых иностранных работников составляет около 1,3 процента от численности занятого в экономике области населения и не оказывает значительного влияния на местный рынок труда.

Для недопущения социальной напряженности в области, сдерживания безработицы необходима разработка Программы, предусматривающей комплекс мер, направленных на обеспечение рациональной и эффективной занятости населения.

2. Основные цели и задачи Программы


Основными целями Программы являются создание условий для повышения эффективной занятости населения и обеспечения устойчивого функционирования рынка труда, недопущение социальной напряженности в области.

Задачами Программы являются:

развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности;

обеспечение защиты населения от безработицы и содействие в трудоустройстве;

предоставление гражданам комплекса информационных, консультационных и образовательных услуг, в том числе с целью организации предпринимательской деятельности;

содействие работодателям в обеспечении рабочей силой в необходимом количестве и требуемой квалификации;

повышение качества и оперативности предоставляемых службой занятости услуг;

обеспечение социальной поддержки безработных граждан.

При этом особое внимание будет уделяться решению наиболее актуальных проблем в сфере занятости населения, таких как:

сокращение безработицы среди молодежи, в том числе выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования;

сохранение кадрового потенциала;

сокращение безработицы на селе.

Важнейшие целевые индикаторы и показатели эффективности реализации Программы отражены в приложении N 1 к Программе.

Программа реализуется в течение 2012-2014 годов в три этапа:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»