ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 июня 2011 года N 518-пп
Об утверждении областной целевой программы "Развитие торговли в Оренбургской области" на 2012-2014 годы
(Изменение:
Утратило силу. (Постановление Правительства Оренбургской области от 10.09.2013 N 767-пп; НГР RU56000201301100).
Постановление Правительства Оренбургской области от 16.01.2012 N 5-пп НГР RU56000201200016;
Постановление Правительства Оренбургской области от 25.06.2012 N 509-пп НГР RU56000201200297;
Постановление Правительства Оренбургской области от 06.11.2012 N 957-пп НГР RU56000201200690;
Постановление Правительства оренбургской области от 30.11.2012 N 1025-пп НГР RU56000201200890;
Постановление Правительства Оренбургской области от 22.02.2013 N 132-пп НГР RU56000201300177;
Постановление Правительства Оренбургской области от 27.06.2013 N 530-пп НГР RU56000201300767;
Постановление Правительства Оренбургской области от 21.08.2013 N 699-пп НГР RU56000201301007;
Постановление Правительства Оренбургской области от 20.09.2013 N 789-пп НГР RU56000201301102;
Постановление Правительства Оренбургской области от 31.10.2013 N 928-пп НГР RU56000201301202;
Постановление Правительства Оренбургской области от 29.11.2013 N 1088-пп НГР RU56000201301331)
В соответствии с распоряжением Губернатора Оренбургской области от 22 декабря 2010 года N 646-р "Об образовании рабочей группы по разработке областной целевой программы "Развитие торговли в Оренбургской области" на 2012-2014 годы" Правительство Оренбургской области постановляет:
1. Утвердить областную целевую программу "Развитие торговли в Оренбургской области" на 2012-2014 годы согласно приложению.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на министра экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области Васина В.В.
(Изменение:
Постановление Правительства Оренбургской области от 25.06.2012 N 509-пп НГР RU56000201200297)
3. Постановление вступает в силу после его официального опубликования.
Губернатор -
председатель Правительства Ю.А.Берг
Областная целевая программа "Развитие торговли в Оренбургской области" на 2012-2014 годы"
Наименование | - | областная целевая программа "Развитие торговли в Оренбургской области" на 2012-2014 годы (далее – Программа) |
Основание для разработки Программы | - | |
Государственный заказчик Программы | - | министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области |
Основные разработчики Программы | - | министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области, городские округа и муниципальные районы Оренбургской области, Оренбургский областной союз потребительских обществ |
Исполнители Программы | - | министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области, городские округа и муниципальные районы Оренбургской области, Оренбургский областной союз потребительских обществ, организации торговли и индивидуальные предприниматели |
Цель и задачи Программы | - | развитие сферы торговли для наиболее полного удовлетворения потребностей населения в товарах и услугах торговли. |
Задачами Программы являются: | ||
Важнейшие целевые | - | повышение индекса физического объема оборота розничной торговли; |
Срок реализации | - | 2012-2014 годы |
Объемы и источники | - | общий объем финансирования по Программе составляет (прогнозно) - 76 246,8 тыс. рублей, в том числе: областной бюджет – 71 198,8 тыс. рублей, бюджеты муниципальных районов - 5 048,0 тыс. рублей. |
Ожидаемые конечные | - | ежегодное повышение индекса физического объема оборота розничной торговли до 5,0 процента: 2012 год - 107,3 процента, 2013 год – 105,0 процента, 2014 год – 105,6 процента; |
Организация управления | - | контроль и управление за ходом реализации мероприятий Программы осуществляет министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области |
Примечание. Привлечение в качестве исполнителей организаций, не являющихся органами исполнительной власти области, осуществляется по согласованию либо на договорной основе.
Программа разработана во исполнение статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Торговля на протяжении последних лет является динамично развивающейся отраслью экономики Оренбургской области. В настоящее время в сфере торговли трудятся свыше 160 тысяч человек, или 15,3 процента занятого в экономике области населения. Доля торговли во внутреннем региональном продукте составляет около 9,0 процента.
В 2009 году в связи с экономическим кризисом отмечалось падение темпов оборота розничной торговли. В течение 2010 года темпы оборота розничной торговли уверенно росли и в итоге составили 108,7 процента к уровню 2009 года (Российская Федерация - 104,4 процента, Приволжский федеральный округ – 105,0 процента). Оборот розничной торговли сложился в объеме 157 681,8 млн. рублей.
Ведущее место в формировании оборота розничной торговли занимают торгующие организации и индивидуальные предприниматели - 85,0 процента.
В 2010 году оборот розничной торговли на душу населения составил 74 628 рублей, или 108,0 процента к уровню 2009 года в сопоставимых ценах. По данному показателю Оренбургская область занимает только 8 место в Приволжском федеральном округе.
По состоянию на 1 января 2011 года в области работает свыше 9500 стационарных магазинов с общей торговой площадью более 920 тыс. кв. метров. За последние три года в области вновь открыто свыше 1000 предприятий торговли с торговой площадью более 120 тыс. кв. метров, реконструировано свыше 150 предприятий с торговой площадью более 8 тыс. кв. метров.
Развитие современных форматов торговли (гипермаркеты, супермаркеты и др.) на территории области неоднородно. Более динамично торговля развивается в городах области, где формируется около 90,0 процента всего оборота розничной торговли, из них свыше 60,0 процента - в областном центре. Удельный вес оборота розничных торговых сетей в общем объеме оборота розничной торговли составляет 13,5 процента (Российская Федерация – 15,9 процента, Приволжский федеральный округ - 13,3 процента), оборота торгующих организаций – около 16,0 процента (Российская Федерация – 18,2 процента).
В последние годы наблюдается снижение доли продаж товаров на розничных рынках и ярмарках в общем объеме оборота розничной торговли: в 2009 году она составляла 16,9 процента, в 2010 году - 15,0 процента (Российская Федерация – соответственно 13,5 процента и 12,7 процента).
В области действует 62 розничных рынка на 20,5 тысячи торговых мест и 26 постоянно действующих ярмарок на 5,3 тысячи мест. Под реализацию продовольственных товаров на рынках и ярмарках предоставляется 11,6 тысячи торговых мест. Из них 8,0 тысячи мест выделено гражданам, ведущим фермерские и личные подсобные хозяйства, занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством, в том числе 1,4 тысячи мест - на льготных условиях.
Сегодня только 41,0 процента розничных рынков отвечает установленным требованиям в части организации торговли в капитальных строениях.
В последние годы остро обозначилась проблема в организации торгового обслуживания в сельской местности, где проживает свыше 900 тысяч человек (42,6 процента). На селе торговая сеть концентрируется в основном в районных центрах, где проживает большая часть сельского населения.
Важную роль в организации обслуживания сельчан занимает потребительская кооперация, которая обеспечивает их товарами и услугами, закупает у них излишки сельскохозяйственной продукции, осуществляет заготовительную и производственную деятельность.
Рыночные преобразования в сфере торговли способствовали значительному снижению доли организаций потребительской кооперации в общем объеме оборота розничной торговли, которая в целом по области, как и в Российской Федерации, составляет 1,0 процента. Только в 6 муниципальных районах области потребительская кооперация формирует более 15,0 процента оборота розничной торговли. В расчете на одного обслуживаемого человека организациями потребительской кооперации продано товаров на сумму 4 996 рублей.
В настоящее время в структуру Оренбургского областного союза потребительских обществ входят более 650 магазинов, 7 розничных рынков и 7 ярмарок, свыше 130 цехов по производству продовольственных товаров, более 240 магазинов - заготовительных пунктов.
В 2010 году организациями заготовлено сельскохозяйственной продукции на сумму 360,5 млн. рублей (105,1 процента к 2009 году). Незначительно выросли объемы закупок молочной продукции - 103,4 процента, картофеля – 100,3 процента, овощей – 100,2 процента. Ниже уровня 2009 года закуплено мяса – 89,6 процента.
В 2010 году произведено потребительских товаров на сумму 273,3 млн. рублей, или 101,5 процента к уровню 2009 года.
Потребительская кооперация остается источником пополнения товарных ресурсов области и играет положительную роль в сдерживании цен на продовольственные товары за счет собственного производства и поставки товаров первой необходимости непосредственно от товаропроизводителей.
В инфраструктуре потребительского рынка области удельный вес магазинов системы потребительской кооперации составляет около 6,5 процента. Основная доля (88,0 процента) расположена в малых городах и сельских населенных пунктах, 27,6 процента из них являются убыточными. В настоящее время предприятия потребительской кооперации обслуживают около 40,0 процента населения области и являются основной товаропроводящей сетью в сельской местности.
В результате сокращения объектов социально-культурной инфраструктуры в сельской местности отсутствуют необходимые условия для развития торговли. Около половины сельских населенных пунктов области являются отдаленными, труднодоступными и малонаселенными, в них проживает почти пятая часть всего сельского населения Оренбуржья. В 337 населенных пунктах отсутствуют торговые объекты, торговое обслуживание в ряде таких поселений организуется через магазины-автолавки. Организация торгового обслуживания в данном сегменте рынка является серьезной проблемой.
Высокие тарифы на энергоресурсы, транспортные расходы, низкая платежеспособность сельского населения, дефицит отраслевых кадров не позволяют организациям потребительской кооперации развивать свою деятельность, модернизировать и укреплять материально-техническую базу.
Для формирования внутреннего спроса на продукцию регионального производства, увеличения объемов товаров местного производства и их продвижения на потребительский рынок при поддержке Правительства Оренбургской области с 2010 года реализуется проект "Оренбургское качество".
На потребительском рынке сегодня актуальна проблема качества товаров. Доля реализуемых в розничной торговле некачественных товаров отдельных групп остается значительной. По данным статистики из общего количества обследованных образцов товаров удельный вес товаров ненадлежащего качества составил: по рыбной пищевой продукции - 32,8 процента, цельномолочной продукции – 20,2 процента, мясу и птице – 8,2 процента, колбасным изделиям – 6,0 процента, маслу животному – 6,1 процента, швейным изделиям – 56,6 процента, обуви – 37,4 процента.
В целях усиления контроля на алкогольном рынке области проводятся обследования и мониторинг торговых объектов, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции. В 2010 году первично обследовано 207 объектов, 127 организаций проверено на предмет соблюдения условий лицензирования, приостановлено действие 250 лицензий, аннулировано действие 8 лицензий по решению суда, 44 организациям вынесены предупреждения, 7 должностных лиц привлечены к административной ответственности.
В настоящее время в отрасли наблюдаются дефицит и недостаточная квалификация кадров. Недостаток трудовых ресурсов отмечается в низшем и среднем звеньях: продавцы, кассиры, руководители отделов. Решение данной проблемы возможно путем переподготовки и повышения квалификации кадров, проведения обучающих семинаров, корпоративных тренингов внутри торговых сетевых компаний.
Развитие торговли в Оренбургской области сдерживает ряд факторов:
недостаток собственных финансовых средств;
высокий уровень налогов, арендной платы, тарифов на энергоносители и коммунальные услуги;
высокий процент кредитной ставки;
значительные транспортные расходы;
недостаточная платежеспособность населения.
Для поддержки и стимулирования развития сферы торговли необходима реализация комплекса мер, направленных на дальнейшее развитие торговой инфраструктуры и решение отраслевых проблем.
Реализация Программы будет способствовать выполнению задач, определенных Стратегией развития торговли в Российской Федерации на 2011-2015 годы и период до 2020 года, утвержденной приказом Минпромторга России от 31 марта 2011 года N 422, стратегией развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года, и позволит наиболее полно удовлетворять потребности населения области в товарах и услугах, обеспечить их экономическую и физическую доступность, улучшить торговое обслуживание сельских жителей.
Цель Программы - развитие сферы торговли для наиболее полного удовлетворения потребностей населения в товарах и услугах торговли.
Основные задачи Программы:
содействие торговой деятельности и создание благоприятных условий для ее развития;
удовлетворение потребностей населения в качественных товарах и услугах торговли.
Решение этих задач позволит достичь следующих показателей:
повышение индекса физического объема оборота розничной торговли ежегодно до 5,0 процента: в 2012 году согласно прогнозу социально-экономического развития - 105,5 процента; в 2014 году – 106,0 процента;
увеличение оборота розничной торговли на душу населения в 2014 году - до 124 439 рублей;
обеспеченность населения области площадью торговых объектов в 2014 году - 470 кв. метров на 1000 жителей.
Программа включает в себя 6 разделов, в которых определены мероприятия, направленные на достижение поставленной цели.
Мероприятиями предусмотрено проведение мониторинга состояния торговой отрасли с целью оптимизации и формирования современной торговой инфраструктуры, обеспечения экономической и территориальной доступности товаров и услуг торговли населению области.
Для решения задачи содействия торговой деятельности и создания благоприятных условий для ее развития в Программе предусмотрены мероприятия по совершенствованию государственной координации и правового регулирования в сфере торговли и развитию торговой инфраструктуры.
Перечень программных мероприятий приведен в приложении N 2 к настоящей Программе.
Задача 1. Содействие торговой деятельности и создание благоприятных условий для ее развития.