Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 мая 2010 года N 325-пп

Об утверждении областной межведомственной программы "Протяни руку помощи!" на 2010-2012 годы

(Изменения:
Постановление Правительства Оренбургской области от 09.09.2010 N 603-пп НГР RU56000201000424;
Постановление Правительства Оренбургской области от 26.11.2010 N 852-п, НГР RU56000201000650;
Постановление Правительства Оренбургской области от 15.11.2011 N 1100-пп, НГР RU56000201100862;
Постановление Правительства Оренбургской области от 05.04.2012 N 300-пп, НГР RU56000201200165;
Постановление Правительства Оренбургской области от 31.08.2012 N 755-пп, НГР RU56000201200645)

В целях профилактики преступности и правонарушений несовершеннолетних, развития системы социального сопровождения, социальной адаптации и реабилитации несовершеннолетних, осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, Правительство Оренбургской области постановляет:

1. Утвердить областную межведомственную программу "Протяни руку помощи!" на 2010-2012 годы согласно приложению.

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на вице-губернатора-заместителя председателя Правительства Оренбургской области по социальной политике Самсонова П.В. (Изменение: Постановление Правительства Оренбургской области от 26.11.2010 N 852-п, НГР RU5600020100650)

3. Постановление вступает в силу после его официального опубликования.

Председатель Правительства С.И.Грачев

Приложение
к постановлению
Правительства области
от 14.05.2010 N 325-пп
(Изменения : Постановление Правительства
Оренбургской области от 15.11.2011 N 1100-п,
НГР RU56000201100862;
Постановление Правительства
Оренбургской области от 05.04.2012 N 300-пп,
НГР RU56000201200165;
Постановление Правительства Оренбургской
области от 31.08.2012 N 755-пп, НГР RU56000201200645)

Областная межведомственная программа "Протяни руку помощи!" на 2010-2012 годы

Паспорт Программы


Основание для
 разработки Программы

-

протокол заседания правления Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации,  о проведении конкурсного отбора программ субъектов Российской Федерации от 23 декабря 2008 года N 2

Органы управления
 Программой

-

Правительство Оренбургской области, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Правительства Оренбургской области

Основные разработчики
 и исполнители
 Программы

-

министерство социального развития Оренбургской области;
комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Правительства Оренбургской области;
министерство молодежной политики, спорта и туризма Оренбургской области;
Управление внутренних дел по Оренбургской области;
Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области;
ГУП "Облкиновидео"

Срок реализации
 Программы

-

2010-2012 годы

Цели
 Программы

-

профилактика преступности, в том числе повторной, и правонарушений несовершеннолетних, развитие системы социального сопровождения, социальной адаптации и реабилитации несовершеннолетних, осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы

Задачи
 Программы

-

создание комплексной системы обеспечения непрерывности социального сопровождения, адаптации и реабилитации несовершеннолетних, осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы;

 совершенствование системы межведомственного обмена информацией о несовершеннолетних, осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы;

 повышение эффективности индивидуальной работы с несовершеннолетними, осужденными к мерам наказания, не связанным с лишением свободы;

 п овышение качества реабилитационных услуг, предоставляемых несовершеннолетним, осужденным к мерам наказания, не связанным с лишением свободы;

 внедрение инновационных технологий социального сопровождения разных категорий несовершеннолетних, осужденных к мерам наказания, на связанным с лишением свободы;

 совершенствование практики реализации уголовно-правовой политики в отношении несовершеннолетних и молодежи;

 снижение уровня распространенности среди молодежи рискованного и саморазрушающего поведения;

 повышение уровня правовой грамотности несовершеннолетних и их родителей;

 формирование толерантного отношения общества к несовершеннолетним, осужденным к мерам наказания, не связанным с лишением свободы

Целевые группы,
 на которые направлена деятельность по
 Программе

-

несовершеннолетние, состоящие на учете в органах внутренних дел, комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав;

 несовершеннолетние, совершившие преступления;

 несовершеннолетние, отбывающие наказание по решению суда;

 несовершеннолетние, в отношении которых применены элементы ювенального правосудия;

 несовершеннолетние, освободившиеся из мест лишения свободы;

 несовершеннолетние, осужденные к мерам наказания без изоляции от общества

Основные программные мероприятия

-

перечень мероприятий включает в себя следующие основные направления:
 совершенствование нормативно-правовой базы;

 совершенствование межведомственного
 взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

 повышение эффективности мероприятий по социальной адаптации и реабилитации несовершеннолетних;

 организационно-методическое, кадровое и информационное  обеспечение

Объем и источники финансирования Программы
 (в текущих ценах года разработки, по годам реализации и источникам финансирования Программы)

-

общий объем финансирования Программы -  84 430,97 тыс. рублей, в том числе:
 областной бюджет - 63 831,7 тыс. рублей;

 средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, - 20 599,27 тыс. рублей;

 2010 год - 29 578,2 тыс. рублей, в том числе:
 областной бюджет - 21 878,7 тыс. рублей;

 средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, - 7 699,5 тыс. рублей;

 2011 год - 27 142,77 тыс. рублей, в том числе:
 областной бюджет -  20 909,0 тыс. рублей;

 средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, - 6 233,77 тыс. рублей;

 2012 год - 27 710,0 тыс. рублей, в том числе:
 областной бюджет - 21 044,0 тыс. рублей;

 средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, -  6 666,0 тыс. рублей".

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

-

создание эффективной модели межведомственного взаимодействия  по социальной адаптации и реабилитации несовершеннолетних;

 снижение удельного веса преступности несовершеннолетних до 5,0 процента, в  том числе рецидивной - до 1,9 процента;

 увеличение показателей вовлечения несовершеннолетних, осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, в социально-реабилитационные программы до 98,0 процента

Управление Программой и контроль за ходом ее реализации

-

координатором деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних является комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Правительства Оренбургской области под руководством вице-губ е рнатора -заместителя председателя Правительства по  социальной политике Оренбургской области. Контроль за реализацией Программы осуществляется органами исполнительной власти области и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, ответственными за выполнение мероприятий, ход реализации Программы рассматривается на заседаниях комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Правительства Оренбургской области, а также областной межведомственной комиссии по вопросам улучшения положения женщин, семьи и детей
 (Изменения: Постановление Правительства Оренбургской области от 15.11.2011 N 1100-п , НГР RU 56000201100862)

(Изменения: Постановление Правительства Оренбургской области от 09.09.2010 N 603-пп НГР RU56000201000424; Постановление Правительства Оренбургской области от 26.11.2010 N 852-п, НГР RU5600020100650)

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевыми методами


Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних является одним из приоритетных направлений социальной политики Правительства Оренбургской области.

В области в полном объеме реализуются федеральные меры социальной поддержки семей с детьми, постоянно совершенствуется областная система социально-защитных мер, направленных на оказание помощи семьям и детям, нуждающимся в особой заботе государства.

Ежегодно помощь из областного бюджета получают более 200 тысяч семей с детьми.

Социальная поддержка семей с детьми осуществляется в рамках реализации 26 областных программ социальной направленности с объемом финансирования в 2009 году около 3 млрд. рублей.

С целью повышения оперативности выявления детей и семей с детьми, нуждающихся в особой заботе государства, для сообщений граждан на базе ГУСО "Транзитный социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" второй год работает областная круглосуточная "горячая" телефонная линия "Мы рядом". Аналогичные службы созданы во всех муниципальных районах и городских округах области.

Работа по своевременному выявлению семей, оказавшихся в социально опасном положении, осуществляется в рамках областных межведомственных акций "Помоги ребенку", "Каждого ребенка школьного возраста за школьную парту", операции "Подросток", а также в ходе ежедневных рейдов межведомственных групп.

Социальные услуги семьям и детям в области оказывают 35 учреждений социального обслуживания семьи и детей и 48 отделений, действующих в структуре муниципальных комплексных центров социального обслуживания населения.

С целью усиления индивидуальной работы с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, в образовательных учреждениях области работают 280 штатных психологов и 251 социальный педагог. Дополнительно в порядке эксперимента введены 30 школьных инспекторов по делам несовершеннолетних и 19 социальных инспекторов подразделений по делам несовершеннолетних.

В результате проделанной работы в 2009 году в области отмечается снижение:

числа преступлений, совершенных несовершеннолетними, - на 15,1 процента;

количества семей с моральным неблагополучием - на 13,0 процента;

количества семей, нуждающихся в заботе государства, - на 3,0 процента.

Тенденция снижения уровня преступности несовершеннолетних сохраняется. По данным УВД по Оренбургской области, по итогам 2009 года снижение составляет 16,8 процента.

Вместе с тем продолжает иметь место рецидивная преступность.

В 2009 году 43 несовершеннолетних совершили преступления повторно, из 1485 малолетних преступников 372 ранее уже совершали преступления.

На профилактических учетах в настоящее время в подразделениях по делам несовершеннолетних городских, районных отделов внутренних дел УВД по Оренбургской области состоит 438 судимых несовершеннолетних, в том числе: 9 - условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, 20 - вернувшихся из воспитательных колоний, 409 - осужденных к различным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

По данным уголовно-исполнительных инспекций Оренбургской области, на учете состоит 1148 несовершеннолетних, осужденных без изоляции от общества.

В связи с вышеизложенным особое внимание уделяется работе с несовершеннолетними, ранее совершавшими противоправные действия, в том числе вернувшимися из воспитательных колоний и специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, осужденными к видам наказания, не связанным с лишением свободы.

В настоящее время в области выстраивается система работы по социальной реабилитации и адаптации несовершеннолетних, осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы:

подписан указ Губернатора Оренбургской области от 12.04.2010 N 61-ук "Об утверждении порядка взаимодействия органов исполнительной власти области, местного самоуправления области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти Оренбургской области по социальной адаптации несовершеннолетних, вернувшихся из воспитательных колоний, специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, а также подростков, осужденных без изоляции от общества";

принят Закон Оренбургской области от 7 ноября 2008 года N 2528/551-IV-ОЗ "Об областной целевой программе "Социальная реабилитация и адаптация в Оренбургской области лиц, освободившихся из мест лишения свободы" на 2008-2010 годы;

во всех территориях области созданы общественные структуры (наблюдательные советы, комиссии, общественные организации), оказывающие содействие в жизнеустройстве граждан, оcвободившихся из мест лишения свободы, прежде всего из числа несовершеннолетних и молодежи;

осуществляется курсовая подготовка несовершеннолетних и молодежи, находящихся в социально опасном положении, в том числе возвращающихся из мест лишения свободы и специальных учреждений закрытого типа, по специальностям, пользующимся особым спросом на рынке труда;

заключено соглашение о сотрудничестве в сфере содействия занятости граждан, осужденных без лишения свободы, и оказания помощи лицам, освободившимся из мест лишения свободы, между министерством труда и занятости Оренбургской области и УФСИН по Оренбургской области;

продолжается эксперимент по внедрению элементов ювенальной юстиции;

налажено взаимодействие комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Правительства Оренбургской области с администрациями Бузулукской (мужской) и Новооскольской (женской) воспитательных колоний в вопросах жизнеустройства освобождающихся несовершеннолетних;

создан и действует областной попечительский совет Бузулукской воспитательной колонии, возглавляемый министром образования Оренбургской области;

организована работа по социальному сопровождению несовершеннолетних, вернувшихся из воспитательных колоний, специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, условно осужденных подростков, в том числе освободившихся из мест лишения свободы;

возрождается институт общественных наставников и воспитателей несовершеннолетних, нуждающихся в особом внимании.

За несовершеннолетними, вернувшимися из колоний и спецучреждений закрытого типа, устанавливается жесткий контроль, который осуществляется уголовно-исполнительными инспекциями совместно с различными социальными институтами.

С целью выработки у несовершеннолетних позитивных жизненных ориентиров, уважения к закону и нормам поведения, принятым в обществе, проводятся встречи подростков со специалистами правоохранительных органов, ГУЗ "Оренбургский областной центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями", наркологических диспансеров, представителями религиозных конфессий и т.д.

Решение вопросов организации временного приюта несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе лиц, освободившихся из мест лишения свободы, содействие в выдаче паспортов, оформлении полисов медицинского страхования, пенсии и пособий, временной регистрации по месту пребывания, обеспечивают комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, комитеты по делам молодежи, общественные наблюдательные советы.

Для дальнейшего повышения качества работы по профилактике рецидивной преступности необходимо:

совершенствовать социальную работу с детьми и подростками, находящимися в социально опасном положении, в том числе воспитанниками интернатных учреждений, освободившимися из мест лишения свободы, условно осужденными, склонными к противоправному поведению;

усилить межведомственное взаимодействие органов и учреждений системы профилактики в вопросах защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, ранее совершавших противоправные деяния;

разработать и внедрить современные механизмы своевременного выявления и экстренного решения проблем детей, подростков и молодежи, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе вернувшихся из воспитательных колоний и специальных учебно-воспитательных учреждений;

обеспечивать максимальную занятость детей и подростков во внеурочное время организованными формами досуга и общественно полезной деятельностью, активизировать работу по месту жительства;

повышать квалификацию специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних для работы с детьми и подростками, осужденными к мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

Реализация мероприятий Программы позволит повысить эффективность деятельности по социальной адаптации и реабилитации несовершеннолетних, осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

II. Цели, задачи, срок реализации Программы


Основные цели Программы - профилактика преступности, в том числе повторной, и правонарушений несовершеннолетних, развитие системы социального сопровождения, социальной адаптации и реабилитации несовершеннолетних, осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:

создание комплексной системы обеспечения непрерывности социального сопровождения, адаптации и реабилитации несовершеннолетних, осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы;

совершенствование системы межведомственного обмена информацией о несовершеннолетних, осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы;

повышение эффективности индивидуальной работы с несовершеннолетними, осужденными к мерам наказания, не связанным с лишением свободы;

повышение качества реабилитационных услуг, предоставляемых несовершеннолетним, осужденным к мерам наказания, не связанным с лишением свободы;

внедрение инновационных технологий социального сопровождения разных категорий несовершеннолетних, осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы;

совершенствование практики реализации уголовно-правовой политики в отношении несовершеннолетних и молодежи;

снижение уровня распространенности среди молодежи рискованного и саморазрушающего поведения;

повышение уровня правовой грамотности несовершеннолетних и их родителей;

формирование толерантного отношения общества к несовершеннолетним, осужденным к мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

Срок реализации Программы - 2010–2012 годы.

III. Система программных мероприятий и ожидаемые результаты


Программные мероприятия состоят из следующих разделов:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»