АДМИНИСТРАЦИЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 29 июля 1998 года N 741-р
О дальнейшем развитии и координации деятельности сети наблюдения и лабораторного контроля
Оренбургской области
В целях совершенствования территориальной системы наблюдения лабораторного контроля (далее СНЛК) в решении задач оперативного управления, выработки единых подходов в вопросах организации функционирования, координации ее деятельности в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлениями Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 года N 1113 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", от 3 августа 1996 года N 924 "О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", в дополнение распоряжения главы администрации области от 02.08.97 N 742-р "Об Оренбургской территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ОТП РСЧС)":
1. Утвердить:
1.1. Положение о сети наблюдения и лабораторного контроля Оренбургской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ОТП РСЧС) (приложение 1).
2. Рекомендовать администрациям районов и городов области в месячный срок утвердить состав, положение, методические рекомендации по координации деятельности СНЛК, согласованные с главным управлением по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям области.
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя главы администрации - председателя комиссии по чрезвычайным ситуациям Оренбургской области Зеленцова А.И. и начальника главного управления по делам ГОЧС - первого заместителя начальника гражданской обороны Оренбургской области Еремина М.Н.
4. Признать утратившим силу распоряжение главы администрации области N 374-р от 23.05.94.
5. Распоряжение вступает в силу со дня его подписания.
Первый заместитель
Главы администрации
Оренбургской области
А.И.Зеленцов
Приложение N 1
к распоряжению
Главы администрации
Оренбургской области
от 29 июля 1998 г.
N 741-р
ПОЛОЖЕНИЕ
о сети наблюдения и лабораторного контроля Оренбургской территориальной подсистемы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ОТП РСЧС)
1. Настоящее Положение определяет организацию, основные задачи и порядок функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК) Оренбургской территориальной подсистемы РСЧС, созданной на основании постановлений Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 года N 1113 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", от 3 августа 1996 года N 924 "О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", распоряжения главы администрации области от 22.08.97 N 742-р "Об Оренбургской территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС".
2. СНЛК является составной частью сил и средств наблюдения и контроля Оренбургской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Координацию деятельности сети наблюдения и лабораторного контроля области осуществляет комиссия по чрезвычайным ситуациям администрации Оренбургской области и главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Оренбургской области (главное управление по делам ГОЧС Оренбургской области).
Непосредственное руководство учреждениями СНЛК осуществляют ведомства и организации (независимо от формы собственности), включенные в структуру СНЛК.
Наблюдение* и лабораторный контроль** в Оренбургской территориальной подсистеме предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее ОТП РСЧС) организуются и проводятся в целях:
- своевременного выявления и оценки радиационной, химической и биологической (далее РХБ) обстановки;
- определения степени загрязнения объектов окружающей среды, воздуха, почвы, воды, открытых водоемов, растительности, продовольствия, пищевого и фуражного сырья, питьевой воды радиоактивными, химически опасными веществами и биологическими средствами;
- принятия органами управления ОТП РСЧС решений и экстренных мер по обеспечению защиты населения и территорий.
Основными задачами СНЛК являются:
- прогнозирование и оценка радиационной, химической и биологической обстановки при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;
- проведение дозиметрического контроля при радиоактивном загрязнении территории области;
- своевременное выявление и оценка РХБ обстановки методом наблюдения и лабораторного контроля;
- участие в определении зон радиоактивного загрязнения, химического и биологического заражения по степени опасности для населения и сельскохозяйственного производства;
- обобщение и передача данных о РХБ обстановке в соответствующие инстанции по установленной форме и выработка предложений для принятия экстренных мер по защите населения и территорий.
* Наблюдение - способ разведки, обеспечивающий своевременное обнаружение радиоактивного, химического и биологического загрязнения объектов окружающей среды, продовольствия, пищевого и фуражного сырья, питьевой воды с помощью технических средств.
** Лабораторный контроль - обнаружение в пробах объектов окружающей среды, продовольствии, пищевом и фуражном сырье, питьевой воде, клиническом материале искомого агента, определение его концентрации (плотности загрязнения для бактериальных средств (далее БС) - после проведения специфической индикации).
3. Сеть наблюдения и лабораторного контроля Оренбургской области имеет 3 уровня: территориальный, местный и объектовый.
Территориальный уровень СНЛК формируется на основе учреждений и организаций, функционирующих на территории области и решающих задачи в интересах области.
Местный уровень СНЛК формируется на основе учреждений, организаций, профильных центров, функционирующих на соответствующей территории. Координацию деятельности на местном уровне СНЛК осуществляют соответствующие комиссии по чрезвычайным ситуациям и органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при органах местного самоуправления.
Объектовый уровень СНЛК состоит в основном из бассейновых, базовых, складских, производственных лабораторий (заводские, фабричные и др.) государственных предприятий, производственных объединений, акционерных обществ, расположенных на территории области.
Координацию деятельности СНЛК на объектовом уровне осуществляют объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям и соответствующие органы управления по делам ГО и ЧС.
Перечень академических и отраслевых научно-исследовательских учреждений федерального уровня, входящих в структуру СНЛК, определяется соответствующими министерствами, ведомствами и организациями.
Академические и отраслевые научно-исследовательские учреждения в случаях ухудшения радиационной, химической или биологической обстановки на территории Оренбургской области привлекаются к работе в СНЛК по решению координирующих органов РСЧС федерального и регионального уровней.
4. Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Оренбургской области организует и координирует деятельность учреждений, включенных в СНЛК на подведомственной территории; руководит их деятельностью при ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; контролирует состояние готовности сети наблюдения и лабораторного контроля к действиям в условиях мирного и военного времени; организует обучение, подготовку (переподготовку) специалистов; обеспечивает взаимодействие со специализированными учреждениями Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы безопасности России и Министерства внутренних дел Российской Федерации.
5. Основу СНЛК Оренбургской области составляют Оренбургская, Орская, Бузулукская специнспекции государственного экологического контроля и анализа Государственного комитета по охране окружающей среды Оренбургской области, центры Госсанэпиднадзора (ЦГСЭН), ветеринарные лаборатории, проектно-изыскательский центр агрохимической службы "Оренбургский", центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, а также учреждения СНЛК, создаваемые министерствами и ведомствами, органами местного самоуправления для решения задач ОТП РСЧС. Данные учреждения являются головными как наиболее подготовленные к функционированию в режимах повышенной готовности и чрезвычайной ситуации. Состав областной сети наблюдения и лабораторного контроля приведен в приложении 2.
Головные учреждения СНЛК являются, как правило, подразделениями постоянной готовности со сроками приведения в готовность 6 - 8 часов. При эвакуации головные учреждения СНЛК рассредотачиваются в загородной зоне, которая подготавливается заблаговременно в соответствии с планом перевода учреждений с мирного на военное время.
В целях повышения устойчивости функционирования СНЛК в мирное и военное время головным учреждением назначаются дублеры, на которых возлагаются функции областных учреждений СНЛК. В качестве дублеров используются: один - два районных (городских) центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора первой категории и соответствующие им центры санитарно-эпидемилогического наблюдения (далее ЦСЭН) на железнодорожном транспорте; ветеринарные лаборатории; агрохимлаборатория; станции защиты растений, а также гидрометеорологические станции и специнспекции государственного экологического контроля и анализа Государственного комитета по охране окружающей среды Оренбургской области.
Перечень головных учреждений и их дублеров территориального и местного уровней согласовывается с главным управлением по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям области и утверждается распоряжением главы администрации Оренбургской области (приложение 3).
6. Функционирование СНЛК осуществляется в трех режимах.
В режиме повседневной деятельности (мирное время, нормальная радиационная, химическая, биологическая обстановка, отсутствие эпидемий, эпизоотий, эпифитотий) наблюдение и лабораторный контроль проводятся в объеме задач, установленных учреждению вышестоящим органом.
Учреждения СНЛК (головные и их дублеры) создают и освежают запасы материальных средств, занимаются подготовкой и обучением специалистов, поддерживают в готовности лабораторное оборудование и средства передачи информации.
При осуществлении наблюдения и лабораторного контроля за потенциально опасными для населения объектами, особое внимание обращают на условия хранения и применения опасных химических, радиоактивных веществ и биологических средств.
В режиме повышенной готовности (ухудшение производственно промышленной, радиационной, химической, биологической, метеорологической обстановки, прогноз возможного возникновения чрезвычайной ситуации, актов терроризма и угрозы начала войны) наблюдение и лабораторный контроль проводятся в объеме основных задач СНЛК, предусмотренных настоящим Положением.
Информация об ухудшении обстановки, обнаружении в воздухе, почве, воде, растительности, продовольствии, пищевом и фуражном сырье радиоактивных и химически опасных веществ в концентрациях (уровнях радиации), превышающих фоновые значения или предельно допустимые концентрации (предельно допустимые уровни), а также биологических средств, о случаях, опасных для жизни и здоровья, инфекционных заболеваний людей, животных и растений, о случаях высокого загрязнения природной среды передается учреждениями
СНЛК в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в соответствующие территориальные органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
Передача информации о факте и основных параметрах чрезвычайных ситуаций осуществляется немедленно, а о масштабах ЧС не позднее двух часов с момента обнаружения по любому из имеющихся средств связи; далее с периодичностью не более 4-х часов в формализованном и неформализованном виде по существующим каналам связи.
Объем и конкретные формы представления информации по подчиненности установлены распоряжением главы администрации области от 14.04.98 N 344-р "О порядке сбора и обмена информацией по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Оренбургской области" и постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 1997 года N 1425 "Об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды".
В режиме чрезвычайной ситуации (возникновение и ликвидация чрезвычайных ситуаций в мирное время, применение противником современных средств поражения в военное время) наблюдение и лабораторный контроль проводятся в объеме основных и специальных задач, предусмотренных настоящим Положением.
Экстренная информация об обнаружении в объектах окружающей среды (воздухе, почве, воде), продуктах питания, пищевом и фуражном сырье радиоактивных, химически опасных веществ в количествах, значительно превышающих фоновые значения или предельно допустимые концентрации (предельно допустимые уровни), а также биологических средств, о массовых вспышках особо опасных инфекций (поражений) людей, животных и растений, о случаях высокого загрязнения окружающей среды передается учреждениями СНЛК в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в соответствующий территориальный орган управления (отдел) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
Передача экстренной информации (уведомления) осуществляется по установленным формам и по имеющимся каналам связи немедленно и с последующим письменным подтверждением (донесением) не позднее 2-х часов с момента уведомления о возникновении чрезвычайной ситуации.
Последующая информация о развитии обстановки передается с периодичностью не более 4-х часов (если сроки подобных сообщений не оговорены особо).
7. На академические и отраслевые научно-исследовательские учреждения, кафедры (лаборатории) высших учебных заведений гигиенического, ветеринарного и др. профилей возлагается:
- развертывание в чрезвычайных ситуациях на базе своих лабораторий (подразделений) профильных токсикологических, радиологических центров с возложением на них задач по индикации биологических средств, идентификации выявленных штаммов микроорганизмов, проведению экспертных анализов по токсикологии, радиологии и химико-аналитическим исследованиям;
- участие в выявлении, оценке и прогнозировании радиационной, химической и биологической обстановки, складывающейся в районах чрезвычайных ситуаций;
- проведение (при необходимости) исследовательских научных экспериментов по определению способов выявления и нормализации РХБ - обстановки.
8. На Оренбургскую, Орскую, Бузулукскую специнспекции государственного экологического контроля и анализа Государственного комитета по охране окружающей среды Оренбургской области возлагается:
- выявление источников загрязнения объектов окружающей природной среды (воздух, вода, почва) промышленными выбросами (сбросами);
- качественное и количественное определения загрязняющих веществ в пробах источников загрязнения и объектах природной среды;
- определение масштабов загрязнения, выдача заключения об уровне загрязненности объектов окружающей природной среды (воздух, вода, почва);
- проведение, по согласованному графику, учащенного аналитического контроля за уровнем загрязненности объектов окружающей среды до установления нормативов;
- измерение мощности доз радиоактивного излучения на контролируемой территории;
- установление границ радиоактивного загрязнения в районах чрезвычайных ситуаций;
- определение удельной и объемной активности радионуклидов в объектах окружающей среды;
- определение радионуклидного состава исследуемых проб;
- организация мониторинга источников антропогенного воздействия на окружающую природную среду.
На лабораторию областного центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды возлагается:
- определение загрязнения атмосферного воздуха, воды открытых водоемов химически опасными веществами;
- установление границ химического загрязнения в районах чрезвычайных ситуаций.
9. На Оренбургский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (далее ЦГМС), гидрометеорологические станции и посты областного ЦГМС возлагается:
- измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения метеоплощадок;
- установление наличия химически опасных веществ в атмосферном воздухе;
- осуществлять отбор проб воды открытых водоемов, отправлять их в областной ЦГМС.
10. В режиме чрезвычайной ситуации на областной, городские, районные (первой категории) центры государственного санитарно эпидемиологического надзора и соответствующие им ЦСЭН Орского и Оренбургского отделений Южно-Уральской железной дороги, возлагается:
- проведение в зонах чрезвычайных ситуаций оперативного, радиационного, химического контроля и прогнозирование сложившейся РХБ - обстановки;
- проведение специфической индикации возбудителей инфекционных заболеваний при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени в пробах, отобранных из объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого сырья, а также в материалах, взятых от больных и трупов людей;
- осуществление идентификации выделенных штаммов микроорганизмов и токсинов (только для областной ЦГСЭН);
- проведение санитарной экспертизы продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья, загрязненных радиоактивными, химически опасными веществами с выдачей заключения о пригодности их к использованию по назначению;
- организация измерения мощности доз радиоактивного излучения на контролируемой территории;
- определение удельной и объемной активности радионуклидов в пробах продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья на контролируемых объектах;
- установление радионуклидного состава исследуемых проб (кроме районных ЦГСЭН);
- определение на контролируемых объектах загрязнения продовольствия, питьевой воды, пищевого сырья химически опасными веществами.