АДМИНИСТРАЦИЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 29 июля 1998 года N 741-р

О дальнейшем развитии и координации деятельности сети наблюдения и лабораторного контроля
Оренбургской области

       В целях совершенствования территориальной системы наблюдения    лабораторного контроля (далее СНЛК) в решении задач оперативного управления, выработки единых подходов в вопросах организации функционирования, координации ее деятельности в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлениями Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 года N 1113 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", от 3 августа 1996 года N 924 "О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", в дополнение распоряжения главы администрации области от 02.08.97 N 742-р "Об Оренбургской территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ОТП РСЧС)":

       1. Утвердить:

       1.1. Положение о сети наблюдения и лабораторного контроля    Оренбургской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ОТП РСЧС) (приложение 1).

       2. Рекомендовать администрациям районов и городов области в    месячный срок утвердить состав, положение, методические рекомендации по координации деятельности СНЛК, согласованные с главным управлением по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям области.

       3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить    на первого заместителя главы администрации - председателя комиссии по чрезвычайным ситуациям Оренбургской области Зеленцова А.И. и начальника главного управления по делам ГОЧС - первого заместителя начальника гражданской обороны Оренбургской области Еремина М.Н.

       4. Признать утратившим силу распоряжение главы администрации    области N 374-р от 23.05.94.

       5. Распоряжение вступает в силу со дня его подписания.

Первый заместитель
Главы администрации
Оренбургской области
А.И.Зеленцов


Приложение N 1
к распоряжению
Главы администрации
Оренбургской области
от 29 июля 1998 г.
 N 741-р

ПОЛОЖЕНИЕ
о сети наблюдения и лабораторного контроля Оренбургской территориальной подсистемы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ОТП РСЧС)

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

       1. Настоящее Положение определяет организацию, основные задачи    и порядок функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК) Оренбургской территориальной подсистемы РСЧС, созданной на основании постановлений Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 года N 1113 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", от 3 августа 1996 года N 924 "О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", распоряжения главы администрации области от 22.08.97 N 742-р "Об Оренбургской территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС".

       2. СНЛК является составной частью сил и средств наблюдения и    контроля Оренбургской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

       Координацию деятельности сети наблюдения и лабораторного    контроля области осуществляет комиссия по чрезвычайным ситуациям администрации Оренбургской области и главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Оренбургской области (главное управление по делам ГОЧС Оренбургской области).

       Непосредственное руководство учреждениями СНЛК осуществляют    ведомства и организации (независимо от формы собственности), включенные в структуру СНЛК.

       Наблюдение* и лабораторный контроль** в Оренбургской    территориальной подсистеме предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее ОТП РСЧС) организуются и проводятся в целях:

       - своевременного выявления и оценки радиационной, химической и    биологической (далее РХБ) обстановки;

       - определения степени загрязнения объектов окружающей среды,    воздуха, почвы, воды, открытых водоемов, растительности, продовольствия, пищевого и фуражного сырья, питьевой воды радиоактивными, химически опасными веществами и биологическими средствами;

       - принятия органами управления ОТП РСЧС решений и экстренных    мер по обеспечению защиты населения и территорий.

       Основными задачами СНЛК являются:

       - прогнозирование и оценка радиационной, химической и    биологической обстановки при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;

       - проведение дозиметрического контроля при радиоактивном    загрязнении территории области;

       - своевременное выявление и оценка РХБ обстановки методом    наблюдения и лабораторного контроля;

       - участие в определении зон радиоактивного загрязнения,    химического и биологического заражения по степени опасности для населения и сельскохозяйственного производства;

       - обобщение и передача данных о РХБ обстановке в    соответствующие инстанции по установленной форме и выработка предложений для принятия экстренных мер по защите населения и территорий.

       * Наблюдение - способ разведки, обеспечивающий своевременное    обнаружение радиоактивного, химического и биологического загрязнения объектов окружающей среды, продовольствия, пищевого и фуражного сырья, питьевой воды с помощью технических средств.

       ** Лабораторный контроль - обнаружение в пробах объектов    окружающей среды, продовольствии, пищевом и фуражном сырье, питьевой воде, клиническом материале искомого агента, определение его концентрации (плотности загрязнения для бактериальных средств (далее БС) - после проведения специфической индикации).

       3. Сеть наблюдения и лабораторного контроля Оренбургской    области имеет 3 уровня: территориальный, местный и объектовый.

       Территориальный уровень СНЛК формируется на основе учреждений    и организаций, функционирующих на территории области и решающих задачи в интересах области.

       Местный уровень СНЛК формируется на основе учреждений,    организаций, профильных центров, функционирующих на соответствующей территории. Координацию деятельности на местном уровне СНЛК осуществляют соответствующие комиссии по чрезвычайным ситуациям и органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при органах местного самоуправления.

       Объектовый уровень СНЛК состоит в основном из бассейновых,    базовых, складских, производственных лабораторий (заводские, фабричные и др.) государственных предприятий, производственных объединений, акционерных обществ, расположенных на территории области.

       Координацию деятельности СНЛК на объектовом уровне    осуществляют объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям и соответствующие органы управления по делам ГО и ЧС.

       Перечень академических и отраслевых научно-исследовательских    учреждений федерального уровня, входящих в структуру СНЛК, определяется соответствующими министерствами, ведомствами и организациями.

       Академические и отраслевые научно-исследовательские учреждения    в случаях ухудшения радиационной, химической или биологической обстановки на территории Оренбургской области привлекаются к работе в СНЛК по решению координирующих органов РСЧС федерального и регионального уровней.

       4. Главное управление по делам гражданской обороны и    чрезвычайным ситуациям Оренбургской области организует и координирует деятельность учреждений, включенных в СНЛК на подведомственной территории; руководит их деятельностью при ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; контролирует состояние готовности сети наблюдения и лабораторного контроля к действиям в условиях мирного и военного времени; организует обучение, подготовку (переподготовку) специалистов; обеспечивает взаимодействие со специализированными учреждениями Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы безопасности России и Министерства внутренних дел Российской Федерации.

       5. Основу СНЛК Оренбургской области составляют Оренбургская,    Орская, Бузулукская специнспекции государственного экологического контроля и анализа Государственного комитета по охране окружающей среды Оренбургской области, центры Госсанэпиднадзора (ЦГСЭН), ветеринарные лаборатории, проектно-изыскательский центр агрохимической службы "Оренбургский", центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, а также учреждения СНЛК, создаваемые министерствами и ведомствами, органами местного самоуправления для решения задач ОТП РСЧС. Данные учреждения являются головными как наиболее подготовленные к функционированию в режимах повышенной готовности и чрезвычайной ситуации. Состав областной сети наблюдения и лабораторного контроля приведен в приложении 2.

       Головные учреждения СНЛК являются, как правило,    подразделениями постоянной готовности со сроками приведения в готовность 6 - 8 часов. При эвакуации головные учреждения СНЛК рассредотачиваются в загородной зоне, которая подготавливается заблаговременно в соответствии с планом перевода учреждений с мирного на военное время.

       В целях повышения устойчивости функционирования СНЛК в мирное    и военное время головным учреждением назначаются дублеры, на которых возлагаются функции областных учреждений СНЛК. В качестве дублеров используются: один - два районных (городских) центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора первой категории и соответствующие им центры санитарно-эпидемилогического наблюдения (далее ЦСЭН) на железнодорожном транспорте; ветеринарные лаборатории; агрохимлаборатория; станции защиты растений, а также гидрометеорологические станции и специнспекции государственного экологического контроля и анализа Государственного комитета по охране окружающей среды Оренбургской области.

       Перечень головных учреждений и их дублеров территориального и    местного уровней согласовывается с главным управлением по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям области и утверждается распоряжением главы администрации Оренбургской области (приложение 3).

II. ПОРЯДОК ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ СЕТИ НАБЛЮДЕНИЯ
И ЛАБОРАТОРНОГО КОНТРОЛЯ

       6. Функционирование СНЛК осуществляется в трех режимах.

       В режиме повседневной деятельности (мирное время, нормальная    радиационная, химическая, биологическая обстановка, отсутствие эпидемий, эпизоотий, эпифитотий) наблюдение и лабораторный контроль проводятся в объеме задач, установленных учреждению вышестоящим органом.

       Учреждения СНЛК (головные и их дублеры) создают и освежают    запасы материальных средств, занимаются подготовкой и обучением специалистов, поддерживают в готовности лабораторное оборудование и средства передачи информации.

       При осуществлении наблюдения и лабораторного контроля за    потенциально опасными для населения объектами, особое внимание обращают на условия хранения и применения опасных химических, радиоактивных веществ и биологических средств.

       В режиме повышенной готовности (ухудшение производственно    промышленной, радиационной, химической, биологической, метеорологической обстановки, прогноз возможного возникновения чрезвычайной ситуации, актов терроризма и угрозы начала войны) наблюдение и лабораторный контроль проводятся в объеме основных задач СНЛК, предусмотренных настоящим Положением.

       Информация об ухудшении обстановки, обнаружении в воздухе,    почве, воде, растительности, продовольствии, пищевом и фуражном сырье радиоактивных и химически опасных веществ в концентрациях (уровнях радиации), превышающих фоновые значения или предельно допустимые концентрации (предельно допустимые уровни), а также биологических средств, о случаях, опасных для жизни и здоровья, инфекционных заболеваний людей, животных и растений, о случаях высокого загрязнения природной среды передается учреждениями

       СНЛК в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно    в соответствующие территориальные органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

       Передача информации о факте и основных параметрах чрезвычайных    ситуаций осуществляется немедленно, а о масштабах ЧС не позднее двух часов с момента обнаружения по любому из имеющихся средств связи; далее с периодичностью не более 4-х часов в формализованном и неформализованном виде по существующим каналам связи.

       Объем и конкретные формы представления информации по    подчиненности установлены распоряжением главы администрации области от 14.04.98 N 344-р "О порядке сбора и обмена информацией по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Оренбургской области" и постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 1997 года N 1425 "Об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды".

       В режиме чрезвычайной ситуации (возникновение и ликвидация    чрезвычайных ситуаций в мирное время, применение противником современных средств поражения в военное время) наблюдение и лабораторный контроль проводятся в объеме основных и специальных задач, предусмотренных настоящим Положением.

       Экстренная информация об обнаружении в объектах окружающей    среды (воздухе, почве, воде), продуктах питания, пищевом и фуражном сырье радиоактивных, химически опасных веществ в количествах, значительно превышающих фоновые значения или предельно допустимые концентрации (предельно допустимые уровни), а также биологических средств, о массовых вспышках особо опасных инфекций (поражений) людей, животных и растений, о случаях высокого загрязнения окружающей среды передается учреждениями СНЛК в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в соответствующий территориальный орган управления (отдел) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

       Передача экстренной информации (уведомления) осуществляется по    установленным формам и по имеющимся каналам связи немедленно и с последующим письменным подтверждением (донесением) не позднее 2-х часов с момента уведомления о возникновении чрезвычайной ситуации.

       Последующая информация о развитии обстановки передается с    периодичностью не более 4-х часов (если сроки подобных сообщений не оговорены особо).

       7. На академические и отраслевые научно-исследовательские    учреждения, кафедры (лаборатории) высших учебных заведений гигиенического, ветеринарного и др. профилей возлагается:

       - развертывание в чрезвычайных ситуациях на базе своих    лабораторий (подразделений) профильных токсикологических, радиологических центров с возложением на них задач по индикации биологических средств, идентификации выявленных штаммов микроорганизмов, проведению экспертных анализов по токсикологии, радиологии и химико-аналитическим исследованиям;

       - участие в выявлении, оценке и прогнозировании радиационной,    химической и биологической обстановки, складывающейся в районах чрезвычайных ситуаций;

       - проведение (при необходимости) исследовательских научных    экспериментов по определению способов выявления и нормализации РХБ - обстановки.

       8. На Оренбургскую, Орскую, Бузулукскую специнспекции    государственного экологического контроля и анализа Государственного комитета по охране окружающей среды Оренбургской области возлагается:

       - выявление источников загрязнения объектов окружающей    природной среды (воздух, вода, почва) промышленными выбросами (сбросами);

       - качественное и количественное определения загрязняющих    веществ в пробах источников загрязнения и объектах природной среды;

       - определение масштабов загрязнения, выдача заключения об    уровне загрязненности объектов окружающей природной среды (воздух, вода, почва);

       - проведение, по согласованному графику, учащенного    аналитического контроля за уровнем загрязненности объектов окружающей среды до установления нормативов;

       - измерение мощности доз радиоактивного излучения на    контролируемой территории;

       - установление границ радиоактивного загрязнения в районах    чрезвычайных ситуаций;

       - определение удельной и объемной активности радионуклидов в    объектах окружающей среды;

       - определение радионуклидного состава исследуемых проб;

       - организация мониторинга источников антропогенного    воздействия на окружающую природную среду.

       На лабораторию областного центра по гидрометеорологии и    мониторингу окружающей среды возлагается:

       - определение загрязнения атмосферного воздуха, воды открытых    водоемов химически опасными веществами;

       - установление границ химического загрязнения в районах    чрезвычайных ситуаций.

       9. На Оренбургский областной центр по гидрометеорологии и    мониторингу окружающей среды (далее ЦГМС), гидрометеорологические станции и посты областного ЦГМС возлагается:

       - измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности    в районе расположения метеоплощадок;

       - установление наличия химически опасных веществ в атмосферном    воздухе;

       - осуществлять отбор проб воды открытых водоемов, отправлять    их в областной ЦГМС.

       10. В режиме чрезвычайной ситуации на областной, городские,    районные (первой категории) центры государственного санитарно эпидемиологического надзора и соответствующие им ЦСЭН Орского и Оренбургского отделений Южно-Уральской железной дороги, возлагается:

       - проведение в зонах чрезвычайных ситуаций оперативного,    радиационного, химического контроля и прогнозирование сложившейся РХБ - обстановки;

       - проведение специфической индикации возбудителей инфекционных    заболеваний при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени в пробах, отобранных из объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого сырья, а также в материалах, взятых от больных и трупов людей;

       - осуществление идентификации выделенных штаммов    микроорганизмов и токсинов (только для областной ЦГСЭН);

       - проведение санитарной экспертизы продовольствия, питьевой    воды и пищевого сырья, загрязненных радиоактивными, химически опасными веществами с выдачей заключения о пригодности их к использованию по назначению;

       - организация измерения мощности доз радиоактивного излучения    на контролируемой территории;

       - определение удельной и объемной активности радионуклидов в    пробах продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья на контролируемых объектах;

       - установление радионуклидного состава исследуемых проб (кроме    районных ЦГСЭН);

       - определение на контролируемых объектах загрязнения    продовольствия, питьевой воды, пищевого сырья химически опасными веществами.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»