АДМИНИСТРАЦИЯ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 февраля 2012 года № 51а


О комплексе мер по модернизации системы
общего образования Томской области в 2012 году

(с изменениями на 15 января 2013 года)

________________________________________________________________
     Документ с изменениями, внесенными:
     Постановлением Администрации Томской области от 15 января 2013 года № 6а
 _______________________________________________________________



В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации  от 31.05.2011 № 436 «О порядке предоставления в 2011 - 2013 годах субсидий  из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации  на модернизацию региональных систем общего образования», Законом Томской области от 13 декабря 2011 года № 338-ОЗ «Об областном бюджете на 2012 год  и на плановый период 2013 и 2014 годов»

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить комплекс мер по модернизации системы общего образования Томской области в 2012 году согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Томской области разработать и утвердить комплексы мер  по модернизации общего образования муниципальных образований в 2012 году.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить  на заместителя Губернатора Томской области по социальной политике  Акатаева Ч.М.

(Пункт в редакции, введенной в действие Постановлением Администрации Томской области от 15 января 2013 года № 6а, - см. предыдущую редакцию)


Губернатор Томской области
       В.М.Кресс



УТВЕРЖДЕН
постановлением Администрации Томской области
от 15.02.2012 № 51а



Комплекс мер по модернизации системы общего образования
Томской области в 2012 году

1. Текущее состояние системы общего образования Томской области


Текущее состояние системы общего образования Томской области определяется последовательной региональной политикой развития образования  в рамках реализации задач, определенных национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», а также интенсивным продвижением приоритетных направлений развития образования, заданных Планом действий  по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 07.09.2010 № 1507-р о реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

Региональная система общего образования Томской области определяется значениями индикаторов и показателей, заданных национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», Концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы и представлена следующими характеристиками (по состоянию на декабрь 2011 года):

количество дневных государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений - 344 (из них расположенных в городской местности - 109, в сельской - 235);

численность обучающихся в дневных государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях - 99622 человека, из них обучающихся  в общеобразовательных учреждениях, расположенных в городской местности, - 67448 человек, в сельской местности - 32134 человека;

доля обучающихся в общеобразовательных учреждениях, осуществляющих образовательный процесс в условиях, соответствующих современным требованиям, - 69%;

средняя наполняемость классов в дневных государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях - 19,2 человека, в том числе  в городских - 23,8 человека, в сельских - 14,3 человека;

доля общеобразовательных учреждений, применяющих дистанционные образовательные технологии при реализации основных и дополнительных образовательных программ общего образования, - 31,49%;

количество обучающихся на 1 компьютер - 13 человек;

доля учителей, прошедших повышение квалификации для работы  в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее - ФГОС), - 46,56%;

средняя заработная плата учителей дневных государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений за 2011 год -18 416 рублей;

средний возраст учителей - 51 год, из них - город - 46 лет, село - 55 лет;

доля учителей в возрасте до 35 лет - 20,32%;

среднестатистический тестовый балл по единому государственному экзамену (далее - ЕГЭ) выпускников Томской области в 2011 году - 56,47 (среднестатистический тестовый балл ЕГЭ по Российской Федерации - 54,43).

Кроме обозначенных характеристик к активу текущего состояния системы общего образования Томской области относятся:

- отработка механизмов введения новой системы оплаты труда и нормативов подушевого финансирования.

Проект введения нормативного подушевого финансирования  в общеобразовательных учреждениях Томской области реализуется с 2005 года.  В ходе реализации Комплексного проекта модернизации образования за 2008 - 2009 годы система нормативного подушевого финансирования претерпела существенные качественные изменения, обеспечив переход всех школ  на подушевое финансирование.

Рост нормативов финансовых затрат на одного обучающегося  с 2006 года по 2010 год составил 161,0% или 10,2 тыс. рублей.

В течение 2008 года в образовательных учреждениях Томской области внедрялась новая система оплаты труда, утвержденная региональными и муниципальными нормативными правовыми актами. На уровне образовательных учреждений практически отрабатывались различные модели распределения стимулирующей части фонда оплаты труда с учетом поставленных задач  по достижению качества образования. С 2008 года введена двухуровневая модель стимулирования: региональный уровень обеспечивает создание централизованного стимулирующего фонда и условия распределения средств между школами;  на муниципальном уровне производится оценка результатов деятельности школ и фактическое распределение средств между школами;

- разработка модели по формированию кадрового потенциала.

Для развития инновационного образования в регионе формируются кадры, владеющие технологиями выстраивания разветвленной системы поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей.

В системе повышения квалификации транслируются технологии, обеспечивающие достижение обучающимися нового качества образовательных результатов:

- высокий уровень академических достижений, компетенций, необходимых для их успешной социализации в современных социально-экономических условиях региона и страны через новое содержание образования и формирование культуры здорового образа жизни; совершенствуются содержание и подходы к повышению квалификации педагогических кадров через различные активные формы обучения, в том числе дистанционные формы, стажировочные площадки и реализация принципа академической мобильности; внедряется новая форма аттестации педагогических кадров, осуществляется привлечение для работы в системе общего образования талантливых молодых специалистов, магистрантов, аспирантов и создаются комфортные условия для их профессиональной адаптации, в том числе разрабатываются различные варианты решения жилищных вопросов;

- создание условий для развития модели открытого образовательного пространства региона с его специфическими особенностями: многообразие форм сетевого взаимодействия образовательных учреждений и социального партнерства внутри системы образования, а также в ее внешнем окружении; многообразие субъектов, участвующих в разработке и принятии решений в управлении образованием, проектами и программами; использование информационной открытости системы образования на основе информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе, в управлении, сетевом взаимодействии и социальном партнерстве; развитие системы взаимодействия вузов и общеобразовательных учреждений с целью использования их потенциала  для повышения качества образования; развитие региональной модели организации внеурочной деятельности в системе общего образования Томской области;  100-процентная обеспеченность общеобразовательных учреждений интернет-сайтами; сложившаяся системная практика представления открытых аналитических докладов на всех уровнях системы общего образования (школьном, муниципальном, региональном); внедрение технологий электронного документооборота;

- совершенствование региональной системы оценки качества образования  в условиях внедрения компетентностного подхода, которая в перспективе будет использована как механизм управления качеством региональной образовательной системы.

Для достижения показателей, поставленных перед системой общего образования Томской области, использовался программно-целевой подход через:

1) реализацию ведомственных и региональных целевых программ, которые являются составной частью Программы социально-экономического развития Томской области на 2006 - 2010 годы и на период до 2012 года:

«Организация и обеспечение предоставления образовательных услуг  по программам общего образования в областных государственных и муниципальных образовательных учреждениях для детей до 18 лет»;

«Организация различных форм воспитания, дополнительного образования, летнего отдыха, питания и оздоровления детей»;

«Модернизация системы общего образования в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;

«Содействие развитию системы дошкольного образования»;

«Проведение противоаварийных мероприятий в зданиях государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений Томской области»;

«Энергосбережение и повышение энергетической эффективности  на территории Томской области на 2010 - 2012 годы и на перспективу  до 2020 года», в том числе реализация подпрограммы «Школьное окно»;

2) реализацию приоритетного национального проекта «Образование» (далее - ПНПО):

- в конкурсе приняли участие 109 общеобразовательных учреждений (из них 61 общеобразовательное учреждение - победители), внедряющих инновационные  образовательные программы, что составляет 27,39% от общего числа общеобразовательных учреждений Томской области. Гимназии и лицеи, составляющие 12,7% от числа общеобразовательных учреждений Томской области среди победителей ПНПО, составили 35,09%, что подтверждает лидерские позиции данных общеобразовательных учреждений в структуре общего образования. Конкурс способствовал повышению качества образования, увеличению инновационных программ развития и образовательных программ общего образования, внедрению новых управленческих механизмов, новых технологий оценки качества образования;

- в конкурсном отборе лучших учителей приняли участие 940 учителей. Конкурс способствовал выявлению инновационного потенциала системы общего образования, учительства; изменению системы повышения квалификации педагогических работников, насыщению рынка услуг повышения квалификации  за счет вовлечения учителей - победителей ПНПО; формированию сетевой программы повышения квалификации, которая на 90% состоит из модулей, представленных победителями конкурса; распространению инновационного опыта через формирование банка «Опыт лучших учителей Томской области»;

3) реализацию комплекса мер по модернизации системы общего образования:

поэтапное введение ФГОС нового поколения;

укрепление материально-технической базы общеобразовательных учреждений;

модернизация процесса повышения квалификации и переподготовки  педагогических и руководящих кадров;

развитие единого образовательного пространства на основе информационно-телекоммуникационных технологий с целью формирования возможности выбора  индивидуальной образовательной траектории;

введение новой формы аттестации  педагогических кадров;

повышение заработной платы педагогическим работникам, в том числе учителям.

В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Томской области до 2020 года разрабатываются и реализуются:

концепция и стратегия превращения инновационного потенциала образования в ресурс инновационного развития Томской области (от дошкольного к профессиональному образованию);

модели сектора элитного образования (внедрение  в общеобразовательных учреждениях образовательных программ по профилям деятельности Особой экономической зоны технико-внедренческого типа, созданной на территории  г. Томска (далее - ТВЗ); создание Центров открытого образования на базе томских вузов; создание рабочих мест на предприятиях и в бизнес-инкубаторах  для стажировки школьников и студентов, обучающихся по индивидуальным программам и т.д.);

мероприятия по поддержке образовательных учреждений, реализующих инновационные образовательные программы, что позволило создать областное государственное казенное образовательное учреждение «Центр психолого-медико-социального сопровождения» для детей-инвалидов, получающих общее образование на дому с использованием дистанционных образовательных технологий; в трех общеобразовательных учреждениях запустить проект «Электронный учебник»; обеспечить победу МОУ «Северская гимназия»  во Всероссийском конкурсе «Школы Росатома»; МОУ СОШ «Эврика-развитие» войти в число 12 лауреатов конкурса «Школы Сколково»;

проект «Создание региональной инновационной инфраструктуры в условиях перехода к образовательным стандартам нового поколения» на базе Областного государственного бюджетного учреждения «Региональный центр развития образования», которое является Федеральной инновационной площадкой Министерства образования и науки Российской Федерации (приказ Министерства образования и науки РФ от 26 мая 2011 года № 1819 «О присвоении статуса федеральной инновационной площадки»).   

Вместе с тем, на территории Томской области существуют факторы, объективно снижающие уровень эффективности продвижения процессов модернизации системы общего образования, прежде всего, повышения качества образования, к которым относятся:

значительное количество сельских малокомплектных и территориально отдаленных школ (39% от общего количества школ) с обучением в них 13% детей  от общего количества обучающихся;

недостаточный уровень взаимодействия в Открытом образовательном пространстве между стремительно развивающимися открытыми формами управления и организации образовательного процесса.

Дальнейшее развитие системы общего образования Томской области сдерживается несоответствием между:

1) задачей дальнейшего развития процесса модернизации системы общего образования и недостаточным уровнем институализации новых механизмов управления, включая финансовые механизмы;

2) задачами обеспечения нового качества образования и недостаточными количественными и качественными характеристиками действующего кадрового ресурса;

3) новым содержанием образования и необеспеченностью требуемым уровнем разработанных образовательных программ, нацеленных на новое качество образования для формирования конкурентоспособной среды в условиях региона инновационной экономики;

4) уровнем развития образовательной инфраструктуры, включая региональные и муниципальные образовательные сети, и задачами обеспечения современных условий образовательного процесса, доступности качества образования независимо от места жительства;

5) существующей региональной системой оценки качества образования и задачами ее использования в качестве механизма формирования содержания образования и механизма управления региональной образовательной системой.

Объективным фактором, повышающим дальнейшую эффективность продвижения процессов модернизации системы общего образования, является одобрение концепции создания в Томской области Центра образования, исследования и разработок «ИНО Томск - 2020» (распоряжение Правительства РФ от 06.10.2011 № 1756-р), что не только активизирует процессы модернизации общего образования, но и создает ситуацию «неизбежности» улучшающих изменений. Основы данных изменений заложены в ходе реализации Комплексного проекта модернизации образования (2008  -  2009  гг.), приоритетного национального проекта «Образование», региональных целевых программ, когда были разработаны, апробированы и внедрены в практику прозрачные, ориентированные на результат механизмы управления образованием.

Таким образом, текущее состояние региональной общеобразовательной системы подтверждает ее готовность к дальнейшему развитию в том интенсивном режиме изменений, который задан проектом модернизации системы общего образования Томской области (далее - Проект). При этом готовность Томской области обеспечена сложившимися и отработанными новыми управленческими и финансовыми механизмами достижения заданных значений показателей национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы.

2. Итоги модернизации в 2011 году системы общего образования
Томской области


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»