РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 6 октября 2011 года N 1756-р
[О Концепции создания в Томской области Центра образования, исследований и разработок]
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
распоряжения Правительства Российской Федерации от 14 января 2015 года N 22-р
____________________________________________________________________
1. Одобрить прилагаемую Концепцию создания в Томской области Центра образования, исследований и разработок.
2. Минэкономразвития России обеспечить реализацию Концепции создания в Томской области Центра образования, исследований и разработок и ежегодно, в I квартале, представлять в Правительство Российской Федерации доклад о реализации указанной Концепции.
3. Минэкономразвития России, Минфину России, Минобрнауки России, Минрегиону России, Минтрансу России и иным заинтересованным федеральным органам исполнительной власти руководствоваться положениями Концепции, указанной в пункте 1 настоящего распоряжения, при принятии мер по поддержке развития образования и науки, а также создания транспортной, социальной и иной инфраструктуры на территории Томской области, в том числе в рамках разработки и реализации федеральных целевых программ и государственных программ Российской Федерации.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Путин
Концепция создания в Томской области Центра образования, исследований и разработок
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, предусматривает в целях укрепления позиций России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и интеллектуальных услуг переход к инновационному типу развития экономики. Основой для формирования инновационной экономики призваны стать инновационные центры, сочетающие основные компоненты современной инновационной системы - научно-образовательные комплексы, инновационную инфраструктуру, инновационное предпринимательство, а также необходимые условия для жизни и работы инноваторов.
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Сибири до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2010 года N 1120-р, инновационное развитие является для Томской области приоритетным направлением, что соответствует целевым ориентирам Российской Федерации на долгосрочную перспективу.
Уникальный комплекс факторов и конкурентных преимуществ, а также потенциал развития региональной инновационной системы Томской области формируют предпосылки для принятия настоящей Концепции, предусматривающей создание в Томской области Центра образования, исследований и разработок.
Используемые в настоящей Концепции понятия означают следующее:
"Центр" - инновационный центр образования, исследований и разработок, создаваемый на образовательной, научно-исследовательской и производственной базе организаций в Томской области с дополнением необходимых элементов инновационной, транспортной и социальной инфраструктуры, который формирует уникальную предпринимательскую среду (взаимодействие институтов инновационной направленности) с целью достижения инновационного и технологического лидерства по приоритетным направлениям модернизации и развития экономики России;
"научно-образовательный парк" - совокупность организаций, включающая образовательные учреждения высшего профессионального образования, научные организации и элементы инновационной инфраструктуры, расположенные на одной или нескольких территориях и имеющие тесную взаимосвязь;
"университетский кампус" - совокупность административных, образовательных и научных объектов научно-образовательного комплекса, объектов сопутствующей инфраструктуры и других непосредственно связанных с ними объектов;
"центр кластерного развития" - элемент инновационной инфраструктуры, создаваемый в целях развития инновационных кластеров малого и среднего предпринимательства, обеспечивающий кооперационное взаимодействие участников кластера между собой.
Работа по построению региональной инновационной системы в Томской области началась в 1990-х годах.
В 1999 году принят закон Томской области об инновационной деятельности. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 августа 1999 года N 1253-р в 1999-2001 годах в Томской области была подготовлена и реализована межведомственная программа "Совершенствование и апробация механизмов развития научно-образовательной сферы в условиях реформирования экономики на примере Томской области".
В 2002 году в Томской области была принята первая в России региональная инновационная стратегия, определившая общую цель, модель, участников и инструменты формирования региональной инновационной системы. В настоящее время ведется разработка стратегии инновационного развития Томской области на период до 2025 года.
В 2005-2009 годах общее финансирование учреждений научно-образовательного комплекса Томской области составило 64,4 млрд. рублей, в 2010 году - около 21,5 млрд. рублей, или 8 процентов валового регионального продукта области. Общий объем финансирования научной деятельности в 2010 году составил 10,9 млрд. рублей, из них средства внебюджетных источников - 6,5 млрд. рублей. Объем выполненных научно-исследовательских работ в 2005-2010 годах возрос в 2,4 раза и составил 25,5 млрд. рублей. Кроме того, произошло удвоение доли инвестиций в научные исследования и разработки в общем объеме инвестиций в экономику Томской области, а также отмечен значительный рост внутренних затрат на исследования и разработки в валовом региональном продукте при росте удельного веса средств внебюджетных источников.
В развитие инфраструктуры научно-образовательного комплекса в 2005-2010 годах за счет всех источников финансирования было вложено 7,1 млрд. рублей, что обусловлено как высокой потребностью образовательных учреждений высшего профессионального образования в новых площадях для учебных целей (28 процентов потребности в площадях для всех целей), так и потребностью в жилье и социально-бытовой инфраструктуре. В настоящее время доля иногородних и зарубежных студентов, нуждающихся в общежитии, составляет 46 процентов (численность иногородних студентов возросла в 2 раза за последние 3 года), а с учетом молодых ученых - 50 процентов (численность иногородних аспирантов и докторантов возросла на 35 процентов за 2 года). В результате участия томских учреждений высшего профессионального образования в федеральных конкурсах на исследования и разработки в 2005-2009 годах было получено около 1,4 млрд. рублей. Кроме того, в рамках конкурсов, проведенных в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 года N 218 "О мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства" и от 9 апреля 2010 года N 219 "О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования", было получено более 2 млрд. рублей (на 2011-2013 годы).
На сегодняшний день в Томской области сформирована и действует инновационная система, включающая следующие элементы:
региональная нормативно-правовая база, определяющая основные понятия и предусматривающая меры стимулирования деятельности инновационно активных компаний, в том числе возможность предоставления налоговых преференций по региональным налогам, субсидий из областного бюджета и государственных гарантий при получении заемных средств, включающая в себя более десяти нормативных правовых актов;
уникальный научно-образовательный комплекс (10 учреждений, реализующих программы высшего профессионального образования, 6 государственных университетов, 6 институтов Томского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук и 7 институтов Томского научного центра Сибирского отделения Российской академии медицинских наук, 76 субъектов научной деятельности).
Томские университеты являются лидерами российского высшего образования, ведут подготовку специалистов более чем по 300 специальностям, 60 из которых связаны с приоритетными направлениями модернизации и технологического развития России.
В образовательных учреждениях высшего профессионального образования г.Томска обучается около 86 тыс. студентов (каждый 5-й житель г.Томска), более 50 процентов студентов - иногородние, из которых 9 процентов составляют иностранные студенты из 30 стран мира. По концентрации научных сотрудников высшей квалификации г.Томск занимает 1-е место в России (более 5 тыс. докторов и кандидатов наук);
развитая инфраструктура инновационной деятельности Томской области, насчитывающая 39 различных элементов (13 офисов коммерциализации разработок, 7 бизнес-инкубаторов, в том числе при всех университетах, 4 инновационно-технологических центра, 4 центра трансфера технологий, межведомственный центр нанотехнологий "Томскнанотех", Томский венчурный фонд, сеть рискового финансирования, консалтинговые компании в сфере инновационной деятельности).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2005 года N 783 "О создании на территории г.Томска особой экономической зоны технико-внедренческого типа" создана особая экономическая зона, преимущественными направлениями которой являются информационно-коммуникационные и электронные технологии, технологии производства новых материалов и нанотехнологий, биотехнологии и медицинские технологии. Особая экономическая зона расположена на 2 участках (Северная и Южная площадки). На территории указанной особой экономической зоны зарегистрировано 53 резидента, создано 504 рабочих места и произведено инновационной продукции на 0,9 млрд. рублей.
Бюджетное финансирование особой экономической зоны технико-внедренческого типа г.Томска в 2005-2010 годах составило почти 7,2 млрд. рублей (в том числе 4,3 млрд. рублей за счет средств федерального бюджета);
предпринимательская среда инновационной системы Томской области, включающая свыше 100 инновационных промышленных и свыше 300 малых научно-внедренческих предприятий, в том числе 108 предприятий, созданных в рамках реализации программы "Старт" Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Специализация предприятий основывается на максимальном применении интеллекта на всех стадиях создания конечного продукта;
инфраструктура поддержки инновационно ориентированного малого и среднего бизнеса - центры и агентства по развитию предпринимательства, фонды содействия кредитованию, акционерные инвестиционные фонды, микрофинансовые организации, бизнес-инкубаторы, центр кластерного развития, а также механизмы поддержки образования новых компаний. За 2006-2008 годы создано более 100 новых инновационных организаций малой и средней формы.
В осуществлении инновационной политики Томская область столкнулась со следующими ограничениями, препятствующими ее ускоренному инновационному и технологическому развитию:
неравномерное развитие университетов в г.Томске, недостаточно тесная взаимосвязь университетов с научными институтами и между собой, неразвитость университетской среды и сопутствующей инфраструктуры (недостаточно комфортные условия для жизни и обучения студентов, отсутствие ряда элементов университетского кампуса). При интенсивном развитии и росте объемов образовательных услуг, научно-исследовательских работ, выполняемых университетами, в г.Томске пока не сформирован единый инновационный центр, включающий в себя административные, образовательные, социальные объекты и обеспечивающий привлекательные условия для жизни и работы преподавателей и студентов, а также для создания инновационного бизнеса;
недостаточное развитие инновационной инфраструктуры, отсутствие ряда ее компонентов, способствующих масштабированию инновационной деятельности на российском и международном уровнях (технологические бизнес-инкубаторы, инновационные центры по перспективным направлениям, развитие особой экономической зоны технико-внедренческого типа г.Томска). Вследствие ограничения масштабирования инновационная инфраструктура и созданные с ее помощью инновационные компании еще не сформировали доминирующий инновационный сектор в экономике Томской области;
ограниченная транспортная доступность и недостаточно привлекательная среда для жизни и работы научных сотрудников, преподавателей, предпринимателей, замыкающие научную и образовательную деятельность и инновационное развитие в пределах Томской области. Спрос на объекты социальной инфраструктуры в этом субъекте Российской Федерации остается одним из самых высоких. Неразвитость транспортного сообщения сдерживает глобальную конкурентоспособность томских инновационных компаний, ограничивает бизнес-контакты, доступ на российские и мировые рынки, а также обмен высококвалифицированной рабочей силой и высокотехнологичным оборудованием.
Реализация проекта по созданию в Томской области Центра (далее - проект) обеспечит преодоление указанных ограничений, позволит скоординировать усилия на укреплении научно-образовательного комплекса и инновационной инфраструктуры, сформирует условия для результативной поддержки инноваций, основанной на развитии и повышении эффективности государственно-частного партнерства, в том числе через механизмы технологических платформ.
Цель проекта состоит в создании мощного Центра.
Проект является долгосрочным и включает 2 основных этапа:
первый этап (2011-2015 годы) - привлечение и освоение инвестиций (развитие научно-образовательного парка, университетского кампуса, инновационной инфраструктуры, сопутствующей транспортной и социальной инфраструктуры, укрепление среды взаимодействия институтов инновационной направленности, включающее привлечение в Томскую область крупных компаний, развитие потенциала томского научно-образовательного комплекса, непрерывное и многоуровневое образование, инновационное предпринимательство);
второй этап (2016-2020 годы) - масштабирование инновационной деятельности (достижение инновационного и технологического лидерства по приоритетным направлениям модернизации экономики России и ключевых результатов проекта).
Для достижения цели проекта предусмотрена система задач проекта и мероприятий, направленных на решение указанных задач, перечень которых приведен в приложении N 1.
Финансирование мероприятий за счет средств федерального бюджета в 2011-2013 годах осуществляется согласно предусмотренным ассигнованиям. Дополнительное финансирование мероприятий за счет средств федерального бюджета предполагается с использованием результатов конкурсного отбора регионов, активно содействующих развитию инновационного сектора экономики страны, в рамках действующих государственных программ и федеральных целевых программ при планировании новых расходов и применении других инструментов финансовой поддержки.
Кроме того, для выполнения задач проекта ведется проработка следующих мероприятий, являющихся неотъемлемыми элементами проекта и планируемых к реализации на втором этапе его реализации:
создание университетского кампуса в районе левобережья реки Томи;
создание в г.Томске Президентского кадетского корпуса;
строительство корпуса клинико-диагностического центра Учреждения Российской академии медицинских наук Научно-исследовательского института кардиологии Сибирского отделения Российской академии медицинских наук;
организация скоростного движения на участке Новосибирск - Томск, железнодорожный обход г.Томска, вторые главные пути на участке Тайга - Томск;
строительство автодороги Академгородок (Южная площадка особой экономической зоны технико-внедренческого типа г.Томска) - аэропорт Томск.
К 2020 году в Томской области будет сформирован Центр с уникальной предпринимательской средой взаимодействия институтов инновационной направленности, позволяющий обеспечить инновационное и технологическое лидерство по следующим направлениям:
модель непрерывной и многоуровневой системы образования;
энергосберегающие технологии и технические средства для энергоемких отраслей экономики;
наноэлектроника и интеллектуальная силовая электроника;
нанотехнологии, создание перспективных материалов и развитие пучковых, плазменных и электроразрядных технологий;
медицина высоких технологий, медицинские биотехнологии и фармтехнологии;
рациональное природопользование и глубокая переработка природных ресурсов;
ядерные технологии.
В рамках указанных направлений проекта будут получены ключевые комплексные результаты в отношении Российской Федерации, в частности, Томской области, а также бизнеса, научно-образовательного комплекса и населения.
В отношении Российской Федерации, в частности, и Томской области предусматривается достижение следующих результатов реализации проекта:
опробование модели создания Центра на научной, образовательной, научно-исследовательской и производственной базе организаций Томской области, а также определение возможности и направлений внедрения указанной модели в других субъектах Российской Федерации;
налаживание процесса массовой генерации и внедрения инновационной продукции и технологий не только в Томской области и России, но и за рубежом;
осуществление интеграции Томской области в глобальное инновационное пространство.
В отношении научно-образовательного комплекса предусматривается достижение следующих результатов реализации проекта:
завершение формирования устойчиво развивающегося сектора образования, исследований и разработок с выстроенной институциональной структурой, обеспечивающего расширенное воспроизводство знаний на уровне передового опыта ведущих мировых университетов;