Недействующий

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ЗАКОН ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

от 19 августа 2008 года № 172-ОЗ


О внесении изменений в Закон Томской области
"Об утверждении областной целевой программы "Социальное развитие села Томской области до 2010 года"

________________________________________________________
Утратил силу  на основании
Закона Томской области от 10 октября 2011 года № 241-ОЗ
________________________________________________________



Принят
 Постановлением
Государственной Думы
Томской области

от 31.07.2008 № 1513



Статья 1

Внести в Закон Томской области от 19 февраля 2004 года № 30-ОЗ "Об утверждении областной целевой программы "Социальное развитие села Томской области до 2010 года" (Официальные ведомости Государственной Думы Томской области, 2004, № 27 (88), постановление от 29.01.2004 № 1007; 2005, № 46 (107), постановление от 29.09.2005 № 2447; 2006, № 52 (113)-II, постановление от 30.03.2006 № 2968; № 55 (116), постановление от 27.07.2006 № 3294; 2007,  № 6 (128), постановление от 26.07.2007 № 398; № 10 (132)-II, постановление от 29.11.2007 № 769, 2008, № 15 (137), постановление от 24.04.2008 № 1191) следующие изменения:

1) наименование Закона изложить в следующей редакции: "Об утверждении областной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года";

2) в статье 1 слова "до 2010 года" заменить словами "до 2012 года";

3) изложить Приложение к Закону в новой редакции:



"Приложение к Закону Томской области
 "Об утверждении областной целевой программы
"Социальное развитие села Томской области до 2012 года"


ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ДО 2012 ГОДА"


ПАСПОРТ
областной целевой программы
"Социальное развитие села Томской области до 2012 года"

Наименование Программы

Областная целевая программа "Социальное развитие села Томской области до 2012 года"

Основание для разработки Программы

Постановление Правительства Российской Федерации от 03.12.2002. № 858 "Об утверждении Федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года",

Закон Томской области от 19.04.2006 № 79-ОЗ "Об утверждении Программы социально-экономического развития Томской области на период 2006-2010 годы".

Государственный заказчик

Администрация Томской области

Разработчики Программы

Департамент по социально-экономическому развитию села Томской области;

Департамент строительства и архитектуры Томской области;

Департамент модернизации и экономики ЖКХ Администрации Томской области;

Департамент общего образования Томской области;

Департамент здравоохранения Томской области;

Департамент потребительского рынка Администрации Томской области;

Департамент по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области.

Цели Программы

Основными целями Программы являются:

повышение уровня и качества жизни сельского населения на основе повышения уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности;

создание правовых, административных и экономических условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских территорий и реализации Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";

создание условий для улучшения социально-демографической ситуации в сельской местности, расширение рынка труда в сельской местности и обеспечение его привлекательности;

повышение престижности проживания в сельской местности.

Задачи Программы

Основными задачами Программы являются:

улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, и обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе;

улучшение состояния здоровья сельского населения, в том числе на основе повышения роли физкультуры и спорта;

улучшение материально-технического состояния общеобразовательных учреждений в сельской местности;

активизация культурной деятельности на селе;

развитие и расширение информационно-консультационного и правового обслуживания сельского населения;

повышение уровня и качества электро-, водо- и газоснабжения в сельской местности, обеспечение развития телефонной и телекоммуникационной связи в сельской местности;

расширение сети автомобильных дорог с твердым покрытием в сельской местности и их благоустройство;

повышение уровня занятости сельского населения, сохранение и создание новых рабочих мест.

Основные целевые индикаторы и показатели Программы

Обеспечить:

ввод и приобретение 128 тыс. кв. м жилья для граждан, проживающих в сельской местности;

ввод и приобретение 36,4 тыс. кв. м. жилья для молодых семей и молодых специалистов на селе;

уровень газификации домов (квартир) сетевым газом до 15 процентов,

ввод 19500 телефонных номеров;

повысить уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой до 66,4 процента;

привести в нормативное техническое состояние 1,2 тыс. км сельских дорог общего пользования;

улучшить культурное и информационно-консультационное обслуживание сельского населения, ввести в действие 8 информационно-консультационных пунктов.

Сроки и этапы реализации Программы

2004-2012 годы:

I этап - 2004-2005 годы;

II этап - 2006-2010 годы;

III этап - 2011-2012 годы.

Основные мероприятия Программы

Программа включает мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе, развитию в сельской местности сети учреждений образования, здравоохранения, культуры, торгового и бытового обслуживания, информационно-консультационного обеспечения, систем электро-, водо- и газоснабжения, сети автомобильных дорог общего пользования и телекоммуникационной связи.

Исполнители основных мероприятий Программы

Определяются на конкурсной основе в установленном законодательством Российской Федерации порядке

Объемы и источники финансирования Программы

Общий объем финансирования Программы (2004-2007 годы) составляет 2884,8 млн. рублей, в т.ч.:

средства федерального бюджета - 275,5 млн. рублей;

средства областного бюджета - 1588,9 млн. рублей;

средства внебюджетных источников - 1020,4 млн. рублей;

Общий объем финансирования Программы (2008-2010 годы - прогноз) составляет 1653,17 млн. рублей,

в т.ч.: прочие расходы - 261 млн. рублей, гос. кап. вложения - 1137,77 млн. рублей, расходы увеличивающие стоимость основных средств - 254,4 млн. рублей;

в т.ч. по источникам:

средства федерального бюджета - 468,7 млн. рублей; в т.ч. прочие расходы - 78 млн. рублей, гос. кап. вложения -390,7 млн. рублей.

средства областного бюджета - 820,84 млн. рублей;

в т.ч.прочие расходы - 73,8 млн. рублей; гос. кап. вложения - 747,04 млн. рублей;

средства внебюджетных источников - 363,6 млн. рублей;

в т.ч. прочие расходы - 109,2 млн. рублей;

расходы, увеличивающие стоимость основных средств - 254,4 млн. рублей.

Общий объем финансирования Программы (2011-2012 годы - прогноз) составляет 1340 млн. рублей;

в том числе прочие расходы - 134,0 млн. рублей, гос. кап. вложения - 1160,0 млн. рублей; расходы, увеличивающие стоимость основных средств - 46,0 млн. рублей.

в т.ч. по источникам:

средства федерального бюджета - 437  млн. рублей;

в т.ч. прочие расходы - 40,0 млн. рублей, гос. кап. вложения - 397,0 млн. рублей;

средства областного бюджета - 817 млн. рублей;

в т.ч. прочие расходы - 54,0 млн. рублей, гос. кап. вложен. - 763,0 млн. рублей;

средства внебюджетных источников - 86 млн. рублей; в т.ч. прочие расходы - 40,0 млн. рублей, расходы, увеличивающие стоимость основных средств - 46 млн. рублей.

Ожидаемые результаты реализации Программы и показатели ее социально-экономической эффективности

Реализация Программы позволит:

улучшить жилищные условия более 1,6 тыс. сельских семей;

привлечь для проживания на селе 500 молодых семей и молодых специалистов, обеспечив их доступным жильем; повысить уровень газификации домов (квартир) сетевым газом до 15 процентов;

улучшить снабжение сельских потребителей электроэнергией;

довести долю обучающихся в благоустроенных общеобразовательных учреждениях в первую смену до 3000 учащихся;

улучшить информационно-консультационное обслуживание сельского населения;

увеличить материальную базу для занятий физической культурой и спортом учащейся сельской молодежи и населения работающего в сельской местности;

расширить сеть организаций торгово-бытового обслуживания;

повысить уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой до 66,4 процента

обеспечить введение 19500 телефонных номеров;

привести в нормативное техническое состояние 1,2 тыс. км сельских дорог общего пользования.

Контроль за исполнением Программы

Контроль за реализацией мероприятий Программы осуществляет Государственная Дума Томской области, Администрация Томской области.

     

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами

Для успешного решения стратегических задач по наращиванию экономического потенциала аграрного сектора и реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса", а с 2008 года - Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года № 446 (далее - Госпрограмма), требуется системный подход, важнейшей частью которого является осуществление мер по повышению уровня и качества жизни на селе, преодолению дефицита специалистов и квалифицированных рабочих в сельском хозяйстве и других отраслях экономики села.

Сложившаяся на селе ситуация в социальной сфере препятствует формированию социально-экономических условий устойчивого развития агропромышленного комплекса Томской области.

За последние 15 лет в результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли, изменения организационно-экономического механизма развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры села произошло снижение доступности для сельского населения образовательных, медицинских, культурных и торгово-бытовых услуг, увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизнедеятельности.

В основной части сельского жилищного фонда нет элементарных коммунальных удобств. Водопроводом оборудовано 40 процентов сельского жилищного фонда, центральным отоплением - 39 процентов, горячим водоснабжением - 15 процентов площади сельских жилых помещений.

Сокращение инфраструктуры сельских учреждений здравоохранения обусловлено недостаточным инвестированием в развитие этой отрасли в 90-х годах и реструктуризацией в последние годы сети стационарного медицинского обслуживания.

Обеспеченность сельского населения врачами меньше в 1,5 раза по сравнению с городским населением.

За последние годы резко сократилась подготовка в сельских профессиональных училищах специалистов для агропромышленного комплекса. В результате длительного оттока молодежи из села, низкой рождаемости, обострившихся социальных проблем наметилась устойчивая тенденция резкого старения сельского населения. И как следствие этого обострилось положение с обеспеченностью сельскохозяйственных предприятий области кадрами всех уровней.

Численность работающих в сельскохозяйственном секторе Томской области ежегодно уменьшается, за последние 5 лет сократилась на 6,5 тыс. человек (20%). По причине, прежде всего, обострившихся социальных проблем и низкого уровня заработной платы в последние годы возросли темпы выбытия и сменяемости специалистов в сельскохозяйственном производстве.

В связи с увеличением торговых издержек и резким падением платежеспособного спроса сельского населения резко сократилась сеть организаций розничной торговли и общественного питания системы потребительской кооперации. Снизились объемы ее закупочной и производственной деятельности. В то же время частный бизнес в торгово-закупочной сфере на селе пока не получил должного развития. Практически ликвидирована система бытового обслуживания сельского населения Томской области.

Обострилась проблема электроснабжения сельских населенных пунктов. Более 600 км воздушных электрических линий и 184 трансформаторных подстанций, отработавших свой срок, требуют замены, их дальнейшая эксплуатация опасна для жизни потребителей. Одна треть линий электропередачи, принадлежащих муниципальным образованиям, в результате сверхнормативной эксплуатации пришла в ветхое и технически непригодное состояние.

Отсутствует комплекс необходимого технологического оборудования для улучшения качества воды в сельской местности Томской области, при этом 38 процентов  локальных водопроводов нуждаются в реконструкции и полном восстановлении. В результате 60 процентов сельского населения Томской области вынуждены пользоваться водой, не соответствующей санитарным нормам и стандартам.

Основная масса сельского населения Томской области живет в условиях ограниченного информационного поля, а порой вообще находится в информационной изоляции. Телефонная сеть в сельских населенных пунктах Томской области физически и морально изношена.

В результате отсутствия дорог сдерживаются растущие потребности сельскохозяйственных товаропроизводителей, организация выездных форм социального обслуживания сельского населения, развитие торгово-бытового и других видов сервиса. В результате бездорожья 100 тысяч человек, проживающих в сельской местности на территории Томской области, остаются без автобусного сообщения.

Недостаток инвестиций увеличивает сроки строительства объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры в сельской местности Томской области; увеличился сверхнормативный износ основных фондов, сопровождающийся интенсивным сокращением имеющихся объектов социальной сферы и систем жизнеобеспечения.

Задачи государственной аграрной политики, определенные в Федеральном законе от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", Госпрограмме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года № 446, Программе развития сельскохозяйственного производства Томской области до 2012 года, утвержденной распоряжением Администрации Томской области от 29 декабря 2007 года № 580-ра, предусматривают необходимость изменения и возрастания требований к качественным характеристикам и профессиональному составу сельскохозяйственных кадров.

Содействие решению задачи притока молодых специалистов в сельскую местность и закрепления их в аграрном секторе экономики предполагает необходимость формирования в сельской местности базовых условий социального комфорта, в том числе удовлетворения их первоочередной потребности в жилье.

Для обеспечения устойчивого социально-экономического развития сельских территорий Томской области и эффективного функционирования агропромышленного производства необходимо усилить государственную поддержку социального и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности. Ускорить развитие несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности, расширение рынка труда, развитие процессов самоуправления и на этой основе повысить качество и активизацию человеческого потенциала.

Без значительной государственной поддержки в современных условиях муниципальные образования, расположенные в сельской местности, не в состоянии эффективно участвовать в социальных реформах и удовлетворении основных жизненных потребностей проживающего на их территории населения.

Исходя из задач государственной аграрной политики на ближайший период и долгосрочную перспективу для преодоления критического положения в сфере социального развития села необходимо провести комплекс взаимоувязанных мероприятий, которые предусматривается осуществлять в сельских поселениях или сельских поселениях и межселенных территориях, объединенных общей территорией в границах муниципального района, а также в сельских населенных пунктах, входящих в состав городских округов или городских поселений, на территории которых преобладает деятельность, связанная с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции (далее - сельская местность). Перечень сельских населенных пунктов на территории Томской области утверждается постановлением Администрации Томской области.

Таким образом, необходимость разработки и реализации долгосрочной областной целевой программы "Социальное развитие села Томской области до 2012 года" (далее - Программа) обусловлена:

социально-политической остротой проблемы;

потребностью формирования базовых условий социального комфорта для закрепления на селе трудовых ресурсов, обеспечивающих эффективное решение стратегических задач агропромышленного комплекса, в том числе в рамках приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса";

необходимостью решения задачи по обеспечению устойчивого развития сельских территорий, определенной Госпрограммой;

межотраслевым и межведомственным характером проблемы, необходимостью привлечения к ее решению органов законодательной и исполнительной власти на федеральном и областном уровнях, органов местного самоуправления, профсоюзных организаций агропромышленного комплекса и общественных объединений сельских жителей;

приоритетностью государственной поддержки развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры в сельской местности.


2. Основные цели и задачи Программы


Программа разработана для достижения следующих основных целей:

повышение уровня и качества жизни сельского населения на основе повышения уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности;

создание правовых, административных и экономических условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских территорий и реализации Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";

создание условий для улучшения социально-демографической ситуации в сельской местности, расширение рынка труда в сельской местности и обеспечение его привлекательности;

повышение престижности проживания в сельской местности.

Мероприятия Программы направлены на решение следующих основных задач:

улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, и обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе;

стимулирование привлечения и закрепления для работы в социальной сфере и других секторах сельской экономики выпускников высших учебных и средних профессиональных заведений, молодых специалистов;

улучшение состояния здоровья сельского населения путем повышения доступности и качества предоставления первичной медико-санитарной помощи, занятий физической культурой и спортом для предупреждения заболеваний и поддержания высокой работоспособности;

повышение роли физкультуры и спорта для профилактики правонарушений, преодоления распространения наркомании и алкоголизма;

повышение образовательного уровня учащихся сельских школ, приведение качества образования в соответствие с современными требованиями, обеспечивающими конкурентоспособность кадров на рынке труда;

активизация культурной деятельности на селе;

развитие и расширение информационно-консультационного и правового обслуживания сельского населения по вопросам ведения личного подсобного и домашнего хозяйства, развитие несельскохозяйственных видов деятельности;

повышение уровня и качества электро-, водо- и газоснабжения в сельской местности, обеспечение развития телефонной и телекоммуникационной связи в сельской местности;

расширение сети сельских автомобильных дорог с твердым покрытием и их благоустройство;

повышение уровня занятости сельского населения, сохранение и создание новых рабочих мест.

Поставленные в Программе задачи должны решаться путем формирования условий для самодостаточного развития сельских территорий, применения ресурсосберегающих подходов и технологий, создания благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата в сфере обустройства сельских территорий.

Для решения указанных задач предусматриваются:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»