Недействующий


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ


ЗАКОН ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

19 февраля 2004 года № 30-ОЗ

Об утверждении областной целевой программы
"Социальное развитие села  до 2012 года"

(Наименование в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 19 августа 2008 года № 172-ОЗ, - см. предыдущую редакцию)

(с изменениями на 13 мая 2011 года)
________________________________________________________
Утратил силу  на основании
Закона Томской области от 10 октября 2011 года № 241-ОЗ
________________________________________________________

____________________________________________

Документ с изменениями, внесенными

Законом Томской области от 13 мая 2011 года № 88-ОЗ

Законом Томской области от 28 декабря 2010 года № 328-ОЗ

Законом Томской области от 8 июля 2010 года № 126-ОЗ

Законом Томской области от 29 декабря 2009 года № 295-ОЗ

Законом Томской области от 2 ноября 2009 года № 236-ОЗ

Законом Томской области от 7 мая 2009 года № 71-ОЗ

Законом Томской области от 17 марта 2009 года № 36-ОЗ

Законом Томской области от 9 декабря 2008 года № 256-ОЗ

Законом Томской области от 19 августа 2008 года № 172-ОЗ

Законом Томской области от 12 мая 2008 года № 68-ОЗ

Законом Томской области от 17 декабря 2007 № 259-ОЗ

Законом Томской области от 9 августа 2007 года № 161-ОЗ

Законом Томской области от  8.08.06 г. № 165-ОЗ

Законом Томской области от 14.04.06 г. № 77-ОЗ

Законом Томской области от 13.10.05 г. № 188 - ОЗ

_________________________________________

Принят
постановлением
Государственной Думы
Томской области
от 29.01.2004 № 1007


Статья 1

Утвердить областную целевую программу «Социальное развитие села Томской области до 2012 года» согласно приложению.

(Статья в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 19 августа 2008 года № 172-ОЗ, - см. предыдущую редакцию)

Статья 2

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.



Глава Администрации (Губернатор)
Томской области В.М. Кресс


Приложение
(в редакции, введенной в действие
Законом Томской области от 28 декабря 2010 года № 328-ОЗ, -
см. предыдущую редакцию)

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2012 ГОДА"


ПАСПОРТ
ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2012 ГОДА"

(в редакции, введенной в действие
Законом Томской области от 13 мая 2011 года № 88-ОЗ, -
 см. предыдущую редакцию)

Наименование программы

Областная целевая программа "Социальное развитие села Томской области до 2012 года"

Основание разработки Программы

Постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года № 858 «О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2012 года», Закон Томской области от 14.09.2009 № 177-ОЗ «О системе документов стратегического и программно-целевого планирования Томской области

Государственный заказчик

Администрация Томской области

Координатор Программы

Департамент по социально-экономическому развитию села Томской области

Разработчики Программы

Департамент по социально-экономическому развитию села Томской области;

 Департамент архитектуры, строительства и дорожного комплекса Томской области     

Департамент модернизации и экономики ЖКХ Администрации Томской области;

Департамент общего образования Томской области; Департамент здравоохранения Томской области; Департамент потребительского рынка Администрации  Томской области;

Департамент по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области.

Цели Программы

Основными целями Программы являются:

повышение уровня и качества жизни сельского населения на основе повышения уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности;

создание правовых, административных и экономических условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских территорий и реализации Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";

создание условий для улучшения социально-демографической ситуации в сельской местности, расширение рынка труда в сельской местности и обеспечение его привлекательности; повышение престижности проживания в сельской местности

Задачи Программы

Основными задачами Программы являются:

улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, и обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе;

 улучшение состояния здоровья сельского населения, в том числе на основе повышения роли физкультуры и                     спорта; улучшение материально-технического состояния                     общеобразовательных учреждений в сельской местности; активизация культурной деятельности на селе; развитие и расширение информационно-консультационного и правового обслуживания сельского населения;

повышение уровня и качества электро-, водо- и газоснабжения в сельской местности, обеспечение  развития телефонной и телекоммуникационной связи в сельской местности; расширение сети автомобильных дорог с твердым покрытием в сельской местности и их благоустройство; повышение уровня занятости сельского населения, сохранение и создание новых рабочих мест

Основные целевые индикаторы и показатели Программы

Обеспечить:

ввод и приобретение 128 тыс. кв. метров жилья для граждан, проживающих в сельской местности;

ввод и приобретение 36,4 тыс. кв. метров жилья для молодых семей и молодых специалистов на селе;

повысить уровень газификации домов (квартир) сетевым газом до 14 процентов;

повысить уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой до 60 процентов;

улучшить техническое состояние сельских дорог общего пользования; улучшить культурное и информационно-консультационное обслуживание сельского населения, ввести в действие 8 информационно-консультационных пунктов

Сроки и этапы реализации Программы

2004 - 2012 годы:

I этап - 2004 - 2005 годы;

II этап - 2006 - 2010 годы;

III этап - 2011 - 2012 годы;

Основные мероприятия Программы

Программа включает мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе, развитию в сельской местности сети учреждений образования, здравоохранения, культуры, торгового и бытового обслуживания, информационно-консультационного обеспечения, систем электро-, водо- и газоснабжения, сети автомобильных дорог общего пользования и телекоммуникационной связи, комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений

Исполнители основных мероприятий

Программы

Определяются на конкурсной основе в установленном законодательством Российской Федерации порядке

Объемы и источники финансирования Программы

Общий объем финансирования Программы (2004 - 2007 годы) составляет 2879,99 млн рублей, в т.ч.:

средства федерального бюджета - 275,5 млн рублей;

средства областного бюджета - 1584,15 млн рублей;

средства внебюджетных источников - 1020,34 млн рублей. Общий объем финансирования Программы (2008 - 2010 годы) составляет 1763,373 млн рублей, в т.ч.:

прочие расходы - 547,3362 млн рублей;

гос. капвложения - 1094,8491 млн.рублей;

расходы, увеличивающие стоимость основных средств, - 121,1877 млн рублей;

в т.ч. по источникам:

средства федерального бюджета - 459,284 млн. рублей;

средства областного бюджета - 728,3065 млн. рублей;

средства местного бюджета - 145,3758 млн рублей,

средства внебюджетных источников - 430,4067 млн рублей.

Общий объем финансирования Программы (2011 - 2012 годы - прогноз) составляет 616,8 млн рублей; в том числе: прочие расходы - 195,6 млн рублей;

гос. капвложения - 418,2 млн рублей;

расходы, увеличивающие стоимость основных средств, - 3,0 млн рублей;

в т.ч. по источникам:

     средства федерального бюджета -220,1 млн рублей;
     средства областного бюджета - 253,0 млн рублей:
     средства местного бюджета - 46,3 млн. рублей;
     средства внебюджетных источников - 97,4 млн рублей.

Ожидаемые результаты реализации Программы и показатели ее социально - экономической эффективности

Реализация Программы позволит:
     улучшить жилищные условия более 1,6 тыс. сельских семей;
     привлечь для проживания на селе более 600 молодых семей и молодых специалистов, обеспечив их доступным жильем;
     повысить уровень газификации домов (квартир) сетевым газом до 14 процентов;
     улучшить информационно-консультационное обслуживание сельского населения;
     увеличить материальную базу для занятий физической культурой и спортом учащейся сельской молодежи и населения, работающего в сельской местности;
     расширить сеть организаций торгово-бытового обслуживания;
     повысить уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой до 60,0 процентов;
     улучшить техническое состояние сельских дорог общего пользования

Организация управления Программы и контроль за ее реализацией

Контроль за реализацией мероприятий Программы осуществляют  Администрация Томской области



1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ
ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ

Для успешного решения стратегических задач по наращиванию экономического потенциала аграрного сектора и реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса", а с 2008 года - Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года № 446 (далее - Госпрограмма), требуется системный подход, важнейшей частью которого является осуществление мер по повышению уровня и качества жизни на селе, преодолению дефицита специалистов и квалифицированных рабочих в сельском хозяйстве и других отраслях экономики села.

Сложившаяся на селе ситуация в социальной сфере препятствует формированию социально-экономических условий устойчивого развития агропромышленного комплекса Томской области.

За последние 15 лет в результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли, изменения организационно-экономического механизма развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры села произошло снижение доступности для сельского населения образовательных, медицинских, культурных и торгово-бытовых услуг, увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизнедеятельности.

В основной части сельского жилищного фонда нет элементарных коммунальных удобств. Водопроводом оборудовано 40 процентов сельского жилищного фонда, центральным отоплением - 39 процентов, горячим водоснабжением - 15 процентов площади сельских жилых помещений.

Сокращение инфраструктуры сельских учреждений здравоохранения обусловлено недостаточным инвестированием в развитие этой отрасли в 90-х годах и реструктуризацией в последние годы сети стационарного медицинского обслуживания.

Обеспеченность сельского населения врачами меньше в 1,5 раза по сравнению с городским населением.

За последние годы резко сократилась подготовка в сельских профессиональных училищах специалистов для агропромышленного комплекса. В результате длительного оттока молодежи из села, низкой рождаемости, обострившихся социальных проблем наметилась устойчивая тенденция резкого старения сельского населения. И как следствие этого обострилось положение с обеспеченностью сельскохозяйственных предприятий области кадрами всех уровней.

Численность работающих в сельскохозяйственном секторе Томской области ежегодно уменьшается, за последние 5 лет сократилась на 6,5 тыс. человек (20%). По причине, прежде всего, обострившихся социальных проблем и низкого уровня заработной платы в последние годы возросли темпы выбытия и сменяемости специалистов в сельскохозяйственном производстве.

В связи с увеличением торговых издержек и резким падением платежеспособного спроса сельского населения резко сократилась сеть организаций розничной торговли и общественного питания системы потребительской кооперации. Снизились объемы ее закупочной и производственной деятельности. В то же время частный бизнес в торгово-закупочной сфере на селе пока не получил должного развития. Практически ликвидирована система бытового обслуживания сельского населения Томской области.

Обострилась проблема электроснабжения сельских населенных пунктов. Более 600 км воздушных электрических линий и 184 трансформаторных подстанций, отработавших свой срок, требуют замены, их дальнейшая эксплуатация опасна для жизни потребителей. Одна треть линий электропередачи, принадлежащих муниципальным образованиям, в результате сверхнормативной эксплуатации пришла в ветхое и технически непригодное состояние.

Отсутствует комплекс необходимого технологического оборудования для улучшения качества воды в сельской местности Томской области, при этом 38 процентов локальных водопроводов нуждаются в реконструкции и полном восстановлении. В результате 60 процентов сельского населения Томской области вынуждены пользоваться водой, не соответствующей санитарным нормам и стандартам.

Основная масса сельского населения Томской области живет в условиях ограниченного информационного поля, а порой вообще находится в информационной изоляции. Телефонная сеть в сельских населенных пунктах Томской области физически и морально изношена.

В результате отсутствия дорог сдерживаются растущие потребности сельскохозяйственных товаропроизводителей, организация выездных форм социального обслуживания сельского населения, развитие торгово-бытового и других видов сервиса. В результате бездорожья 100 тысяч человек, проживающих в сельской местности на территории Томской области, остаются без автобусного сообщения.

Недостаток инвестиций увеличивает сроки строительства объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры в сельской местности Томской области; увеличился сверхнормативный износ основных фондов, сопровождающийся интенсивным сокращением имеющихся объектов социальной сферы и систем жизнеобеспечения.

Задачи государственной аграрной политики, определенные в Федеральном законе от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", Госпрограмме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года № 446, Программе развития сельскохозяйственного производства Томской области до 2012 года, утвержденной распоряжением Администрации Томской области от 29 декабря 2007 года № 580-ра, предусматривают необходимость изменения и возрастания требований к качественным характеристикам и профессиональному составу сельскохозяйственных кадров.

Содействие решению задачи притока молодых специалистов в сельскую местность и закрепления их в аграрном секторе экономики предполагает необходимость формирования в сельской местности базовых условий социального комфорта, в том числе удовлетворения их первоочередной потребности в жилье.

Для обеспечения устойчивого социально-экономического развития сельских территорий Томской области и эффективного функционирования агропромышленного производства необходимо усилить государственную поддержку социального и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности. Ускорить развитие несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности, расширение рынка труда, развитие процессов самоуправления и на этой основе повысить качество и активизацию человеческого потенциала.

Без значительной государственной поддержки в современных условиях муниципальные образования, расположенные в сельской местности, не в состоянии эффективно участвовать в социальных реформах и удовлетворении основных жизненных потребностей проживающего на их территории населения.

Исходя из задач государственной аграрной политики на ближайший период и долгосрочную перспективу для преодоления критического положения в сфере социального развития села, необходимо провести комплекс взаимоувязанных мероприятий, которые предусматривается осуществлять в сельских поселениях или сельских поселениях и межселенных территориях, объединенных общей территорией в границах муниципального района, а также в сельских населенных пунктах, входящих в состав городских округов или городских поселений, на территории, которых преобладает деятельность, связанная с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции (далее - сельская местность). Перечень сельских населенных пунктов на территории Томской области утверждается постановлением Администрации Томской области.

Таким образом, необходимость разработки и реализации долгосрочной областной целевой программы "Социальное развитие села Томской области до 2012 года" (далее - Программа) обусловлена:

социально-политической остротой проблемы;

потребностью формирования базовых условий социального комфорта для закрепления на селе трудовых ресурсов, обеспечивающих эффективное решение стратегических задач агропромышленного комплекса, в том числе в рамках приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса";

необходимостью решения задачи по обеспечению устойчивого развития сельских территорий, определенной Госпрограммой;

межотраслевым и межведомственным характером проблемы, необходимостью привлечения к ее решению органов законодательной и исполнительной власти на федеральном и областном уровнях, органов местного самоуправления, профсоюзных организаций агропромышленного комплекса и общественных объединений сельских жителей;

приоритетностью государственной поддержки развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры в сельской местности.


2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Программа разработана для достижения следующих основных целей:

повышение уровня и качества жизни сельского населения на основе повышения уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства, в том числе комплексной компактной застройки и благоустройства, населенных пунктов, расположенных в сельской местности;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»