ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
(Наименование в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 19 августа 2008 года № 172-ОЗ, - см. предыдущую редакцию)
(с изменениями на 13 мая 2011 года)
________________________________________________________
Утратил силу на основании
Закона Томской области от 10 октября 2011 года № 241-ОЗ
________________________________________________________
____________________________________________
Документ с изменениями, внесенными
Законом Томской области от 13 мая 2011 года № 88-ОЗ
Законом Томской области от 28 декабря 2010 года № 328-ОЗ
Законом Томской области от 8 июля 2010 года № 126-ОЗ
Законом Томской области от 29 декабря 2009 года № 295-ОЗ
Законом Томской области от 2 ноября 2009 года № 236-ОЗ
Законом Томской области от 7 мая 2009 года № 71-ОЗ
Законом Томской области от 17 марта 2009 года № 36-ОЗ
Законом Томской области от 9 декабря 2008 года № 256-ОЗ
Законом Томской области от 19 августа 2008 года № 172-ОЗ
Законом Томской области от 12 мая 2008 года № 68-ОЗ
Законом Томской области от 17 декабря 2007 № 259-ОЗ
Законом Томской области от 9 августа 2007 года № 161-ОЗ
Законом Томской области от 8.08.06 г. № 165-ОЗ
Законом Томской области от 14.04.06 г. № 77-ОЗ
Законом Томской области от 13.10.05 г. № 188 - ОЗ
_________________________________________
Принят
постановлением
Государственной Думы
Томской области
от 29.01.2004 № 1007
Статья 1
Утвердить областную целевую программу «Социальное развитие села Томской области до 2012 года» согласно приложению.
(Статья в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 19 августа 2008 года № 172-ОЗ, - см. предыдущую редакцию)
Статья 2
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава Администрации (Губернатор)
Томской области В.М. Кресс
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2012 ГОДА"
ПАСПОРТ
ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2012 ГОДА"
(в редакции, введенной в действие
Законом Томской области от 13 мая 2011 года № 88-ОЗ, -
см. предыдущую редакцию)
Наименование программы | Областная целевая программа "Социальное развитие села Томской области до 2012 года" |
Основание разработки Программы | Постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года № 858 «О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2012 года», Закон Томской области от 14.09.2009 № 177-ОЗ «О системе документов стратегического и программно-целевого планирования Томской области |
Государственный заказчик | Администрация Томской области |
Координатор Программы | Департамент по социально-экономическому развитию села Томской области |
Разработчики Программы | Департамент по социально-экономическому развитию села Томской области; Департамент архитектуры, строительства и дорожного комплекса Томской области Департамент модернизации и экономики ЖКХ Администрации Томской области; Департамент общего образования Томской области; Департамент здравоохранения Томской области; Департамент потребительского рынка Администрации Томской области; Департамент по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области. |
Цели Программы | Основными целями Программы являются: повышение уровня и качества жизни сельского населения на основе повышения уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности; создание правовых, административных и экономических условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских территорий и реализации Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; создание условий для улучшения социально-демографической ситуации в сельской местности, расширение рынка труда в сельской местности и обеспечение его привлекательности; повышение престижности проживания в сельской местности |
Задачи Программы | Основными задачами Программы являются: улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, и обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе; улучшение состояния здоровья сельского населения, в том числе на основе повышения роли физкультуры и спорта; улучшение материально-технического состояния общеобразовательных учреждений в сельской местности; активизация культурной деятельности на селе; развитие и расширение информационно-консультационного и правового обслуживания сельского населения; повышение уровня и качества электро-, водо- и газоснабжения в сельской местности, обеспечение развития телефонной и телекоммуникационной связи в сельской местности; расширение сети автомобильных дорог с твердым покрытием в сельской местности и их благоустройство; повышение уровня занятости сельского населения, сохранение и создание новых рабочих мест |
Основные целевые индикаторы и показатели Программы | Обеспечить: ввод и приобретение 128 тыс. кв. метров жилья для граждан, проживающих в сельской местности; ввод и приобретение 36,4 тыс. кв. метров жилья для молодых семей и молодых специалистов на селе; повысить уровень газификации домов (квартир) сетевым газом до 14 процентов; повысить уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой до 60 процентов; улучшить техническое состояние сельских дорог общего пользования; улучшить культурное и информационно-консультационное обслуживание сельского населения, ввести в действие 8 информационно-консультационных пунктов |
Сроки и этапы реализации Программы | 2004 - 2012 годы: I этап - 2004 - 2005 годы; II этап - 2006 - 2010 годы; III этап - 2011 - 2012 годы; |
Основные мероприятия Программы | Программа включает мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе, развитию в сельской местности сети учреждений образования, здравоохранения, культуры, торгового и бытового обслуживания, информационно-консультационного обеспечения, систем электро-, водо- и газоснабжения, сети автомобильных дорог общего пользования и телекоммуникационной связи, комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений |
Исполнители основных мероприятий Программы | Определяются на конкурсной основе в установленном законодательством Российской Федерации порядке |
Объемы и источники финансирования Программы | Общий объем финансирования Программы (2004 - 2007 годы) составляет 2879,99 млн рублей, в т.ч.: средства федерального бюджета - 275,5 млн рублей; средства областного бюджета - 1584,15 млн рублей; средства внебюджетных источников - 1020,34 млн рублей. Общий объем финансирования Программы (2008 - 2010 годы) составляет 1763,373 млн рублей, в т.ч.: прочие расходы - 547,3362 млн рублей; гос. капвложения - 1094,8491 млн.рублей; расходы, увеличивающие стоимость основных средств, - 121,1877 млн рублей; в т.ч. по источникам: средства федерального бюджета - 459,284 млн. рублей; средства областного бюджета - 728,3065 млн. рублей; средства местного бюджета - 145,3758 млн рублей, средства внебюджетных источников - 430,4067 млн рублей. Общий объем финансирования Программы (2011 - 2012 годы - прогноз) составляет 616,8 млн рублей; в том числе: прочие расходы - 195,6 млн рублей; гос. капвложения - 418,2 млн рублей; расходы, увеличивающие стоимость основных средств, - 3,0 млн рублей; в т.ч. по источникам: средства федерального бюджета -220,1 млн рублей; |
Ожидаемые результаты реализации Программы и показатели ее социально - экономической эффективности | Реализация Программы позволит: |
Организация управления Программы и контроль за ее реализацией | Контроль за реализацией мероприятий Программы осуществляют Администрация Томской области |
Для успешного решения стратегических задач по наращиванию экономического потенциала аграрного сектора и реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса", а с 2008 года - Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года № 446 (далее - Госпрограмма), требуется системный подход, важнейшей частью которого является осуществление мер по повышению уровня и качества жизни на селе, преодолению дефицита специалистов и квалифицированных рабочих в сельском хозяйстве и других отраслях экономики села.
Сложившаяся на селе ситуация в социальной сфере препятствует формированию социально-экономических условий устойчивого развития агропромышленного комплекса Томской области.
За последние 15 лет в результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли, изменения организационно-экономического механизма развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры села произошло снижение доступности для сельского населения образовательных, медицинских, культурных и торгово-бытовых услуг, увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизнедеятельности.
В основной части сельского жилищного фонда нет элементарных коммунальных удобств. Водопроводом оборудовано 40 процентов сельского жилищного фонда, центральным отоплением - 39 процентов, горячим водоснабжением - 15 процентов площади сельских жилых помещений.
Сокращение инфраструктуры сельских учреждений здравоохранения обусловлено недостаточным инвестированием в развитие этой отрасли в 90-х годах и реструктуризацией в последние годы сети стационарного медицинского обслуживания.
Обеспеченность сельского населения врачами меньше в 1,5 раза по сравнению с городским населением.
За последние годы резко сократилась подготовка в сельских профессиональных училищах специалистов для агропромышленного комплекса. В результате длительного оттока молодежи из села, низкой рождаемости, обострившихся социальных проблем наметилась устойчивая тенденция резкого старения сельского населения. И как следствие этого обострилось положение с обеспеченностью сельскохозяйственных предприятий области кадрами всех уровней.
Численность работающих в сельскохозяйственном секторе Томской области ежегодно уменьшается, за последние 5 лет сократилась на 6,5 тыс. человек (20%). По причине, прежде всего, обострившихся социальных проблем и низкого уровня заработной платы в последние годы возросли темпы выбытия и сменяемости специалистов в сельскохозяйственном производстве.
В связи с увеличением торговых издержек и резким падением платежеспособного спроса сельского населения резко сократилась сеть организаций розничной торговли и общественного питания системы потребительской кооперации. Снизились объемы ее закупочной и производственной деятельности. В то же время частный бизнес в торгово-закупочной сфере на селе пока не получил должного развития. Практически ликвидирована система бытового обслуживания сельского населения Томской области.
Обострилась проблема электроснабжения сельских населенных пунктов. Более 600 км воздушных электрических линий и 184 трансформаторных подстанций, отработавших свой срок, требуют замены, их дальнейшая эксплуатация опасна для жизни потребителей. Одна треть линий электропередачи, принадлежащих муниципальным образованиям, в результате сверхнормативной эксплуатации пришла в ветхое и технически непригодное состояние.
Отсутствует комплекс необходимого технологического оборудования для улучшения качества воды в сельской местности Томской области, при этом 38 процентов локальных водопроводов нуждаются в реконструкции и полном восстановлении. В результате 60 процентов сельского населения Томской области вынуждены пользоваться водой, не соответствующей санитарным нормам и стандартам.
Основная масса сельского населения Томской области живет в условиях ограниченного информационного поля, а порой вообще находится в информационной изоляции. Телефонная сеть в сельских населенных пунктах Томской области физически и морально изношена.
В результате отсутствия дорог сдерживаются растущие потребности сельскохозяйственных товаропроизводителей, организация выездных форм социального обслуживания сельского населения, развитие торгово-бытового и других видов сервиса. В результате бездорожья 100 тысяч человек, проживающих в сельской местности на территории Томской области, остаются без автобусного сообщения.
Недостаток инвестиций увеличивает сроки строительства объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры в сельской местности Томской области; увеличился сверхнормативный износ основных фондов, сопровождающийся интенсивным сокращением имеющихся объектов социальной сферы и систем жизнеобеспечения.
Задачи государственной аграрной политики, определенные в Федеральном законе от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", Госпрограмме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года № 446, Программе развития сельскохозяйственного производства Томской области до 2012 года, утвержденной распоряжением Администрации Томской области от 29 декабря 2007 года № 580-ра, предусматривают необходимость изменения и возрастания требований к качественным характеристикам и профессиональному составу сельскохозяйственных кадров.
Содействие решению задачи притока молодых специалистов в сельскую местность и закрепления их в аграрном секторе экономики предполагает необходимость формирования в сельской местности базовых условий социального комфорта, в том числе удовлетворения их первоочередной потребности в жилье.
Для обеспечения устойчивого социально-экономического развития сельских территорий Томской области и эффективного функционирования агропромышленного производства необходимо усилить государственную поддержку социального и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности. Ускорить развитие несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности, расширение рынка труда, развитие процессов самоуправления и на этой основе повысить качество и активизацию человеческого потенциала.
Без значительной государственной поддержки в современных условиях муниципальные образования, расположенные в сельской местности, не в состоянии эффективно участвовать в социальных реформах и удовлетворении основных жизненных потребностей проживающего на их территории населения.
Исходя из задач государственной аграрной политики на ближайший период и долгосрочную перспективу для преодоления критического положения в сфере социального развития села, необходимо провести комплекс взаимоувязанных мероприятий, которые предусматривается осуществлять в сельских поселениях или сельских поселениях и межселенных территориях, объединенных общей территорией в границах муниципального района, а также в сельских населенных пунктах, входящих в состав городских округов или городских поселений, на территории, которых преобладает деятельность, связанная с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции (далее - сельская местность). Перечень сельских населенных пунктов на территории Томской области утверждается постановлением Администрации Томской области.
Таким образом, необходимость разработки и реализации долгосрочной областной целевой программы "Социальное развитие села Томской области до 2012 года" (далее - Программа) обусловлена:
социально-политической остротой проблемы;
потребностью формирования базовых условий социального комфорта для закрепления на селе трудовых ресурсов, обеспечивающих эффективное решение стратегических задач агропромышленного комплекса, в том числе в рамках приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса";
необходимостью решения задачи по обеспечению устойчивого развития сельских территорий, определенной Госпрограммой;
межотраслевым и межведомственным характером проблемы, необходимостью привлечения к ее решению органов законодательной и исполнительной власти на федеральном и областном уровнях, органов местного самоуправления, профсоюзных организаций агропромышленного комплекса и общественных объединений сельских жителей;
приоритетностью государственной поддержки развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры в сельской местности.
Программа разработана для достижения следующих основных целей:
повышение уровня и качества жизни сельского населения на основе повышения уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства, в том числе комплексной компактной застройки и благоустройства, населенных пунктов, расположенных в сельской местности;