(с изменениями на 9 августа 2005 года)
_______________________________________________________
Текст докумекнта с изменениями и дополнениями, внесенными
Законом Томской области от 11 августа 2005 года № 125-ОЗ
Законом Томской области от 15.12.04 г. № 250-ОЗ
Законом Томской области от 17.05.04 г. № 58-ОЗ
Законом Томской области от 08.05.03г. № 69-ОЗ
Законом Томской области от 04.10.02г. № 76-ОЗ ("Официальные ведомости" №16 от 28 октября 2002)
_______________________________________________________
Статья 1. Утвердить областную целевую программу "Содействие занятости населения Томской области на 2001-2005 годы" согласно приложению.
Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.
Глава Администрации (Губернатор)
Томской области
В.М. Кресс
Приложение к Закону Томской области
“Об утверждении областной целевой программы
“Содействие занятости населения Томской
области на 2001-2005 годы”
Наименование программы | Содействие занятости населения Томской области на 2001-2005 годы |
Основания для разработки программы | Закон Российской Федерации “О занятости населения в Российской Федерации”; Распоряжение Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 05.06.2000 № 221 - р о разработке Программы содействия занятости населения Томской области |
Государственный заказчик программы | Администрация Томской области |
Основные разработчики программы | Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Томской области при участии департаментов, комитетов, управлений Администрации Томской области, органов местного самоуправления Томской области |
Цель программы | Создание условий для формирования цивилизованного рынка труда, оперативно обеспечивающего работодателей необходимой рабочей силой, а граждан, ищущих работу, соответствующей работой, которая позволяет за счет собственных доходов обеспечить более высокий уровень благосостояния |
Сроки и этапы реализации программы | 2001-2005 годы с ежегодной корректировкой контрольных показателей |
Задачи программы | - совершенствование работы по профилактике безработицы; - повышение эффективности мероприятий активной политики содействия занятости населения на территории Томской области; - формирование системы мониторинга эффективности мероприятий программы содействия занятости населения; - организация системы профилирования безработных граждан, позволяющей повысить эффективность предоставляемых услуг и сократить длительность периода (ов) безработицы; - развитие кадрового потенциала Томской области в соответствии с потребностями формирующейся рыночной экономики через совершенствование системы профессиональной подготовки (переподготовки, повышения квалификации) незанятого и работающего населения; - усиление информационной поддержки политики занятости; - усиление государственного регулирования сферы занятости в районах Томской области |
Основные направления программы | - совершенствование нормативно-правовой базы; - координация деятельности департаментов Администрации Томской области, органов местного самоуправления; - осуществление государственной политики занятости Томской области; - развитие качества рабочей силы, содействие повышению квалификации кадров; - социальная интеграция и поддержка граждан с особыми потребностями (молодежи, женщин, инвалидов, уволенных с военной службы граждан, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы); - содействие мобильности рабочей силы; - улучшение функционирования рынка труда; - научно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение программы; - методическое сопровождение развития районных и городских центров занятости населения |
Ответственные за исполнение программных мероприятий | - Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Томской области (по согласованию); - Департамент развития предпринимательства и реального сектора экономики, Департамент экономики, Департамент социальной защиты населения, Департамент по молодежной политике, физической культуре и спорту, Управление начального профессионального образования, Управление социально-трудовых отношений, Комитет по науке и инновационной политике, Комитет по высшему и среднему профессиональному образованию; - органы местного самоуправления (по согласованию); - районные и городские центры занятости населения (по согласованию); - учебные заведения Томской области (по согласованию); - научные организации Томской области (по согласованию); - Центр профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения (абзац в редакции Закона Томской области от 04.10.02г. № 76-ОЗ -см. предыдущую редакцию) (Строка в редакции, введенной в действие Законом Томской области от 11 августа 2005 года № 125-ОЗ, - см. предыдущую редакцию) |
Объемы и источники финансирования | Прогнозируемые финансовые затраты на реализацию программы составят всего -822,72 млн. руб., из них: - средства федерального бюджета (прогноз) - 798,82 млн. руб. в т.ч. в 2001 г. - 143,47 млн. руб.; - средства областного и местных бюджетов (прогноз) - 23,9 млн. руб. в т.ч. в 2001 г. - 2,4 млн. руб. (из них 0,93 млн. руб. из областного бюджета); - средства работодателей (прогноз) - 38,6 млн. руб. в т.ч. в 2001 г. - 7,0 млн. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы | Реализация программы в течение 2001-2005 годов позволит: - оказать консультационные услуги по вопросам трудоустройства 633,5 тыс. чел., в т.ч. в 2001 г. - 130 тыс. чел.; - повысить сбалансированность спроса и предложения рабочей силы на рынке труда путем заполнения не менее 160 тыс. вакантных рабочих мест, в т.ч. в 2001 г. - 32 тыс. вакансий; - обеспечить трудоустройство на общественные работы 18,0 тыс. чел., в т.ч. в 2001 г. - 3,6 тыс. чел.; - обеспечить занятость 33,2 тыс. подростков в период каникул, в т.ч. в 2001 г. - 5,0 тыс. чел.; - поддержать предпринимательскую инициативу не менее 1,95 тыс. безработных, в т.ч. в 2001 г. - 380 безработных; - обеспечить профессиональное обучение, повышение квалификации и переподготовку с целью последующего трудоустройства 18,9 тыс. безработных и незанятых граждан, в т.ч. в 2001 г. - 3,0 тыс. чел.; - провести профориентационную работу с 184,8 тыс. чел., в т.ч. в 2001 г. - с 35,3 тыс. чел.; - не допустить превышения уровня регистрируемой безработицы к концу 2005 г. - 5,1%, в 2001 г. - 3,2% |
Система управления и контроля за выполнением программы | Контроль за ходом выполнения программы осуществляют: Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Томской области; Администрация Томской области; органы местного самоуправления |
Областная целевая программа “Содействие занятости населения Томской области на 2001-2005 годы” (далее именуется - программа) сориентирована на развитие трудовых ресурсов и создание гибкого рынка труда области в условиях меняющейся макроэкономики страны, обусловленной формированием рыночных отношений. Данная программа обеспечивает преемственность Программы содействия занятости населения Томской области, которая реализовывалась в 1998 - 2000 годы.
Основные положения программы определены исходя из Федерального Закона “О занятости населения в Российской Федерации” и постановления Правительства Российской Федерации от 22 июня 1999 года № 659 “О мерах по поддержанию занятости населения”. Реализация основных положений данной программы увязана с приоритетными направлениями государственной политики занятости населения, сформулированными в Федеральной целевой программе содействия занятости населения Российской Федерации на 2001 год и проекте на 2002-2005 годы.
Подготовка программы осуществлялась с учетом разрабатываемых Администрацией Томской области “Основных направлений социально-экономического развития Томской области на 2001 - 2005 годы”, постановления Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 16 марта 2000 года № 85 “О мерах по реализации Соглашения о социальном партнерстве между Администрацией Томской области, Федерацией профсоюзных организаций области и объединениями работодателей на 2000 - 2001 годы”, а также прогноза рынка труда на 2001 - 2005 годы, подготовленного Департаментом федеральной государственной службы занятости населения по Томской области. При разработке программы учитывались предложения отраслевых департаментов, управлений и комитетов Администрации Томской области, в компетенцию которых входят различные направления деятельности в трудовой сфере.
В программе определены ключевые направления и приоритеты государственной политики занятости населения области на 2001 - 2005 годы при тесном взаимодействии Администрации Томской области, местного самоуправления, службы занятости и работодателей. Реализация мероприятий программы будет осуществляться за счет финансовых средств, предусмотренных в бюджетах всех уровней, а также средств работодателей.
Программа нацелена на создание условий для эффективной занятости населения, выработку у граждан навыков, необходимых для ориентации на рынке труда и получения наилучшей возможности выбора работы в максимально короткое время, на нейтрализацию отрицательных последствий безработицы и смягчение социальных последствий высвобождения рабочей силы, а также поддержку трудовой инициативы граждан.
Преобразования в экономике и изменения структуры собственности, как в стране, так и в Томской области, привели к существенным изменениям в сфере занятости и на рынке труда. В 1999 - 2000 годах отмечены следующие позитивные сдвиги:
· произошел рост численности занятых. В 1999 г. впервые за годы реформ отмечен рост производства промышленной продукции на 3,2% при увеличении численности занятых в экономике на 2,2%. На начало 2000 г. численность занятых в экономике Томской области составляла 470 тыс. человек, из них 302,7 тыс. человек работали на крупных и средних предприятиях. В 2000 г. численность занятого населения увеличилась на 32 тыс. человек, по сравнению с 1999 г., и составила 502 тыс. человек (начиная с 2000 г. в численность занятых включены граждане, занятые в личном подсобном хозяйстве);
· отмечалось уменьшение сальдо приема и выбытия работников по кругу крупных и средних предприятий. В 2000 г. было принято 90 тыс. человек (из них 3,6% - на вновь введенные рабочие места), а выбыло 90,1 тыс. человек (из них 69,3% - по собственному желанию). Тогда как в 1999 г. было принято 74,5 тыс. человек, а выбыло по различным причинам 78,4 тыс. человек;
· масштабы вынужденной неполной занятости населения сокращаются, что указывает на улучшение использования рабочей силы на предприятиях и в организациях. В 2000 г. численность граждан, работающих неполное рабочее время, уменьшилась до 6,7 тыс. человек и составила 74% к уровню 1999 г. Численность работников, которым были предоставлены отпуска без сохранения заработной платы, составила 7,2 тыс. человек, или 57% к уровню 1999 г. Доля работников, работающих неполное рабочее время по инициативе администрации, в общей численности работников предприятий и организаций снизилась с 4,7% в 1999 г. до 1,7% в 2000 г. Удельный вес работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе администрации без сохранения заработной платы, в общей численности работников предприятий понизился с 7,1% в 1999 г. до 4,6% в 2000 г. Общие масштабы вынужденной неполной занятости в 2000 г. составили 6 млн. человеко-часов, что равнозначно невыходу на работу 3 тыс. работников (в 1999 г. соответственно 11,7 млн. человеко-часов и 5,8 тыс. работников);
· произошли изменения в распределении занятого населения по профессиональным группам. Экономика области в последние годы в большей степени приобретает сырьевую ориентацию. Наибольший рост численности занятых граждан отмечен на предприятиях газовой отрасли (на 69,5% - в 1999 г. и на 32,1% - в 2000 г.) и в буровых организациях (на 21,5% - в 2000 г.). В 1999-2000 гг. потребность в кадрах на замену выбывающих и на вновь созданные рабочие места на предприятиях газовой отрасли составила 613 человек, химической и нефтехимической промышленности - 1217 человек, трубопроводного транспорта - 477 человек.
Возросла численность работников легкой промышленности, мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности, а также служащих, занятых в сфере информационно-вычислительного обслуживания, в судебных и юридических организациях. Стабилизировалась занятость специалистов в области образования, здравоохранения, культуры, финансов, кредита, страхования и пенсионного обеспечения.
Снизилась потребность в работниках на предприятиях лесозаготовительной и деревообрабатывающей промышленности, сельского хозяйства, нефтедобычи, в торговле и общественном питании, транспорте, науке. Совокупные потери занятости в названных отраслях только за 2000 г. составили более 5 тыс. человек;
· изменились масштабы занятости населения на предприятиях различных форм собственности - продолжалось перераспределение работающих в сторону уменьшения доли занятых в государственном секторе экономики. Если в 1999 г. доля занятых на государственных предприятиях составляла 28,5%, то в 2000 г. - 26,4% от общей численности занятых в экономике области;
· отмечена значительная занятость граждан в неформальном секторе экономики. По оценке (исходя из баланса трудовых ресурсов в области) в данном секторе экономики занято от 30 до 35 тыс. человек;
· доля рабочих мест с неблагоприятными условиями труда и низкой заработной платой остается значительной. В условиях, не отвечающих требованиям санитарно-гигиеническим норм, в 2000 г. трудились - 12,6% от общей численности работающих. Особенно велика доля работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, на предприятиях черной металлургии - 55,2%; электроэнергетики - 34,2%; машиностроения - 24,4%, производства строительных материалов - 23,8% и др.
Заработная плата является основным источником доходов большей части населения. Однако низкий уровень минимальной оплаты труда, определяющий размер средней заработной платы не только в бюджетной сфере, но и заработной платы во внебюджетном секторе экономики, а также хронические задержки ее выплаты, привели к тому, что заработная плата перестала зависеть от эффективности труда и становится ограничителем для экономического роста промышленности;
· сохраняется низкая территориальная и профессиональная трудовая мобильность рабочей силы. На протяжении последних 5 лет для Томской области характерна тенденция увеличения численности городского и уменьшения численности сельского населения, которая сохранится в ближайшие несколько лет с дальнейшим уменьшением миграционного прироста в городские поселения области. Это обусловлено отсутствием достаточно развитого рынка жилья и низким благосостоянием населения.
Перемены, возникшие в связи с проводимыми реформами и развитием рыночных отношений, требуют организации эффективной внутрипроизводственной системы профессионального обучения и переобучения кадров. Однако неадекватность перемен в системе образования и сложное финансовое состояние предприятий не позволяют решить в полном объеме проблему развития кадрового потенциала области.
На рынке труда области наметились следующие изменения:
· уменьшение общей численности безработных граждан в 1999-2000 гг. За 1999 г. общая численность безработных граждан, рассчитанная по методике МОТ, снизилась на 20,2 тыс. человек и достигла на конец года 50,1 тыс. человек, а в 2000 г. - на 6,3 тыс. человек, составив к концу года 43,8 тыс. человек;
· уменьшение численности безработных, зарегистрированных в органах службы занятости населения. В течение 1999 г. статус безработного имели 40,5 тыс. человек (на конец года 12,5 тыс. человек), в течение 2000 г. соответственно 31,3 и 10,9 тыс. человек. Снизить численность безработных граждан позволила целенаправленная работа органов службы занятости по проведению активной политики на областном рынке труда: трудоустроены около 21,0 тыс. человек, организованы общественные работы для 3,8 тыс. человек, оказана финансовая поддержка на самозанятость 355 человекам, направлены на обучение и переобучение 2,3 тыс. человек. Заметную роль в снижении численности зарегистрированных безработных сыграло трудоустройство на временные рабочие места. В 2000 г. 43% безработных граждан были трудоустроены на условиях временной занятости;
· увеличение в составе безработных граждан доли женщин, лиц предпенсионного возраста, а также граждан, не имеющих опыта работы. Доля женщин среди общей численности безработных в 2000 г. составила 63,4% (в 1999 г. - 60,9%). Среди зарегистрированных безработных на конец 2000 г. доля лиц предпенсионного возраста составила 6,7% (на конец 1999 г. - 5,3%); граждан, не имеющих опыта работы, - 12,8% (на конец 1999 г. - 9,6%); безработных, имеющих длительный (более года) перерыв в работе, - 29% (на конец 1999 г. - 26,4%);
· рост безработицы в сельской местности. В течение 3-х лет доля безработных, проживающих в сельской местности, возросла с 61% до 65%. Основной причиной безработицы в сельской местности является реформирование предприятий и организаций сельского хозяйства и лесной отрасли. Сельское хозяйство области понесло значительные потери, связанные с диспаритетом цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, неплатежами, неполным и несвоевременным бюджетным финансированием. В результате снизился производственный потенциал отрасли. Лесопромышленный комплекс области снизил объемы производства с начала 90-х годов в 4 раза. В последнее время наметилась некоторая стабилизация в этих сферах экономики, однако потребность в кадрах значительно отстает от предложения. Недостаточное количество альтернативных рабочих мест и более низкий, чем у безработных, проживающих в городах, образовательный уровень обусловливают застойный характер сельской безработицы;
· значительная дифференциация районов области по уровню регистрируемой безработицы. Несмотря на снижение уровня безработицы в целом по области, разрыв между максимальным (10,9%) и минимальным (0,5%) значениями его в городах и районах области не сокращался, и к концу 2000 г. максимальное значение этого показателя было выше минимального более чем в 20 раз. В 14 районах и городах уровень безработицы превышал средний уровень по области (2,25%). Наиболее высокий уровень безработицы сохранялся в Каргасокском - 10,9% (от экономически активного населения), Верхнекетском - 10,1%, Кривошеинском - 9,1%, Чаинском - 8,2% районах. Наименьший уровень безработицы отмечен в г. Томске - 0,5%, Томском - 0,8%, Асиновском - 1,2% и Бакчарском - 1,2% районах.
1.2. Прогноз спроса и предложения рабочей силы на 2001-2005 годы
Основная особенность рынка труда Томской области на 2001-2005 гг. будет заключаться в сочетании инерционных процессов, переходящих из прошлых лет, и позитивных изменений, связанных, главным образом, с ростом производства и увеличением объемов инвестиций. В связи с этим спрос на рабочую силу на рынке труда будет обусловлен, с одной стороны, возможными позитивными изменениями основных качественных и количественных факторов трудовой сферы и с другой - дальнейшим развитием тенденций, сложившихся в ретроспективном периоде.
Кроме этого, в указанный период ожидается увеличение предложения рабочей силы за счет демографических факторов (прирост населения трудоспособного возраста превысит 13 тыс. человек, причем миграционный прирост будет невелик - не более 1,9 тыс. человек).
В рассматриваемый период прогнозируется приток в область демобилизованных по срочной службе из ВС РФ военнослужащих и членов их семей трудоспособного возраста в количестве 21,2 тыс. человек.
Продолжение реформирования экономики области в условиях сложного финансового положения предприятий будет сопровождаться высвобождением работников, которое в течение пяти лет может достичь 21 тыс. человек (3-4% от общего числа выбывающих). Наибольшая доля высвобождения работников ожидается в промышленности - 26%, строительстве - 18%, здравоохранении, физкультуре, социальном обеспечении, образовании, культуре и науке - 15%, а также сельском хозяйстве - 9%.
Увеличения спроса на рабочую силу в 2001-2005 гг. практически не ожидается (рост за пять лет составит не более 1 тыс. человек). В этих условиях рост численности занятых в указанном периоде - на 6,3 тыс. человек будет происходить в основном за счет увеличения занятых в личном подсобном хозяйстве.
Особенности проблемы занятости населения в Томской области будут определяться уровнем развития перерабатывающих отраслей промышленности и сельского хозяйства. Свертывание государственного оборонного заказа, недостаток финансовых средств для осуществления конверсии военного производства отразятся на сокращении занятых работников на предприятиях ВПК. Конкурентоспособность лесной и деревообрабатывающей промышленности, подорванная возросшими производственными затратами, отсутствием развитой системы железнодорожного транспорта, может быть восстановлена в случае возврата потерянных рынков сбыта. Для вывода отрасли из кризиса необходимо продолжить начатые в лесопромышленном комплексе реформы, используя прежде всего внутренние резервы, и создать условия для привлечения дополнительных финансовых ресурсов.
В долгосрочной перспективе актуальной проблемой будет повышение эффективности нефтегазового комплекса. Нефтегазовый комплекс и связанные с ним производства образуют основную часть производственного потенциала области, обеспечивают занятость населения и функционирование социальной инфраструктуры в северных районах области. Развитие нефтегазодобычи будет определяться наличием благоприятного инвестиционного климата, развитием конкурентной среды, государственным участием в сфере нефтегазодобычи и совершенствованием системы государственного контроля за соблюдением законодательства при пользовании недрами. Социальной задачей программы газификации области является обеспечение населенных пунктов сельской местности природным газом. Реализация программы также позволит оживить производство в смежных отраслях экономики: машиностроении и металлообработке, приборостроении, химии и нефтехимии, строительстве, промышленности строительных материалов и др. Как следствие будет обеспечено сохранение и создание новых рабочих мест, снижение уровня безработицы, а также расширение налогооблагаемой базы и поступление дополнительных средств в бюджетную сферу области.
Для аграрного сектора Томской области характерны следующие проблемы: экономическая убыточность, деградация основных фондов сельхозпроизводства, низкий уровень инвестиций в аграрном секторе, разрушение инфраструктуры села. Сельское хозяйство области несет значительные потери, связанные с диспаритетом цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, неполным и несвоевременным финансированием за произведенную продукцию. В результате резко снизился производственный и трудовой потенциалы отрасли, восстановление которых невозможно без государственного регулирования, контроля и поддержки.