ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 октября 2012 года N 698-пП
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ "ПРАВО БЫТЬ РАВНЫМ" НА 2012 - 2014 ГОДЫ
(в ред. Постановлений Правительства Пензенской области от 29.12.2012 N 962-пП, от 16.04.2013 N 263-пП, от 22.11.2013 N 870-пП, от 14.03.2014 N 162-пП, от 23.10.2014 N 727-пП)
В целях реализации мер, направленных на государственную поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 N 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", руководствуясь Законом Пензенской области от 22.12.2005 N 906-ЗПО "О Правительстве Пензенской области" (с последующими изменениями), Правительство Пензенской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Комплексную целевую программу Пензенской области "Право быть равным" на 2012 - 2014 годы (далее - Программа).
2. Министерству труда, социальной защиты и демографии Пензенской области (Е.А. Столярова) обеспечить координацию деятельности заинтересованных ведомств и организаций по выполнению мероприятий Программы.
(в ред. Постановления Правительства Пензенской области от 16.04.2013 N 263-пП)
3. Настоящее постановление действует в части, не противоречащей закону Пензенской области о бюджете Пензенской области на очередной финансовый год и плановый период.
4. Настоящее постановление опубликовать в газете "Пензенские губернские ведомости".
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Вице-губернатора Пензенской области.
Губернатор
Пензенской области
В.К.БОЧКАРЕВ
КОМПЛЕКСНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ "ПРАВО БЫТЬ РАВНЫМ" НА 2012 - 2014 ГОДЫ (ДАЛЕЕ - ПРОГРАММА)
(в ред. Постановлений Правительства Пензенской области от 22.11.2013 N 870-пП, от 14.03.2014 N 162-пП, от 23.10.2014 N 727-пП)
Наименование Программы | комплексная целевая программа Пензенской области "Право быть равным" на 2012 - 2014 годы |
Основание для разработки Программы (для программ, планируемых к реализации) | Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 N 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы"; поручение Губернатора Пензенской области В.К. Бочкарева от 13.04.2011 N ВБ. П14-305 |
Государственный заказчик Программы | Правительство Пензенской области |
Ответственный исполнитель Программы | Министерство труда, социальной защиты и демографии Пензенской области |
Соисполнители Программы | - Министерство образования Пензенской области, государственные организации Пензенской области, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляет Министерство образования Пензенской области; |
(в ред. Постановления Правительства Пензенской области от 14.03.2014 N 162-пП) | |
Срок реализации Программы | 01.10.2012 - 31.12.2014 (без разделения на этапы) |
Цель Программы | Обеспечение комплексного подхода в создании благоприятных условий для улучшения жизнедеятельности детей-инвалидов, повышении адаптивных возможностей семей, воспитывающих детей-инвалидов |
Задачи Программы | 1. Профилактика детской инвалидности и организация ранней помощи при рождении ребенка с врожденными нарушениями здоровья, создание и развитие служб раннего вмешательства. |
Целевые группы, на которые направлена деятельность по программе (количественные и качественные характеристики) | 3414 - дети-инвалиды, в том числе: |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы, в том числе в части изменения положения целевых групп | - снижение числа детей, которым впервые установлена инвалидность, до 19 человек (показатель на 10000 детского населения); |
(в ред. Постановления Правительства Пензенской области от 14.03.2014 N 162-пП) | |
Объем и источники финансирования Программы (в текущих ценах года разработки, по годам реализации и источникам финансирования) | В рамках Программы средства бюджета Пензенской области складываются из средств действующих государственных программ Пензенской области: |
(в ред. Постановления Правительства Пензенской области от 14.03.2014 N 162-пП) |
В современном социуме решение вопросов социальной интеграции, адаптации, всестороннего развития, ликвидации всех форм дискриминации детей-инвалидов невозможно без взаимодействия органов государственной власти и институтов гражданского общества.
Защита прав и основных гарантий детей-инвалидов, их социализация и интеграция в общество являются одним из приоритетных направлений политики Правительства Пензенской области.
Абзац исключен. - Постановление Правительства Пензенской области от 14.03.2014 N 162-пП.
Актуальность разработки комплексной целевой программы Пензенской области "Право быть равным" на 2012 - 2014 годы (далее - Программа) обоснована результатами анализа социально-экономического положения детей-инвалидов и семей с детьми-инвалидами в Пензенской области, а также необходимостью концентрации ресурсов в решении вопросов социализации семей с детьми-инвалидами, усиления мер социальной поддержки данной категории населения.
Ухудшение экологической обстановки, несоблюдение правил здорового образа жизни и, как следствие, высокий уровень заболеваемости родителей, особенно матерей, приводят к росту детской инвалидности.
Только 30 процентов новорожденных в Пензенской области могут быть признаны здоровыми. Более половины детей имеют функциональные отклонения, требующие лечебно-коррекционных и реабилитационных мероприятий, лишь каждый третий ребенок может считаться здоровым.
В Пензенской области остается устойчивым показатель детской инвалидности. На протяжении последних лет численность детей-инвалидов сохраняется на уровне 1,6% от общей численности детского населения (2008 - 1,63%, 2009 - 1,59%, 2010 - 1,58%; 2011 - 1,56%).
По данным медицинской статистики по состоянию на 01.01.2012 в Пензенской области проживает 3540 детей-инвалидов (2010 - 3524 ребенка-инвалида). В структуре детской инвалидности (показатель на 10000 детского населения) у детей превалируют: врожденные аномалии - 37,9; психические расстройства - 36,7: болезни нервной системы - 32,6; болезни эндокринной системы - 11,4.
Подавляющее большинство детей-инвалидов в Пензенской области воспитываются в семье. По состоянию на 01.01.2012, 3459 детей-инвалидов проживали в 3398 семьях.
Проблемы, возникшие в семье с ребенком-инвалидом, - неготовность родителей к восприятию ребенка с ограниченными возможностями, финансово-экономические трудности, связанные с лечением и восстановлением утраченных функций больного ребенка, - приводят к изолированности семьи от социума, внутрисемейной стрессовой ситуации и, как следствие, к распаду семьи.
По данным мониторинга, проведенного социальными службами, в Пензенской области дети-инвалиды воспитываются в 21% неполных семьях (от общего количества семей, воспитывающих детей-инвалидов), из которых 8% составляют семьи одиноких матерей. Более половины детей-инвалидов проживают в семьях, доход которых ниже прожиточного минимума. Оба родителя работают и семья имеет постоянный источник дохода в 35,5% семей, в 42% - работает один родитель, в 22,5% - родители не работают или не имеют постоянного источника доходов.
В Пензенской области создана сеть учреждений социального обслуживания населения, осуществляющая комплексную реабилитацию детей-инвалидов и адаптацию семей с детьми-инвалидами:
- ГКУССЗН "Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями", рассчитанное на одновременное пребывание 85 детей, 35 из них - в режиме дневного пребывания;
- ГБСУСО "Нижнеломовский детский дом-интернат для детей с физическими недостатками", рассчитанное на одновременное пребывание 40 детей, в том числе отделение реабилитации для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата на 10 мест;
- ГБСУСО "Мокшанский детский дом-интернат для умственно отсталых детей", рассчитанное на одновременное пребывание 120 детей;
- 8 отделений реабилитации детей-инвалидов при муниципальных учреждениях социального обслуживания населения.
Для ребенка-инвалида основным фактором, определяющим его дальнейшую жизнь, является возможность реализации его социального потенциала. Реабилитация в значительной мере является необходимым условием для образования и дальнейшей социализации, поскольку она обеспечивает возможность развития ребенка в семье и за ее пределами, а также определяет границы его будущей самостоятельности.
Ежегодно порядка 10% семей с детьми-инвалидами и 22% детей-инвалидов получают помощь по реабилитации в специализированных учреждениях (отделениях) реабилитации, порядка 97% из всех детей-инвалидов, состоящих на учете в органах социальной защиты населения, получают социальные услуги.
В 2011 году центрами социального обслуживания населения городов и районов Пензенской области 1352 семьям, воспитывающим ребенка-инвалида, была оказана социально-экономическая помощь на общую сумму 1254,5 тыс. рублей, в том числе денежная - 334 семьям на сумму 775,5 тыс. рублей, вещевая - 418 семьям на сумму 255,4 тыс. рублей и продуктовая - 653 семьям на сумму 223,5 тыс. рублей.
В Пензенской области функционирует сеть образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам начального, общего, основного общего и среднего общего образования, где созданы условия для получения образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.
В настоящее время функционируют 8 государственных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам. В них обучаются 958 детей, из них 387 - дети-инвалиды.
В 2013/2014 учебном году в общеобразовательных организациях Пензенской области обучается 1417 детей-инвалидов и 965 обучающихся в классах для детей с ограниченными возможностями здоровья. Посещает дошкольные образовательные организации 401 ребенок-инвалид.
С целью вовлечения значительной части детей в общий образовательный поток на этапе дошкольного образования в Пензенской области развивается сеть образовательных организаций для детей дошкольного возраста, где открываются группы для детей с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время в дошкольных образовательных организациях функционирует 162 (2443 ребенка) группы (для детей с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, задержки психического развития и т.д.).
В целях расширения доступности образования для детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в Пензенской области реализуется мероприятие "Развитие дистанционного образования детей-инвалидов" (в рамках национального проекта "Образование"), дающее возможность детям-инвалидам обучаться в образовательных организациях на равных условиях. На базе государственного бюджетного образовательного учреждения Пензенской области "Губернский лицей-интернат для одаренных детей" создан Центр дистанционного образования детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования.
Помимо общего образования, учащиеся имеют возможность в дистанционной форме получать дополнительное образование - музыка, роботостроение (лего), кружок английского языка, компьютерной графики - по выбору. В тренажерном зале установлен специализированный тренажер для детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата. Оборудована сенсорная комната. На сегодняшний день 154 ребенка-инвалида обучаются с использованием дистанционных форм.
Детям-инвалидам, состояние здоровья которых исключает возможности их пребывания в общеобразовательных организациях, организовано обучение на дому по основной общеобразовательной или адаптированной образовательной программе. В 2013/2014 учебном году на дому обучаются 605 человек, из них 465 дети-инвалиды.
Однако остается востребованной помощь по реабилитации ребенка с ограниченными возможностями раннего возраста (до трех лет), по сопровождению семьи с ребенком-инвалидом с момента рождения квалифицированными специалистами, в создании условий для самореализации родителей в трудовой и общественной деятельности, для организации отдыха и оздоровления детей-инвалидов и семей с детьми-инвалидами, успешной адаптации и интеграции детей-инвалидов в среду здоровых сверстников.
Решение вышеназванных проблем детей-инвалидов и семей, воспитывающих детей-инвалидов, возможно путем консолидации усилий всех заинтересованных ведомств, организаций, учреждений, институтов гражданского общества. Использование программно-целевого подхода даст возможность комплексно и последовательно принимать меры по улучшению положения детей-инвалидов и семей с детьми-инвалидами.
Программа призвана обеспечить качественный межведомственный подход к созданию благоприятных условий для улучшения жизнедеятельности детей-инвалидов, интеграции детей-инвалидов и семей, воспитывающих детей-инвалидов, в общество.
Программа реализуется в период с 01.10.2012 по 31.12.2014. Этапы Программы не выделяются в связи с тем, что ежегодно предусматривается реализация взаимосвязанных комплексов мероприятий.
Цель Программы - обеспечение комплексного подхода в создании благоприятных условий для улучшения жизнедеятельности детей-инвалидов, повышении адаптивных возможностей семей, воспитывающих детей-инвалидов.
Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:
- профилактики детской инвалидности и организации ранней помощи при рождении ребенка с врожденными нарушениями здоровья, создания и развития служб раннего вмешательства;
- проведении комплексной реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
- интеграции детей-инвалидов и семей, воспитывающих детей-инвалидов, в общество, включающей:
а) организацию профессионального обучения детей-инвалидов к возможной для них трудовой деятельности;
б) организацию сопровождения семей, воспитывающих детей-инвалидов;
в) оказание содействия в трудоустройстве родителей детей-инвалидов;
г) организацию отдыха и оздоровления детей-инвалидов;
д) выявление творческих способностей, поддержку и развитие одаренных детей-инвалидов;
е) создание условий для занятий детей-инвалидов физкультурой и спортом;
- формирования позитивного и заинтересованного отношения здоровых граждан к детям-инвалидам, привлечения внимания общественности к решению проблем детей-инвалидов и семей, воспитывающих детей-инвалидов.
Комплексный подход в создании благоприятных условий для улучшения жизнедеятельности детей-инвалидов, повышении адаптивных возможностей семей, воспитывающих детей-инвалидов, предусматривает выполнение следующих мероприятий:
1. Выявление и учет детей-инвалидов, семей с детьми-инвалидами, мониторинг потребностей родителей, воспитывающих детей-инвалидов, в услугах учреждений социальной сферы.
2. Оказание своевременной медицинской помощи и проведение комплексной реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, способствующей максимально возможному восстановлению утраченных функций ребенка.