ПРАВИТЕЛЬСТВО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 от 1 октября 2012 года N 698-пП

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ "ПРАВО БЫТЬ РАВНЫМ" НА 2012 - 2014 ГОДЫ

 (в ред. Постановлений Правительства Пензенской области от 29.12.2012 N 962-пП, от 16.04.2013 N 263-пП, от 22.11.2013 N 870-пП, от 14.03.2014 N 162-пП, от 23.10.2014 N 727-пП)


В целях реализации мер, направленных на государственную поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 N 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", руководствуясь Законом Пензенской области от 22.12.2005 N 906-ЗПО "О Правительстве Пензенской области" (с последующими изменениями), Правительство Пензенской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Комплексную целевую программу Пензенской области "Право быть равным" на 2012 - 2014 годы (далее - Программа).

2. Министерству труда, социальной защиты и демографии Пензенской области (Е.А. Столярова) обеспечить координацию деятельности заинтересованных ведомств и организаций по выполнению мероприятий Программы.

(в ред. Постановления Правительства Пензенской области от 16.04.2013 N 263-пП)

3. Настоящее постановление действует в части, не противоречащей закону Пензенской области о бюджете Пензенской области на очередной финансовый год и плановый период.

4. Настоящее постановление опубликовать в газете "Пензенские губернские ведомости".

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Вице-губернатора Пензенской области.

Губернатор
Пензенской области
В.К.БОЧКАРЕВ






Утверждена
постановлением
Правительства Пензенской области
от 1 октября 2012 года N 698-пП

КОМПЛЕКСНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ "ПРАВО БЫТЬ РАВНЫМ" НА 2012 - 2014 ГОДЫ (ДАЛЕЕ - ПРОГРАММА)

 (в ред. Постановлений Правительства Пензенской области от 22.11.2013 N 870-пП, от 14.03.2014 N 162-пП, от 23.10.2014 N 727-пП)

ПАСПОРТ комплексной целевой программы Пензенской области

Наименование Программы

комплексная целевая программа Пензенской области "Право быть равным" на 2012 - 2014 годы

Основание для разработки Программы (для программ, планируемых к реализации)

Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 N 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы"; поручение Губернатора Пензенской области В.К. Бочкарева от 13.04.2011 N ВБ. П14-305

Государственный заказчик Программы

Правительство Пензенской области

Ответственный исполнитель Программы

Министерство труда, социальной защиты и демографии Пензенской области

Соисполнители Программы

- Министерство образования Пензенской области, государственные организации Пензенской области, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляет Министерство образования Пензенской области;
Комитет Пензенской области по физической культуре и спорту;
- Управление культуры и архива Пензенской области;
- Министерство здравоохранения Пензенской области;
- государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Пензенская областная детская клиническая больница им. Н.Ф. Филатова" (далее - ГБУЗ "Пензенская областная детская клиническая больница им. Н.Ф. Филатова);
- государственное казенное учреждение системы социальной защиты населения "Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями" (далее - ГКУССЗН "Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями");
- государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания Пензенской области "Мокшанский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" (далее - ГБСУСО "Мокшанский детский дом-интернат для умственно отсталых детей");
- государственное бюджетное образовательное учреждение Пензенской области для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи "Центр психолого-медико-социального сопровождения детей" (далее - ГБОУ Пензенской области "Центр психолого-медико-социального сопровождения детей");
- государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Пензенский колледж искусств" (далее - ГБОУСПО "Пензенский колледж искусств");
- государственное казенное учреждение культуры "Пензенская областная библиотека для детей и юношества" (далее - ГКУК "Пензенская областная библиотека для детей и юношества");
- администрация Белинского района (по согласованию) - муниципальное бюджетное учреждение "Комплексный центр социального обслуживания населения" Белинского района (далее - МБУ КЦСОН) (по согласованию);
- администрация г. Кузнецка (по согласованию);
- муниципальное бюджетное учреждение "Комплексный центр социального обслуживания населения города Кузнецка" (далее - МБУ "КЦСОН города Кузнецка") (по согласованию);
- муниципальное бюджетное учреждение "Комплексный центр социальной помощи семье и детям" Октябрьского района г. Пензы (по согласованию);
- муниципальное бюджетное учреждение "Комплексный центр социальной помощи семье и детям" Тамалинского района" (далее - МБУ "КЦСПСиД" Тамалинского района (по согласованию);
- муниципальное учреждение "Комплексный центр социального обслуживания населения" Каменского района (далее - МУ "КЦСОН" Каменского района (по согласованию);
- администрация г. Заречного (по согласованию);
- муниципальное бюджетное учреждение "Комплексный центр социального обслуживания населения города Заречного Пензенской области" (далее - МБУ "КЦСОН") (по согласованию)

(в ред. Постановления Правительства Пензенской области от 14.03.2014 N 162-пП)

Срок реализации Программы

01.10.2012 - 31.12.2014 (без разделения на этапы)

Цель Программы

Обеспечение комплексного подхода в создании благоприятных условий для улучшения жизнедеятельности детей-инвалидов, повышении адаптивных возможностей семей, воспитывающих детей-инвалидов

Задачи Программы

1. Профилактика детской инвалидности и организация ранней помощи при рождении ребенка с врожденными нарушениями здоровья, создание и развитие служб раннего вмешательства.
2. Проведение комплексной реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
3. Интеграция детей-инвалидов и семей, воспитывающих детей-инвалидов, в общество:
- организация профессионального обучения детей-инвалидов
к возможной для них трудовой деятельности;
- организация сопровождения семей, воспитывающих детей-инвалидов;
- оказание содействия в трудоустройстве родителей детей-инвалидов;
- организация отдыха и оздоровления детей-инвалидов;
- выявление творческих способностей, поддержка и развитие одаренных детей-инвалидов;
- создание условий для занятий детей-инвалидов
физкультурой и спортом.
4. Формирование позитивного и заинтересованного отношения здоровых граждан к детям-инвалидам, привлечение внимания общественности к решению проблем детей-инвалидов и семей, воспитывающих детей-инвалидов

Целевые группы, на которые направлена деятельность по программе (количественные и качественные характеристики)

3414 - дети-инвалиды, в том числе:
713 - дети-инвалиды в возрасте до трех лет;
5986 - родители (лица, их заменяющие) детей-инвалидов;
- 205 - работники медицинских, социальных, образовательных организаций и других учреждений и организаций, предоставляющих реабилитационные и абилитационные услуги детям-инвалидам;
10 - общественные организации;
80 - волонтеры, оказывающие помощь детям-инвалидам;
- здоровые дети и их родители

Ожидаемые конечные результаты реализации программы, в том числе в части изменения положения целевых групп

- снижение числа детей, которым впервые установлена инвалидность, до 19 человек (показатель на 10000 детского населения);
- увеличение числа детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте до трех лет (дети-инвалиды в возрасте до трех лет), получивших реабилитационные услуги, до 70%;
- увеличение числа детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги в специализированных центрах (отделениях) реабилитации, от общей численности детей-инвалидов до 48%;
- увеличение количества семей с детьми-инвалидами, получивших социальные услуги, от общего количества семей
с детьми-инвалидами до 80%;
- увеличение количества семей с детьми-инвалидами, получивших социальные услуги в группах кратковременного, дневного пребывания, до 8,0%;
- оказание содействия детям-инвалидам в оздоровлении и отдыхе в общей численности детей-инвалидов школьного возраста до 0,5%;
- оказание содействия в трудоустройстве родителей детей-инвалидов - 30 чел.;
- увеличение числа детей-инвалидов, систематически занимающихся физкультурой и спортом, до 35%;
- увеличение числа привлеченных некоммерческих организаций к решению проблем детей-инвалидов до 10 организаций;
- увеличение количества волонтеров, оказывающих услуги детям-инвалидам, семьям с детьми-инвалидами, до 80 чел.

(в ред. Постановления Правительства Пензенской области от 14.03.2014 N 162-пП)

Объем и источники финансирования Программы (в текущих ценах года разработки, по годам реализации и источникам финансирования)

В рамках Программы средства бюджета Пензенской области складываются из средств действующих государственных программ Пензенской области:
<1> средств бюджета Пензенской области,
направленных на реализацию подпрограммы 1 "Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей" государственной программы Пензенской области "Развитие образования в Пензенской области на 2014 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Пензенской области от 30.10.2013 N 804-пП (с последующими изменениями);
- 1750000,0 руб. - средства бюджета Пензенской области, в том числе:
2014 год - 1750000,0 руб.;
<2> средств бюджета Пензенской области, направленных на реализацию:
- подпрограммы 2 "Социальная поддержка детей Пензенской области" государственной программы Пензенской области "Социальная поддержка граждан в Пензенской области на 2014 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Пензенской области от 30.10.2013 N 805-пП;
- 142150,0 руб. - средства бюджета Пензенской области, в том числе:
2014 год - 142150,0 руб.;
- подпрограммы 5 "Обеспечение граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, стационарным обслуживанием и реабилитационными услугами" государственной программы Пензенской области "Социальная поддержка граждан в Пензенской области на 2014 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Пензенской области от 30.10.2013 N 805-пП;
- 2345500,0 руб. - средства бюджета Пензенской области, в том числе:
2014 год - 2345500,0 руб.;
<3> средств бюджета Пензенской области, направленных на реализацию подпрограммы 1 "Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи" государственной программы "Развитие здравоохранения Пензенской области на 2014 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Пензенской области от 02.10.2013 N 743-пП (с последующими изменениями);
- 4977000,0 руб. - средства бюджета Пензенской области, в том числе:
2014 год - 4977000,0 руб.;
<6> средств бюджета Пензенской области, направленных на реализацию:
- подпрограммы 1 "Развитие физической культуры и массового спорта в Пензенской области" государственной программы "Развитие физической культуры и спорта в Пензенской области на 2014 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Пензенской области от 01.11.2013 N 812-пП;
- 140000,0 руб. - средства бюджета Пензенской области, в том числе:
2014 год - 140000,0 руб.;
- подпрограммы 2 "Развитие спорта высших достижений и системы подготовки спортивного резерва в Пензенской области" государственной программы "Развитие физической культуры и спорта в Пензенской области на 2014 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Пензенской области от 01.11.2013 N 812-пП;
- 300000,0 руб. - средства бюджета Пензенской области, в том числе:
2014 год - 300000,0 руб.
Общий объем средств бюджета Пензенской области составляет 58020326,0 руб., в том числе по годам:
2012 год - 26176800,0 руб.;
2013 год - 22188876,0 руб.;
2014 год - 9654650,0 руб.;
- 1543313,0 руб. - средства бюджетов муниципальных районов и городских округов Пензенской области, предусмотренные на социальную поддержку детей-инвалидов и семей с детьми-инвалидами, в том числе по годам:
2012 год - 593438,0 руб.;
2013 год - 525438,0 руб.;
2014 год - 424437,0 руб.;
- 9991910,0 руб. - средства, запрашиваемые в виде гранта из бюджета Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе по годам:
2012 год - 1994330,0 руб.;
2013 год - 6069636,0 руб.;
2014 год - 1927944,0 руб.
Общий объем денежных средств, предусмотренных на реализацию мероприятий Программы в 2012 - 2014 годах, за счет всех источников финансирования составит 69555549,0 руб.,
в том числе по годам:
2012 год - 28764568,0 руб.;
2013 год - 28783950,0 руб.;
2014 год - 12007031,0 руб.

(в ред. Постановления Правительства Пензенской области от 14.03.2014 N 162-пП)

1. Обоснование проблемы организации системной помощи, абилитации и реабилитации детей-инвалидов и детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, профилактики инвалидности, интеграции детей-инвалидов и семей, воспитывающих детей-инвалидов, в общество


В современном социуме решение вопросов социальной интеграции, адаптации, всестороннего развития, ликвидации всех форм дискриминации детей-инвалидов невозможно без взаимодействия органов государственной власти и институтов гражданского общества.

Защита прав и основных гарантий детей-инвалидов, их социализация и интеграция в общество являются одним из приоритетных направлений политики Правительства Пензенской области.

Абзац исключен. - Постановление Правительства Пензенской области от 14.03.2014 N 162-пП.

Актуальность разработки комплексной целевой программы Пензенской области "Право быть равным" на 2012 - 2014 годы (далее - Программа) обоснована результатами анализа социально-экономического положения детей-инвалидов и семей с детьми-инвалидами в Пензенской области, а также необходимостью концентрации ресурсов в решении вопросов социализации семей с детьми-инвалидами, усиления мер социальной поддержки данной категории населения.

Ухудшение экологической обстановки, несоблюдение правил здорового образа жизни и, как следствие, высокий уровень заболеваемости родителей, особенно матерей, приводят к росту детской инвалидности.

Только 30 процентов новорожденных в Пензенской области могут быть признаны здоровыми. Более половины детей имеют функциональные отклонения, требующие лечебно-коррекционных и реабилитационных мероприятий, лишь каждый третий ребенок может считаться здоровым.

В Пензенской области остается устойчивым показатель детской инвалидности. На протяжении последних лет численность детей-инвалидов сохраняется на уровне 1,6% от общей численности детского населения (2008 - 1,63%, 2009 - 1,59%, 2010 - 1,58%; 2011 - 1,56%).

По данным медицинской статистики по состоянию на 01.01.2012 в Пензенской области проживает 3540 детей-инвалидов (2010 - 3524 ребенка-инвалида). В структуре детской инвалидности (показатель на 10000 детского населения) у детей превалируют: врожденные аномалии - 37,9; психические расстройства - 36,7: болезни нервной системы - 32,6; болезни эндокринной системы - 11,4.

Подавляющее большинство детей-инвалидов в Пензенской области воспитываются в семье. По состоянию на 01.01.2012, 3459 детей-инвалидов проживали в 3398 семьях.

Проблемы, возникшие в семье с ребенком-инвалидом, - неготовность родителей к восприятию ребенка с ограниченными возможностями, финансово-экономические трудности, связанные с лечением и восстановлением утраченных функций больного ребенка, - приводят к изолированности семьи от социума, внутрисемейной стрессовой ситуации и, как следствие, к распаду семьи.

По данным мониторинга, проведенного социальными службами, в Пензенской области дети-инвалиды воспитываются в 21% неполных семьях (от общего количества семей, воспитывающих детей-инвалидов), из которых 8% составляют семьи одиноких матерей. Более половины детей-инвалидов проживают в семьях, доход которых ниже прожиточного минимума. Оба родителя работают и семья имеет постоянный источник дохода в 35,5% семей, в 42% - работает один родитель, в 22,5% - родители не работают или не имеют постоянного источника доходов.

В Пензенской области создана сеть учреждений социального обслуживания населения, осуществляющая комплексную реабилитацию детей-инвалидов и адаптацию семей с детьми-инвалидами:

- ГКУССЗН "Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями", рассчитанное на одновременное пребывание 85 детей, 35 из них - в режиме дневного пребывания;

- ГБСУСО "Нижнеломовский детский дом-интернат для детей с физическими недостатками", рассчитанное на одновременное пребывание 40 детей, в том числе отделение реабилитации для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата на 10 мест;

- ГБСУСО "Мокшанский детский дом-интернат для умственно отсталых детей", рассчитанное на одновременное пребывание 120 детей;

- 8 отделений реабилитации детей-инвалидов при муниципальных учреждениях социального обслуживания населения.

Для ребенка-инвалида основным фактором, определяющим его дальнейшую жизнь, является возможность реализации его социального потенциала. Реабилитация в значительной мере является необходимым условием для образования и дальнейшей социализации, поскольку она обеспечивает возможность развития ребенка в семье и за ее пределами, а также определяет границы его будущей самостоятельности.

Ежегодно порядка 10% семей с детьми-инвалидами и 22% детей-инвалидов получают помощь по реабилитации в специализированных учреждениях (отделениях) реабилитации, порядка 97% из всех детей-инвалидов, состоящих на учете в органах социальной защиты населения, получают социальные услуги.

В 2011 году центрами социального обслуживания населения городов и районов Пензенской области 1352 семьям, воспитывающим ребенка-инвалида, была оказана социально-экономическая помощь на общую сумму 1254,5 тыс. рублей, в том числе денежная - 334 семьям на сумму 775,5 тыс. рублей, вещевая - 418 семьям на сумму 255,4 тыс. рублей и продуктовая - 653 семьям на сумму 223,5 тыс. рублей.

В Пензенской области функционирует сеть образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам начального, общего, основного общего и среднего общего образования, где созданы условия для получения образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.

В настоящее время функционируют 8 государственных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам. В них обучаются 958 детей, из них 387 - дети-инвалиды.

В 2013/2014 учебном году в общеобразовательных организациях Пензенской области обучается 1417 детей-инвалидов и 965 обучающихся в классах для детей с ограниченными возможностями здоровья. Посещает дошкольные образовательные организации 401 ребенок-инвалид.

С целью вовлечения значительной части детей в общий образовательный поток на этапе дошкольного образования в Пензенской области развивается сеть образовательных организаций для детей дошкольного возраста, где открываются группы для детей с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время в дошкольных образовательных организациях функционирует 162 (2443 ребенка) группы (для детей с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, задержки психического развития и т.д.).

В целях расширения доступности образования для детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в Пензенской области реализуется мероприятие "Развитие дистанционного образования детей-инвалидов" (в рамках национального проекта "Образование"), дающее возможность детям-инвалидам обучаться в образовательных организациях на равных условиях. На базе государственного бюджетного образовательного учреждения Пензенской области "Губернский лицей-интернат для одаренных детей" создан Центр дистанционного образования детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Помимо общего образования, учащиеся имеют возможность в дистанционной форме получать дополнительное образование - музыка, роботостроение (лего), кружок английского языка, компьютерной графики - по выбору. В тренажерном зале установлен специализированный тренажер для детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата. Оборудована сенсорная комната. На сегодняшний день 154 ребенка-инвалида обучаются с использованием дистанционных форм.

Детям-инвалидам, состояние здоровья которых исключает возможности их пребывания в общеобразовательных организациях, организовано обучение на дому по основной общеобразовательной или адаптированной образовательной программе. В 2013/2014 учебном году на дому обучаются 605 человек, из них 465 дети-инвалиды.

Однако остается востребованной помощь по реабилитации ребенка с ограниченными возможностями раннего возраста (до трех лет), по сопровождению семьи с ребенком-инвалидом с момента рождения квалифицированными специалистами, в создании условий для самореализации родителей в трудовой и общественной деятельности, для организации отдыха и оздоровления детей-инвалидов и семей с детьми-инвалидами, успешной адаптации и интеграции детей-инвалидов в среду здоровых сверстников.

Решение вышеназванных проблем детей-инвалидов и семей, воспитывающих детей-инвалидов, возможно путем консолидации усилий всех заинтересованных ведомств, организаций, учреждений, институтов гражданского общества. Использование программно-целевого подхода даст возможность комплексно и последовательно принимать меры по улучшению положения детей-инвалидов и семей с детьми-инвалидами.

Программа призвана обеспечить качественный межведомственный подход к созданию благоприятных условий для улучшения жизнедеятельности детей-инвалидов, интеграции детей-инвалидов и семей, воспитывающих детей-инвалидов, в общество.

2. Цель и задачи, сроки реализации Программы


Программа реализуется в период с 01.10.2012 по 31.12.2014. Этапы Программы не выделяются в связи с тем, что ежегодно предусматривается реализация взаимосвязанных комплексов мероприятий.

Цель Программы - обеспечение комплексного подхода в создании благоприятных условий для улучшения жизнедеятельности детей-инвалидов, повышении адаптивных возможностей семей, воспитывающих детей-инвалидов.

Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:

- профилактики детской инвалидности и организации ранней помощи при рождении ребенка с врожденными нарушениями здоровья, создания и развития служб раннего вмешательства;

- проведении комплексной реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;

- интеграции детей-инвалидов и семей, воспитывающих детей-инвалидов, в общество, включающей:

а) организацию профессионального обучения детей-инвалидов к возможной для них трудовой деятельности;

б) организацию сопровождения семей, воспитывающих детей-инвалидов;

в) оказание содействия в трудоустройстве родителей детей-инвалидов;

г) организацию отдыха и оздоровления детей-инвалидов;

д) выявление творческих способностей, поддержку и развитие одаренных детей-инвалидов;

е) создание условий для занятий детей-инвалидов физкультурой и спортом;

- формирования позитивного и заинтересованного отношения здоровых граждан к детям-инвалидам, привлечения внимания общественности к решению проблем детей-инвалидов и семей, воспитывающих детей-инвалидов.

3. Перечень программных мероприятий и ожидаемые результаты


Комплексный подход в создании благоприятных условий для улучшения жизнедеятельности детей-инвалидов, повышении адаптивных возможностей семей, воспитывающих детей-инвалидов, предусматривает выполнение следующих мероприятий:

1. Выявление и учет детей-инвалидов, семей с детьми-инвалидами, мониторинг потребностей родителей, воспитывающих детей-инвалидов, в услугах учреждений социальной сферы.

2. Оказание своевременной медицинской помощи и проведение комплексной реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, способствующей максимально возможному восстановлению утраченных функций ребенка.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»