Недействующий

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ЗАКОН ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

от 30 июня 2009 года N 1753-ЗПО


О внесении изменений в Закон Пензенской области "О Стратегии социально-экономического развития Пензенской области на долгосрочную перспективу (до 2021 года)"

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Закона Пензенской обл. от 15.05.2019 N 3323-ЗПО, вступившего в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
____________________________________________________________________

Принят
Законодательным Собранием
Пензенской области
26 июня 2009 года

Статья 1


Внести в Стратегию социально-экономического развития Пензенской области на долгосрочную перспективу (до 2021 года), утвержденную Законом Пензенской области от 4 сентября 2007 года N 1367-ЗПО "О Стратегии социально-экономического развития Пензенской области на долгосрочную перспективу (до 2021 года)" (Ведомости Законодательного Собрания Пензенской области, 2007, N 42 часть 2) изменения, изложив ее в новой редакции согласно приложению.

Статья 2


Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.



Губернатор Пензенской области
В.К.Бочкарев


г. Пенза

30 июня 2009 года

N 1753-ЗПО

Приложение
к Закону Пензенской области
"О внесении изменений
в Закон Пензенской области
"О Стратегии социально-экономического
развития Пензенской области
на долгосрочную перспективу (до 2021 года)"



СТРАТЕГИЯ
социально-экономического развития Пензенской области на долгосрочную перспективу (до 2021 года)

Введение


Стратегия социально-экономического развития Пензенской области на долгосрочную перспективу (до 2021 года) (далее - Стратегия) - это система политик и мер государственного управления, нацеленных на создание условий для инновационного развития, укрепление позиций Пензенской области среди субъектов Российской Федерации и в системе мирохозяйственных связей.

Высокий уровень социального и культурного развития населения области является приоритетной целью деятельности органов государственной власти Пензенской области.

При этом следует подчеркнуть, что Стратегия определяет приоритетные направления деятельности не только органов государственной власти Пензенской области (законодательной и исполнительной), но и органов местного самоуправления, общественных и деловых кругов.

Исторически Пензенская область являлась развитым сельскохозяйственным регионом. С середины ХХ века стал динамично развиваться промышленным сектор, ориентированный на потребности базовых секторов экономики России - нефтегазового и энергетического комплексов, оборонного сектора и железнодорожного транспорта. Традиционной миссией для Пензенской области является обеспечение Москвы и городов Поволжья и Центральной России сельхозпродукцией и продуктами питания, а базовых секторов хозяйства страны - широким спектром технологического оборудования.

В 1960-1980 гг. произошел значительный отток экономически активного населения Пензенской области. Это было связано с реализацией крупнейших промышленных и инфраструктурных проектов в Поволжье, Сибири и на Дальнем Востоке. В 1970-е гг. область потеряла более 100 тыс. человек трудоспособного населения, что существенно сократило потенциал развития региона и заложило основы существующего в регионе демографического спада. Потребность в трудовых ресурсах для реализации крупных индустриальных проектов в Восточной Сибири и Забайкалье создает риск новой волны оттока населения.

Стратегия направлена на сохранение и укрепление позиций Пензенской области в экономике Российской Федерации за счет эффективного использования производственного, человеческого и культурно-исторического потенциала, перехода на инновационный путь развития. Пензенская область должна стать важным элементом складывающейся современной экономики Европейской части Российской Федерации и активно включиться в процессы глобализации. Выполнение этой миссии возможно при условии обеспечения высокого качества и уровня жизни населения, создания широких возможностей для самореализации граждан.

Стратегия исходит из целевых ориентиров, заданных в программных документах федерального уровня:

ежегодном Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации;

Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года").

Основные цели разработки Стратегии:

1) усиление взаимосвязи между долгосрочными приоритетами развития и реализацией мероприятий среднесрочной и краткосрочной социально-экономической политики в регионе;

2) формирование основы для совместных действий органов государственной власти Пензенской области, органов местного самоуправления, представителей бизнеса и общественных организаций.

Стратегия определяет приоритетные направления социально-экономического развития Пензенской области и служит основой для мероприятий Программы социально-экономического развития Пензенской области на среднесрочную перспективу, долгосрочных областных и муниципальных целевых программ, перспективных и краткосрочных прогнозов социально-экономического развития, бюджетов и законодательных инициатив. Стратегия разработана с учетом оценки потенциала социально-экономического развития Пензенской области, анализа конкурентных преимуществ и ресурсных ограничений.

При разработке Стратегии учтены мировые тенденции развития и опыт построения социально ориентированного общества с устойчивой экономикой.

Траектория выхода экономики на инновационный путь развития и достижения поставленных долгосрочных целей должна учитывать риски, связанные с мировым финансовым кризисом.     

1. Основные условия социально-экономического развития Пензенской области на долгосрочную перспективу


Основы регионального хозяйства, система расселения, производственная специализация сформировались в ходе индустриализации XX века. В настоящий момент Пензенская область - индустриально развитый старопромышленный регион. Она лишена значимых природных ресурсов, таких, как нефть, газ, уголь, руда, и развивалась за счет промышленных (преимущественно металлообрабатывающих и приборостроительных) предприятий в городах и сельского хозяйства.

Для экономики Пензенской области характерны следующие особенности:

- умеренные темпы роста основных показателей социально-экономического развития;

- стабильный средний уровень урбанизации;

- в основе хозяйственной специализации лежит индустриальная экономика;

- базовыми секторами экономики региона являются промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство и торговля.

- постепенное сокращение общей численности населения;

- высокий уровень оснащенности региона основными инженерными инфраструктурами:

- высокая плотность транспортного сообщения и развитые перевозки различными видами транспорта;

- по территории области проходят участок нефтепровода "Дружба" и четыре магистральных газопровода;

- удовлетворительный уровень развития энергетической сети.

Социальная сфера, сложившаяся в ходе индустриализации, рассчитана на предоставление всего комплекса социальных услуг по здравоохранению, социальному обеспечению и подготовке рабочей силы.

Налоговые платежи обеспечивают 49 процентов доходов консолидированного бюджета Пензенской области. В структуре поступления налоговых платежей в бюджетную систему области доминируют поступления от предприятий обрабатывающей промышленности.

Накоплен значительный культурно-исторический потенциал.

Экологическая ситуация существенным образом сказывается на здоровье населения и снижает качество жизни.

Макроэкономические показатели и структура экономики

Объем валового регионального продукта (далее - ВРП) области в 2006 году составил 88,8 миллиардов рублей. Среднегодовой темп роста за период с 2000 по 2006 гг. - 104,7 процента. Объем ВРП в 2007 году, по предварительным данным, составил 119,9 миллиарда рублей (116,2 процента к уровню предыдущего года).

По величине ВРП на душу населения Пензенская область в 2006 году занимала 13 место среди регионов Приволжского федерального округа и 67 место по Российской Федерации. Структура производства ВРП представлена в таблице 1.

Таблица 1

Структура производства ВРП по видам экономической деятельности

в процентах

2004

2005

2006

2007

Всего продукции и услуг

100

100

100

100

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

15,0

13,3

12,3

10,3

Рыболовство, рыбоводство

0,1

0,1

0,1

0,1

Добыча полезных ископаемых

1,5

0,8

0,8

0,9

Обрабатывающие производства

16,4

18,9

18,5

17,7

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

4,0

4,3

3,6

3,2

Строительство

6,4

5,7

6,8

10,9

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

18,6

16,3

15,8

17,4

Гостиницы и рестораны

2,0

0,7

0,7

0,8

Финансовая деятельность

0,0

0,0

0,0

0,0

Транспорт и связь

12,5

16,9

14,0

13,1

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

7,9

8,1

9,4

9,5

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение

4,6

4,6

6,7

5,8

Образование

4,5

4,7

4,6

3,8

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

5,2

4,5

5,2

4,3

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

1,3

1,1

1,6

2,2


Позиция Пензенской области в Российской Федерации по основным показателям социально-экономического развития представлена в таблице 2.

Таблица 2

Динамика основных показателей социально-экономического развития Пензенской области (2000-2008 годы)

Показатель

Ед. изм.

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

ВРП

% к пред. году

106,2

105,3

101,9

104,8

105,7

100,7

108,0

116,2

108,9 (оценка)

млн. руб.

25218,7

33262,6

41623,4

48111,5

59711,7

74362,7

88804,8

119905,0

150938,3 (оценка)

место в РФ

52

50

50

53

51

51

50

49

нет данных

Промышленное производство

% к пред. году

101,8

106,6

100,3

117,4

105,2

105,9

115,0

121,9

107,1

млн. руб.

17894,7

22226,0

24717,7

29438,9

36516,4

47693,1

56936,7

69016,5

81558,1

место в РФ

*

52

53

53

56

Сельское хозяйство

% к пред. году

104,6

105,7

104,0

107,0

108,0

98,2

108,1

104,1

112,1

млн. руб.

7888,5

10256,2

11967,8

11688,9

14728,4

15988,2

18293,7

22491,2

33002,1

место в РФ

41

38

36

39

35

36

34

33

нет данных

Инвестиции

% к пред. году

113,8

130,2

98,4

110,9

113,2

122,7

143,4

143,4

102,2

млн. руб.

3951,1

6107,3

6819,7

8618,6

11166,2

15689

25459,1

44023,2

55229,5

место в РФ

57

53

54

57

55

51

44

40

39

Доходы населения

% к пред. году

134,6

135,5

130,0

124,4

123,7

126,0

131,2

141,6

121,6

руб. в мес.

1259,9

1708,3

2221,4

2764,9

3421

4311,8

5658,9

8010,5

9744

место в РФ

66

63

66

68

66

67

68

54

нет данных

Объем услуг

% к пред. году

116,9

110,5

101,6

109,7

108,7

106,2

104,6

103,0

105,7

млн. руб.

2941,0

4440,6

5743,2

7833,2

10097,5

13032,6

16099,6

19517,7

22573,6

место в РФ

45

41

44

43

46

45

45

47

47

Доходы бюджета

% к пред. году

163,6

148,6

119,5

121,7

114,0

139,1

141,1

120,9

млн. руб.

3518,4

5757,8

8557,9

10230,7

12454,4

14200,8

19758,0

27879,6

33706,1

место в РФ

61

55

50

52

52

53

49

48

54

* в связи с переходом в 2004 году классификатора ОКОНХ на ОКВЭД данные в сопоставимой оценке Госкомстатом России не пересчитывались

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»