(в ред. Постановления Правительства Пензенской области
от 17.11.2009 N 882-пП)
В связи с изменениями бюджетного законодательства, регламентирующего деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления в бюджетной сфере, приоритетной задачей становится совершенствование управления бюджетным процессом.
Текущее состояние управления бюджетным процессом в Пензенской области свидетельствует о том, что за последние годы проделана значительная работа по совершенствованию бюджетного процесса, обеспечению прозрачности системы государственных и муниципальных финансов, управлению собственностью Пензенской области, внедрению новых технологий в процесс формирования и исполнения бюджетов. В Пензенской области действовала Программа реформирования региональных финансов Пензенской области на 2005 - 2008 годы, которая была утверждена Законом Пензенской области от 02.11.2004 N 688-ЗПО "О реформировании региональных финансов Пензенской области на 2004 - 2008 годы" (с последующими изменениями). По итогам выполнения двух ее этапов в бюджетный процесс внедрены элементы бюджетирования, ориентированного на результат: утверждены перечень государственных услуг и стандарты качества их предоставления; установлены требования к деятельности бюджетных учреждений, индикаторы оценки деятельности исполнительных органов государственной власти Пензенской области; усовершенствованы программно-целевые методы планирования путем принятия ведомственных целевых программ; в соответствии с законодательством Российской Федерации разработаны и утверждены нормативные акты, в том числе порядки по исполнению бюджета Пензенской области.
В соответствии с законодательством Российской Федерации средства от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности учитываются в бюджете Пензенской области и бюджетах муниципальных образований Пензенской области в составе неналоговых доходов и используются на обеспечение деятельности бюджетных учреждений.
(в ред. Постановления Правительства Пензенской области от 05.04.2010 N 184-пП)
Учет средств от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности, полученных бюджетными учреждениями, а также средств, поступающих бюджетным учреждениям во временное распоряжение, осуществляется Министерством финансов Пензенской области и финансовыми органами муниципальных образований Пензенской области на счетах, открытых им в подразделениях расчетной сети Банка России.
(в ред. Постановления Правительства Пензенской области от 05.04.2010 N 184-пП)
В соответствии с законодательством Российской Федерации и Пензенской области средства бюджетных учреждений от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности, а также средства, поступающие во временное распоряжение бюджетных учреждений, учитываются на лицевых счетах получателей средств бюджета Пензенской области и бюджетов муниципальных образований Пензенской области, открытых им в установленном законодательством порядке.
(в ред. Постановления Правительства Пензенской области от 05.04.2010 N 184-пП)
К основным задачам совершенствования учета средств от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности, а также средств, поступающих бюджетным учреждениям во временное распоряжение, при исполнении бюджета Пензенской области и бюджетов муниципальных образований Пензенской области, относятся следующие:
(в ред. Постановления Правительства Пензенской области от 05.04.2010 N 184-пП)
- осуществление надлежащего контроля со стороны Министерства финансов Пензенской области и финансовых органов муниципальных образований Пензенской области за поступлением и расходованием средств, получаемых бюджетными учреждениями от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности, а также средств, поступающих бюджетным учреждениям во временное распоряжение;
(в ред. Постановления Правительства Пензенской области от 05.04.2010 N 184-пП)
- внедрение автоматизации в деятельность Министерства финансов Пензенской области и финансовых органов муниципальных образований Пензенской области по учету средств от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности, а также средств, поступающих бюджетным учреждениям во временное распоряжение;
(в ред. Постановления Правительства Пензенской области от 05.04.2010 N 184-пП)
- повышение уровня взаимодействия специалистов Министерства финансов Пензенской области и финансовых органов муниципальных образований Пензенской области, главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджета Пензенской области и бюджетов муниципальных образований Пензенской области в процессе учета средств от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности, а также средств, поступающих бюджетным учреждениям во временное распоряжение.
(в ред. Постановления Правительства Пензенской области от 05.04.2010 N 184-пП)
К существенным проблемам при исполнении бюджета и составлении отчетности можно отнести следующие:
- ограничение возможности интеграции автоматизированных систем исполнения бюджета и составления консолидированной отчетности вследствие использования различных программных продуктов бюджетными учреждениями либо отсутствие каких-либо программных продуктов;
- внедрение автоматизированных систем не на всех этапах бюджетного процесса;
- низкая квалификация специалистов, выполняющих функции по ведению бюджетного учета и составлению бюджетной отчетности.
В части совершенствования бюджетного учета в Пензенской области стоит задача проведения мониторинга состояния бюджетного учета в бюджетных учреждениях Пензенской области и муниципальных бюджетных учреждениях Пензенской области, обоснование необходимости централизации бюджетного учета, привлечение и внедрение автоматизированной системы ведения бюджетного учета в условиях централизации.