(с изменениями на 9 марта 2005 года)
________________________________________________________________
Утратил силу с 21 марта 2006 года на основании
Закона Пензенской области от 26 февраля 2006 года N 977-ЗПО
_________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Пензенской области от 9 марта 2005 года N 777-ЗПО (Пензенские Губернские ведомости, N 6, 18.03.2005).
___________________________________________________________________
Принят
Законодательным Собранием
Пензенской области
3 сентября 2004 года
Настоящий Закон устанавливает порядок выборов гражданами Российской Федерации главы муниципального образования в Пензенской области населением муниципального образования.
1. Гражданин Российской Федерации участвует в выборах главы муниципального образования на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
2. Участие гражданина Российской Федерации в выборах главы муниципального образования является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах главы муниципального образования либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.
3. Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать главу муниципального образования, а достигший возраста 21 года - быть избранным главой муниципального образования. Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования по выборам главы муниципального образования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действиях.
4. Гражданин Российской Федерации имеет право избирать главу муниципального образования и быть избранным главой муниципального образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
5. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
6. Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах единого избирательного округа, в котором проводятся выборы главы муниципального образования.
7. При наличии в отношении гражданина Российской Федерации вступившего в силу решения суда о лишении его права занимать государственные и (или) муниципальные должности в течение определенного срока этот гражданин не может быть зарегистрирован в качестве кандидата, если голосование на выборах главы муниципального образования состоится до истечения указанного срока.
8. В соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" на основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать главу муниципального образования и быть избранными главой муниципального образования, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.
9. Иностранные граждане, за исключением случая, указанного в части 8 настоящей статьи, лица без гражданства, иностранные юридические лица не вправе осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению кандидатов на должность главы муниципального образования, избранию зарегистрированных кандидатов главой муниципального образования, достижению определенного результата на выборах главы муниципального образования.
10. Граждане Российской Федерации участвуют в выборах главы муниципального образования на равных основаниях.
11. Гражданин Российской Федерации голосует на выборах главы муниципального образования соответственно за кандидата или против всех кандидатов непосредственно.
12. Голосование на выборах главы муниципального образования является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина.
13. Глава муниципального образования не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью. Глава муниципального образования не может быть депутатом Государственной Думы, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, а также государственные должности государственной службы и муниципальные должности муниципальной службы (часть дополнительно включена с 29 марта 2005 года Законом Пензенской области от 9 марта 2005 года N 777-ЗПО).
Выборы главы муниципального образования населением муниципального образования являются обязательными, периодическими и проводятся в сроки, установленные федеральными законами, законами Пензенской области, уставом муниципального образования.
1. Законодательство о выборах главы муниципального образования составляют Конституция Российской Федерации, Федеральные законы "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", иные федеральные законы, Устав Пензенской области, настоящий Закон, другие законы Пензенской области, устав муниципального образования.
2. В случае принятия в период избирательной кампании по выборам главы муниципального образования закона Пензенской области или устава муниципального образования, содержащих положения, которыми определяется порядок подготовки и проведения выборов главы муниципального образования, либо в случае внесения в указанный период в соответствующий закон Пензенской области или устав муниципального образования изменений и дополнений, касающихся порядка подготовки и проведения выборов главы муниципального образования, указанные нормативные правовые акты, изменения и дополнения применяются к выборам, назначенным после вступления в силу указанных нормативных правовых актов, изменений и дополнений.
3. Если срок полномочий главы муниципального образования истек или его полномочия были досрочно прекращены, а закон Пензенской области о выборах главы муниципального образования отсутствует либо положение (положения) этого закона не может быть применено (не могут быть применены) вследствие признания его (их) судом недействующим и не подлежащим (не подлежащими) применению, выборы главы муниципального образования в части положения (положений) закона Пензенской области, признанного (признанных) судом недействующим (недействующими) и не подлежащим (не подлежащими) применению, проводятся избирательной комиссией соответствующего муниципального образования на основе Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иных федеральных законов, обеспечивающих реализацию права граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а в случае, если имеющаяся правовая база недостаточна, в части, не урегулированной законом, также на основе указов Президента Российской Федерации.
Глава муниципального образования избирается по единому избирательному округу, который включает в себя всю территорию соответствующего муниципального образования (в том числе с учетом территорий, административно связанных с данным муниципальным образованием) в соответствии с действующим законодательством.
1. Выборы главы муниципального образования назначает представительный орган соответствующего муниципального образования. В случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования выборы нового главы муниципального образования должны быть назначены не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий.
2. Голосование на выборах главы муниципального образования должно быть проведено не позднее чем через 80 дней и не ранее чем через 70 дней со дня принятия решения о назначении выборов. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации (обнародованию) не позднее чем через пять дней со дня его принятия.
3. Днем выборов является первое воскресенье после истечения срока, на который был избран глава муниципального образования. Срок, на который был избран глава муниципального образования, исчисляется со дня выборов. Голосование на выборах может быть назначено только на воскресенье. Не допускается назначение голосования на предпраздничный и нерабочий праздничный дни, на день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем.
4. Если представительный орган муниципального образования не назначит выборы главы муниципального образования в сроки, предусмотренные настоящим Законом, а также при отсутствии представительного органа муниципального образования выборы главы муниципального образования назначаются и проводятся избирательной комиссией соответствующего муниципального образования:
а) в первое или второе воскресенье месяца, следующего за месяцем, в котором истекают полномочия главы муниципального образования. При этом решение избирательной комиссии муниципального образования о проведении выборов публикуется (обнародуется) не позднее чем через семь дней со дня истечения установленного частью 2 настоящей статьи срока официального опубликования (обнародования) решения о назначении выборов;
б) не позднее чем через 120 дней со дня досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования. При этом решение избирательной комиссии муниципального образования о назначении выборов публикуется (обнародуется) не позднее чем через семь дней со дня истечения установленного частью 2 настоящей статьи срока официального опубликования (обнародования) решения о назначении выборов.
5. Если представительный орган муниципального образования либо избирательная комиссия муниципального образования не назначит в установленный срок выборы главы муниципального образования, а также, если избирательная комиссия муниципального образования отсутствует и не может быть сформирована в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", выборы главы муниципального образования в соответствии с указанным Федеральным законом по заявлениям избирателей, избирательных объединений, избирательных блоков, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора назначаются соответствующим судом общей юрисдикции. При этом выборы организует и проводит временная избирательная комиссия муниципального образования, которая формируется для подготовки и проведения данных выборов Избирательной комиссией Пензенской области в количестве не более 15 членов с соблюдением требований к составу избирательной комиссии, установленных статьями 11, 12 и 20 настоящего Закона, в течение семи дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов главы муниципального образования, производятся за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего местного бюджета.
1. Подготовка и проведение выборов главы муниципального образования осуществляются открыто и гласно.
2. Решения избирательных комиссий, органов государственной власти и органов местного самоуправления Пензенской области, связанные с подготовкой и проведением выборов главы муниципального образования, подлежат опубликованию в средствах массовой информации либо доводятся до сведения избирателей иным способом.
1. Подготовку и проведение выборов главы муниципального образования осуществляют:
Избирательная комиссия Пензенской области;
избирательная комиссия муниципального образования;
территориальные избирательные комиссии;
участковые избирательные комиссии.
2. Избирательные комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан Российской Федерации.
3. Избирательные комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Если обращение указывает на нарушение закона кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, эти кандидат, избирательное объединение, избирательный блок должны быть незамедлительно оповещены о поступившем обращении и вправе давать объяснения по существу обращения.
4. В соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательные комиссии вправе, в том числе в связи с обращениями, указанными в части 3 настоящей статьи, обращаться с представлениями о проведении соответствующих проверок и пресечении нарушений закона в правоохранительные органы, органы исполнительной власти. Указанные органы обязаны в пятидневный срок, если представление получено за пять и менее дней до дня голосования, - не позднее дня, предшествующего дню голосования, а если в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно принять меры по пресечению этих нарушений и незамедлительно проинформировать о результатах обратившуюся избирательную комиссию. Если факты, содержащиеся в представлении, требуют дополнительной проверки, указанные меры принимаются не позднее чем в десятидневный срок.
5. Избирательные комиссии обеспечивают информирование избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, о ходе избирательной кампании, а также о кандидатах, об избирательных объединениях, избирательных блоках, выдвинувших кандидатов.
6. Решения вышестоящей избирательной комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для нижестоящих избирательных комиссий.
7. Решение избирательной комиссии, противоречащее закону либо принятое с превышением установленной компетенции, подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией или судом. При этом вышестоящая избирательная комиссия вправе принять решение по существу вопроса или направить соответствующие материалы на повторное рассмотрение избирательной комиссией, решение которой было отменено.
8. Избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления.
9. В соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решения и иные акты избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для органов исполнительной власти, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей. Решения и иные акты избирательных комиссий не подлежат государственной регистрации.
10. Избирательная комиссия муниципального образования, территориальные и участковые избирательные комиссии представляют отчеты об использовании средств соответствующего местного бюджета, выделенных на проведение выборов главы муниципального образования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Пензенской области.
11. В соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, а также их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности на безвозмездной основе предоставлять необходимые помещения, в том числе для хранения избирательной документации до передачи указанной документации в архив либо уничтожения по истечении сроков хранения, установленных законом, обеспечивать охрану предоставляемых помещений и указанной документации, а также предоставлять на безвозмездной основе транспортные средства, средства связи, техническое оборудование.
12. В соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" организации, имеющие государственную и (или) муниципальную долю в своем уставном (складочном) капитале, превышающую 30 процентов на день официального опубликования (обнародования) решения о назначении (проведении) выборов главы муниципального образования, их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности предоставлять транспортные средства, средства связи, техническое оборудование, помещения.
13. В соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" муниципальные организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и (или) редакции муниципальных периодических печатных изданий обязаны предоставлять избирательным комиссиям соответственно бесплатное эфирное время, а также бесплатную печатную площадь. Муниципальные организации телерадиовещания безвозмездно предоставляют избирательной комиссии муниципального образования не менее 5 минут эфирного времени, а редакции муниципальных периодических печатных изданий, выходящих не реже одного раза в неделю, безвозмездно предоставляют указанной избирательной комиссии не менее одной сотой еженедельного объема печатной площади. Избирательные комиссии используют соответственно эфирное время и печатную площадь для разъяснения избирательного законодательства, информирования избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, кандидатах на должность главы муниципального образования, избирательных объединениях, избирательных блоках, выдвинувших кандидатов на должность главы муниципального образования, о ходе избирательной кампании, для ответов на вопросы избирателей. При этом расходы организаций телерадиовещания и редакций периодических печатных изданий осуществляются в порядке, установленном пунктом 10 статьи 50 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".