ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 декабря 2001 года N 476-пП
О РЕГИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ ЕДИНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ В ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ (2001 - 2005 ГОДЫ)" *0)
(с изменениями на 26.03.2004 N 140-пП)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Пензенской области от 29 декабря 2005 года N 1079-пП
____________________________________________________________________
_______________________________________
Текст документа с изменениями, внесенными:
Постановлением Правительства Пензенской обл. от 30.05.2002 N 207-пП
Постановлением Правительства Пензенской обл. от 18.04.2003 N 162-пП
Постановлением Правительства Пензенской обл. от 30.05.2003 N 229-пП
Постановлением Правительства Пензенской обл. от 26.03.2004 N 140-пП
_______________________________________
В соответствии с федеральной целевой программой "Развитие единой образовательной информационной среды (2001 - 2005 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2001 года N 630, Программой развития образования Пензенской области на 2001 - 2005 годы, утвержденной постановлением Правительства Пензенской области от 02.07.2001. N 256-пП, с целью повышения качества образования на основе использования новых информационных технологий, обеспечения равных возможностей гражданам Пензенской области на получение образования, для создания условий развития единой образовательной информационной среды Правительство Пензенской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Одобрить прилагаемую региональную целевую программу "Развитие единой образовательной информационной среды в Пензенской области (2001 -2005 годы)" (далее именуется - Программа). (в ред. от 26.03.2004 N 140-пП)
2. Министерству финансов Пензенской области (А.С.Петрухнов) при разработке проекта бюджета Пензенской области на 2002 год запланировать необходимые средства на реализацию данной Программы в части, предусмотренной на 2002 год. В дальнейшем при формировании бюджетов на 2003-2005 годы, исходя из финансовых возможностей исполнения бюджета Пензенской области, рассматривать предложения Министерства образования области по выделению средств на финансирование Программы.
3. Министерству образования Пензенской области (Т.А.Чернецова) обеспечить координацию работы и контроль за реализацией Программы.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Пензенской области Е.А.Столярову.
Губернатор Пензенской области
В.К.Бочкарев
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Пензенской области
от 29 декабря 2001 года N 476-пП
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ ЕДИНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ В ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ (2001 - 2005 ГОДЫ)"
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт региональной целевой программы "Развитие единой образовательной информационной среды в Пензенской области (2001 - 2005 годы)"
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
II. Цели и задачи, сроки и этапы реализации Программы
III. Система программных мероприятий.
IV. Ожидаемые результаты
V. Механизм реализации Программы, объемы и источники финансирования
VI. Исполнитель Программы и контроль за ее реализацией
VII. Приложение 1
VIII. Приложение 2
IX. Приложение 3
ПАСПОРТ
РЕГИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ЕДИНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ В ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ (2001 - 2005 ГОДЫ)'
Наименование - Региональная целевая программа "Развитие единой образовательной информационной среды Пензенской области (2001 - 2005 годы)"
Государственный заказчик - Правительство Пензенской области
Основные разработчики Программы - Министерство образования Пензенской области.
Цель Программы - создание базы для развития в Пензенской области единой образовательной информационной среды, обеспечивающей:
достижение качества образования, соответствующего актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства;
единство образовательного пространства на всей территории области, доступность и открытость предоставляемых учреждениями образовательных услуг;
сохранение, развитие и эффективное использование научно - педагогического потенциала области;
создание условий для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе информационных технологий.
Задачи Программы
1. Формирование информационно - технологической инфрастуктуры системы образования, включая:
- обеспечение образовательных учреждений аппаратно-программными средствами доступа к образовательным информационным ресурсам, общесистемным и прикладным программным средствам;
- создание и развитие структуры технологической поддержки единой образовательной информационной среды в деятельности образовательных учреждений Пензенской области - регионального научно- методического центра информационных технологий в образовании;
- создание региональной ресурсной образовательной сети - единой распределенной базы данных по электронным учебным материалам.
2. Применение новых информационных и телекоммуникационных технологий в учебном процессе, включая:
- создание и использование в учебном процессе современных электронных учебных материалов;
- разработку средств информационно-технологической поддержки и развития учебного процесса;
- подготовка и переподготовка педагогических, административных работников образовательных учреждений, способных эффективно использовать в учебном процессе новейшие информационные технологии.
3. Интеграция образовательной информационной среды Пензенской области с общефедеральной образовательной средой.
Сроки и этапы реализации Программы - 2001 - 2005 годы
Первый этап - 2001 год. Поставка аппаратно-программного обеспечения в сельские школы, организация подготовки учителей сельских школ к работе с информационными технологиями в образовании. Создание регионального научно-методического центра информационных технологий в образовании.
Второй этап - 2002 год. Поставка аппаратно-программного обеспечения в школы райцентров, поселковые школы, а также городские школы, участвующие в федеральном эксперименте по совершенствованию структуры и содержания среднего образования. Реализация системы мероприятий, включающей координацию и взаимодействие образовательных учреждений разного уровня образования, и подготовку к формированию единой образовательной информационной среды. Обеспечение районных методических кабинетов, областного ИПК и ПРО, научно-методического центра информационных технологий в образовании средствами информатизации и доступа к информационно-образовательным ресурсам, разработка современных электронных учебных материалов и их экспериментальное апробирование, разработка программ, учебных планов и материалов, профессиональная переподготовка и повышение квалификации педагогических и административных кадров.
Третий этап - 2003 год Поставка аппаратно-программного обеспечения в городские школы. Организация системы технического обслуживания. Разработка и тиражирование электронных учебных материалов. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогических и административных кадров. Формирование локальных ресурсных центров в городах и районах области с последующим включением их в общеобластную образовательную ресурсную сеть. Развитие материально-технической базы научно-методического центра информационных технологий в образовании.
Четвертый этап - 2004 год. Комплектование аппаратно-программным обеспечением общеобразовательных школ - интернатов, специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, детских домов, учреждений начального и среднего профессионального образования. Разработка электронных учебных материалов и их апробирование. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогических и административных кадров.
Пятый этап - 2005 год. Включение в единую информационную образовательную среду Пензенской области учреждений дошкольного и дополнительного образования. Формирование медиатеки образовательных ресурсов. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогических и административных кадров. Технологическая поддержка единой образовательной информационной среды Пензенской области научно- методическим центром информационных технологий в образовании.
Основные направления Программы:
1) оснащение образовательных учреждений средствами информатизации;
2) развитие информационных технологий в сфере образования;
3) повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогических, административных кадров;
4) организация системы технического сопровождения и обслуживания аппаратно-программных комплексов образовательных учреждений.
Механизм реализации Программы, объемы и источники финансирования.
Механизм реализации Программы предусматривает ежегодное утверждение следующих документов:
а) перечень мероприятий Программы с указанием источников и объемов финансирования;
б) координационный план совместных действий Министерства образования Пензенской области и Министерства образования Российской Федерации (возможно в форме двусторонних соглашений).
Источниками финансирования Программы являются федеральный бюджет, бюджет Пензенской области, а также внебюджетные средства.
Всего на 2001-2005 годы из бюджета Пензенской области предполагается израсходовать 70611,1 тыс. руб., в том числе на приобретение аппаратно-программных средств - 49242,1 тыс. руб., на развитие информационных технологий в сфере образования - 7887 тыс. руб., на повышение квалификации и профессиональную подготовку и переподготовку педагогических и административных кадров - 12682 тыс. руб., на организацию системы технического сопровождения и обслуживания аппаратно-программных комплексов образовательных учреждений - 800 тыс. руб.
Ожидаемые результаты
1) создание основ единой образовательной информационной среды, Пензенской области обеспечивающей: доступ учащихся и преподавателей общеобразовательных и учебных заведений профессионального образования к локальным и сетевым образовательным информационным ресурсам, в том числе к системе современных электронных учебных материалов по основным предметам общеобразовательной школы; возможность проведения тестирования и оценки качества образования с использованием специализированного программного обеспечения на всей территории области; методическую поддержку и возможность непрерывного повышения квалификации преподавателей образовательных учреждений всех уровней; создание для граждан области с ограниченными возможностями условий, обеспечивающих получение полноценного образования, необходимой специальной (коррекционной) помощи, а также социальную адаптацию и реабилитацию с помощью образовательных средств.
2) увеличение обеспеченности обучаемых современными аппаратно-программными средствами, доведение числа компьютеров, отвечающих современным требованиям, в общеобразовательных учреждениях до соотношения - не менее, чем один компьютер на 80 учащихся;
3) повышение качества обучения в образовательных учреждениях, в первую очередь находящихся в удалении от методических центров (сельские школы) и др., путем организации доступа таких учреждений к образовательным ресурсам, подготовки специалистов в области новых информационных технологий для образовательных учреждений;
4) создание региональной ресурсной образовательной сети - единой распределенной базы данных по электронным учебным материалам. Администратор - региональный научно- методический центр информационных технологий в образовании.
5) интеграция деятельности многоуровневых образовательных учреждений региона (включая образовательные и университетские комплексы) в рамках единой информационной образовательной среды
Исполнитель - Министерство образования Пензенской области. В целях организационно - методического обеспечения реализации Программы министерство образования Пензенской области создает Координационный Совет.
Контроль за реализацией Программы осуществляет Правительство Пензенской области.
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Стремительно развивающаяся научно-техническая революция стала основой глобального процесса информатизации всех сфер жизни общества. Уровень и темпы информационно - технологического развития во многом определяют состояние экономики, качество жизни людей, национальную безопасность, роль страны в мировом сообществе.
В условиях динамично меняющегося мира, глобальной взаимозависимости и конкуренции, необходимости широкого использования и постоянного развития и усложнения технологий фундаментальное значение имеет информатизация сферы образования. Содержание и качество образования, его доступность, соответствие потребностям конкретной личности и общества в решающей степени определяют состояние интеллектуального потенциала современной России. Интенсивное развитие сферы образования на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий становится важнейшим национальным приоритетом.
На 01.09 2001 года в Пензенской области сеть общеобразовательных учреждений включает 890 школ (182332 чел.), в том числе 419 средних и 211 основных. Общеобразовательную подготовку осуществляют 17 вечерних (сменных ) школ с контингентом обучающихся 2914 человек.
По состоянию на 10.09.2001 общеобразовательные учреждения области располагают 4508 компьютерами, 632 из которых были получены в августе 2001 года в рамках реализации поручения Президента Российской Федерации по компьютеризации сельских школ. (Приложение 1).
Большую часть компьютерного парка (до 70%) общеобразовательных школ составляют установленные в 1985 - 1992 годах компьютеры первого поколения ( "Сура", "Корвет", "Агат" и т.п.), которые не дают возможности ввести типовую операционную среду Windows 2000, используемую подавляющим числом пользователей персональных компьютеров. В последние 7-8 лет централизованные поставки компьютерного оборудования в школу практически не осуществлялись. Приобретение компьютеров главным образом за счет внебюджетных источников не может решить проблему переоснащения образовательных учреждений области.
Анализ состояния обеспеченности образовательных учреждений области компьютерной техникой свидетельствует о том, что каждый второй компьютер находится в нерабочем состоянии, а затраты на ремонт представляются нецелесообразными, поскольку компьютеры технически устарели и не соответствуют современным требованиям.
В настоящее время в Пензенской области один исправный компьютер (независимо от года выпуска) приходится на 40 обучающихся. Однако, один компьютер, отвечающий современным стандартам, - на 213 учащихся.
Особое положение в процессе построения единой образовательной информационной среды занимают сельские школы, в которых обучается 38% школьников области. В систему образования области входят 722 сельские школы, около 50% которых являются малокомплектными или малочисленными. В сельской школе наиболее остро ощущается недостаток учебной и методической литературы, наглядных, демонстрационных пособий и лабораторного оборудования.
Острой проблемой сельской школы является информационная изолированность обучающихся и преподавательского состава. Значительное число школ находятся в удалении от методических центров. Таким образом, состояние сельских школ приводит к неравным условиям для получения качественного образования по сравнению с городскими школами.
Отсутствие во многих селах телефонной связи не дает возможности обеспечить школы обычной электронной почтой - наиболее распространенным и простым телекоммуникационным средством.
На сегодняшний день в штате школ основным и чаще всего единственным специалистом в области информационных технологий является в городской школе - учитель информатики, а в сельской - учитель математики или физики, который в большинстве случаев совмещает преподавание этих предметов с преподаванием информатики.
Как показывает практика, использование информационных технологий в общеобразовательных школах пока ещё ограничено и очень слабо связано с учебным процессом в целом. В настоящее время это, как правило, занятия по информатике.
Лишь единицы общеобразовательных учреждений, находящиеся, главным образом, в областном центре, имеют в своем распоряжении средства сетевого взаимодействия и выход в глобальную сеть.
Не получают широкого распространения Интернет - технологии в общеобразовательных школах области в связи с устаревшей и слабо развитой материальной базой, отсутствием в русскоязычном Интернете учебной информации, встраиваемой в учебный процесс традиционной школы, неподготовленностью учителей к использованию информационных технологий. Использование Интернет - технологий в учебном процессе требует создания-электронных учебных материалов нового поколения, перестройки содержания и организационных форм учебной деятельности и переподготовки учительских кадров.
Из 418 дошкольных учреждений области (30105 воспитанников) компьютеры имеют только 12, находящиеся в г.г. Пензе, Кузнецке, Кондоль-ском и Камешкирском районах (72 компьютера).
Не менее актуальной является и проблема оснащения компьютерной техникой учреждений начального профессионального образования, обусловленная необходимостью применения новых подходов в подготовке квалифицированных специалистов для предприятий региона.
В настоящее время 40 учреждений начального профессионального образования области, в которых обучается более 14 тысяч человек, имеют 464 компьютера, лишь 19% которых отвечают современным требованиям (157 обучающихся на 1 компьютер ) (Приложение 2).
Требует переоснащения и компьютерный парк общеобразовательных школ - интернатов, специальных ( коррекционных ) общеобразовательных учреждений и детских домов области, в которых из 76 компьютеров 55 (или 72%) технически устарели. Компьютеризация данных учреждений создаст возможности для более совершенной диагностики детей, нуждающихся в коррекции и социальной реабилитации на основе современного программного обеспечения, позволит проводить постоянный мониторинг развития воспитанников учреждений интернатного типа и обобщать полученные результаты, осуществлять индивидуализацию и повысить качество коррекционного обучения.
В 95 учреждениях дополнительного образования области занимаются более 71000 детей. Необходимость подключения значительной части учреждений дополнительного образования к Интернету диктуется задачами развития сферы дистанционного обучения по различным видам детского и юношеского творчества, внедрением новых информационных технологий в сферу дополнительного образования детей. На сегодняшний день компьютеры имеют учреждения дополнительного образования только г. г. Пензы, Кузнецка и Нижнеломовского района (всего 55 компьютеров), но и они требуют значительного обновления.