____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Пензенской области от 29 декабря 2005 года N 1079-пП
____________________________________________________________________
В соответствии со статьей 29 Закона Российской Федерации "Об образовании" и статьей 22 Закона Пензенской области "Об образовании в Пензенской области" в целях организационного обеспечения развития областной системы образования Правительство Пензенской области
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую программу развития образования Пензенской области на 2001 - 2005 годы (далее именуется - Программа).
2. Определить Министерство образования Пензенской области координатором деятельности министерств и ведомств Пензенской области по реализации данной Программы.
3. Руководителям областных министерств, управлений, департаментов, комитетов, главам администраций территориальных органов государственного управления исполнительной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований области оказывать всемерное, содействие Министерству образования Пензенской области в деле реализации Программы.
4. Настоящее постановление опубликовать в газетах "Издательский дом - Пензенская правда" и "Пензенские губернские ведомости".
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Пензенской области Е.А. Столярову.
Губернатор Пензенской области
В.К. Бочкарев
ПРОГРАММА
развития образования Пензенской области на 2001 - 2005 годы
Назначение Программы. Программа развития образования Пензенской области на 2001 - 2005 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пензенской области об образовании и является организационной основой реализации государственной политики Российской Федерации в области образования на территории Пензенской области. Программу подкрепляют городские, районные программы развития образования, программы развития отдельных образовательных учреждений и образовательных комплексов, которые учитывают местные социально-экономические, историко-культурные, национальные и другие особенности и реализуют мероприятия, отнесенные к ведению территориальных органов государственного управления исполнительной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований, образовательных учреждений, в соответствии с законодательством об образовании.
Выполнение Программы обеспечивается как объемами финансовых средств бюджетов всех уровней, необходимыми для полноценного развития и функционирования областной системы образования, так и целевым бюджетным и внебюджетным финансированием Программы, обеспечивающим реализацию ее мероприятий и проектов, нацеленных на решение первоочередных задач развития системы на основе достижений науки и инновационной практики.
Заказчик программы: Министерство образования Пензенской области.
Исполнители: органы государственной власти и управления, территориальные органы государственного управления исполнительной власти области, органы местного самоуправления муниципальных образований, учредители образовательных учреждений, образовательные учреждения различной организационно-правовой формы, научные и методические центры области.
Сроки реализации программы: 2001 - 2005 годы.
Главная цель Программы - развитие областной системы образования как составной части системы образования Российской Федерации в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности и в качестве одного из факторов социально-экономического прогресса на основе провозглашенного в Российской Федерации и Пензенской области приоритета образования.
Основные программные мероприятия:
- обеспечение на территории Пензенской области условий для реализации равных прав граждан на образование всех уровней и ступеней;
- создание региональной законодательной и нормативной базы. обеспечивающей функционирование и развитие системы образования Пензенской области в интересах личности, общества и государства;
- формирование и реализация экономических механизмов развития системы образования;
- разработка областных норм и нормативов финансового, материально-технического и иного ресурсного обеспечения системы образования:
- реализация мер, обеспечивающих функционирование и развитие региональной системы образования в период формирования новых социально-экономических условий жизни общества;
- реализация преемственных государственных образовательных стандартов, введение и реализация областного компонента государственных образовательных стандартов и соответствующих им примерных образовательных программ для различных уровней, ступеней и направлений образования;
- создание на базе высших учебных заведений области комплексов-обеспечивающих преемственную подготовку специалистов с учетом потребностей хозяйства и социальной сферы региона;
- разработка, реализация и развитие информационных педагогических технологий и методов обучения, включая дистанционные: компьютеризация образовательных учреждений;
- развитие научно-исследовательской и научно-технической деятельности учреждений и организаций областной системы образования, интеграция науки и образования;
- совершенствование системы лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений;
- обеспечение контроля качества образования;
- усиление общественного контроля за деятельностью образовательных учреждений в части качества образования, соблюдения прав и социальных гарантий участников образовательного процесса, расходования внебюджетных средств;
- развитие системы подготовки и переподготовки работников образования и научно-педагогических кадров;
- совершенствование системы аттестации педагогических кадров и деятельности областной аттестационной комиссии;
- реализация федерального, разработка и реализация регионального комплекса мер по социальной поддержке работников областной системы образования и обучающихся;
- выполнение комплекса фундаментальных и прикладных исследований и разработок по проблемам образования, реализация инновационных проектов и программ;
- создание условий для введения на территории области новой структуры общего образования;
- организация подготовки и издания учебной, научной и методической литературы для обеспечения реализации областного компонента государственных образовательных стандартов;
- организация централизованного обеспечения учебной литературой образовательных учреждений области;
- развитие материально-технической базы, энергосберегающих технологий;
- развитие полноправного партнерства областной системы образования с системами образования других субъектов Российской Федерации, развитие сотрудничества региональных систем образования в рамках Ассоциации "Образование Большой Волги", с системами образования зарубежных стран.
Система мероприятий по реализации Программы. В систему входят комплексные и отдельные мероприятия, целевые проекты, обеспечивающие реализацию направлений развития и достижение ожидаемых результатов по разделам текста Программы. Такие проекты утверждаются Правительством Пензенской области по мере их внесения на рассмотрение и финансируются целевым направлением дополнительно к основному бюджету образования. На реализацию Программы направлены планы работы органов управления образованием, отдельных образовательных учреждений.
Ожидаемые результаты реализации Программы: сохранение и развитие областной системы образования как части системы образования Российской Федерации, повышение качества образования, обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере образования на территории Пензенской области, реализация реформ, направленных на совершенствование всех уровней образования, обеспечивающих стабильное функционирование системы образования Пензенской области в интересах личности, общества н государства.
Создание единой региональной системы образования, обеспечивающей тесную взаимосвязь и преемственность всех уровней образования: от дошкольного до вузовского и послевузовского.
Механизм реализации Программы предусматривает ежегодное формирование рабочих документов:
- Координационного плана совместных действий Министерства образования Пензенской области с другими министерствами, ведомствами, органами управления образованием городов и районов.
- Перечня первоочередных работ, вытекающих из системы мероприятий Программы, с определением разграничения деятельности исполнителей. источников и объемов финансирования.
Контроль за реализацией Программы осуществляется Правительством Пензенской области в соответствии с федеральным и региональным законодательством об образовании.
Дошкольное, общее образование, начальное профессиональное образование (основные и дополнительные образовательные программы, в том числе специальные).
На начало 2000-2001 учебного года в Пензенской области функционировало (см. табл. N 1): 442 дошкольных образовательных учреждения (в том числе 94 ведомственных), которые посещали более 30 тысяч детей; 897 общеобразовательных школ с контингентом учащихся более 190 тысяч человек, в том числе: средних - 417 (173303 чел.), основных 212 (14522 чел.), начальных - 268 (3281 чел.): вечерних (сменных) школ - 17 (3095 чел.); общеобразовательных школ-интернатов - 4 (1183 чел.); учреждений дополнительного образования - 96 (70267 чел.); специальных (коррекционных) образовательных учреждений - 16 (1769 чел.); детских домов - 10 (761 чел.); учреждений начального профессионального образования - 40 (14843 чел.).
По сравнению с 1999-2000 учебным годом на 9% сократилось, главным образом за счет ведомственных, количество дошкольных образовательных учреждений. На 3% уменьшилось общее число общеобразовательных школ, но несколько выросло количество средних и основных школ.
Из общего числа школ более 75% являются сельскими, при этом контингент учащихся в них составляет менее 40%. Средняя наполняемость сельских школ: начальной - 10 чел., основной - 68 чел., средней - 221 чел. Сельская школа в области рассматривается в качестве, важнейшего условия существования и развития села. очага знаний и культуры.
В обеспечении социальной защиты, адаптации и реабилитации детей и молодежи велика роль вечерних (сменных) общеобразовательных школ. В области создана сеть вечерних (открытых) школ для обучения подростков, которые но разным причинам не смогли или не. захотели учиться в обычных общеобразовательных школах (таких школ 17 и 45 учебно-консультационных пунктов). Вечерних школ и УКП нет пока в 9 районах области. В вечерних школах п УКП обучается 3618 человек.
Важное место в системе образования области занимает сфера профессионально-технического образования. В учреждениях начального профессионального образования ведется подготовка по 48 профессиям и более 100 специальностям.
На протяжении последних лет в области в целом удалось сохранить сеть учреждений дополнительного образования; кружки, секции и другие объединения детей в общеобразовательных школах, что дает возможность 77,6% школьников найти себе занятия по интересам во внеурочное время. В учреждениях дополнительного образования области занимается около 35% детей школьного возраста.
Среднее, высшее и послевузовское профессиональное образование (основные и дополнительные образовательные программы).
На начало 2000 - 2001 учебного года в Пензенской области функционировали:
- 32 государственных и муниципальных образовательных учреждения среднего профессионального образования с контингентом студентов более 23,3 тыс. человек, в том числе 9 колледжей, реализующих программы подготовки повышенного уровня;
- 5 государственных учреждений высшего профессионального образования с контингентом студентов около 30 тыс. человек, 4 филиала государственных вузов с контингентом более 1600 человек и 4 филиала негосударственных вузов с контингентом студентов около 2,2 тыс. человек.
В 1939 году в области был открыт институт усовершенствования учителей, который в 1992 г. был реорганизован в областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования (ИПК и ПРО). В последнее десятилетие ежегодно в стенах института проходили курсовую переподготовку в среднем около 5000 педагогических работников.
Деятельность средних профессиональных учебных заведений координирует Совет директоров образовательных учреждений среднего профессионального образования, а деятельность высших учебных заведений - Совет ректоров вузов. Общую координацию деятельности средних и высших профессиональных образовательных учреждений в рамках, определенных действующим законодательством РФ, осуществляет министерство образования Пензенской области.
В образовательных учреждениях среднего профессионального образования работают около 2 тыс. преподавателей, в государственных вузах - более 2,2 тыс.
Показатель числа студентов высших учебных заведений на 10 тыс. человек населения составляет 192 (общероссийский показатель - 246). Численность студентов средних профессиональных учебных заведений на 10 тыс. человек населения составляет 149 (общероссийский показатель - 139).
Охват молодежи высшим профессиональным образованием в последние годы расширяется в основном за счет увеличения доли студентов, обучающихся с полным возмещением затрат в государственных и негосударственных вузах.
Подготовка специалистов с высшим профессиональным образованием в вузах области ведется практически по всем направлениям и специальностям. необходимым экономике и социальной сфере региона. За последние годы открыто 15 новых специальностей, из них 5 - инженерно-технические.
В результате изменений в структуре приема студентов их численность на факультетах промышленного и сельскохозяйственного профиля уменьшается, а по экономическим и юридическим специальностям резко возрастает. Такая тенденция носит негативный характер, связанный с тем, что структура подготовки специалистов не совпадает с потребностями рынка труда. Растет нехватка в специалистах среднего звена и квалифицированных рабочих кадрах.
Изменилась профильная структура подготовки кадров в средних специальных учебных заведениях. Возросла доля приема по экономическим и правовым специальностям и несколько сократилась доля приема по техническим и сельскохозяйственным специальностям. Если традиционно средние специальные учебные заведения, как правило, имели узкую профильную направленность (машиностроение, строительство, сельское хозяйство и т.д.). то в последние годы все большее число учебных заведений становятся многопрофильными.
В области проводится последовательная работа по ориентации деятельности высших и средних профессиональных учебных заведений на решение различных социально-экономических задач региона.
Важным направлением этой работы является создание на базе высших учебных заведений университетских комплексов, которые бы объединяли профильные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования области.
Сохраняя и расширяя объемы подготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием в условиях перехода к рынку и спада производства, высшая и средняя профессиональная школы во многом способствуют снижению уровня социальной напряженности в обществе и уменьшению безработицы, в первую очередь, среди молодежи.