____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Закона Пензенской области от 03.06.2016 N 2918-ЗПО, вступившего в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
____________________________________________________________________
(с изменениями на 12 сентября 2006 года)
_____________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Пензенской области от 23 декабря 2002 года N 424-ЗПО (Губернская газета "Пензенские вести", N 52, 26.12.2002) (с изменениями, внесенными Законом Пензенской области от 3 июня 2003 года N 470-ЗПО);
Законом Пензенской области от 7 апреля 2003 года N 460-ЗПО (Пензенские Губернские ведомости, N 5, 24.04.2003);
Законом Пензенской области от 3 июня 2003 года N 485-ЗПО (Ведомости Законодательного Собрания Пензенской области, N 9 (часть 1), 20.06.2003);
Законом Пензенской области от 25 декабря 2003 года N 570-ЗПО (Пензенские Губернские ведомости, специальный выпуск, 30.12.2003);
Законом Пензенской области от 28 июня 2004 года N 631-ЗПО (Пензенские Губернские ведомости, N 9, 09.07.2004);
Законом Пензенской области от 2 ноября 2004 года N 682-ЗПО (Пензенские Губернские ведомости, N 17, 16.11.2004);
Законом Пензенской области от 23 декабря 2004 года N 727-ЗПО (Пензенские Губернские ведомости, N 21, 30.12.2004) (с изменениями, внесенными Законом Пензенской области от 21 апреля 2005 года N 798-ЗПО) (Пензенские Губернские ведомости, N 10, 05.05.2005) (с изменениями, внесенными Законом Пензенской области от 28 июня 2005 года N 808-ЗПО) (Пензенские Губернские ведомости, N 16, 15.07.2005) (с изменениями, внесенными Законом Пензенской области от 22 декабря 2005 года N 932-ЗПО) (Пензенские Губернские ведомости, специальный выпуск, 29.12.2005);
Законом Пензенской области от 9 марта 2005 года N 771-ЗПО (Пензенские Губернские ведомости, N 6, 18.03.2005);
Законом Пензенской области от 21 апреля 2005 года N 795-ЗПО (Пензенские Губернские ведомости, N 10, 05.05.2005);
Законом Пензенской области от 28 июня 2005 года N 824-ЗПО (Пензенские Губернские ведомости, N 16, 15.07.2005);
Законом Пензенской области от 2 ноября 2005 года N 883-ЗПО (Пензенские Губернские ведомости, N 26, 18.11.2005);
Законом Пензенской области от 9 ноября 2005 года N 898-ЗПО (Пензенские Губернские ведомости, N 27, 25.11.2005);
Законом Пензенской области от 10 апреля 2006 года N 998-ЗПО (Пензенские Губернские ведомости, N 11, 24.04.2006);
Законом Пензенской области от 22 мая 2006 года N 1033-ЗПО (Пензенские Губернские ведомости, N 15, 01.06.2006);
Законом Пензенской области от 12 сентября 2006 года N 1096-ЗПО (Пензенские Губернские ведомости, N 26, 16.09.2006).
_____________________________________________________
Принят
Законодательным Собранием
Пензенской области
13 ноября 2002 года
Статья 1
Утвердить областную межведомственную программу "Дети Пензенской области" на 2003-2006 годы (прилагается).
Статья 2
Настоящий Закон вступает в силу на следующий день после дня его официального опубликования.
Губернатор Пензенской области
В.К.Бочкарев
г. Пенза
18 ноября 2002 года
N 402-ЗПО
ОБЛАСТНАЯ МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
"Дети Пензенской области"
на 2003-2006 годы
Наименование подпрограммы | - | "Здоровый ребенок" (2003-2006 гг.). |
Наименование, дата и номер решения о разработке подпрограммы | - | постановление Правительства Российской Федерации от 03.10.2002 N 732 "О Федеральной целевой программе "Дети России" на 2003-2006 годы". |
Заказчик подпрограммы | - | Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области. |
Основной разработчик подпрограммы | - | Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области. |
Цели и задачи подпрограммы, важнейшие целевые показатели |
| - социальная поддержка материнства и детства, создание условий для охраны здоровья матери и рождения здоровых детей, охрана репродуктивного здоровья; - предупреждение и снижение материнской и младенческой заболеваемости и смертности; - улучшение питания матерей и детей; - сохранение и укрепление здоровья детей и подростков, повышение интеллектуального, трудового и оборонного потенциала страны; - государственная поддержка материнства; - развитие материально-технической базы учреждений родовспоможения и детства на основе оснащения учреждений родовспоможения, перинатальных центров эффективной лечебно-диагностической аппаратурой и оборудованием, оснащение молочных кухонь современным оборудованием; - повышение профессиональной подготовки медицинских кадров; - совершенствование организации акушерской и педиатрической помощи; - отработка новых организационных форм медицинского обслуживания детей и подростков, современных медико-психолого-педагогических и социальных технологий оздоровления детей; - обеспечение профилактики осложнений беременности и родов (кровотечений, токсикоза, гнойно-септических заболеваний и других); - обеспечение скринингового обследования беременных групп риска на внутриутробную патологию; профилактика и лечение невынашивания беременности, выхаживание недоношенных детей; - улучшение состояния питания беременных женщин, кормящих матерей и детей раннего возраста; - проведение специальных научных исследований в области акушерства, педиатрии; научное обоснование новых критериев здоровья детей и ведущих факторов их определяющих; - обеспечение информационных технологий по проблемам охраны репродуктивного здоровья, многоуровневого образования различных возрастных групп населения по формированию здорового образа жизни; - совершенствование и разработка новых профилактических технологий, учитывающих адаптационные резервы ребенка и обеспечивающих сохранение соматического, психического здоровья, гармоничное физическое и нервно-психическое развитие в современных социально-экономических и экологических условиях; - внедрение альтернативных форм физического воспитания, системы медицинских и педагогических мероприятий в процессе профессионального образования и подготовки к труду; создание устойчивой системы управления здоровьем в образовательных учреждениях. |
Сроки и этапы реализации подпрограммы | - | 2003-2006 годы |
Перечень основных мероприятий |
| - совершенствование системы сохранения и укрепления здоровья женщин и детей; - управление здоровьем детей в образовательных учреждениях; - развитие и внедрение новых технологий по укреплению здоровья детей; - улучшение материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений родовспоможения и детства; - совершенствование нормативно-правовой базы охраны здоровья матерей и детей; - улучшение качества питания матерей и детей; - совершенствование системы подготовки кадров, информационная деятельность; - научно-исследовательские работы в области охраны здоровья матерей и детей. |
Исполнители основных мероприятий |
| 1. Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области. 2. Управление финансов Пензенской области. 3. Министерство образования и науки Пензенской области. 4. Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Пензенской области. (позиция в редакции, введенной в действие с 26 июля 2005 года Законом Пензенской области от 28 июня 2005 года N 824-ЗПО, - см. предыдущую редакцию). |
Объемы и источники финансирования |
| - 521,219 млн. рублей, в том числе: - за счет средств федерального бюджета - 101,522 млн. рублей; - за счет средств бюджета Пензенской области - 291,427 млн. рублей. (позиция в редакции, введенной в действие с 12 июня 2006 года Законом Пензенской области от 22 мая 2006 года N 1033-ЗПО, - см. предыдущую редакцию) |
Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы | - | Прогнозируемое снижение основных интегрированных показателей службы материнства и детства в 2006 году составит: показатель материнской смертности до 16,0 на 100000 родившихся живыми, младенческой смертности до 12,0 на 1000 родившихся живыми. - совершенствование нормативно-правовой базы деятельности лечебно-профилактических и образовательных учреждений по охране здоровья матерей и детей; - внедрение в практическую деятельность современных медико-психолого-педагогических и социальных технологий оздоровления детей; - обеспечение ранней диагностики болезней и оздоровление детей групп риска; - внедрение новых эффективных форм медицинского обслуживания подростков; - укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений службы родовспоможения и детства. |
Система реализации контроля за исполнением подпрограммы | - | Контроль за ходом реализации подпрограммы осуществляется в соответствии с разделом VII Порядка разработки и реализации федеральных целевых программ, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 N 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд". Координатор (головной исполнитель) подпрограммы представляет отчетные показатели, содержащие следующие сведения: - количество учреждений-исполнителей подпрограммы; - количество выполненных мероприятий; - уровень материально-технического обеспечения подпрограммы; - бухгалтерская отчетность; - новые технологии по оказанию медицинской, психолого-педагогической помощи детям. По запросам Правительства Российской Федерации, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области представляет оперативную информацию о финансировании, сроках выполнения и эффективности мероприятий, реализации программных целей и задач. Ежегодно на заседаниях коллегии Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области рассматриваются вопросы о ходе реализации программных мероприятий, о целевом и эффективном использовании финансовых средств. |
(Паспорт подпрограммы в редакции, введенной в действие с 27 сентября 2006 года Законом Пензенской области от 12 сентября 2006 года N 1096-ЗПО, - см. предыдущую редакцию)
В условиях наметившихся тенденций позитивного развития экономики, снижения темпов падения рождаемости особенно важное значение приобретает создание оптимальных условий для материнства, сохранение здоровья женщины-матери и обеспечение рождения и развития здорового ребенка.
Как показала практика, решение приоритетных задач службы охраны здоровья матери и ребенка наиболее целесообразно осуществлять в рамках федеральных и региональных целевых программ, что позволяет сосредоточить ограниченные материальные и финансовые ресурсы на решении наиболее острых проблем материнства и детства.
Благодаря последовательным целенаправленным программным мероприятиям в сложных социально-экономических условиях удалось улучшить основные показатели, характеризующие здоровье женщин и детей. Так, в последние годы материнская смертность в Пензенской области имеет выраженную тенденцию к снижению и в 2001 году впервые этот показатель составил 18,0 на 100000 родившихся живыми (1996 год - 31,2); показатель младенческой смертности - 15,4 на 1000 родившихся живыми (1996 год - 14,9).
Однако, недостаточное финансирование службы охраны материнства и детства и здравоохранения в целом, особенно профилактических мероприятий, привело к снижению доли здоровых женщин и детей.
Так, доля здоровых детей в Пензенской области составляет 18,5%. Продолжает увеличиваться число родов с различными осложнениями, которые являются следствием общего состояния здоровья женщин. Частота нормальных родов в 2001 году составила 30,5%.
В структуре смертности матерей ведущими причинами остаются аборты, кровотечения и септические осложнения.
Сохраняет остроту проблема невынашивания беременности: частота самопроизвольных выкидышей составляет 20%, преждевременных родов - 4,4%. Важным в решении этой проблемы является прегравидарная подготовка к беременности супружеской пары, а также разработка и внедрение современных маркеров угрозы прерывания беременности, более высокий уровень лабораторного оснащения учреждений родовспоможения.
Одной из основных причин перинатальной заболеваемости и смертности остаются преждевременные роды. Показатель числа недоношенных детей в 2001 году составил 59,2 на 1000 родившихся живыми. Неразрывно связано с этой проблемой и выхаживание недоношенных новорожденных.
Внедрение современных методов профилактики позволяет пролонгировать беременность до оптимальных сроков родоразрешения у 97,4% женщин, в 2,4-2,8 раза снизить перинатальную заболеваемость и смертность, частоту гнойно-воспалительных осложнений. Снижение потерь в раннем неонатальном периоде с 9,7 на 1000 родившихся живыми в 1996 году до 9,1 в 2001 году во многом связано с внедрением современных технологий диагностики и лечения новорожденных (искусственная вентиляция легких, мониторинг витальных функций, введение сурфактантов, интенсивный уход).
Увеличение выхаживаемости детей, прежде всего, связано с совершенствованием системы выхаживания новорожденных, особенно недоношенных и маловесных, с созданием в родовспомогательных учреждениях высокого риска перинатальных центров отделений реанимации и интенсивной терапии, оснащенных современным медицинским оборудованием и аппаратурой, повышением профессиональной подготовки медицинских кадров.
Ежегодно на 10 млн. населения рождается 3-3,5 тысяч детей с тяжелыми инвалидизирующими болезнями разной этиологии. Для решения этой проблемы особое внимание необходимо обратить на новые технологии пренатальной диагностики, которые могут позволить уменьшить инвалидность с детства. Проблемы, связанные с врожденными и наследственными болезнями, при которых традиционные лечебные меры не эффективны, демонстрируют важность профилактики как с медицинской и социальной, так и с экономической точек зрения.
Для предотвращения потерь детей от этих причин требуется внедрение в практическое здравоохранение высоких технологий, подготовка квалифицированных специалистов, владеющих этими технологиями, и наличие в учреждениях родовспоможения и детства соответствующей аппаратуры и оснащения. Важное значение для обеспечения здоровья матери и рождения здорового ребенка имеет морфологическая оценка состояния последа с выявлением в нем различных патологических процессов, прежде всего инфекционных, с установлением риска развития осложнений со стороны как матери, так и ребенка.
Создание условий для охраны здоровья матери и рождения здоровых детей, предупреждение и снижение материнской и перинатальной заболеваемости и смертности являются важнейшими медико-социальными проблемами, на которые оказывают влияние экономические и социальные факторы, качество жизни и питания, уровень организации и оказания медицинской помощи женщинам и детям и др.
На этом фоне в последнее десятилетие шло непрерывное, неадекватное физиологическим возможностям учащихся, изменение системы образования, ликвидация эффективных форм физического воспитания, появились проблемы ранней трудовой занятости, увеличилась интенсивность воздействия на детей и подростков факторов экологического и медико-социального риска, ухудшилась структура питания, снизилась эффективность проведения традиционных профилактических мероприятий, росла заболеваемость, инвалидность, наметилась тенденция к децелерации в физическом развитии детей, увеличивалось число социально дезадаптированнных детей. Имеют тенденцию к росту патология эндокринной системы и органов пищеварения, дыхания, опорно-двигательного аппарата, психических расстройств, алиментарно-зависимая патология (анемии, йоддефицитные заболевания).
Стало очевидным, что одной из ведущих причин прогрессирующего ухудшения здоровья является неэффективность многих профилактических и коррекционных мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей. Практически не внедряются профилактические и организационные технологии, направленные на создание условий для нормального нервно-психического, физического развития детей и реализацию ими социальных функций, соответствующих возрасту.
Наряду с детьми раннего возраста наибольшее беспокойство вызывает ситуация со здоровьем у подростков. Очевидна необходимость разработки эффективных методов профилактики наркотизации, алкоголизации, токсикомании, курения, дезадаптивных форм поведения, создания новой системы образования и просвещения в области здоровья среди детей и подростков, особенно в образовательных учреждениях.
Предлагаемая подпрограмма "Здоровый ребенок" сформирована с учетом первоочередных задач медицинской науки и практики по формированию здоровья детей.
Ориентировочная стоимость подпрограммы "Здоровый ребенок" на весь период реализации 2003-2006 годов - 521,219 млн. рублей, т.е. ежегодно:
2003 г. - 99,217 млн. рублей;
2004 г. - 128,557 млн. рублей;
2005 г. - 164,186 млн. рублей;
2006 г. - 129,259 млн. рублей.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 27 сентября 2006 года Законом Пензенской области от 12 сентября 2006 года N 1096-ЗПО, - см. предыдущую редакцию).
Целями подпрограммы являются социальная поддержка материнства и детства, создание условий для охраны здоровья матери и рождения здоровых детей, охрана репродуктивного здоровья, предупреждение и снижение материнской и младенческой заболеваемости и смертности, улучшение питания матерей и детей, сохранение и укрепление здоровья детей и подростков, повышение интеллектуального, трудового и оборонного потенциала страны.
- государственная поддержка материнства;
- развитие материально-технической базы учреждений родовспоможения и детства на основе оснащения учреждений родовспоможения, перинатальных центров эффективной лечебно-диагностической аппаратурой и оборудованием; оснащение молочных кухонь современным оборудованием;
- повышение профессиональной подготовки медицинских кадров;
- совершенствование организации акушерской и педиатрической помощи;
- отработка новых организационных форм медицинского обслуживания детей и подростков, современных медико-психолого-педагогических и социальных технологий оздоровления детей;
- обеспечение профилактики осложнений беременности и родов (кровотечений, токсикоза, гнойносептических заболеваний и других);
- обеспечение скринингового обследования беременных групп риска на внутриутробную патологию; профилактика и лечение невынашивания беременности, выхаживание недоношенных детей;
- улучшение состояния питания беременных женщин, кормящих матерей и детей раннего возраста;
- проведение специальных научных исследований в области акушерства, педиатрии; научное обоснование новых критериев здоровья детей и ведущих факторов их определяющих;
- обеспечение информационных технологий по проблемам охраны репродуктивного здоровья, многоуровневого образования различных возрастных групп населения по формированию здорового образа жизни;
- совершенствование и разработка новых профилактических технологий, учитывающих адаптационные резервы ребенка и обеспечивающих сохранение соматического, психического здоровья, гармоничное физическое и нервно-психическое развитие в современных социально-экономических и экономических условиях;