Недействующий

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ЗАКОН ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

от 18 ноября 2002 года N 402-ЗПО


Об областной межведомственной программе "Дети Пензенской области"
 на 2003-2006 годы

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Закона Пензенской области от 03.06.2016 N 2918-ЗПО, вступившего в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
____________________________________________________________________

(с изменениями на 12 сентября 2006 года)

_____________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Законом Пензенской области от 23 декабря 2002 года N 424-ЗПО (Губернская газета "Пензенские вести", N 52, 26.12.2002) (с изменениями, внесенными Законом Пензенской области от 3 июня 2003 года N 470-ЗПО);

Законом Пензенской области от 7 апреля 2003 года N 460-ЗПО (Пензенские Губернские ведомости, N 5, 24.04.2003);

Законом Пензенской области от 3 июня 2003 года N 485-ЗПО (Ведомости Законодательного Собрания Пензенской области, N 9 (часть 1), 20.06.2003);     

Законом Пензенской области от 25 декабря 2003 года N 570-ЗПО (Пензенские Губернские ведомости, специальный выпуск, 30.12.2003);     

Законом Пензенской области от 28 июня 2004 года N 631-ЗПО (Пензенские Губернские ведомости, N 9, 09.07.2004);     

Законом Пензенской области от 2 ноября 2004 года N 682-ЗПО (Пензенские Губернские ведомости, N 17, 16.11.2004);

Законом Пензенской области от 23 декабря 2004 года N 727-ЗПО (Пензенские Губернские ведомости, N 21, 30.12.2004) (с изменениями, внесенными Законом Пензенской области от 21 апреля 2005 года N 798-ЗПО) (Пензенские Губернские ведомости, N 10, 05.05.2005) (с изменениями, внесенными Законом Пензенской области от 28 июня 2005 года N 808-ЗПО) (Пензенские Губернские ведомости, N 16, 15.07.2005) (с изменениями, внесенными Законом Пензенской области от 22 декабря 2005 года N 932-ЗПО) (Пензенские Губернские ведомости, специальный выпуск, 29.12.2005);

Законом Пензенской области от 9 марта 2005 года N 771-ЗПО (Пензенские Губернские ведомости, N 6, 18.03.2005);

Законом Пензенской области от 21 апреля 2005 года N 795-ЗПО (Пензенские Губернские ведомости, N 10, 05.05.2005);

Законом Пензенской области от 28 июня 2005 года N 824-ЗПО (Пензенские Губернские ведомости, N 16, 15.07.2005);

Законом Пензенской области от 2 ноября 2005 года N 883-ЗПО (Пензенские Губернские ведомости, N 26, 18.11.2005);

Законом Пензенской области от 9 ноября 2005 года N 898-ЗПО (Пензенские Губернские ведомости, N 27, 25.11.2005);

Законом Пензенской области от 10 апреля 2006 года N 998-ЗПО (Пензенские Губернские ведомости, N 11, 24.04.2006);

Законом Пензенской области от 22 мая 2006 года N 1033-ЗПО (Пензенские Губернские ведомости, N 15, 01.06.2006);

Законом Пензенской области от 12 сентября 2006 года N 1096-ЗПО (Пензенские Губернские ведомости, N 26, 16.09.2006).

_____________________________________________________



Принят
Законодательным Собранием
Пензенской области
13 ноября 2002 года

Статья 1

Утвердить областную межведомственную программу "Дети Пензенской области" на 2003-2006 годы (прилагается).

Статья 2

Настоящий Закон вступает в силу на следующий день после дня его официального опубликования.

Губернатор Пензенской области
В.К.Бочкарев

г. Пенза
18 ноября 2002 года
N 402-ЗПО

УТВЕРЖДЕНА
Законом Пензенской области
от 18 ноября 2002 года N 402-ЗПО  


ОБЛАСТНАЯ МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
"Дети Пензенской области"
на 2003-2006 годы

Подпрограмма "Здоровый ребенок"
областной межведомственной программы "Дети Пензенской области"
на 2003-2006 годы     

Паспорт подпрограммы "Здоровый ребенок" (2003-2006 годы)

Наименование подпрограммы

-

"Здоровый ребенок" (2003-2006 гг.).

Наименование, дата и номер решения о разработке подпрограммы

-

постановление Правительства Российской Федерации от 03.10.2002 N 732 "О Федеральной целевой программе "Дети России" на 2003-2006 годы".

Заказчик подпрограммы

-

Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области.     

Основной разработчик подпрограммы

-

Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области.

Цели и задачи подпрограммы, важнейшие целевые показатели

  

- социальная поддержка материнства и детства, создание условий для охраны здоровья матери и рождения здоровых детей, охрана репродуктивного здоровья;

- предупреждение и снижение материнской и младенческой заболеваемости и смертности;

- улучшение питания матерей и детей;

- сохранение и укрепление здоровья детей и подростков, повышение интеллектуального, трудового и оборонного потенциала страны;

- государственная поддержка материнства;

- развитие материально-технической базы учреждений родовспоможения и детства на основе оснащения учреждений родовспоможения, перинатальных центров эффективной лечебно-диагностической аппаратурой и оборудованием, оснащение молочных кухонь современным оборудованием;

- повышение профессиональной подготовки медицинских кадров;

- совершенствование организации акушерской и педиатрической помощи;

- отработка новых организационных форм медицинского обслуживания детей и подростков, современных медико-психолого-педагогических и социальных технологий оздоровления детей;

- обеспечение профилактики осложнений беременности и родов (кровотечений, токсикоза, гнойно-септических заболеваний и других);

- обеспечение скринингового обследования беременных групп риска на внутриутробную патологию; профилактика и лечение невынашивания беременности, выхаживание недоношенных детей;

- улучшение состояния питания беременных женщин, кормящих матерей и детей раннего возраста;

- проведение специальных научных исследований в области акушерства, педиатрии; научное обоснование новых критериев здоровья детей и ведущих факторов их определяющих;

- обеспечение информационных технологий по проблемам охраны репродуктивного здоровья, многоуровневого образования различных возрастных групп населения по формированию здорового образа жизни;

- совершенствование и разработка новых профилактических технологий, учитывающих адаптационные резервы ребенка и обеспечивающих сохранение соматического, психического здоровья, гармоничное физическое и нервно-психическое развитие в современных социально-экономических и экологических условиях;

- внедрение альтернативных форм физического воспитания, системы медицинских и педагогических мероприятий в процессе профессионального образования и подготовки к труду; создание устойчивой системы управления здоровьем в образовательных учреждениях.

Сроки и этапы реализации подпрограммы

-

2003-2006 годы


Перечень основных мероприятий

  

- совершенствование системы сохранения и укрепления здоровья женщин и детей;

- управление здоровьем детей в образовательных учреждениях;

- развитие и внедрение новых технологий по укреплению здоровья детей;

- улучшение материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений родовспоможения и детства;

- совершенствование нормативно-правовой базы охраны здоровья матерей и детей;

- улучшение качества питания матерей и детей;

- совершенствование системы подготовки кадров, информационная деятельность;

- научно-исследовательские работы в области охраны здоровья матерей и детей.

Исполнители основных мероприятий

  

1. Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области.

2. Управление финансов Пензенской области.

3. Министерство образования и науки Пензенской области.

4. Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Пензенской области.

(позиция в редакции, введенной в действие с 26 июля 2005 года  Законом Пензенской области от 28 июня 2005 года N 824-ЗПО, - см. предыдущую редакцию).

Объемы и источники финансирования

  

- 521,219 млн. рублей, в том числе:

- за счет средств федерального бюджета - 101,522 млн. рублей;

- за счет средств бюджета Пензенской области - 291,427

млн. рублей.

(позиция в редакции, введенной в действие с 12 июня 2006 года Законом Пензенской области от 22 мая 2006 года N 1033-ЗПО, - см. предыдущую редакцию)

Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы

-

Прогнозируемое снижение основных интегрированных показателей службы материнства и детства в 2006 году составит: показатель материнской смертности до 16,0 на 100000 родившихся живыми, младенческой смертности до 12,0 на 1000 родившихся живыми.

- совершенствование нормативно-правовой базы деятельности лечебно-профилактических и образовательных учреждений по охране здоровья матерей и детей;

- внедрение в практическую деятельность современных медико-психолого-педагогических и социальных технологий оздоровления детей;

- обеспечение ранней диагностики болезней и оздоровление детей групп риска;

- внедрение новых эффективных форм медицинского обслуживания подростков;

- укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений службы родовспоможения и детства.

Система реализации контроля  за исполнением подпрограммы

-

Контроль за ходом реализации подпрограммы осуществляется в соответствии с разделом VII Порядка разработки и реализации федеральных целевых программ, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 N 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд".

Координатор (головной исполнитель) подпрограммы представляет отчетные показатели, содержащие следующие сведения:

- количество учреждений-исполнителей подпрограммы;

- количество выполненных мероприятий;

- уровень материально-технического обеспечения подпрограммы;

- бухгалтерская отчетность;

- новые технологии по оказанию медицинской, психолого-педагогической помощи детям.

По запросам Правительства Российской Федерации, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области представляет оперативную информацию о финансировании, сроках выполнения и эффективности мероприятий, реализации программных целей и задач.

Ежегодно на заседаниях коллегии Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области рассматриваются вопросы о ходе реализации программных мероприятий, о целевом и эффективном использовании финансовых средств.

     (Паспорт подпрограммы в редакции, введенной в действие с 27 сентября 2006 года Законом Пензенской области от 12 сентября 2006 года N 1096-ЗПО, - см. предыдущую редакцию)

          

     

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами подпрограммы "Здоровый ребенок" (2003-2006 годы)


В условиях наметившихся тенденций позитивного развития экономики, снижения темпов падения рождаемости особенно важное значение приобретает создание оптимальных условий для материнства, сохранение здоровья женщины-матери и обеспечение рождения и развития здорового ребенка.

Как показала практика, решение приоритетных задач службы охраны здоровья матери и ребенка наиболее целесообразно осуществлять в рамках федеральных и региональных целевых программ, что позволяет сосредоточить ограниченные материальные и финансовые ресурсы на решении наиболее острых проблем материнства и детства.

Благодаря последовательным целенаправленным программным мероприятиям в сложных социально-экономических условиях удалось улучшить основные показатели, характеризующие здоровье женщин и детей. Так, в последние годы материнская смертность в Пензенской области имеет выраженную тенденцию к снижению и в 2001 году впервые этот показатель составил 18,0 на 100000 родившихся живыми (1996 год - 31,2); показатель младенческой смертности - 15,4 на 1000 родившихся живыми (1996 год - 14,9).

Однако, недостаточное финансирование службы охраны материнства и детства и здравоохранения в целом, особенно профилактических мероприятий, привело к снижению доли здоровых женщин и детей.

Так, доля здоровых детей в Пензенской области составляет 18,5%. Продолжает увеличиваться число родов с различными осложнениями, которые являются следствием общего состояния здоровья женщин. Частота нормальных родов в 2001 году составила 30,5%.

В структуре смертности матерей ведущими причинами остаются аборты, кровотечения и септические осложнения.

Сохраняет остроту проблема невынашивания беременности: частота самопроизвольных выкидышей составляет 20%, преждевременных родов - 4,4%. Важным в решении этой проблемы является прегравидарная подготовка к беременности супружеской пары, а также разработка и внедрение современных маркеров угрозы прерывания беременности, более высокий уровень лабораторного оснащения учреждений родовспоможения.

Одной из основных причин перинатальной заболеваемости и смертности остаются преждевременные роды. Показатель числа недоношенных детей в 2001 году составил 59,2 на 1000 родившихся живыми. Неразрывно связано с этой проблемой и выхаживание недоношенных новорожденных.

Внедрение современных методов профилактики позволяет пролонгировать беременность до оптимальных сроков родоразрешения у 97,4% женщин, в 2,4-2,8 раза снизить перинатальную заболеваемость и смертность, частоту гнойно-воспалительных осложнений. Снижение потерь в раннем неонатальном периоде с 9,7 на 1000 родившихся живыми в 1996 году до 9,1 в 2001 году во многом связано с внедрением современных технологий диагностики и лечения новорожденных (искусственная вентиляция легких, мониторинг витальных функций, введение сурфактантов, интенсивный уход).

Увеличение выхаживаемости детей, прежде всего, связано с совершенствованием системы выхаживания новорожденных, особенно недоношенных и маловесных, с созданием в родовспомогательных учреждениях высокого риска перинатальных центров отделений реанимации и интенсивной терапии, оснащенных современным медицинским оборудованием и аппаратурой, повышением профессиональной подготовки медицинских кадров.

Ежегодно на 10 млн. населения рождается 3-3,5 тысяч детей с тяжелыми инвалидизирующими болезнями разной этиологии. Для решения этой проблемы особое внимание необходимо обратить на новые технологии пренатальной диагностики, которые могут позволить уменьшить инвалидность с детства. Проблемы, связанные с врожденными и наследственными болезнями, при которых традиционные лечебные меры не эффективны, демонстрируют важность профилактики как с медицинской и социальной, так и с экономической точек зрения.

Для предотвращения потерь детей от этих причин требуется внедрение в практическое здравоохранение высоких технологий, подготовка квалифицированных специалистов, владеющих этими технологиями, и наличие в учреждениях родовспоможения и детства соответствующей аппаратуры и оснащения. Важное значение для обеспечения здоровья матери и рождения здорового ребенка имеет морфологическая оценка состояния последа с выявлением в нем различных патологических процессов, прежде всего инфекционных, с установлением риска развития осложнений со стороны как матери, так и ребенка.

Создание условий для охраны здоровья матери и рождения здоровых детей, предупреждение и снижение материнской и перинатальной заболеваемости и смертности являются важнейшими медико-социальными проблемами, на которые оказывают влияние экономические и социальные факторы, качество жизни и питания, уровень организации и оказания медицинской помощи женщинам и детям и др.

На этом фоне в последнее десятилетие шло непрерывное, неадекватное физиологическим возможностям учащихся, изменение системы образования, ликвидация эффективных форм физического воспитания, появились проблемы ранней трудовой занятости, увеличилась интенсивность воздействия на детей и подростков факторов экологического и медико-социального риска, ухудшилась структура питания, снизилась эффективность проведения традиционных профилактических мероприятий, росла заболеваемость, инвалидность, наметилась тенденция к децелерации в физическом развитии детей, увеличивалось число социально дезадаптированнных детей. Имеют тенденцию к росту патология эндокринной системы и органов пищеварения, дыхания, опорно-двигательного аппарата, психических расстройств, алиментарно-зависимая патология (анемии, йоддефицитные заболевания).

Стало очевидным, что одной из ведущих причин прогрессирующего ухудшения здоровья является неэффективность многих профилактических и коррекционных мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей. Практически не внедряются профилактические и организационные технологии, направленные на создание условий для нормального нервно-психического, физического развития детей и реализацию ими социальных функций, соответствующих возрасту.

Наряду с детьми раннего возраста наибольшее беспокойство вызывает ситуация со здоровьем у подростков. Очевидна необходимость разработки эффективных методов профилактики наркотизации, алкоголизации, токсикомании, курения, дезадаптивных форм поведения, создания новой системы образования и просвещения в области здоровья среди детей и подростков, особенно в образовательных учреждениях.

Предлагаемая подпрограмма "Здоровый ребенок" сформирована с учетом первоочередных задач медицинской науки и практики по формированию здоровья детей.

Ориентировочная стоимость подпрограммы "Здоровый ребенок" на весь период реализации 2003-2006 годов - 521,219 млн. рублей, т.е. ежегодно:

2003 г. - 99,217 млн. рублей;

2004 г. - 128,557 млн. рублей;

2005 г. - 164,186 млн. рублей;

2006 г. - 129,259 млн. рублей.   

(Абзац в редакции, введенной в действие с 27 сентября 2006 года Законом Пензенской области от 12 сентября 2006 года N 1096-ЗПО, - см. предыдущую редакцию).

II. Цели и задачи подпрограммы


Целями подпрограммы являются социальная поддержка материнства и детства, создание условий для охраны здоровья матери и рождения здоровых детей, охрана репродуктивного здоровья, предупреждение и снижение материнской и младенческой заболеваемости и смертности, улучшение питания матерей и детей, сохранение и укрепление здоровья детей и подростков, повышение интеллектуального, трудового и оборонного потенциала страны.

- государственная поддержка материнства;

- развитие материально-технической базы учреждений родовспоможения и детства на основе оснащения учреждений родовспоможения, перинатальных центров эффективной лечебно-диагностической аппаратурой и оборудованием; оснащение молочных кухонь современным оборудованием;

- повышение профессиональной подготовки медицинских кадров;

- совершенствование организации акушерской и педиатрической помощи;

- отработка новых организационных форм медицинского обслуживания детей и подростков, современных медико-психолого-педагогических и социальных технологий оздоровления детей;

- обеспечение профилактики осложнений беременности и родов (кровотечений, токсикоза, гнойносептических заболеваний и других);

- обеспечение скринингового обследования беременных групп риска на внутриутробную патологию; профилактика и лечение невынашивания беременности, выхаживание недоношенных детей;

- улучшение состояния питания беременных женщин, кормящих матерей и детей раннего возраста;

- проведение специальных научных исследований в области акушерства, педиатрии; научное обоснование новых критериев здоровья детей и ведущих факторов их определяющих;

- обеспечение информационных технологий по проблемам охраны репродуктивного здоровья, многоуровневого образования различных возрастных групп населения по формированию здорового образа жизни;

- совершенствование и разработка новых профилактических технологий, учитывающих адаптационные резервы ребенка и обеспечивающих сохранение соматического, психического здоровья, гармоничное физическое и нервно-психическое развитие в современных социально-экономических и экономических условиях;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»