Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ


ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 25 апреля 2003 года N 174-пП


О РЕГИОНАЛЬНОМ ПЛАНЕ ДЕЙСТВИЙ ПО ГИГИЕНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2003-2006 ГОДЫ
________________________________________________________________
Утратило силу с 13 февраля 2006 года на основании
постановления Правительства Пензенской области от 26 января 2006 года N 29-пП
_________________________________________________________________


Руководствуясь Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Национальным планом действий по гигиене окружающей среды на 2001-2003 годы, одобренным на заседании Правительственной комиссии по охране здоровья граждан от N 4-пр, Правительство Пензенской области

постановляет:

1. Утвердить региональный план действий по гигиене окружающей среды Пензенской области на 2003-2006 годы согласно приложению N 1.

2. Утвердить состав координационного совета по реализации регионального плана действий по гигиене окружающей среды Пензенской области на 2003-2006 годы (далее именуется - Координационный совет) согласно приложению N 2.

3. Координационному совету в установленном порядке внести предложения по финансированию регионального плана действий по гигиене окружающей среды Пензенской области на 2003-2006 годы.

4. Рекомендовать главам органов местного самоуправления муниципальных образований Пензенской области разработать и утвердить территориальные планы действий по гигиене окружающей среды, обеспечить их выполнение.

5. Опубликовать настоящее постановление в газете "Пензенские губернские ведомости".

6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Пензенской области Столярову Е.А.



Губернатор Пензенской области
В.К.Бочкарев



Приложение N 1
УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Пензенской области
от 25.04.2003 N 174-пП



РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН ДЕЙСТВИЙ ПО ГИГИЕНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

на 2003 - 2006 гг.



ВВЕДЕНИЕ

В последние десятилетия все в большей степени признается тот факт, что успех в области охраны и укрепления здоровья населения во многом зависит, помимо социальных и экономических факторов, от условий и состояния окружающей среды, в которых живет нынешнее и будет жить будущее поколение людей.

В ответ на все растущую обеспокоенность общественности и правительств по поводу загрязнения окружающей среды и ее влияния на состояние здоровья населения в 1989г. во Франкфурте (Германия) была проведена Первая Европейская конференция ВОЗ по охране окружающей среды и здоровья населения, в которой приняли участие министры и другие высшие должностные лица из Комиссии и ведомств по охране окружающей среды и здравоохранению 29 европейских государств-членов европейских сообществ (теперь Европейская комиссия). Конференция приняла Европейскую хартию по окружающей среде и здоровью, которая расширила европейскую стратегию достижения здоровья для всех применительно к окружающей среде и представляет собой шаг вперед в деле совместной разработки политики общественного здоровья и окружающей среды.

На Второй Европейской конференции на уровне министров по охране окружающей среды и здоровья населения, проходившей в Хельсинки в июне 1994г., приоритет был отдан задаче разработки в странах национальных планов действий по гигиене окружающей среды в рамках принятого Европейского плана действий по гигиене окружающей среды (1994).

Особое внимание в работе Третьей конференции на уровне министров по охране окружающей среды и охране здоровья, которая состоялась в Лондоне в 1999г., было уделено обсуждению осуществления национальных планов действий по гигиене окружающей среды - действий на основе партнерства.

Реализация чрезвычайно сложной и многообразной проблемы охраны окружающей среды и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия Российской Федерации о требовала выработки и осуществления единой государственной политики в этой области как на федеральном, так и на региональном уровне.

Одним из механизмов решения этой проблемы является разработка и реализация федеральных и региональных целевых программ.

В 1997 - 2002 годах в районах Пензенской области активно велась деятельность по разработке и реализации региональных целевых программ, направленных на стабилизацию санитарно-эпидемиологической обстановки.

К сожалению, крайне низким остается финансирование комплексных целевых программ из бюджетов всех уровней.

Несмотря на то, что в 2002 году отмечено снижение инфекционной заболеваемости по 19 нозологическим формам, эпидемиологическая ситуация в области в целом остается не стабильной. Отмечался рост заболеваемости по 12 нозологическим формам. Было зарегистрировано 182033 случаев инфекционных заболеваний, из них 88 % составили заболевания гриппом и ОРВИ.

Заболеваемость ВИЧ-инфекцией выросла в 2,5 раза, туберкулезом на 3,1%, вирусным гепатитом А - в 2 раза, клещевым бореллиозом - в 1,8 раза, чесоткой - на 17,4%.

Экономический ущерб от инфекционной заболеваемости в 1999 - 2002 годах составил около 410 млн. рублей.

Проблемы обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности являются одним из важных аспектов безопасности в области охраны здоровья населения области, поэтому участие в решение этой проблемы местных органов исполнительной и законодательной власти, широкой общественности приобретает первостепенное значение.

В соответствии с обязательствами, вытекающими из Хельсинской декларации, Правительство Пензенской области разработало настоящий региональный план действий по гигиене окружающей среды (далее - РПДГОС).

Основными целями регионального плана действий по гигиене окружающей среды являются определение региональных приоритетов и разработка мероприятий, направленных на решение актуальных проблем гигиены окружающей среды, с учетом социальных и экономических особенностей субъектов Российской Федерации.

Основная задача РПДГОС - охрана здоровья ныне живущего и будущего населения Пензенской области.

Раздел 1. Управление в области гигиены окружающей среды

Информационная система санитарно-эпидемиологического благополучия населения Пензенской области включает:

- данные о санитарном состоянии районов, городов области;

- данные о сети, штатах и кадрах санитарно-профилактических учреждений;

-     данные   о   состоянии   здоровья   населения   (заболеваемость,   физическое развитие);

- демографическую информацию;

- данные об инфекционных и паразитарных заболеваниях;

- данные о профилактических прививках против инфекционных заболеваний;

экстренную информацию о зарегистрированных особо опасных инфекционных заболеваниях, вспышках инфекционных заболеваний и пищевых отравлений;

-     информацию   о   состоянии   объектов   надзора,   данные   лабораторных   и инструментальных исследований атмосферного воздуха, воды, продуктов питания и

др.;

-     нормативно-справочную информацию по санитарному законодательству;

ретроспективную информацию о фактах эпидемий, массовых неинфекционных заболеваний и отравлений и их последствиях;

- информацию о рекомендуемых и запрещенных действиях в условиях типовых проблемных ситуаций;

- документы руководящих органов Госсанэпиднадзора Российской Федерации;

-     данные    о    деятельности    учреждений    Госсанэпиднадзора    и    другую информацию.

Существующие информационные системы о качестве окружающей среды и здоровья населения обладают рядом существенных недостатков, которые не позволяют в полной степени использовать данные этих систем для решения задач гигиены окружающей среды.

Из-за отсутствия межведомственных документов, регламентирующих участие различных ведомств в реализации задач социально-гигиенического мониторинга, недостаточно доступны первичные данные о загрязнении атмосферного воздуха и поверхностных вод, выбросов и сбросов специфических загрязняющих веществ, в том числе свинца от автотранспорта и др.


1.1. Оценка риска вредных для здоровья факторов окружающей среды

Высокие уровни загрязнения окружающей среды и снижающиеся показатели здоровья населения Российской Федерации вызывают обоснованную озабоченность и необходимость количественной оценки связи между этими неблагоприятными явлениями.

В Декларации Второй Европейской конференции по окружающей среде и охране здоровья (Хельсинки, 1994г.) "О действиях по охране окружающей среды и здоровья в Европе" подчеркнута необходимость улучшения деятельности служб в области гигиены окружающей среды, в том числе систем оценки и борьбы с факторами риска. Население должно быть информировано относительно опасности, которую представляет деятельность промышленных предприятий. Признано необходимым укреплять национальные и международные системы информации по обеспечению безопасности, сделав их доступными как для работников и работодателей, так и для национальных и международных инвесторов. Подтверждена важность экономических механизмов, способных эффективно улучшать здоровье и окружающую среду, определять приоритеты по снижению риска путем оценки экономической эффективности таких мер.

Многофакторная обусловленность здоровья затрудняет анализ его зависимости от влияния конкретного вредного фактора среды или от суммарной количественной характеристики ее загрязнения.

В России в 1997г. принято совместное постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации и главного государственного инспектора Российской Федерации по охране природы "Об использовании методологии оценки риска для управления качеством окружающей среды и здоровья населения в Российской Федерации".

С помощью методологии оценки риска неблагоприятные для здоровья последствия могут прогнозироваться на основе оценки вредных экспозиций, которым подвергается население, и научных данных, позволяющих дать количественное описание связи между экспозицией и конкретным последствием. Использование методологии оценки риска позволяет оптимально решать вопросы управленческих задач в области охраны здоровья и окружающей среды, определять приоритеты по снижению риска путем оценки экономической эффективности таких мер.

Анализ многолетних данных позволил установить зависимость 'между некоторыми показателями состояния окружающей среды и здоровья населения, установлена корреляционная связь между уровнем заболеваемости болезнями органов дыхания и загрязнением атмосферного воздуха.

1.2. Меры контроля и борьбы

Меры борьбы и контроля за загрязнением окружающей среды населенных мест основываются на законодательстве Российской Федерации, санитарных нормах и правилах Минздрава России, государственных стандартах и других нормативных документах.

Основными законодательными документами в области гигиены окружающей среды Российской Федерации являются:

1.     Федеральный закон от 30.03.1999  N 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения";

2. Федеральный закон от 10.20.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";

3. Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 N 2300-1 (в редакции от 09.01.1996 N 2-ФЗ);

4. Закон Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии";

5. Основы   законодательства   Российской   Федерации   об   охране   здоровья граждан от 22.07.1993 N5487-1;

6. Федеральный  закон   от   21.12.1994   N   68-ФЗ   "О   защите   населения   и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";

7.     Закон Российской Федерации    от 10.06.1993 N 5151-1 "О сертификации продукции и услуг" (в редакции от 27.12.1995);

8.    Федеральный   закон    от   23.11.1995    N    174-ФЗ   "Об    экологической экспертизе";

9. Федеральный закон   от 10.12.1995 N 196-ФЗ   "О безопасности дорожного движения";

10.     Федеральный закон от 09.01.1996 N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения";

11.     Федеральный   закон   от   21.07.1997    N    116-ФЗ    "О   промышленной безопасности опасных производственных объектов":

12. Федеральный закон от 02.05.1997 N 76-ФЗ "Об уничтожении химического оружия";

13. Федеральный закон от 19.07.1997 N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами";

14. Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха";

15. Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";

16. Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ   "О качестве и безопасности пищевых продуктов";

17. Уголовный кодекс Российской Федерации (ст. 215), (ст. 220); (глава 25), (глава 26);

18. Экологическая доктрина Российской Федерации (одобрена распоряжением Правительства РФ от 31.08.2002 N 1225-р).

1.3.      Служба гигиены окружающей среды

Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одно из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, регулируются Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Пензенской области представляет собой систему учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия в целях охраны здоровья населения и среды обитания.

Санитарно-эпидемиологическое     благополучие     населения     обеспечивается проведением специальных мероприятий, основными из которых являются:

- профилактика заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения;

- разработка и реализация федеральных целевых, региональных целевых    и научно-технических программ в данной области;

- государственный санитарно-эпидемиологический надзор;

- сертификация продукции, работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для человека;

- выполнение   профилактических   мероприятий,   обязательное   выполнение всеми гражданами, хозяйствующими субъектами, независимо от форм собственности, санитарных правил;

- лицензирование    видов   деятельности,    представляющих   потенциальную опасность для человека;

- государственная регистрация потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, отдельных видов продукции, радиоактивных веществ, отходов производства и потребления, а также впервые ввозимых на территорию Российской Федерации отдельных видов продукции;

-     ведение социально-гигиенического мониторинга и другие мероприятия. Особое внимание в деятельности учреждений    госсанэпидслужбы уделяется государственному санитарно-эпидемиологическому надзору как наиболее эффективному методу предупреждения неблагоприятного влияния среды обитания на здоровье человека.

В Пензенской области, кроме государственной санитарно-эпидемиологической службы, деятельность в области гигиены окружающей среды осуществляют следующие министерства и ведомства:

-     Пензенский    областной   центр    по    гидрометеорологии   и   мониторингу окружающей среды - организация мониторинга состояния атмосферы, поверхностных вод,  почв,  снежного покрова, осадков, их загрязнения (включая радиоактивные); координация   деятельности   ведомственных   подсистем   мониторинга   загрязнения окружающей    природной    среды;    ведение    государственного    фонда   данных   о загрязнении окружающей природной среды; прогнозирование состояния погоды;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»