РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ТАМБОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
Четвертый созыв
Двадцать шестое заседание
РЕШЕНИЕ
от 27 декабря 2006 года N 298
Об утверждении городской целевой программы
"Охрана здоровья населения города Тамбова на 2007 - 2010 годы"
(с изменениями на 7 мая 2008 года)
_____________________________________________________________________
Текст документа с изменениями, внесенными:
Решением Тамбовской городской Думы от 25 апреля 2008 года N 614.
_____________________________________________________________________
Рассмотрев проект решения "Об утверждении городской целевой программы "Охрана здоровья населения города Тамбова на 2007 - 2010 годы", внесенный главой администрации города Тамбова, в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1, федеральными законами Российской Федерации от 18.06.2001 N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации", от 30.03.1995 N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита (ВИЧ-инфекции)", от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", приказом Министерства здравоохранения РФ от 21.03.2003 N 109 "О совершенствовании противотуберкулезных мероприятий в России", законами Тамбовской области от 23.05.2006 N 41-З "Об областной целевой программе "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Тамбовской области на 2006 - 2010 годы", от 28.11.2001 N 226-З "Об областной целевой программе "Профилактика артериальной гипертонии и ее осложнений в Тамбовской области на 2002 - 2008 гг.", от 01.11.2002 N 67-З "Об областной целевой программе "Здоровый ребенок" (2003 - 2007 годы)", от 31.03.2006 N 18-З "Профилактика внутрибольничных инфекций в Тамбовской области на 2006 - 2008 годы", Уставом города Тамбова и с учетом заключения постоянной комиссии по социально-экономическому развитию и бюджету,
Тамбовская городская Дума РЕШИЛА:
1. Утвердить городскую целевую программу "Охрана здоровья населения города Тамбова на 2007 - 2010 годы" (прилагается).
2. Решение вступает в силу после опубликования в газете "Наш город Тамбов".
Глава города Тамбова | А.Ю. Ильин |
________________________________________
*- Приложение в редакции, введенной в действие со 2 июня 2008 года на основании решения Тамбовской городской Думы от 25 апреля 2008 года N 614.
Наименование Программы | Городская целевая программа "Охрана здоровья населения города Тамбова на 2007-2010 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1, Федеральный закон РФ от 18.06.2001 N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации", Федеральный закон РФ от 30.03.1995 N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)", Федеральный закон от 17.09.1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", Приказ Министерства здравоохранения РФ от 21.03.2003 N 109 "О совершенствовании противотуберкулезных мероприятий в России", "Об областной целевой программе "Здоровый ребенок" (2003-2007 годы)" от 01.11.2002 N 67-З, Областная целевая программа от 31.03.2006 г. N 18-З "Профилактика внутрибольничных инфекций в Тамбовской области на 2006-2008 годы", |
Заказчик Программы | Администрация города Тамбова |
Разработчик и координатор Программы | Комитет по охране здоровья населения и социальному развитию администрации города Тамбова |
Цели Программы | стабилизация эпидемиологической ситуации, связанной с заболеваниями социального характера, снижение преждевременной смертности и заболеваемости, инвалидизации населения, формирование у населения психологии здорового образа жизни; |
Задачи Программы | укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения, отвечающей современным требованиям времени, в целях формирования комфортной среды для оказания медицинской помощи населению города; поддержание на низком уровне заболеваемости инфекциями, управляемыми средствами вакцинопрофилактики; предупреждение эпидемических вспышек инфекционных заболеваний; сдерживание роста распространения ВИЧ-инфекции; увеличение средней продолжительности жизни населения; стабилизация заболеваемости и уменьшение распространения туберкулеза; охрана репродуктивного здоровья, предупреждение и снижение материнской и младенческой заболеваемости и смертности; совершенствование методов профилактики внутрибольничных инфекций; снижение уровня употребления наркотиков лицами группы риска и уменьшение рецидивов среди них (вторичная и третичная профилактика). |
Сроки реализации Программы | 2007-2010 годы |
Перечень подпрограмм | В программу включены следующие подпрограммы: 1. "Развитие муниципального здравоохранения в городе Тамбове" 2. "Вакцинопрофилактика" 3. "Неотложные меры по борьбе с туберкулезом в городе Тамбове" 4. "Неотложные меры по предупреждению распространения заболевания, вызванного вирусом иммунодефицита человека" 5. "Профилактика наркомании, алкоголизма, табакокурения" 6. "Профилактика артериальной гипертонии" 7. "Здоровый ребенок" 8. "Профилактика внутрибольничных инфекций" |
Исполнители Программы | Комитет по охране здоровья населения и социальному развитию, комитет образования, главные врачи муниципальных лечебно-профилактических учреждений города, Городской центр медицинской профилактики, Городской Центр планирования семьи |
Объем и источники | Общий объем финансирования Программы на весь период ее реализации составляет 387 777,0 тыс. руб., федеральный бюджет - 70 000,0 тыс. руб.; областной бюджет - 111 020,0 тыс. руб.; городской бюджет - 137 307,0 тыс. руб.; средства ФОМС - 64 450,0 тыс. руб.; средства платных услуг - 3 300,0 тыс. руб.; внебюджетные средства - 1 700,0 тыс. руб. |
Механизм реализации Программы | Комитет по охране здоровья населения и социальному развитию администрации города Тамбова контролирует своевременное и полное проведение мероприятий Программы, ежегодно представляет информацию о ходе выполнения мероприятий Программы в Тамбовскую городскую Думу и ежеквартально - в комитет социально-экономической политики администрации города Тамбова |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | 1. Повышение удовлетворённости населения медицинской помощью в результате повышения качества обслуживания и обеспечения МЛПУ города современным медицинским оборудованием 2. Обеспечение рационального использования коечного фонда, сокращение сроков пребывания на койке, снижение госпитальной летальности 3. Снижение уровня заболеваемости социально-значимыми заболеваниями и распространения вакциноуправляемых инфекций 4. Уменьшение риска профессионального заражения ВИЧ 5. Увеличение уровня информированности населения о социально-значимых заболеваниях 6. Продление активного долголетия |
Содержание проблемы, обоснование программы
Основные цели и задачи, определенные целевыми программами в сфере здравоохранения в городе Тамбове в 2003-2006 годах, были достигнуты в установленные сроки. В соответствии с приоритетными направлениями социально-экономического развития города Тамбова появилась необходимость создания программы по охране здоровья населения города Тамбова на 2007-2010 годы.
В городе Тамбове медицинскую помощь населению оказывают 6 взрослых поликлиник, 4 детские поликлиники, 4 женские консультации, 3 стоматологические поликлиники, 4 больницы и станция скорой медицинской помощи.
Ежегодно поликлиники города регистрируют около 2,7 млн. обращений граждан, что в среднем составляет до 9 посещений на одного жителя.
В городе Тамбове, как и во многих других регионах Российской Федерации, сохраняется неблагоприятная медико-демографическая ситуация: при стабильно низких показателях рождаемости - 8,4‰, показатели общей смертности находятся в пределах 15,9‰ (2003) - 15,8‰ (2005). Естественная убыль населения города сохраняется на одном уровне.
Младенческая смертность на тысячу родившихся живыми в городе Тамбове в 2005 г. составила 7,3‰ (2004 г. - 9,2‰, Тамбовская область - 11,5‰), что ниже уровня младенческой смертности по сравнению с 2001 годом в два раза. Отмечается снижение перинатальной смертности с 12,1‰ (2003 г.) до 7,0‰ (2005 г.).
Продолжается рост заболеваемости взрослого (с 1885,3‰ (2003 г.) до 2102,1‰ (2005 г.) и детского населения (с 3300,0‰ (2003 г.) до 4888,0‰ (2005 г.). Заболеваемость на тысячу подростков снизилась с 2959,0‰ (2003 г.) до 2846,0‰ (2005 г.). Среди школьников заболеваемость по некоторым болезням возросла на 10%.
Обеспеченность городского населения врачами увеличилась с 24,7 (2003 г.) до 27,3 (2005 г.), что вызвано сокращением числа штатных должностей врачей с 1304,5 (2003 г.) до 1203,7 (2005 г.).
Одна из важнейших проблем, которая стоит перед городским здравоохранением - укрепление участковой службы. Штатная численность участковых терапевтических служб укомплектована на 65% (2004 г.), что выше показателя 2003 г. - 62,1%. Укомплектованность кадрами педиатрических участков снизилась с 85,7% (2003 г.) до 83,4% (2004 г.). Внедрение приоритетного Национального проекта в настоящее время позволит повысить укомплектованность штата участковой службы.
В работу отделений поликлиник и стационаров внедрялись новые методы обследования и лечения больных: широкое применение получили малоинвазивные операции, остеосинтез костей, использование аппарата ИВЛ для новорожденных при проведении реанимационных мероприятий в роддомах, в детской стоматологической практике всё шире используются современные анестетики при терапевтических и хирургических вмешательствах (гели, аэрозоли, карпулированные анестетики).
Несмотря на отдельные позитивные достижения в оказании населению лечебно-профилактической помощи медленными темпами происходит укрепление материально-технической базы муниципальных лечебно-профилактических учреждений (далее - МЛПУ), оснащение ее современным оборудованием.
В ряде МЛПУ устарело рентгеновское, флюорографическое, эндоскопическое, стоматологическое, физиотерапевтическое оборудование. Для оказания квалифицированной медицинской помощи многим МЛПУ необходимо высокотехнологичное диагностическое, стерилизационное и лабораторное оборудование, оргтехника.
В 2003 году в городе Тамбове открыт перинатальный центр на базе МЛПУ "Городская больница им. Архиепископа Луки", но нехватка современного оборудования негативно сказывается на оказании медицинской помощи новорожденным.
На развитие здравоохранения, доступности медицинской помощи, улучшения ее качества оказало влияние недостаточное его финансирование. В 2006 году бюджет здравоохранения города Тамбова составляет 179 781,6 тыс. руб., что на 76,5% выше исполнения сметы 2005 года, в том числе за счет собственных средств городского бюджета - 121,5 млн. руб. Превышение к финансированию 2005 года составляет 52,4 млн. руб. (76%).
В условиях ограниченного бюджетного финансирования определенное значение для поддержания хозяйственной деятельности МЛПУ имеет оказание платных услуг. К 2007 году планируется увеличение объема платных услуг на 40%. Проводится работа по ДМС.
Серьезной проблемой остается нехватка автотранспорта для МЛПУ. Изношенность автопарка составляет 80-85%. Для обеспечения МЛПУ санитарным транспортом в 2006 году предусмотрено 1,5 млн. руб., для станции скорой медицинской помощи - получение 13 автомобилей предусмотрено в рамках приоритетного Национального проекта.
Кроме того, в настоящее время в городе Тамбове сложилась напряженная эпидемиологическая ситуация, связанная с резким ростом числа социально-значимых заболеваний, таких как туберкулез, инфекционные и венерические заболевания.
В 2005 году по данным государственной статистической отчетности в городе Тамбове было зарегистрировано 144 случая впервые выявленного туберкулеза, заболеваемость составила 44,6 случая на 100,0 тыс. чел. (в 2004 году - заболеваемость - 56,6), что на 19,6% ниже уровня 2004 года. Туберкулез органов дыхания зарегистрирован в 93,8% случаев (в 2004 году - 88,3%). Бациллярные формы туберкулеза отмечались в 53,5% случаев (в 2004 году - 58,1%).
В 2005 году среди детей до 14 лет зарегистрировано 3 случая туберкулеза, заболеваемость составила 7,6 случая на 100,0 тыс. детского населения. Туберкулез органов дыхания зарегистрирован в 66,7% случаев. Этот показатель остается стабильным.
В мире вирусом иммунодефицита человека инфицировано примерно 40 млн. чел. Показатель ВИЧ-инфицирования составляет 171 случай на 100 тыс. населения. В 2004 году в городе Тамбове выявлено 10 человек, инфицированных ВИЧ, в 2005 году - 8 человек. Тем не менее, снижение заболеваемости на 20% нельзя считать объективным показателем.
Расширение масштабов незаконного оборота наркотических средств и увеличение его объема, целенаправленное внедрение этого нелегального товара в подростково-молодежную среду дают все основания предполагать втягивание в немедицинское потребление наркотических средств больших групп молодежи, и, как следствие этого, распространение среди них ВИЧ-инфекции. В последнее время более распространенным является передача ВИЧ половым путем, в связи с чем большое значение приобретает санитарно-просветительская работа среди молодежи.
Осложнение эпидемиологической ситуации, рост числа родившихся детей от ВИЧ-инфицированных мам, неблагоприятный прогноз на ближайшее время диктуют острую необходимость в принятии экстренных мер по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции на территории города Тамбова.
Вакцинопрофилактика является одним из самых действенных и эффективных методов борьбы с инфекционными заболеваниями.
В городе Тамбове в 2005 году не было зарегистрировано ни одного случая дифтерии, кори, полиомиелита, вирусного гепатита В среди детей, продолжается снижение заболеваемости коклюшем: в 2005 году заболеваемость составила 0,6, что на 93,5% ниже чем в 2004 году. заболеваемость паротитом составила 1,9, что на 45% ниже уровня 2004 года. Заболеваемость вирусным гепатитом В среди взрослого населения снизилась в два раза. Вновь выявленные случаи туберкулеза среди детей сохраняются на одном уровне и составляют 7,5, среди взрослого населения вновь выявленный туберкулез составил 44,6, что на 19,65 ниже уровня 2004 года. Значительно снизилась заболеваемость гриппом как среди детского, так и среди взрослого населения (в два раза).
Медицинские работники группы риска заражения вирусным гепатитом В полностью охвачены иммунизацией против данной инфекции. Продолжается иммунизация остальных категорий медицинских работников.
Проводимая работа по вакцинации населения позволила достичь уровня привитости, обеспечивающего эпидемиологическое благополучие по основным инфекционным заболеваниям, но проблема профилактики инфекций, управляемых средствами вакцинации, не может быть успешно решена только путем медицинских мероприятий.
По данным Управления ФСКН РФ по Тамбовской области наркоситуация и оперативная обстановка в городе Тамбове остаётся тревожной. Настораживающим фактом является то, что всё чаще в поле зрения Управления ФСКН стали попадать студенты Тамбовских ВУЗов. В связи со сложной криминогенной обстановкой ежемесячно проводятся рейдовые мероприятия по местам массового досуга молодёжи. В сентябре 2005 года были проведены рейдовые обследования пришкольных территорий и помещений средних школ. Из 8 обследованных школ и пришкольных участков на территории 4-х были обнаружены следы употребления наркотиков.
Попытка решения проблемы борьбы с наркоманией только карательными мерами заведомо обречена на неудачу, необходим государственный подход к её решению, а основные усилия должны быть направлены на общую и индивидуальную профилактику. Система профилактики болезней "поведения" в городе Тамбове является важной частью общего профилактического пространства. Профилактика позволяет заблаговременно решать те проблемы, борьба с которыми впоследствии обойдётся намного дороже для всех членов общества. Нет никакого сомнения в том, что профилактика необходима, хотя оценить её эффективность достаточно сложно.
Одним из важнейших направлений текущей политики администрации города является улучшение качества жизни горожан, которое в немалой степени определяется состоянием здоровья каждого жителя. Для решения задач по улучшению здоровья населения предлагается данная программа, направленная на развитие муниципального здравоохранения и стабилизацию эпидемиологической ситуации по заболеваниям социального характера.
Программой предусмотрено укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений, которые будут осуществлять профилактику, своевременное выявление, диагностику и лечение заболеваний социального характера современными методами с внедрением новых технологий. Необходимый эффект может быть достигнут только при комплексном подходе к организации профилактической деятельности, объединении усилий и согласованности действий всех структур, межведомственной координации всех заинтересованных в этой сфере субъектов.
Основные цели и задачи программы
Цели программы:
улучшение качества оказания специализированной квалифицированной, амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи, предусмотренной государственными гарантиями оказания бесплатной медицинской помощи, для увеличения средней продолжительности жизни населения, формирования здорового образа жизни;
стабилизация эпидемиологической ситуации, связанной с заболеваниями социального характера, снижение преждевременной смертности и заболеваемости, инвалидизации населения, увеличение продолжительности жизни больных с заболеваниями социального характера;
комплексное решение проблем профилактики, диагностики, лечения и реабилитации больных артериальной гипертонией и ее осложнений, снижение уровня заболеваемости населения артериальной гипертонией, инвалидности и смертности от ее осложнений (инсульт, инфаркт миокарда);
охрана репродуктивного здоровья, предупреждение и снижение материнской и младенческой заболеваемости и смертности;
совершенствование методов профилактики внутрибольничных инфекций.
Достижение основных целей будет достигнуто посредством решения следующих задач:
укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения, отвечающей современным требованиям времени, в целях формирования комфортной среды для оказания медицинской помощи населению города;
создание необходимых условий для формирования психологии здорового образа жизни у населения;
совершенствование организации оказания медицинской помощи для обеспечения доступности квалифицированной амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи;
освоение и внедрение современных технологий оказания медицинской помощи в целях оказания высококвалифицированной лечебно-диагностической помощи населению города;
поддержание на низком уровне заболеваемости инфекциями, управляемыми средствами вакцинопрофилактики;
предупреждение эпидемических вспышек инфекционных заболеваний;